Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Физиологические механизмы ощущений. Свойства и виды восприятия

Физиологические механизмы ощущения

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названых Павловым анализаторами, каждый анализатор состоит из 3х частей.

1. периферический отдел - рецепторы. Рецептор - воспринимающая часть анализатора, его основная функция заключается в трансформации внешней энергии в нервный импульс.

2. проводящие нервные пути - (центростремительные, центробежные, афферентные)

3. корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов приходящих из периферических отделов. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение ощущения становится невозможным (зрительное ощущение прекращается при повреждении глаза.). Анализатор - активный орган, который рефлекторно перестраивается под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, а всегда включает двигательные компоненты. Так, американский психолог Д. Нефф, наблюдая с помощью микроскопа за участками кожи, убедился, что при раздражении их иглой, момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторно-двигательной реакцией этого участка кожи.

Классификация ощущений

В зависимости от того, какой орган воспринимает действие раздражителя, со стороны чего идет воздействие на рецепторы, каково качество самого раздражителя - от всего этого зависит классификация ощущений. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена, по крайней мере, по двум основным принципам: систематическому и генетическому.

Так как ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит, естественно, из рецептора, который дает ощущения данного качества или "модальности".

В качестве основных видов ощущений различают кожные ощущения - прикосновения и давления, осязания, температурные ощущения и болевые, вкусовые и обонятельные ощущения, зрительные, слуховые, ощущения положения и движения (статические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов и т.д.).

Различные модальности ощущений, так резко друг от друга отдифференцированные, сложились в процессе эволюции. И по настоящее время существуют еще далеко не достаточно изученные интермодальные виды чувствительности. Такова, например, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой и в генетическом плане (по мнению ряда авторов начиная с Ч. Дарвина) является переходной формой от осязательных ощущений к слуховым.

Вибрационное чувство - это чувствительность к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом. Физиологический механизм вибрационной чувствительности ещё не выяснен. По мнению одних исследователей, она обусловлена костями, но не кожей (М. фон Фрейд и др.); другие считают вибрационную чувствительность тактильно-кожной, признавая за костями лишь резонаторно-физическую функцию (В.М. Бехтерев, Л.С. Фрей и др.). Вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью. Одни исследователи (Д. Катц и др.) включают её в тактильную чувствительность, отличая, однако, вибрационное чувство от чувства давления; другие сближают её со слуховой. В частности, школа Л.Е. Комендантова считает, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука.

Особое практическое значение вибрационная чувствительность приобретает при поражениях зрения и слуха. В жизни глухих и слепоглухонемых она играет большую роль. Слепоглухонемые благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности узнавали приближение грузовиков и других видов транспорта на далеком расстоянии. Таким же образом, посредством вибрационного чувства, слепоглухонемые узнают, когда к ним в комнату кто-то входит.

В некоторых случаях развитие вибрационной чувствительности и особенно умение пользоваться ею достигает такого совершенства, что позволяет слепоглухонемым улавливать ритм музыки, что имело место у Елены Келлер.

Исходя специально из свойств раздражителей, различают механическую чувствительность, включающую осязательные ощущения, кинестетические и т.д.; близкую к ней акустическую, обусловленную колебаниями твердого тела; химическую, к которой относятся обоняние и вкус; термическую и оптическую.

Все рецепторы по месту их расположения подразделяются на три группы: интероцепторы, проприоцепторы и экстероцепторы (предложил классификацию Шеррингтон); соответственно различают интеро-, проприо- и экстероцептивную чувствительность.

В генетическом плане выдвигается еще одна классификация видов чувствительности, представляющая существенный интерес. Она исходит из скорости регенерации афферентных волокон после перерезки периферического нерва, которую Г. Хэд наблюдал на экспериментах, произведенных им над самим собой.

Интерпретируя свои наблюдения о последовательном восстановлении чувствительности после перерезки нерва, Хэд приходит к признанию двух различных видов чувствительности -- протопатической и эпикритической. Протопатическая чувствительность -- более примитивная и аффективная, менее дифференцированная и локализованная. Эпикритическая чувствительность -- более тонко дифференцирующая, объективированная и рациональная; вторая контролирует первую. Для каждой из них существуют особые нервные волокна, которые регенерируют с различной скоростью. Волокна, проводящие протопатическую чувствительность, Хэд считает филогенетически более старыми, примитивными по своему строению и поэтому восстанавливающимися раньше, в то время как эпикритическая чувствительность проводится волокнами филогенетически более молодой системы и более сложно построенной. Хэд считает, что не только афферентные пути, но и центральные образования у протопатической и эпикритической чувствительности разные: высшие центры протопатической чувствительности локализуются, по Хэду, в таламусе, а эпикритической чувствительности -- в филогенетически более поздних корковых образованиях. В нормальных условиях протопатическая чувствительность контролируется эпикритической посредством тормозящего воздействия коры на таламус и нижележащие области, с которыми связана протопатическая чувствительность.

При всем интересе, который вызывает теория Хэда, она является все же лишь гипотезой и притом гипотезой, которая некоторыми оспаривается.

В этом вопросе необходимо расчленить две стороны: во-первых, вопрос о правомерности противопоставления двух видов чувствительности как генетически последовательных ступеней, располагающих каждая особым видом афферентных волокон, и, во-вторых, вопрос о наличии функциональных различий между теми или иными видами нормальной чувствительности, выражающихся в более аффективном, менее дифференцированном характере одной и более перцептивном, дифференцированном, рациональном характере другой.

Оставляя открытым первый вопрос, относящийся к специфическому ядру учения Хэда, можно считать бесспорным положительный ответ на второй. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно взять, например, органическую чувствительность, которая доставляет нам по большей части трудно локализуемые, размытые, трудно дифференцируемые ощущения с настолько яркой аффективной окраской, что каждое такое ощущение (голода, жажды и т.д.) трактуется так же, как чувство. Их познавательный уровень, степень дифференцированности субъективно-аффективных и объективно-предметных моментов в них существенно разнятся.

Каждое ощущение, будучи отражающим действительность органическим процессом, включает в себя неизбежно полярность, двусторонность. Оно, с одной стороны, отражает какую-то сторону действительности, действующей на рецептор в качестве раздражителя, с другой -- в нем в какой-то мере отражается состояние организма. С этим связано наличие в чувствительности, в сенсорике, с одной стороны, аффективных, с другой -- перцептивных, созерцательных моментов. Обе эти стороны представлены в ощущениях в единстве. Но в этом единстве обычно одна сторона в большей или меньшей степени подавляет другую. В одних случаях в сенсорике в той или иной мере преобладает аффективный, в другой перцептивный характер, первый по преимуществу в тех видах чувствительности, которые служат главным образом для регулирования внутренних взаимоотношений организма; второй -- в тех, которые по преимуществу регулируют его взаимоотношения с окружающей средой.

Более примитивная чувствительность была, по-видимому, первоначально нерасщепленным, недифференцированным единством перцептивных, аффективных и моторных моментов, отражая нерасчлененные свойства объекта и состояние субъекта. В дальнейшем развитие чувствительности идет по разным направлениям; с одной стороны, виды чувствительности, связанные с регулированием внутренних взаимоотношений, сохраняют аффективный характер; с другой -- в интересах правильного приспособления, а затем и воздействия на среду необходимо отображать вещи в их объективных свойствах, независимых от субъекта. Поэтому в процессе биологической эволюции стали формироваться все более специализированные, относительно замкнутые аппараты, которые оказались, таким образом, все более приспособленными к тому, чтобы выражать не общее состояние организма, а отражать возможно более безлично, объективно свойства самих вещей.

В физиологическом плане это обусловлено тем, что периферическое раздражение само по себе не обусловливает однозначно ощущение, а является лишь начальной фазой процесса, в который включены и высшие центры. Притом по мере развития центрального аппарата коры центрифугальные иннервации (идущие от центра к периферии), по новейшим данным, играют, по-видимому, в деятельности сенсорных систем почти столь же значительную роль, как и центрипетальные (идущие от периферии к центру). Это регулирование деятельности отдельных сенсорных систем центральными факторами рационализирует чувствительность и служит в конечном счете тому, чтобы, как бы корректируя локальное раздражение, привести сенсорные качества в сознании в максимальное соответствие с объектом.

Проблема чувствительности разрабатывалась первоначально в плане психофизиологии, которая была по существу частью физиологии. Лишь в последнее время она поднимается в собственно психологическом плане. В психофизиологии ощущения рассматриваются лишь как индикатор состояния органа. Собственно психологическое исследование ощущений начинается там, где ощущения рассматриваются не только как индикаторы состояния органа, а как отражения свойств воспринимаемых объектов. В этом своем взаимоотношении к объекту они являются вместе с тем и проявлением субъекта, индивида, его установок, потребностей, его истории, а не только реакций органа. Психология человека изучает чувствительность человека, а не деятельность органов чувств самих по себе. При этом всякий конкретный процесс ощущения осуществляется конкретным индивидом и зависит от его индивидуальных особенностей, более непосредственно -- от его восприимчивости и впечатлительности, т.е. свойств его темперамента.

Переходя к изучению ощущения, мы пойдем от менее дифференцированных и опредмеченных интероцептивных ощущений и проприоцептивных к более дифференцированным и опредмеченным экстероцептивным и от контактрецепторов к дистантрецепторам.

Этот порядок изложения, в котором интероцепция предшествует экстероцепции, никак не означает какого-либо генетического приоритета первой над второй. По-видимому, генетически первичной была рецепция, в которой экстероцептивные и интероцептивные моменты не были еще расчленены; при этом главное значение принадлежало компонентам экстероцептивным.

  • 8. Характер. Классификация черт характера. Типы характера. Акцентуация характера.
  • 9. Понятие направленности личности
  • 10. Потребности личности
  • 11. Мотивация и виды мотивационных состояний личности.
  • 12.Мотивация и мотивы.
  • 13. Способности. Виды способностей. Способности и задатки. Развитие способностей.
  • 14. Ощущение. Нейрофизиологические механизмы ощущений. Классификация ощущений. Закономерности ощущений. Особенности видов ощущений.
  • 15.Восприятие.Нейрофизиологические основы восприятия. Классификация восприятия. Общие закономерности восприятия. Индивидуальные различия в восприятии.
  • 16. Мышление. Классификация явлений мышления. Закономерности мышления. Структура мыслит. Деят-ти при решении нестандартных задач.
  • 17.Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения.
  • 18. Память. Нейрофизиологические основы памяти. Классификация явлений памяти. Закономерности произвольного и непроизвольного запоминания.
  • 19.Эмоции.Физиологические основы эмоции и чувств.Свойства, виды и общие закономерности эмоций и чувств.Аффект как юридически значимая категория.
  • 20.Воля. Нейрофизиологические основы воли. Классификация волевых действий. Структура простого и сложного волевого действия.
  • 21. Понятие о деятельности и поведении. Ориентировочная основа деятельности. Навыки, умения и привычки.
  • 22. Псих. Состояния и их классификация. Характеристика видов псих. Состояний.
  • 24. Социум как фактор организации индивидуального поведения. Понятие и виды социальных общностей.
  • 25. Социально-психологическая организация больших и малых социальных групп.
  • 26. Психология межличностных отношений. Конфликты и их пре­одоление.
  • 27. Большие социальные группы. Психология массовидных явле­ний, массовой коммуникации.
  • 28. Психология социального управления.
  • 29. Предмет, методы, структура и задачи юридической психологии.
  • 30. Право как фактор социальной регуляции поведения личности.
  • 31. Правосознание и правоисполнительное поведение.
  • 32. Понятие личности преступника. Детерминация преступного поведения. Биосоциальные факторы в системе детерминации пре­ступного поведения.
  • 33. Типология личности преступника.
  • 34. Психология преступного деяния.
  • 36. Выявление мотивов преступления и анализ их информацион­ного содержания. Информационное содержание способа совершения деяния.
  • 37. Психология коммуникативной деятельности следователя.
  • 38. Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетелей.
  • 39. Психология деятельности прокурора в уголовном и граждан­ском судопроизводстве.
  • 40. Психология деятельности адвоката в уголовном и гражданском судопроизводстве.
  • 41. Психология осмотра места происшествия.
  • 42. Психология обыска и выемки.
  • 43. Психология допроса и очной ставки.
  • 44. Психология следственного эксперимента.
  • 45.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.
  • 46.Психологические аспекты отдельных этапов уголовного судопроизводства.
  • 51. Диагностика изобличения ложных показаний.
  • 52. Приемы и критерии правомерного психического воздействия в уголовном судопроизводстве.
  • 53. Психологические аспекты наказания и исправления осужденных.
  • 56. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве
  • 14. Ощущение. Нейрофизиологические механизмы ощущений. Классификация ощущений. Закономерности ощущений. Особенности видов ощущений.

    1. Ощущение - психически и процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности; чувствительность человека к сенсорным воздей­ствиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека бази­руется на ощущениях. Ощущение является элементарным, но базовым психическим процессом. Оно не пассивный отпечаток физических свойств действительности, а активный психический процесс взаимо­действия человека с миром.

    В ощущениях отражаются не только специфические свойства пред­метов и явлений, но и их интенсивность, продолжительность и про­странственная локализация. Ощущения человека взаимосвязаны, ас­социированы так же, как связаны между собой и различные свойства действительности.

    Процесс непрерывного приема и анализа информации о физико-химических характеристиках внешней среды и внутренних состояни­ях организма осуществляется посредством анализаторов. Информа­ция, получаемая анализаторами, называется сенсорной (от лат. sensus - чувство), а процесс ее приема и первичной переработки - сенсорной деятельностью.

    Каждый орган чувств (глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вку­совые сосочки языка) специализирован на приеме и переработке раз­личных специфических внешних воздействий.

    Основная часть каждого органа чувств, окончания чувствующего нерва, - рецепторы (от лат. receptor - принимающий). Они превращают энергию внешнего раздражителя в нервный импульс. Ощуще­ние - акт перехода внешнего воздействия и факт сознания.

    2. В зависимости от расположения рецепторов все ощущения де­лятся на три группы:

    ♦ к первой группе относятся ощущения, связанные с рецепторами, находящимися па поверхности тела, - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные; это экстерорецептивные ощу­щения;

    ♦ ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения; они связаны с рецепторами, находящимися во внутренних органах (органические ощущения);

    ♦ к третьей группе относятся кинеетезнческие (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мыш­цах, связках и вестибулярном аппарате; это - проприорецептивные ощущения (от лат. propnus - собственный), ощущения соб­ственных движений и пространственного положения тела.

    В зависимости от разновидности анализатора различаются следу­ющие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические, болевые.

    Ощущения подразделяются также на дистантные (отражение свойств удаленных объектов) и контактные.

    Общие психофизиологические закономерности ощущений

    Работа каждого анализатора имеет специфические закономерности. Наряду с этим все виды ощущении подчинены общим психофизиоло­гическим закономерностям. К ним относятся:

    ♦ пороги чувствительности;

    ♦ адаптация;

    ♦ сенсибилизация;

    ♦ контраст ощущений;

    ♦ синестезия.

    1. Пороги чувствительности - это ее предельные возможности. Диапазон пашей чувствительности ограничен нижним и верхним аб­солютными порогами:

    ♦ минимальная интенсивность раздражения, необходимая для воз­никновения едва заметного ощущения, называется абсолютным нижним порогом ощущения;

    верхний абсолютный порог ощущений - ото максимальная вели­чина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущения.

    Наряду с абсолютной различается относительная чувствитель­ность - чувствительность к изменению интенсивности воздействия. Относительная чувствительность измеряется порогом различения (разно­стным порогом) -минимальным различием в силе двух однотипных раздражителе/!, необходимым для изменения интенсивности ощущения.

    Различается оперативные пороги ощущений - величина сигнала, при которой точность и скорость его различения достигают максиму­ма (эта величина на порядок больше, чем величина нижнего порога).

    2. Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе по продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией.

    Разные анализаторы имеют различные скорость и диапазон адаптации. Адаптация к одним раздражителям происходит быстрее, к дру­гим - медленнее: быстрее адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы, медленнее - слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы.

    3. Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внут­ренних (психических) факторов называется сенсибилизацией.

    Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвана:

    ♦ взаимодействием ощущений;

    ♦ физиологическими факторами;

    ♦ ожиданием того пли иного воздействия, его значимостью, специ­альной установкой па различение определенных раздражителей;

    ♦ упражнением, опытом.

    У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, этот недо­статок компенсируется (возмещается) за счет повышения чувствитель­ности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых). Это так называемая компенсаторная сен­сибилизация.

    Сильное возбуждение одних анализаторов понижает чувствитель­ность других. Это явление называется десенсибилизацией.

    4. Одно из проявлении взаимодействия ощущении - их контраст­ное взаимодействие. Контраст ощущений - повышение чувствительности к одним свой­ствам под влиянием других, противоположных свойств действитель­ности. Так, одна и та же фигура одного цвета на светлом фоне кажется серой, а на черном - белой.

    5. Синестезия (от греч. sinaisthcsis - совместное ощущение) - ас­социативное (фантомное) шюмодальное ощущение, сопутствующее реальному (вид желтого лимона вызывает ощущение кислого).

    Особенности отдельных видов ощущений

    1. Зрительные ощущения. Для возникновения зрительных ощуще­ний необходимо воздействие электромагнитных волн на зрительный рецептор- сетчатку глаза, скопление фоточувствительных нервных клеток, расположенных на дне глазного яблока.

    Ощущаемые человеком цвета делятся на хроматические и ахроматические - бесцветные (черный, белый и промежуточные оттенки серого цвета).

    Световые (электромагнитные) волны разной длины вызывают раз­ные цветовые ощущения. Цвет - это психическое явление, ощуще­ние человека, вызываемое различной длиной электромагнитных из­лучений.

    Существует трехкомпопеитпая теория цветового зрения, согласно которой все многообразие цветовых ощущений возникает в результа­те работы лить трех видов дветовоспринимнющпх рецепторов крас­ного, зеленого и синего.

    Для зрительного возбуждения характерна некоторая инертность. Это является причиной кратковременного (0,25 с) сохранения следа све­тового раздражения после прекращения воздействия раздражителя.

    Цвет каждого объекта характеризуется теми лучами светового спек­тра, которые объект отражает.

    2. Слуховые ощущения. Работа слухового анализатора не менее сложна и важна, чем работа зрительного анализатора. По этому кана­лу идет основной поток речевой информации.

    Слуховой анализатор чувствителен к высоте, силе и тембру звука.

    Человек не ощущает звуки низких частот (инфразвуки). Однако подпороговые низкочастотные звуки влияют на психическое состоя­ние человека.

    Звуки, лежащие за верхним порогом звуковой чувствительности (то есть свыше 20 тыс. Гц), называются ультразвуками. Животным дос­тупны ультразвуковые частоты в 60 и даже 100 тыс. Гц. В нашей речи обнаруживаются звуки до 140 тыс. Гц. Можно предположить, что они воспринимаются нами на подсознательном уровне и несут в себе эмо­циональную информацию.

    Интенсивность слухового ощущения - громкость - зависит от ин­тенсивности звука, то есть от амплитуды колебаний источника звука и от высоты звука.

    Кроме звуковысотной чувствительности существуют нижние и вер­хние пороги чувствительности к силе звука.

    Тактильные ощущения - ощущения прикосновения. Тактильные рецепторы наиболее многочисленны па кончиках пальцев и языка.

    Кинестетические (двигательные) ощущения, Наши движения свя­заны с кинестетическими ощущениями.

    Статическое ощущение - ощущение положения тела в пространстве относительно направления силы тяжести, ощущение равновесия. Рецеп­торы этих ощущений (гравнторепепторы) находятся во внутреннем ухе.

    Вибрационные ощущения возникают в результате отражения ко­лебаний от 15 до 1500 Гц в упругой среде. Эти колебания отражаются всеми частями тела. Вибрации для человека утомительны и даже бо­лезненны, многие из них недопустимы.

    Обонятельные ощущения возникают в результате раздражения ча­стицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизистой оболоч­ки носовой полости, где находятся обонятельные клетки.

    Вкусовые ощущения. Все многообразие вкусовых ощущений состоит \ул комбинации четырех вкусов: горького, соленого, кислого и сладкого.

    Рецепторами вкусовых ощущений являются нервные окончания, расположенные на поверхности языка, - вкусовые сосочки. Они рас­положены на поверхности языка неравномерно.

    Температурные ощущения возникают от раздражения терморецеп­торов кожи. Существуют отдельные рецепторы для ощущения тепла и холода.

    Болевые ощущения вызываются механическими, температурными и химическими воздействиями, достигшими сверхпороговой интен­сивности.

    Органические ощущения - ощущения, связанные с интерорецепорами, расположенными во внутренних органах. К ним относятся ощущения сытости, голода, удушья, тошноты и др.

    4. Сенсорная организация личности. Присущие индивиду уровни развития отдельных видов его чувствительностн и особенности их си­стемного функционирования называются сенсорной организацией лич­ности. У каждого человека имеются анатомо-физиологические предпо­сылки (задатки) для развития определенных сенсорных способностей. Отдельные люди - экстрасенсы ~ обладают феноменальной чувстви­тельностью. С развитием сенсорной культуры личности связаны ее способности реагировать на гармонию красок, запахов и звуков.

    Потребность в гармонизированных сенсорных воздействиях - одна из основных потребностей человека. Длительная сенсорная депривация (лишение чувственных воздействий) вызывает у человека пси­хическое расстройство. Б постоянном потоке нервных импульсов, по­ступающих в мозг от органов чувств, осуществляется живая связь каждого человека с внешним миром.

    Введение

    1.1 Понятие об ощущениях

    1.2 Основные закономерности ощущений

    Глава 2. Современные концепции о физиологических механизмах, лежащих в основе ощущений

    2.1 Представления о системном характере взаимодействия структур мозга в обеспечении ощущений

    2.2. Детекторная концепция

    2.3 Концепция информационного синтеза А.М. Иваницкого

    Заключение

    Список использованных источников

    Приложения


    Введение

    Важнейшим источником информации о внешнем мире и собственном теле для человека являются его ощущения. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем именно благодаря анализаторам. С помощью их человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.

    Многие проблемы, с которыми столкнулись психологи, изучающие ощущение, неновы. На самом деле интерес к дискуссионным вопросам и проблемам, связанным с ощущением, восходит к истокам интеллектуальной истории человечества. Еще древнегреческие философы размышляли над тем, как именно мы познаем то, что находится вне наших тел, т. е. как мы познаем окружающий мир. Первым из древнегреческих философов, считавшим необходимыми тщательные наблюдения за природой и ее описание, был Аристотель. Он полагал, что все знания об окружающем мире человек получает благодаря опыту, приобретаемому через ощущения. Кроме того, он создал просуществовавшую долгое время базовую классификацию, включившую пять чувств - зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

    Актуальность темы исследования ощущений обусловлена той огромной ролью, которую они играют в нашей повседневной жизни. С житейской точки зрения трудно представить себе что-то более естественное, чем видеть, слышать, чувствовать прикосновение предмета...

    Любой человек, сталкивающийся с таким сложным и многогранным явлением, как ощущение, конечно же, вправе спросить, зачем нужно изучать его. Помимо чисто научных существует немало и других побудительных мотивов. Во-первых, роль ощущений в решении фундаментальных философских проблем, касающихся того, как именно мы познаем окружающий нас мир, чрезвычайно велика. Во-вторых, еще одна причина, тесно связанная с первой и побуждающая изучать ощущение, - его важность для получения системных знаний о самих себе и об окружающем нас мире. Это справедливо, так как все наши знания о находящейся вне нас реальности являются в первую очередь результатом ощущений. Иными словами, наши знания о мире и наше внутреннее ощущение физической реальности проистекают из полученной нами сенсорной информации.

    Объектом исследования курсовой работы являются ощущения.

    Предмет исследования – психофизиологические механизмы ощущений.

    Цель работы: изучение психофизиологических механизмов ощущений.

    Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

    – рассмотреть и выявить основные закономерности ощущений;

    – выявить характер взаимодействия структур мозга в обеспечении ощущений;

    – раскрыть суть детекторной концепции;

    – выявить основные положения концепции информационного синтеза.


    Глава 1. Ощущение как психический процесс

    1.1 Понятие об ощущениях

    Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человек получает с помощью анализаторов в виде ощущений или, иными словами, посредством сенсорных процессов.

    Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Участие физического, физиологического и психического процессов в возникновении ощущений можно отразить с помощью схемы (Приложение 1). Опираясь на данную схему, сформулируем основное понятие ощущения.

    Ощущение – это отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на анализаторы и возбуждения нервных центров головного мозга. Ощущение – простейшее из всех психических явлений, которое представляет собой осознаваемый или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде .

    Анализаторы человека с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).

    Что же является источником ощущений? Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного диапазона – от коротких космических лучей до радиоволн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Именно длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений . Так например, доказано, что существует конкретная связь между зрительно воспринимаемой длиной волны и субъективным ощущением цвета (Приложение 2).

    Необходимо отметить, что ощущения возникают не сразу. Существует временной порог и латентный период. Остановимся на данных понятиях более подробно.

    Временной порог – это минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время, которое называется латентным периодом. Во время латентного периода происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и неспецифическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой .

    Для исчезновения ощущения после окончания воздействия также требуется некоторое время, которое определяется как инерция.

    Инерция – это время исчезновения ощущения после окончания воздействия раздражителя. Известно, например, что инерция зрения у нормального человека оставляет 0,1–0,2 с, поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должны быть не меньше времени сохранения ощущения, равного 0,2–0,5 с. В противном случае во время прихода нового сигнала у человека в сознании будет оставаться образ предыдущего .

    Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию ощущений .

    Качество - это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

    Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

    Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием анализатора, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью.

    Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

    Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.

    И наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

    Звеном" между сознанием и телом. В таком случае физический по природе стрессор, так же как и психологический стрессор, может влиять на когнитивные процессы, запуская одни и те же психофизиологические механизмы, независимо от природы стрессора. В то же время, существуют данные о том, что информация о стрессорах, воспринимаемых зрением, поступает прямо к гипоталамусу по специальному зрительному...

    Эмиссионная томография (ОЭТ); позитронная эмиссионная томография (ПЭТ). Весь этот комплекс методов позволяет проводить неинвазивное изучение структуры и функций мозга. Психофизиологическое изучение психических процессов и состояний Принципы кодирования информации в нервной системе Сегодня можно говорить о нескольких принципах кодирования в нейронных сетях. Одни из них достаточно просты и...

    По суммарным показателям активности мозга. В итоге содержание предмета психофизиологии в качестве самостоятельного научного направления официально было зафиксировано как изучение физиологических механизмов психических процессов и состояний. Но самое широкое распространение получили психофизиологические исследования с привлечением методов регистрации нейронной активности не только у животных, но и...

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ГОУВПО «АмГУ»)

    Кафедра психологии и педагогики

    на тему: Виды ощущений и их механизмы

    по дисциплине Социология

    Исполнитель

    Студент группы

    Руководитель

    г. Благовещенск


    Введение

    1. Общее понятие об ощущении

    2. Виды ощущений и их механизмы

    2.1 Систематическая классификация ощущений

    2.1.1 Экстероцептивные ощущения

    2.1.1.1 Дистантные ощущения

    2.1.1.1.1 Зрительные ощущения

    2.1.1.1.2 Слуховые ощущения

    2.1.1.1.3 Обонятельные ощущения

    2.1.1.2 Контактные ощущения

    2.1.1.2.1 Вкусовые ощущения

    2.1.1.2.2 Температурные ощущения

    2.1.1.2.3 Ощущения прикосновения, давления

    2.1.1.2.4 Осязательные ощущения

    2.1.2 Интероцептивные ощущения

    2.1.2.1 Органические ощущения

    2.1.2.2 Ощущения боли

    2.1.3 Проприоцептивные ощущения

    2.1.3.1 Ощущения равновесия

    2.1.3.2 Ощущения движения

    2.2 Структурно-генетическая классификация ощущений

    2.2.1 Протопатические ощущения

    2.2.2 Эпикритические ощущения

    Заключение

    Библиографический список


    ВВЕДЕНИЕ

    Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состоянии организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своём теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной.

    Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).

    Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Эти стимулы вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода, вкусовые, обонятельные, органические ощущения, ощущения равновесия и движения.


    1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ

    Простейшим из познавательных психических процессов является ощущение. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, сам процесс воздействия – раздражением. Раздражение вызывает процесс возбуждения, которое по центростремительным, или афферентным нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.

    Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.

    Физиологической основой ощущений является деятельность анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трёх частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором; 2) проводящих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т.е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участи коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным.

    Анализатор – активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты. Многочисленными исследованиями было установлено, что ощущение тесно связано с движением, которое иногда проявляется в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда – в виде мышечных реакций (поворот глаза, напряжение мышц шеи). Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами – они носят активный, или рефлекторный характер.

    Ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания – это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т.е. чувство, непосредственно связанное с ощущением.

    Ощущения связывает человека с внешним миром и являются как основным источником информации о нем, так и основным условием психического развития. Однако, несмотря на очевидность этих положений, они неоднократно подвергались сомнению. Представители идеалистического направления в философии и психологии высказывали мысль о том, что подлинным источником сознательной деятельности являются не ощущения, а внутреннее состояние сознания, способность разумного мышления, заложенные от природы и независимые от притока информации, поступающей из внешнего мира. Эти воззрения легли в основу философии рационализма. Суть заключалась в утверждении о том, что сознание и разум – это первичное, необъяснимое свойство человеческого духа. Философы-идеалисты и многие психологи, являющиеся сторонниками идеалистической концепции, делали попытки отвергнуть положение о том, что ощущения человека связывают его с внешним миром, и доказать обратное положение: ощущения непреодолимой стеной отделяют человека от внешнего мира. Подобное положение было выдвинуто Д. Беркли, Д. Юм, Э. Мах. Данные положения приводят к следующему утверждению: человек не может воспринимать объективный мир, и единственной реальностью являются субъективные процессы, отражающие деятельность его органов чувств, которые и создают субъективно воспринимаемые «элементы мира». На противоположных позициях стоят представители материалистического направления, считающие возможным объективное отражение внешнего мира. В процессе исторического развития сформировались особо воспринимающие органы, которые специализировались на отражении особых видов объективно существующих форм движения материи: слуховые рецепторы, отражающие звуковые колебания; зрительные рецепторы, отражающие определенные диапазоны электромагнитных колебаний и т.д. Высокая специализация различных органов имеет в основе не только особенности строения периферической части анализатора – рецепторов, но и высочайшую специализацию нейронов, входящих в состав центральных нервных аппаратов, до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств.

    Следует отметить, что ощущения человека - продукт исторического развития, и поэтому они качественно отличаются от ощущений животных. У животных развитие ощущений ограниченно биологическими, инстинктивными потребностями. У человека, напротив, способность ощущать не ограничена биологическими потребностями. Труд создал у него более широкий, чем у животных, круг потребностей, а в деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, постоянно развивались способности человека, в том числе и способность ощущать. Поэтому человек может ощущать гораздо большее количество свойств окружающих его предметов, чем животное.


    2. ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ И ИХ МЕХАНИЗМЫ

    Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов) основных видов ощущений, выделяя обоняние, вкус, осязание, слух и зрение. Эта классификация ощущений по основным «модальностям» является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б.Г. Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений. А.Р. Лурия считает, что классификация может быть проведена по двум основным принципам: систематическому и генетическому, иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения, с другой.

    2.1 Систематическая классификация ощущений

    Рассмотрим систематическую классификацию ощущений. Данная классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные.

    2.1.1 Экстероцептивные ощущения

    Самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные.

    2.1.1.1 Дистантные ощущения

    Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. К таким ощущениям относятся слух и зрение. Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, занимает промежуточное положение, поскольку обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно, принадлежат данному предмету. В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений.

    2.1.1.1.1 Зрительные ощущения

    Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку богатые и тонко дифференцированные данные огромного диапазона. Зрение даёт нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от аффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия – объективированные восприятия человека. Поэтому, они имеют большое значение для познания и для практического действия.

    Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы деятельности человека и основные формы его активности.

    В познании принято выделять два уровня: чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В процессе чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира в его непосредственной данности и многообразии. Чувственное познание представлено ощущениями и восприятием. В рациональном познании человек выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Рациональное познание окружающего мира осуществляется благодаря мышлению, памяти и воображению.

    Ощущение - это процесс первичной обработки информации, который представляет собой отражение отдельных свойств предметов и явлении, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма. Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в отдельных, самых элементарных свойствах объективного мира.

    Ощущения являются наиболее простой формой психической деятельности. Они возникают как рефлекторная реакция нервной системы на тот или иной раздражитель. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор состоит из трех частей:

      Периферического отдела (рецептора), трансформирующего внеййннэю энергию в нервный процесс;

      Проводящих нервных путей, соединяющих периферические отделы анализатора с его центром: афферентных (направленных к центру) и эфферентных (идущих к периферии);

      Подкорковых и корковых отделов анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

    Клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Многочисленные эксперименты позволяют четко установить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. Зрительный анализатор представлен главным образом в затылочных зонах коры, слуховой - в височных зонах, осязательно-двигательная чувствительность локализована в задней центральной извилине, и т.д.

    Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по афферентным путям достигает коркового отдела анализатора, вследствие чего возникает ответ организма на раздражение - человек ощущает свет, звук или другие качества раздражителя. Вместе с тем воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию, которая передается по эфферентным путям и приводит к тому, что зрачок расширяется или сужается, взгляд направляется на предмет, рука отдергивается от горячего и т.д. Весь описанный путь называется рефлекторным копытом. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца создает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, обеспечивает деятельность организма в разных условиях его существования.

    6.2.Виды и свойства ощущений.

    Со времен Аристотеля в сфере внимания многих поколений ученых находились только пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. В XIX в. знания о составе ощущений резко расширились. Это произошло в результате описания и изучения их новых видов - вестибулярных, вибрационных, мышечно-суставных, или кинестетических, и т.д., - а также вследствие уточнения состава некоторых сложных видов ощущений (например, научного осознания того факта, что осязание - это сочетание тактильных, температурных, болевых ощущений и кинестезии, а в тактильных ощущениях в свою очередь можно выделить ощущения прикосновения и давления). Увеличение количества видов ощущений вызвало необходимость в их классификации.

    Известны несколько попыток классифицировать ощущения по разным основаниям и принципам. Наиболее удачной и продуманной считается классификация, предложенная английским физиологом Ч.Шеррингтоном. Основанием для этой классификации стали характер отражений и место расположения рецепторов. Ч.Шеррингтон выделил три вида рецептивных полей: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные.

    Интероцептивные рецепторы расположены во внутренних органах и тканях тела и отражают состояние внутренних органов. Это наиболее древние и наиболее элементарные ощущения, однако, они очень важны как сигналы о состоянии нашего организма. Проприоцепторы находятся в мышцах, связках и сухожилиях. Они поставляют информацию о движениях и положении нашего тела в пространстве, и отдельных частей тела относительно друг друга. Эти ощущения играют важнейшую роль в регуляции движения.

    Экстероцептивное рецептивное поле совпадает с наружной поверхностью организма и полностью открыто для внешних воздействий. Экстероцепторы представляют собой самую большую группу ощущений. Ч.Шеррингтон разделил их на контактные и дистантные. Контактные рецепторы (осязание, включая тактильные, температурные и болевые ощущения, а также вкусовые рецепторы) передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. Дистантные ощущения (обоняние, слух, зрение) возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции. В процессе эволюции именно дистантные экстериоцептивные ощущения начинают играть все большую роль в познании окружающего мира и в организации поведения, поскольку они обеспечивают важное преимущество, позволяя заблаговременно получать нужную информацию об изменениях в среде и реагировать на них.

    С точки зрения современной науки, предложенное Ч.Шеррингтоном разделение ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений - например, температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические рецепторы - можно считать внешне-внутренними.

    Ощущения - это форма отражения адекватных раздражителей. Так, например, зрительные ощущения возникают при воздействии электромагнитных волн длиной в диапазоне от 380 до 780 миллимикрон, слуховые ощущения - при воздействии механических колебаний частотой от 16 до 20 000 Гц, громкостью от 16-18 до 120 децибел, тактильные ощущения вызываются действием механических раздражителей на поверхность кожи, вибрационные порождаются вибрацией предметов. Свои специфические раздражители имеют и другие ощущения (температурные, обонятельные, вкусовые). Тесно связана с адекватностью раздражителю ограниченность ощущений, обусловленная особенностями строения органов чувств. Человеческое ухо не улавливает ультразвуки, хотя некоторые животные, например дельфины, обладают такой способностью. Глаза человека чувствительны лишь к небольшому участку спектра. Значительная часть физических воздействий, не имеющих жизненного значения, нами не воспринимается. Для восприятия радиации и некоторых других воздействий, встречающихся на Земле в чистом виде и в количествах, угрожающих жизни человека, у нас просто нет органов чувств.

    К общим свойствам ощущений относят их качества, интенсивность, длительность и пространственную локализацию. Качества - это специфические особенности данного ощущения, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения отличаются по тембру, высоте, громкости; зрительные - по насыщенности и цветовому тону вкусовые - по модальности (вкус может быть сладким, соленым, кислым и горьким).

    Длительность ощущения - это его временная характеристика. Она во многом определяется функциональным состоянием органов чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью. Необходимо иметь в виду, что при воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое называется латентным периодом. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых - 370 миллисекунд, вкусовые ощущения возникают спустя 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя. Подобно тому как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно не исчезает с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.

    Пространственная локализация раздражителя также определяет характер ощущений. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более «разлитой», менее точной, чем тактильных.

    6.3.Чувствительность и ее изменения.

    Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего мира, могут быть более или менее чувствительны к отображаемым ими явлениям, т.е. могут отражать эти явления с большей или меньшей точностью. Чувствительность органов чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение.

    Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают ощущений. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Это отношение можно выразить формулой Е = 1/Р, где Е - чувствительность, Р-пороговая величина.

    Анализаторы обладают различной чувствительностью. У человека очень высокую чувствительность имеют зрительный и слуховой анализаторы. Как показали опыты С.И.Вавилова, человеческий глаз способен видеть свет при попадании на его сетчатку всего 2-8 квантов лучистой энергии. Это позволяет видеть темной ночью горящую свечу на расстоянии до 27 км. Слуховые клетки внутреннего уха обнаруживают движения, амплитуда которых составляет менее 1 % диаметра молекулы водорода. Благодаря этому мы слышим тиканье часов в полной тишине на расстоянии до 6 м. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Этого достаточно, чтобы ощутить запах при наличии одной капли духов в помещении из 6 комнат. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется, по крайней мере, в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. В этом случае чувствуется присутствие сахара в растворе одной его чайной ложки на 8 л воды.

    Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом чувствительности, т.е. максимальной силой раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает в них лишь болевые ощущения (такое влияние оказывают, например, сверхгромкий звук и слепящая яркость). Величина абсолютных порогов зависит от характера деятельности, возраста, функционального состояния организма, силы и длительности раздражения.

    Кроме величины абсолютного порога ощущения характеризуются показателем относительного, или дифференциального порога. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметную разницу в ощущениях, называется порогом различения, разностным или дифференциальным порогом. Немецкий физиолог Э.Вебер, проверяя способность человека определять более тяжелый из двух предметов в правой и левой руке, установил, что дифференциальная чувствительность относительна, а не абсолютна. Это значит, что отношение едва заметного различия к величине исходного стимула - величина постоянная. Чем больше интенсивность исходного стимула, тем больше нужно увеличить его, чтобы заметить разницу, т.е. тем больше величина едва заметного различия.

    Дифференциальный порог ощущений для одного и того же органа представляет собой постоянную величину и выражается следующей формулой: dJ/J = С, где J- исходная величина раздражителя, dJ- его прирост, вызывающий едва заметное ощущение изменения величины раздражителя, а С - константа. Величина дифференциального порога для разных модальностей неодинакова: для зрения она составляет примерно 1/100, для слуха-1/10 для тактильных ощущений - 1/30. Закон, воплощенный в приведенной формуле, называется законом Бугера-Вебера. Необходимо подчеркнуть, что он справедлив только для средних диапазонов.

    Основываясь на экспериментальных данных Вебера, немецкий физик Г.Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя, следующей формулой: Е = k*logJ + С, где Е - величина ощущений, J- сила раздражителя, k и С - константы. Согласно закону Вебера-Фехнера, величина ощущений прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Иначе говоря, ощущение изменяется гораздо медленнее, чем растет сила раздражения. Возрастанию силы раздражения в геометрической прогрессии соответствует рост ощущения в арифметической прогрессии.

    Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, изменяется под влиянием физиологических и психологических условий. Изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя называется сенсорной адаптацией. Выделяются три вида этого явления.

      Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Обычным фактом является отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в помещение с неприятным запахом. Однако полной зрительной адаптации вплоть до исчезновения ощущений при действии постоянного и неподвижного раздражителя не происходит. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движения самих глаз. Постоянные произвольные и непроизвольные движения рецепторного аппарата обеспечивают непрерывность и изменчивость ощущений. Эксперименты, в которых искусственно создавались условия стабилизации изображения относительно сетчатки глаза (изображение помещалось на специальную присоску и двигалось вместе с глазом), показали, что зрительное ощущение исчезало через 2-3 с.

      Негативная адаптация - притупление ощущений под влиянием действия сильного раздражителя. Например, когда из полутемной комнаты мы попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала мы бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается и мы начинаем видеть. Другой вариант негативной адаптации наблюдается при погружении руки в холодную воду: в первые мгновения действует сильный холодный раздражитель, а затем интенсивность ощущений снижается.

      Позитивная адаптация - повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда чувствительность глаз увеличивается под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

    Адаптация имеет огромное биологическое значение: она позволяет улавливать слабые раздражители и предохранять органы чувств от чрезмерного раздражения в случае воздействия сильных.

    Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Оно может выражаться как в повышении, так и в понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители, воздействующие на один анализатор, повышают чувствительность другого и, наоборот сильные раздражители понижают чувствительность других анализаторов при их взаимодействии. Например, сопровождая чтение книги тихой, спокойной музыкой, мы повышаем чувствительность и восприимчивость зрительного анализатора; слишком громкая музыка, напротив, способствует их понижению.

    Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений называется сенсибилизацией. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

      сенсибилизацию, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов: слепоты, глухоты. Например, у некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку.

      сенсибилизацию, вызванную деятельностью, специфическими требованиями профессии. Например, высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака и т.д.

    Таким образом, ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.

    6.4.Свойства и виды восприятия.

    Психические процессы основываются на восприятии.
    Восприятие (перцепция) - это отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений в процессах восприятия (ситуации, человека) формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом. Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

    Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность и осмысленность.

      Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Предметность как качество восприятия играет важную роль в регуляции поведения. Мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы используем их на практике.

      Целостность восприятия заключается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.

      Благодаря структурности восприятия предметы и явления окружающего мира предстают перед нами в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же, выделяется им в качестве целостной структуры.

      Константность - обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения его условий. Например, изображение предмета (в том числе и на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако воспринимаемая величина объекта остается неизменной. Люди, постоянно живущие в густом лесу, отличаются тем, что они никогда не видели предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения наблюдались у жителей равнин, когда они смотрели вниз с высоты многоэтажного здания: все объекты казались им маленькими, или игрушечными. В то же время строители-высотники видят объекты, находящиеся внизу, без искажения размеров. Эти примеры убедительно доказывают, что константность восприятия не врожденное, а приобретенное свойство. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает устойчивость перцептивного образа относительно этих изменчивых условий. Константность восприятия обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

      Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, обусловленном особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д. В каждый конкретный момент человек выделяет лишь некоторые объекты из бесчисленного количества окружающих его предметов и явлений.

      Осмысленность восприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов. Несмотря на то, что восприятие возникает вследствие непосредственного воздействия объекта на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной категории, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к некоторой категории.

    Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие - активный процесс, использующий информацию, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем ярче и насыщеннее его восприятие, тем больше он видит и слышит.

    Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, т.е. готовность воспринять что-то определенным образом. Кроме того, на процесс и содержание восприятия оказывают воздействие эмоции.

    Все сказанное о влиянии на восприятие личностных факторов (прошлого опыта, мотивов, целей и задач деятельности, установок, эмоциональных состояний) свидетельствует о том, что восприятие - это активный процесс, который зависит не только от свойств и характера раздражителя, но в большой степени и от особенностей субъекта восприятия, т.е. воспринимающего человека.

    В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно: оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. В зависимости от объекта восприятия различают восприятие пространства, движения и времени.

    Восприятие пространства является важным фактором взаимодействия человека с окружающей средой, необходимым условием ориентировки в ней. Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека, занимающее определенное место в пространстве и обладающее определенными пространственными признаками: величиной, формой, тремя измерениями, направлением движения в пространстве.

    Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов в пространстве относительно друг другa и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов.

    К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между полушариями головного мозга в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух и т.д. Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия, которая характерна для парных анализаторов. Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенной степени ведущей, доминирующей. Отношения между сторонами анализатора в смысле доминирования динамичны и неоднозначны.

    Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что, перемещаясь на каком-то фоне, он вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения предмета: человеческий глаз фактически не может наблюдать за перемещением светового луча при скорости меньше 1/3o в с. Поэтому невозможно непосредственно воспринимать движение минутной стрелки на часах, передвигающейся со скоростью 1/10O в с.

    Даже при отсутствии фона, например в темной комнате, можно следить за движением световой точки. Очевидно, мозг истолковывает движения глаз как показатель движения предмета. Однако чаще всего фон имеется и он, как правило, бывает неоднородным. Поэтому при восприятии движения мы можем дополнительно использовать показатели, связанные с самим фоном, - элементы, перед которыми или позади которых передвигается наблюдаемый предмет.

    Время - это человеческая конструкция, позволяющая размечать и распределять свою деятельность. Восприятие времени - отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Чувство времени не является врожденным, оно развивается в процессе накопления опыта. Восприятие времени зависит от внешних и внутренних факторов. Так же как и у других форм восприятия, у него существуют ограничения. В реальной деятельности человек может надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени.Оценку протекающего времени могут изменять различные факторы. Некоторые физиологические изменения, например повышение температуры тела, способствуют переоценке времени, в то время другие изменения, такие как понижение температуры, наоборот, содействуют его недооценке. То же происходит под влиянием мотивации или интереса, под воздействием различных наркотиков. Успокаивающие лекарства и галлюциногены обусловливают недооценку временных отрезков, а возбуждающие влекут за собой переоценку времени.

    Восприятие часто классифицируют по степени направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте. В этом случае можно выделить преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) восприятие. Преднамеренное восприятие по своей сути является наблюдением. Успех наблюдения в значительной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Целенаправленное формирование навыка наблюдения - непременное условие профессиональной подготовки многих специалистов, оно же формирует важное качество личности - наблюдательность.

    6.5.Феномены восприятия.

    Феномены восприятия как факторы его организации по определенным принципам лучше всего были описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии. Самый важный из этих принципов состоит в том, что все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру на фоне. Фигура - это то, что ясно и отчетливо осознается, имеет четкие границы и хорошо структурировано. Фон же представляет собой нечто неотчетливое, аморфное и неструктурированное. Например, свое имя мы услышим даже в шумной компании - оно обычно сразу выделяется как фигура на звуковом фоне. Однако вся картина восприятия перестраивается, как только другой элемент фона становится значимым. Тогда то, что до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и смешивается с общим фоном.

    Основатель гештальтпсихологии М.Вертгеймер определил факторы, обеспечивающие визуальную группировку элементов и выделение фигуры из фона:

      фактор сходства. В фигуру объединяются элементы сходные по форме, цвету, величине, цвету, текстуре и т.д.

      фактор близости. В фигуру объединяются близко расположенные элементы;

      фактор «общей судьбы». Элементы могут объединяться общим характером наблюдаемых в них изменений. Например, если воспринимаемые элементы смещаются или движутся относительно других в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то они объединяются в фигуру;

      фактор «вхождения без остатка». Несколько элементов легко объединяются в фигуру тогда, когда не остается ни одного отдельно стоящего элемента;

      фактор «хорошей линии». Из двух пересекающихся или касающихся линий фигурой становится линия с наименьшей кривизной;

      фактор замкнутости. Замкнутые фигуры воспринимаются лучше.

    Важным феноменом человеческого восприятия можно считать его иллюзии. Иллюзии восприятия (от лат. Hinders- обманывать) определяются как искажение восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Особенно многочисленны зрительные иллюзии, возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, форм) и движения. Можно назвать следующие их виды:

      иллюзии, связанные со строением глаза. Примером служат иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что светлые предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им темными (так, белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне);

      переоценка длины вертикальных линий по сравнений с горизонтальными при их действительном равенстве;

      иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Один и тот же кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков (иллюзия Эббингауза);

      перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную ее часть не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера-Лайера прямые линии, заканчивающиеся различно направленными углами, кажутся неодинаковыми по длине;

      иллюзия железнодорожных путей. Если смотреть в даль, то складывается впечатление, что параллельные рельсы у горизонта пересекаются.

    Причины зрительных иллюзий многообразны и недостаточно ясны. Одни теории объясняют их действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т.д.), другие - влиянием некоторых центральных факторов. Зрительные иллюзии могут быть обусловлены воздействием особых условий наблюдения (например, в случае наблюдения одним глазом или при неподвивижных осях глаз), оптикой глаза, сложившимися в прошлом опыте временными связями и т.д. Иллюзии зрительного восприятия широко используются в живописи и архитектуре.

    Иллюзии можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия. Так, хорошо известна иллюзия тяжести А.Шарпантье: если поднимать два предмета, одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по размеру, то меньший воспринимается как более тяжёлый, и наоборот. В области осязания известна иллюзия Аристотеля: если скрестить указательный и средний пальцы и одновременно покатать ими шарик или горошину, то будет восприниматься не один шарик, а два. Зрительные иллюзии обнаружены и у животных. Именно на их основе формируются различные способы маскировки и мимикрии. Эти явления убеждают, что существуют какие-то общие факторы, вызывающие возникновение иллюзий, и для многих из них до сих пор нет убедительного толкования.

    Вопросы для самопроверки.

    1. Каковы анатомо-физиологические механизмы ощущений?
    2. Что такое чувствительность и пороги чувствительности?
    3. Каковы основные свойства ощущений и восприятия?
    4. Какие существуют виды восприятия?
    5. Что такое иллюзии восприятия?

    Литература.

    1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М.,1995 Гл. 4 и 5.
    2. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М., 1992. Гл.5
    3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник М., 2004. Гл. 7.
    4. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.