Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Физико- географическая наука. Примеры физической географии. Назовите, какая из географических наук изучает: процессы, происходящие в Мировом океане; население Земли; процессы, происходящие. Структура географического знания

Первые представления о земной поверхности имелись у первобытных охотников и собирателей. Передавая будущим поколениям сведения об окружающем мире, древние люди оставляли рисунки на камне и кости, на коре деревьев и шкурах животных. Так были заложены начальные основы географических знаний.

Рождение науки о Земле

География - одна из древнейших наук. Её название происходит от двух греческих слов: geo - Земля, grapho - пишу (описание). Возникнув в глубокой древности, география сначала действительно имела описательный характер. Путешественники и мореплаватели, полководцы и торговцы брали с собой учёных, чтобы те составляли описания новых земель и народов. Греческий учёный Эратосфен более 2200 лет назад впервые собрал эти описания в научный труд о природе Земли и назвал его «География».

Около 500 лет назад - в эпоху Великих географических открытий - география в течение двух столетий была королевой наук. Монархи и богатые купцы лично обсуждали с географами планы будущих экспедиций и щедро финансировали их путешествия в надежде получить несметные сокровища. За короткий исторический период па карте мира появилась большая часть океанических пространств и обитаемых земель. В это время география представляла собой свод самых разнообразных сведений. Она давала ответы на вопросы «что это?» и «где это расположено?», указывая местонахождение различных объектов на поверхности Земли. Однако белыми пятками на картах даже в 18 веке оставались Арктика, Австралия, многие внутренние районы материков.

Но мере развития географии её главной задачей стало изучение законов, но которым живёт и развивается наша планета. География начала превращаться из описательной дисциплины в науку, отвечающую на вопрос «почему?». Для этого у географов возникла необходимость понимать и объяснять причины появления и изменения объектов и явлений природы.

Географические науки

Современная география - это сложная разветвлённая система, или «древо» наук. География - единственная наука, которая объединяет разнообразные (знания о природе и людях. Все географические объекты и явления, созданные природой, изучает физическая география. Население и созданные деятельностью людей объекты изучает общественная география. Одна из важнейших задач современной географической науки в целом - исследование многообразного взаимодействия природы и общества для решения стоящих перед человечеством глобальных (мировых) проблем, например, проблемы обеспечения населения продовольствием, природными богатствами, в том числе топливом и водой. Очень важны задачи исследования Мирового океана и космоса. Особое место среди географических наук занимает картография - наука о географических картах. Тесно связана с географией родственная ей наука геология.

Географы сегодня - это специалисты многих профессий. Воды суши исследует гидролог, льды - гляциолог, неровности поверхности Земли - , животный и растительный мир планеты - биотеограф. Геоэкологи предсказывают последствия воздействия человека на природу. В систему географических наук входят и дисциплины практического характера, например медицинская и военная география.

География - наука, зародившаяся в древности. Уже много веков она описывает природу, население и хозяйство различных регионов и Земли в целом. Теперь это уже не единственная наука, а целая система естественных и общественных наук. Все они в совокупности глубоко исследуют строение географической оболочки нашей планеты, ее составляющих компонентов, изучают причины развития тех или иных природных явлений и процессов, анализируют социально-экономические и экологические проблемы и тому подобное. Система географических наук состоит из самостоятельных наук, научных дисциплин и отраслевых наук.

К самостоятельным наук принадлежат физическая география, социально-экономическая география, история географии, картография. Физическая география изучает природу поверхности Земли и ее разнообразные природные комплексы. Социально-экономическая география изучает населения, его хозяйственной деятельности, закономерности размещения производства. Обе эти науки являются основными ответвлениями географии. История географии изучает развитие теоретической мысли, историю географических исследований и открытий, описывает этапы возникновения и формирования всех географических наук. Картография - наука о географических карты, методы и процессы их создания и использования. Заметим, что картографии принадлежит особое место в географии, потому что она обслуживает не только географические науки, а и достаточно далеки от нее науки и отрасли народного хозяйства - карты широко применяют, например, в военном деле, авиации, судоходстве, административных учреждениях.

В составе физической географии основными научными дисциплинами являются землеведение, региональная физическая география и ландшафтоведение. Каждая из них имеет свой предмет изучения. Так, землеведение изучает географическую оболочку Земли как целостную систему, ее строение, структуру, динамику, развитие и изменения под влиянием хозяйственной деятельности. Региональная физическая география изучает природу различных районов Земли, в том числе отдельных материков, океанов, стран. Важной частью современной физической географии является ландшафтознавство, которое изучает природные и преобразованы (антропогенные) ландшафты и их компоненты.

Социально-экономическая география также состоит из трех основных дисциплин. Это - экономическая и социальная география мира, региональная экономическая и социальная география и страноведение. Каждая из этих наук имеет свой предмет исследований. Так, экономическая и социальная география мира изучает основы географии мирового производства, исследует структуру, размещение и развитие хозяйства отдельных стран в целом и его основные отрасли, анализирует количественное и качественное состояние населения, формулирует вопросы теории и обнаруживает законы развития предметов исследования. Региональная экономическая и социальная география изучает хозяйство стран и экономических районов (производственно-территориальных комплексов) и связи между ними. Страноведение дает общую характеристику природы и хозяйства отдельных государств или крупных территорий. Составной страноведения является краеведение, предметом изучения которого являются малые территории - их природа, хозяйство, история, быт людей и т. Д.

Наука об охране природы выкристаллизовалась по физической и экономической географии и поэтому сочетает вопросы природы и экономики. Это учение о природных богатствах и их рациональное использование. Задача этой науки - обеспечить эффективное использование природных ресурсов, их расширенное воспроизводство, сохранение ценных и исчезающих видов растений и животных, уникальных ландшафтов.

Вопросами охраны природы сейчас активно занимаются также отдельные отраслевые науки. Они отделились от географии в результате накопления большого количества научных знаний о Земле и в связи с необходимостью глубокого изучения различных компонентов природы и отраслей хозяйства, а также законов развития природы и общества. Сначала назовем отраслевые науки, которые выделились из общей физической географии. Геоморфология - наука о рельефе Земли, происхождение и закономерности развития его форм. Океанология изучает физические, химические, геологические и биологические процессы и явления в Мировом океане, дно океана, пространственную дифференциацию вод и влияние этих факторов на формирование природы планеты. Гидрология сути изучает водные объекты суши: реки, озера, болота, подземные воды, ледники. География почв исследует закономерности распространения почв на земной поверхности. Биогеография изучает закономерности географического распространения и распределение на планете растений, животных и их группировок, а также характер, историю формирования фауны и флоры отдельных территорий.

Социально-экономическая география также дала начало нескольким отдельным отраслевым наукам. Каждая из них исследует отдельные объекты. География населения изучает территориальные закономерности формирования, размещения и развития населения в определенном социально-экономическом и географическом среде, общественная география - особенности и закономерности территориальной организации жизни общества в различных странах, районах, местностях, природных зонах. География и экономика природных ресурсов изучает природные ресурсы и осуществляет экономическую оценку их в стране, области, районе или на любой другой конкретной территории. География промышленности исследует территориальную структуру промышленного производства, объективные закономерности и особенности развития промышленности в целом и по отдельным группам отраслей в составе территориальных систем разного уровня. Предметом изучения географии сельского хозяйства является аграрно-территориальные комплексы разных типов и районов, географии транспорта - условия, факторы и закономерности формирования, функционирования и территориальной организации транспортных систем как средства связи между территориально-производственными комплексами.

Экология в широком понимании является наукой, изучающей взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания. Сейчас очень большое значение приобретают комплексные исследования взаимодействия природы и общества с целью обоснования рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий для жизни на нашей планете.

Описанная система географических наук не охватывает всех ее ответвлений. В частности, в ней не упоминаются такие науки, как медицинская, военная и политическая география, палеогеография, гляциология, мерзлотоведение, геоэкология и некоторые другие. И хотя приведена классификация современного разделения географии не является полной, она свидетельствует, что все географические науки объединяет тесная взаимосвязь между исследуемыми объектами и общность конечной цели, которая заключается в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства и в определении характера взаимодействия между человеческим обществом и окружающей средой.

Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизм получения объективного знания об этом окружающем мире. Объективного – то есть такого, которое не зависит от форм, способов, структур познавательного процесса и представляет собой результат, напрямую отражающий реальное положение дел. Наука обязана античной философии и становлением (открытием) величайшей формы логического познания – понятия.

Научное познание основано на целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности. Они фиксируют некоторые особенности научного миропредставления, достаточно тонкие, детализированные, своеобразные, которые делают науку действительно очень мощным, действенным способом познания. Можно выделить несколько таких принципов, лежащих в основании научного понимания реальности, каждый из которых играет в этом процессе значительную роль.

Во-первых, это принцип объективности. Объект – нечто, лежащее за пределами познающего человека, находящееся вне его сознания, существующее само по себе, имеющее свои собственные законы развития.

Принцип объективности означает не что иное, как признание факта существования независимого от человека и человечества, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания. И это познание разумное, рациональное должно следовать выверенным, аргументированным способам получения знания об окружающем мире.

Второй принцип, лежащий в основании научного познания, – принцип причинности. Принцип причинности, или, говоря научно, принцип детерминизма, означает утверждение о том, что все события в мире связаны между собой причинной связью. Согласно принципу причинности событий, у которых нет реальной, фиксируемой теми или иными способами причины, не бывает. Не бывает также событий, не влекущих за собой каких-либо материальных, предметных следствий. Всякое событие порождает каскад, или, по крайней мере, одно следствие.

Следовательно, принцип причинности утверждает наличие во Вселенной естественных сбалансированных способов взаимодействия объектов. Только на его основе можно подойти к изучению окружающей действительности с позиций науки, используя механизмы доказательства и экспериментальной проверки.

Принцип причинности может пониматься и трактоваться по-разному, в частности, достаточно сильно различаются между собой его интерпретации в классической науке, связанной, прежде всего, с классической механикой Ньютона, и квантовой физике, являющейся детищем XX столетия, но при всех модификациях этот принцип остается одним из главных в научном подходе к пониманию действительности.


Следующий важный принцип – это принцип рациональности, аргументированности, доказательности научных положений. Любое научное утверждение имеет смысл и принимается научным сообществом только тогда, когда оно доказано. Типы доказательств могут быть разными: от формализованных математических доказательств до прямых экспериментальных подтверждений или опровержений. Но недоказанных положений, трактуемых как весьма возможные, наука не приемлет. Для того чтобы некое утверждение получило статус научности, оно должно быть доказано, аргументировано, рационализировано, экспериментально проверено.

С этим принципом напрямую связан следующий, характерный в основном для экспериментального естествознания, но в некоторой степени проявляющийся в теоретическом естествознании и в математике. Это – принцип воспроизводимости. Любой факт, полученный в научном исследовании как промежуточный или относительно законченный, должен иметь возможность быть воспроизведенным в неограниченном количестве копий, либо в экспериментальном исследовании других исследователей, либо в теоретическом дока­зательстве других теоретиков. Если научный факт невоспроизводим, если он уникален, его невозможно подвести под закономерность. А раз так, то он не вписывается в причинную структуру окружающей действительности и противоречит самой логике научного описания.

Следующий принцип, лежащий в основании научного поз­нания, – принцип теоретичности. Наука – не бесконечное нагро­мождение разбросанных идей, а совокупность сложных, замкнутых, логически завершенных теоретических конструкций. Каждую теорию в упрощенном виде можно представить в качестве совокуп­ности утверждений, связанных между собой внутритеоретическими принципами причинности или логического следования. Отрывоч­ный факт сам по себе значения в науке не имеет.

Для того чтобы научное исследование давало достаточно целостное представление о предмете изучения, должна быть построена развернутая теоретическая система, называемая научной теорией. Любой объект действительности представляет собой огромное, в пределе беско­нечное количество свойств, качеств и отношений. Поэтому и необходима развернутая, логически замкнутая теория, которая охватывает наиболее существенные из этих параметров в виде целостного, развернутого теоретического аппарата.

Следующий принцип, лежащий в основании научного познания и связанный с предыдущим, – это принцип системности. Общая теория систем является во второй половине XX века основанием научного подхода к пониманию реальности и трактует любое явление как элемент сложной системы, то есть как совокупность связанных между собой по определенным законам и принципам элементов. Причем эта связь такова, что система в целом не является арифметической суммой своих элементов, как думали ранее, до появления общей теории систем.

Система представляет собой нечто более существенное и более сложное. С точки зрения общей теории систем, любой объект, являющийся системой, – это не только совокупность элементарных составляющих, но и совокупность сложнейших связей между ними.

И, наконец, последний принцип, лежащий в основании научного знания, – это принцип критичности. Он означает, что в науке нет и быть не может окончательных, абсолютных, утвержденных на века и тысячелетия истин.

Любое из положений науки может и должно быть подсудно анализирующей способности разума, а также непрерывной эк­спериментальной проверке. Если в ходе этих проверок и перепро­верок обнаружится несоответствие ранее утвержденных истин реальному положению дел, утверждение, которое было истиной ранее, пересматривается. В науке нет абсолютных авторитетов, в то время как в предшествующих формах культуры обращение к авторитету выступало в качестве одного из важнейших механизмов реализации способов человеческой жизни.

Авторитеты в науке возникают и рушатся под давлением новых неопровержимых дока­зательств. Остаются авторитеты, характерные только своими гениальными человеческими качествами. Приходят новые времена, и новые истины вмещают в себя предыдущие либо как частный случай, либо как форма предельного перехода.

Проверочная работа №1

вариант 1

    Какая из перечисленных наук о Земле изучает происхождение и развитие Земли как небесного тела?

1) биология; 3) астрономия;

2) география 4) геология.

1)острова; 3) небесные тела;

2) животных; 4) вещества.

    Какой из перечисленных объектов относится к природным объектам?

1) морской порт; 3) шоссе;

2) водонапорная башня; 4)озеро.

Наука изучает строение Земли и историю ее развития, состав земной коры и размещение полезных ископаемых. Основной объект ее исследования - горные породы.

    География как наука зародилась в Древней Греции. Основными источниками географических сведений в те времена были рассказы мореплавателей и путешественников. Со временем в развитии географии сложились три направления: землеведение - описание процессов и явлений природы; страноведение - описание территорий и народов; математическая география - определение размеров Земли и создание карт. Древнегреческий ученый Эратосфен более 2200 лет назад вычислил длину экватора и размеры Земли. Им была составлена и древнейшая из дошедших до нас карт. Назовите направление географии, в котором вел свои исследования Эратосфен.

    Кто из мореплавателей руководил первым кругосветным путешествием?

1) Афанасий Никитин; 3) Фернан Магеллан;

2) Христофор Колумб; 4) Джеймс Кук.

    Какое из географических открытий принадлежит экспедиции Христофора Колумба:

1) открытие новой части света; 3) исследование Китая;

2) открытие морского пути в Индию; 4) открытие Антарктиды.

    По какому из перечисленных морей не "ходил" Афанасий Никитин

1) Каспийское; 3) Средиземное;

2) Аравийское; 4) Черное.

    Назовите не менее трех доводов, подтверждающих справедливость названия эпохи Великих географических открытий.

Проверочная работа №1

вариант 2

    Какая из перечисленных наук о Земле изучает строение нашей планеты и историю ее развития?

1) астрономия; 2) физика; 3) биология; 4) геология.

    Какой из перечисленных объектов изучает география?

1) небесные тела; 3)взаимоотношения живых организмов;

2) растения; 4) полезные ископаемые.

    Какой из перечисленных объектов относится к антропогенным объектам?

1) гора; 3) болото;

2) трубопровод; 4) овраг.

    Определите науку о Земле по краткому описанию.

Наука о живой природе. Изучает жизнь живых организмов, их связь между собой и с неживой природой.

    География как наука зародилась в Древней Греции. Со временем в развитии географии сложились три направления: землеведение - описание процессов и явлений природы; страноведение - описание территорий и народов; математическая география - определение размеров Земли и создание карт. Древнегреческому ученому Эратосфену принадлежит первое научное изложение географии: он вычислил длину экватора и размеры Земли, составил древнейшую из дошедших до нас карт. Другой ученый древности - Страбон - составил 17-томный труд "География" - первое географическое описание стран Африки, Европы, Азии. Кто из древних ученых, упомянутых в тексте, занимался страноведением?

    Кто из мореплавателей в поисках нового морского пути в Индию открыл Новый Свет?

1) Христофор Колумб; 3) Марко Поло;

2) Васко да Гама; 4) Афанасий Никитин.

    Какое из географических открытий принадлежит экспедиции Васко да Гамы:

1) открытие Антарктиды; 3) открытие пути в Индию вокруг Африки;

2) первое кругосветное путешествие; 4) открытие новой части света.

    Какой из океанов не пересекали корабли первой кругосветной экспедиции?

1) Северный Ледовитый; 3) Атлантический;

2) Тихий; 4) Индийский.

    Назовите не менее трех значений первого кругосветного плавания для развития географии.