Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Джимми картер санкции против ссср. Санкции запада против ссср. досье

5 февраля 1982 года Великобритания приостановила контакты с СССР на высшем уровне и сократила деятельность четырёх русско-английских договоров в области науки, здравоохранения и охраны окружающей среды.
Месяцем ранее - 29 декабря 1981 года - санкции к СССР применили и США. О причинах столь серьёзных разногласий между Советским Союзом и западными странами - в материале RT. Танки в городе Збоншинек, 13 декабря 1981

Польские профсоюзы против

1981 год ознаменовался для Польши политическим и экономическим кризисом. Недовольство коммунистическим правительством угрожало перейти в открытое восстание. Во главе оппозиции стоял профсоюз «Солидарность» под руководством Леха Валенсы. Организация требовала передать всю власть Общественному совету народного хозяйства, состоящему из делегатов, направленных непосредственно трудовыми коллективами. Это представляло серьёзную опасность для просоветского режима в Польше - к осени 1981 года численность «Солидарности» составляла 10 млн человек (население Польши на тот момент - 36 млн). Действовал профсоюз весьма решительно: устраивал массовые забастовки и демонстрации, разрабатывал политические программы. Западный мир напряжённо ждал ответа Советского Союза и согласовывал план действий на случай его реакции.
Но действовать начал не СССР, а глава Польской объединённой рабочей партии, генерал Войцех Ярузельский. В декабре 1981 года он объявляет в стране военное положение, якобы предотвращая тем самым вмешательство Советского Союза. По другой версии, генерал сам звонил в Москву с просьбой о вводе войск в Польшу, но получил отказ. В пользу этого говорят стенографические записи, якобы сделанные во время разговора. Сам Ярузельский подлинность документов впоследствии отрицал.
Военное положение официально было введено в полночь 13 декабря с выступления генерала Ярузельского по телевидению: он обвинил «Солидарность» в разжигании братоубийственной войны. Власть перешла к специально созданному Военному совету национального спасения. Сразу после этого начались массовые аресты членов профсоюза (к концу 1981 года в тюрьмах пребывали более пяти тысяч активистов), закрылись границы, появился комендантский час, исчезла возможность беспрепятственно перемещаться между населёнными пунктами страны.

Реакция Запада

Эта мера стала полной неожиданностью для западных держав: осенью 1981 года европейские лидеры отметили потепление в отношениях между правительством в лице умеренного, как считалось в то время, Войцеха Ярузельского и оппозиции в лице Леха Валенсы. Да и рассматривали на Западе только тот вариант, при котором СССР вводит свои войска для борьбы с «Солидарностью», но никак не усмирение оппозиции руками самих поляков.


Войцех Ярузельский и Лех Валенса

Весь 1981 год протестная активность в Польше поддерживалась деньгами извне. Кроме того, на Западе пристально следили за советскими войсками, оставшимися на территории страны после весенних учений, готовясь ввести санкции (об этом ещё весной заявила Маргарет Тэтчер, предупреждая СССР о последствиях вмешательства). Советский Союз войска не ввёл, что тем не менее не помешало западным странам обвинить его в объявленном в Польше военном положении. Первыми начали действовать США. 29 декабря 1981 года президент Рональд Рейган ввёл ряд экономических санкций против Советского Союза, главной из которых стал запрет продажи американским компаниям нефтегазового и электронного оборудования в СССР. Кроме «заботы» о Польше у администрации американского президента был вполне очевидный политический интерес: прервать строительство газопровода Уренгой - Помары - Ужгород. Планировалось, что по этому трубопроводу газ из Западной Сибири будет поступать в страны Центральной и Западной Европы, что, по мнению США, вело к энергетической зависимости их европейских партнёров от СССР и к появлению угрозы национальной безопасности Америки.


Рональд Рейган 1981 год, Вашингтон
5 февраля 1982 года Великобритания также выразила своё недовольство военным положением в Польше, приостановив действие четырёх договоров с СССР: соглашений о сотрудничестве в области медицинских наук и здравоохранения, мирного использования атомной энергии, охраны окружающей среды и научных сельскохозяйственных исследований. Эти санкции не были столь радикальными, как меры, принятые Соединёнными Штатами, что объясняется экономической заинтересованностью Великобритании в сотрудничестве с СССР. Этот вывод подтверждается тем, что произошло с американскими санкциями в дальнейшем.
Летом 1982 года США ужесточили запрет, заявив, что теперь не только американские фирмы, но и их иностранные филиалы, а также компании других стран, имеющие американские лицензии, не могут продавать СССР оборудование. Это возмутило европейских лидеров (включая британское правительство), которые объявили американские санкции незаконными. Переговоры длились до осени, но запреты Рейгану всё же пришлось снять, и газопровод Уренгой - Помары - Ужгород был завершён (хотя и в меньшем масштабе) в 1984 году, и, к слову, для этого СССР прибег к частичному импортозамещению.

Отступление СССР

На первый взгляд, санкции Великобритании и США против СССР носили странный характер, ведь, по сути, Союз наказывали за то, чего не произошло. Но со стратегической точки зрения всё было логично: Западу не была нужна сверхдержава в лице СССР, и было необходимо подорвать могущество геополитического противника.
Хотя введение военного положения в Польше было выгодно Москве, она в данном случае выступала в роли наблюдателя. В то время советские войска воевали в Афганистане. Участвовать в двух конфликтах, да ещё и в условиях экономической изоляции, в планы руководства Советского Союза не входило. Де-факто подавление польской оппозиции в начале 1980-х стало делом чести для официальной Варшавы, которая всё меньше могла рассчитывать на помощь «старшего брата». А смерть Брежнева в ноябре 1982-го и желание польской верхушки стабилизировать ситуацию в стране привели к тому, что военное положение в Польше было отменено 22 июля 1983 года.
И хотя у власти всё ещё оставался Ярузельский, приход Горбачёва и его «новое мышление» в отношениях с США и их сателлитами привели уже к настоящей потере влияния СССР на страну соцлагеря. Коммунистический режим окончательно рухнул в Польше в 1989 году, а в 1990-м просоветского генерала Ярузельского на президентском посту в результате выборов сменил его идеологический противник Лех Валенса.


Экономические санкции как явление, зародившееся в XX в., представляют собой распространённый инструмент, применяемый в геополитике странами или блоками стран с целью повлиять на оппонентов, проводящих самостоятельный политический курс. Исходя из принципа взаимоувязанности национальных рынков и господства международного разделении труда, санкции позволяют в определённых случаях внести дисбалансы в экономическое развитие тех или иных стран, заставляя их правительства идти на политические уступки. Кроме того, санкции дают возможность странам добиться реализации своих целей без затратного примирения вооружённых сил.

Экономические санкции, введённые странами Запада в 2014–2015 гг. против России, не являются для нашей истории чем-то новым и неизведанным. Ранее Европа и Америка неоднократно пытались повлиять на политику СССР через применения различного рода экономических и политических ограничений. Фактически, капиталистические страны вели против Советского Союза перманентную экономическую войну.

Впрочем, стоит отметить, что в силу большей устойчивости и самодостаточности экономики СССР в виду её меньшей зависимости от внешней конъюнктуры, риски, связанные с санкциями, для нашей страны были невысоки.

Экономическую агрессию в отношении Советской России страны Запада стали проявлять сразу после событий 1917 г. К наиболее масштабным примерам применения санкций против СССР можно отнести следующее.

1) Сразу после Октябрьской революции странами Антанты в ответ на отказ советской власти от выплат по долгам Российской Империи и национализаций предприятий, принадлежащих иностранному капиталу, были введены торговая и морская блокада. Блокада была снята в 1920 г. в связи с изменившейся в пользу РСФСР ситуации на фронтах Гражданской войны.

Последствия: Объём внешней торговли РСФСР сильно упал почти до нуля. В 1919 г. оборот составил 14,4 млн. руб. Для сравнения, в 1913 г. этот показатель равнялся 12,6 млрд. руб.

2) «Золотая блокада» относится уже к послевоенному времени. Она была введена Европой и США в ответ на решение РСФСР о монополизации внешней торговли. С 1925 г. эти страны перестали принимать у СССР золото в качестве оплаты импортного оборудования и технологий, требуя у советской власти расплачиваться нефтью, зерном и лесом. В 1930 г. в качестве «валюты» внешнеторговые партнёры стали принимать только зерно. Вплоть до 1934 г. Советский Союз не мог расплачиваться золотом. Исключения составляли лишь золотые монеты, произведённые в Российской Империи.

Приблизительно в те же годы Запад объявил Советскому Союзу кредитную блокаду. Такая форма воздействия заключалась в отказе от кредитования советской экономики или предоставлении кредита на невыгодных условиях. Поводом для их введения стал всё тот же отказ советской власти от наследования долгов и обязательств царского правительства. Кредитная блокада применялась неоднократно, в том числе и после Второй мировой войны. Однако уже в 1960-е годы кредитные связи СССР и стран соцлагеря с капиталистическим миром стали стремительно развиваться.

Санкции против «советского демпинга» были введены 1930-е годы Правительство США обвинило СССР в умышленном занижении цены на некоторые товары, а также в использовании труда заключённых в производстве. Специальные пошлины и ограничения были введены в отношении таких товаров, ввозимых из СССР, как спички, асбест, марганец, пиломатериалы. К санкциям присоединились Франция и Великобритания.

Последствия: В 1930 г. объёмы внешнеторгового борота достигли максимума в 9,1 млрд. руб., после чего начался спад, как по импорту, так и по экспорту. Причиной тому стала эффективная реализация программы социалистической индустриализации. И реального импортозамещения. В предвоенные годы доля импорта в удовлетворении внутренних потребностей СССР как по средствам производства, так и по потребительским товарам, упала до уровня около 2%.

3) В послевоенные годы США ограничили экспорт оборудования и вооружений в страны соцлагеря, приняв акт об экспортном контроле. Несмотря на давление США, европейские страны не присоединились к санкциям. Ограничения был фактически сняты в 1970-е годы.

В 1949 году США, Великобритания, Канада, Франция, ФРГ, Австралия, Япония и др., объединились в Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ), который на протяжении десятилетий составлял перечни «стратегических» товаров и технологий, не подлежащих экспорту в страны соцлагеря. Организация была упразднена лишь в 1994 г.

Последствия: Влияние данных ограничений на экономику СССР были весьма ограниченными. Советский Союз сумел обходить ряд ограничений и запретов на торговлю со странами Запада. Кроме того, общая зависимость от экспорта и импорта страны в послевоенные годы оставалась низкой, а значительно расширившийся лагерь дружественных стран давал возможность компенсировать некоторые важные поставки, недоступные из-за санкций.

4) В 1974 г. в США была принята Поправка Джексона-Вэника. Эта дискриминационная мера означала отмену режима наибольшего благоприятствования в торговле, ограничение государственных кредитов и кредитных гарантий. Поправка была направлена против стран, которые, по мнению США, ограничивали свободу эмиграции своих граждан. С 1989 г. на действие поправки в отношении СССР был наложен мораторий. Полностью мера была отменена лишь в 2012 г.

В первой половине 1980-х годов американские власти издали приказ об использовании экономических мер воздействия на экономику СССР в ответ на введения советских войск в Афганистан. Кроме того, правительство Рейгана попыталось воспрепятствовать строительству газопровода Уренгой–Помары–Ужгород, оказывая давление на участвовавшие в проекте европейские банки и компании. Европа в лице Франции и ФРГ продолжила сотрудничество с Советским Союзом, и проект был успешно завершён в 1982 г.

Последствия: В связи с четырёхкратным ростом цен на нефть в середине 1970-х СССР стал наращивать экспорт энергоресурсов. В результате возросла зависимость страны от экспорта и, как следствие, от мировой конъюнктуры сырьевых рынков. В этих условиях внешние санкции стали более чувствительными для советской экономики. В частности, страны Запада ограничили поставки СССР труб большого диаметра, которые не производились в стране, но были необходимы для строительства газо- и нефтепроводов.

В дальнейшем резкое снижение мировых цен на нефть привело к стремительно сокращению валютной выручки СССР, что стало причиной появления дисбалансов в бюджете страны.

Недавно «Газета.Ru» рассказывала, как США и их союзники бойкотировали Олимпиаду в Москве из-за вторжения СССР в Афганистан, однако впервые санкции против Советского Союза со стороны стран Запада были введены сразу после Октябрьской революции 1917 года, когда большевики решили отказаться от выплаты внешнего долга и взялись за национализацию предприятий, которые принадлежали в том числе и иностранным собственникам. Впоследствии санкции выражались в запрете на покупку любых товаров советского производства за исключением зерна.

После Второй мировой войны, когда мир стал двуполярным, США и их союзники пытались воздействовать на СССР различными методами, в том числе и экономическими. В частности, в 1949 года был основан Координационный комитет по экспортному контролю (CoCom) — международная организация стран , которая контролировала экспорт в СССР и страны социалистического лагеря.

Ее участниками были составлены списки запрещенных к экспорту товаров — оружия, высокотехнологичного оборудования, технологий, связанных с ядерной энергией, и промышленных товаров двойного назначения.

Действовали эти рекомендации вплоть до распада Советского Союза, хотя по сути они и носили форму санкций. А присоединились к ним не только страны НАТО, но и Япония с Австралией. Тем не менее некоторые частные компании, например Toshiba Machine Company, на запреты внимания не обращали и втайне от коллег и конкурентов продолжали поставлять высокоточное оборудование Советскому Союзу. Помимо этого, США и их союзники пытались ударить по нефтегазовой сфере Советского Союза. Для этого НАТО наложило эмбарго на поставку труб, которые были необходимы для поставки газа в Европу. Все это происходило в 1962 году, когда внимание мировой общественности было приковано к апокалиптическому, но все-таки разрешившемуся Карибскому кризису.

Вопрос с трубами решился в результате «многоходовочки» — СССР предложил не покупать их, а обменять на газ.

Таким образом к сделке «газ — трубы» присоединилась Великобритания, за ней — Италия, а затем и ФРГ, с которой Советский Союз и вовсе заключил контракт на 20 лет с поставкой до 3 млрд кубометров природного газа в год.

Следующим шагом против СССР стало принятие американским конгрессом в 1974 году поправки Джексона — Вэника, согласно которой США ограничивают торговлю со странами, которые нарушают права человека. Тогда под действие поправки попал и Советский Союз. В отношении его правопреемницы — России — действие поправки было отменено лишь в 2012 году. Сейчас поправка действует, например, в отношении Белоруссии.

Но одной поправкой США не ограничились — когда СССР осуществил ввод войск в Афганистан, Джимми Картер объявил запрет на продажу Советскому Союзу любых технологий. В силу он вступил ровно 35 лет назад — 18 марта 1980 года. Таким образом, Советский Союз остался без множества полезных вещей, например компьютера Apple II Plus, созданного Стивом Джобсом вместе со Стивом Возняком. Правда, в СССР от этого никто не пострадал, а своего культового статуса компания Apple на тот момент еще не обрела.

Кроме того, в рамках противодействия СССР США отказались от открытия консульства в Киеве, не подозревая, что произойдет на Украине по прошествии многих лет.

Затем на смену Джимми Картеру пришел Рональд Рейган, который в открытую называл Советский Союз «империей зла». Именно бывший «охотник на оленей» попытался помешать реализации масштабного проекта газопровода Уренгой — Помары — Ужгород из Западной Сибири в Европу. Помимо того, что он наложил санкции на европейские компании, финансировавшие постройку газопровода и обеспечивавшие строителей необходимым оборудованием, Рейган добился того, что его европейским союзникам пришлось участвовать в невыгодных проектах по добыче газа в Норвегии.

Поскольку несколько компаний, попавших под санкции США, являлись британскими, к делу подключилась лично Маргарет Тэтчер, которой удалось разрешить проблему после долгих переговоров с Рейганом. Строительство газопровода было завершено в 1984 году. Так жажда наживы победила санкции. Газопровод же существует до сих пор, являясь предметом постоянных препирательств между «Газпромом» и властями Украины.

Парадокс: чем больше всевозможных эмбарго вводили против нашей страны Америка и Европа, тем крепче становилась советская экономика, во всяком случае, в те времена, когда во главе государства стоял Иосиф Сталин. Недавно мы рассказали, как «отец народов» обошёл объявленную нам в 20-х годах Старым и Новым Светом «золотую блокаду», успешно проведя коллективизацию сельского хозяйства («Наша Версия», № 32). А сегодня поведаем ещё две истории – о том, как бесславно для США окончилось введение «морального эмбарго» против нашей страны и как «турецкий кризис» помог нам сэкономить миллионы долларов.

В конце 30-х годов наша страна весьма успешно сотрудничала с Америкой: отечественные производители выпускали по заокеанским лицензиям трактора «Фордзон-Путиловец», легковушки ГАЗ-А и полуторки. В Таганроге налаживалось производство американских «летающих лодок» «Каталина» – копий самолётов-разведчиков PBY фирмы Consolidated Aircraft. Железнодорожники договаривались о поставках из США новой для нашей страны техники – тепловозов. В общем, наше со Штатами сотрудничество крепло год от года. И тут – советско-финская война. Запад счёл Сталина агрессором. В декабре 1939 года Советский Союз исключают из Лиги Наций, а президент Соединённых Штатов Франклин Рузвельт объявляет эмбарго на поставку в нашу страну оборудования и передовых технологий. Казалось бы, тут советской экономике и конец. Но Сталин нашёл лазейку. При посредничестве миллиардера Арманда Хаммера (его родители были выходцами из России, а самого Хаммера в прессе величали не иначе как «другом СССР») советское руководство обратилось напрямую к предпринимателям, работавшим с СССР, с просьбой игнорировать санкции Рузвельта. Как выяснилось, по американским законам подобное не возбранялось, ибо объявляемые президентом экономические санкции могли носить только рекомендательный, но вовсе не обязательный характер. Так началось недолгое, но весьма яркое противоборство двух лидеров – Сталина и Рузвельта.

Сталин намеревается ввести итальянские корабли в проливы Босфор и Дарданеллы в поддержку наступающим частям Красной армии, обстреливая Стамбул и обеспечивая тем самым высадку там десанта
Американские бизнесмены не поддержали «морального эмбарго» Рузвельта

Уговаривать американских предпринимателей Хаммеру, с которым, по слухам, за услуги расплатились произведениями искусства из коллекции Государственного Эрмитажа, помогал Генри Форд, у которого в Советской России было немало своих интересов. Форд и Хаммер были настолько убедительны, что уже в январе 1940 года Рузвельт, раз от раза сталкиваясь с откровенным саботажем его антисоветского демарша, выступил с резким заявлением, объявив введённый запрет «делом чести и совести каждого предпринимателя». Так запрет и остался в истории под названием «моральное эмбарго». А что же Советский Союз? А ничего ровным счётом. В конце марта 1940 года, докладывая Верховному Совету СССР об экономической ситуации в стране, председатель Совнаркома Вячеслав Молотов заявил: «Что касается наших отношений с США, то они за последнее время не улучшились, но, пожалуй, и не ухудшились, если не считать так называемого морального эмбарго против СССР. Наш импорт из США увеличился в сравнении с прошлым годом. Он мог бы ещё больше увеличиться, если бы американские власти не чинили препятствий».

Всё-таки среди заокеанских бизнесменов нашлись и те, кто поддержал санкции Рузвельта, в частности, несколько станкостроительных фирм и упомянутая выше Consolidated Aircraft. Все они в конечном итоге и проиграли. В пику Вашингтону об импорте станков Москва договорилась с Берлином. За период с 1940 по 1941 год Германия отгрузила нашей стране 6430 станков на 85,4 млн рейхсмарок, что полностью компенсировало поставки из США. Что же до «летающих лодок», то после возникших проблем с Consolidated Aircraft Совнарком принял решение о разработке отечественного самолёта подобного класса. Буквально за год советским конструкторам удалось с нуля «поставить на крыло» морской дальний разведчик МДР-6 (Че-2) – первую советскую серийную «летающую лодку». Правда, начать её массовое производство помешала война, построить успели примерно лишь два десятка машин. К концу 1940 года даже Рузвельту стало понятно, что его инициатива полностью провалилась. Москва и Хельсинки заключили мирное соглашение, и смысла продолжать давление на Союз уже не было. В январе 1941 года «моральное эмбарго» было отменено. Негативно сказалось оно разве что на производстве советских авиационных моторов.

По теме

Антисоветские санкции спровоцировали Сталина захватить Турцию

Летом 1945 года Наркомат иностранных дел направил высшему руководству Союза аналитическую записку под названием «К советско-турецким отношениям». Один из разделов был озаглавлен так: «Вопрос о территории, отторгнутой Турцией от Закавказских советских республик». «Нет никаких разумных доводов против возвращения этих территорий их законным владельцам – армянскому и грузинскому народам». Анкаре предстояло вернуть земли общей площадью 26 тыс. квадратных километров: 20,6 тыс. – Армении, вместе со священной для армян горой Арарат, и 5,5 тыс. – Грузии. В левом углу записки Сталин наложил резолюцию: «Не отдадут – война».

На Потсдамской конференции 1945 года Сталин настойчиво требовал передать СССР часть итальянского флота в счёт репараций обязательно до начала августа. Американская разведка задалась вопросом: а к чему, мол, такая спешка? И к чему это в Грузии, Армении и даже иранском Тебризе началась передислокация советских войск в сторону турецкой границы? Оказалось, что Несмотря на то что во время войны Турция числилась в союзниках у нацистской Германии, зимой 1945 года турки удачно переметнулись на сторону антигитлеровской коалиции и объявили Рейху войну, так что предъявлять им счета было по меньшей мере несвоевременно. «Если Советский Союз добьётся контроля над Турцией, то будет трудно помешать Советам взять под контроль Грецию, весь Ближний и Средний Восток», – говорилось в одной из американских аналитических записок того времени, адресованных президенту США. В общем, американцы ощутили существенную угрозу своим интересам и в Европе, и на Ближнем Востоке. И не замедлили объявить о санкциях. Эмбарго должно было коснуться поставок в Советский Союз всевозможной техники невоенного назначения, оборудования и продовольствия, которые наша страна до тех пор получала по ленд-лизу (официально эти поставки прекратились 20 сентября 1945 года). Для страны, в которой царила послевоенная разруха, прекращение американских поставок оказалось бы весьма и весьма ощутимым.

СССР отказался платить по ленд-лизу

О санкциях к СССР в Вашингтоне собирались объявить в сентябре 1945 года. Оценив возможные последствия этих санкций, Сталин и его ближний круг приняли решение: если американцы введут ограничения, наша страна откажется оплачивать свои долги по ленд-лизу. А долги эти были немалыми – объём американских поставок в СССР оценивался на тот момент в запредельные 11 млрд долларов. Нашлась и формальная зацепка для отказа в оплате долгов: дело в том, что первый транш по так называемому пре-ленд-лизу в 1941 году Москва оплатила Вашингтону золотом, но получила отнюдь не всё, за что заплатила примерно пятую часть. С октября 1941-го по июль 1942 года США направили в СССР втрое меньше самолётов и танков и впятеро меньше грузовиков, чем оговаривалось межгосударственными соглашениями. Тем временем конгресс США готовился одобрить президентский акт о санкциях в отношении СССР, но Трумэн не спешил его туда направлять, справедливо опасаясь, что Советы в ответ могут отказаться от выплат за ленд-лиз.

Официальное эмбарго на торговлю с СССР американцы тогда так и не ввели, решив сперва добиться от Сталина признания долга. На переговорах 1948 года советские представители согласились оплатить лишь незначительную часть задолженности, примерно 0,5%. Американцы, разумеется, отказались. Переговоры перенесли на следующий год, а вместе с ними и объявление об эмбарго, которое должно было раздавить СССР. Но и переговоры 1949 года так ни к чему не привели. В 1951 году янки пошли на попятную, скостив долг до 800 млн долларов. Но Сталин соглашался отдать только 300. Торг продолжался до начала 70-х годов, и в итоге наша страна согласилась оплатить порядка 7% от общей задолженности. О том, из-за чего начался этот торг, к тому времени все уже позабыли, а советское руководство отказалось от плана захвата Турции ещё в конце 40-х годов. По причинам, никак не зависящим от американских торговых запретов.

От экономической блокады странами Антанты Советской России до санкций, введенных против СССР администрацией Рональда Рейгана. В марте 2014 года США, Евросоюз, Австралия, Япония и Канада ввели первые санкции против России из-за присоединения Крыма. Сначала ограничительные меры касались отдельных граждан, которые, по мнению западных стран, способствовали нарушению территориальной целостности Украины, затем санкционные списки пополнили российские компании. Ранее Запад уже пытался повлиять на политику СССР посредством экономических и политических ограничений.

Экономическая блокада странами Антанты Советской России
Вскоре после прихода к власти большевиков в октябре 1917 г. государства Антанты (Великобритания, Франция, США и др.) ввели против Советской России (с 1922 г. - СССР) экономическую блокаду, полностью прекратив с ней всякие экономические отношения.

В декабре 1917 г. торговые отношения с Советской Россией прекратили США, в 1918 г. к ним присоединились Англия и Франция. После завершения Первой мировой войны и заключения Версальского мирного договора (28 июня 1919 г.) Верховный совет Антанты объявил о полном запрещении всех форм экономических связей с Советской Россией. К экономической изоляции РСФСР подключилась и Германия, вынужденная исполнять решения стран-победителей. Блокада начала действовать с 10 октября 1919 г. и продолжалась до 16 января 1920 г. Санкции Антанты оказали серьезное влияние на внешнюю торговлю РСФСР: если в 1918 г. ее оборот составлял 88,9 млн руб., то в 1919 г. - 2,6 млн руб.

Антидемпинговые меры и другие санкции против СССР в начале 1930-х гг.

В июле 1930 г. США обвинили СССР в демпинге (сознательном занижении цен на свои товары) при поставках в Соединенные Штаты спичек, угля, асбеста, марганца и других товаров и ввели протекционистские меры (ввозные пошлины и др.).
В 1931 г. Соединенные Штаты запретили импорт советских пиломатериалов из четырех зон европейской части СССР - Кольского полуострова, Карельской автономной республики, Северной области и Зырянской автономной области - в связи с тем, что в этих регионах использовался принудительный труд заключенных.
3 октября 1930 г. Франция обвинила СССР во вмешательстве в свои внутренние дела, в частности в финансировании подрывной деятельности компартии. В качестве санкционных мер была введена система лицензирования советских товаров, что привело к их удорожанию и потере конкурентоспособности. В том же году аналогичные меры против советской продукции ввели Югославия, Венгрия, Бельгия и Румыния.
20 октября 1930 г. Совет народных комиссаров СССР принял постановление "Об экономических взаимоотношениях со странами, устанавливающими ограничительный режим для торговли с СССР". Внешнеторговым организациям было запрещено размещать заказы и производить закупки в подвергнутых санкциям странах и фрахтовать их суда. Было максимально сокращено использование портов этих стран для транзитных и реэкспортных операций через СССР.
Ограничения на торговлю с Францией были отменены в 1931 г. в связи с денонсацией французским парламентом декрета от 3 октября 1930 г. Эмбарго в отношении США снято после официального установления советско-американских дипломатических отношений 16 ноября 1933 г.
В результате антидемпинговых мер общий оборот советский внешней торговли упал с 1,6 млрд руб. в 1930 г. до 1,5 млрд в 1931-м. Советский экспорт за этот период также снизился с 812,7 млн до 636,1 млн руб.

Санкции, связанные с советско-финской войной

2 декабря 1939 г. администрация президента США Франклина Рузвельта объявила так называемое "моральное эмбарго" на торговлю с СССР. Одной из причин его введения стали бомбардировки жилых районов Хельсинки советской авиацией. В связи с этим в рамках эмбарго был установлен запрет на поставки в СССР авиатехники, а также материалов для авиапромышленности, таких как алюминий, молибден и авиабензин. "Моральное эмбарго" было отменено в январе 1941 г., когда в США стали рассматривать СССР в качестве потенциального союзника против гитлеровской Германии.

Согласно советским статистическим данным, советско-финская война не оказала негативного влияния на внешнеторговый оборот СССР. Объем торговли с США в 1939 г. составлял 66,1 млн руб., в 1940 г. возрос до 95,3 млн руб. Общий оборот советской внешней торговли также увеличился - с 271,4 млн руб. в 1939 г. до 485,2 млн руб. в 1940-м.

Ограничение экспорта в СССР и соцстраны

С началом холодной войны США стали применять новый тип экономических санкций против СССР и стран социалистического блока. Они были направлены на перекрытие доступа к передовым технологиям и высокотехнологичной продукции. В марте 1948 г. Министерство торговли США ограничило экспорт стратегических материалов, оборудования и вооружений в СССР и соцстраны Восточной Европы. В 1949 г. эти ограничения были закреплены в Законе об экспортном контроле (Export Control Act).

Для реализации ограничительных мер в 1949 г. по инициативе США был создан Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ; Coordinating Committee for Multilateral Export Controls, COCOM), который осуществлял надзор за поставкой товаров и технологий западных государств СССР и его союзникам. В КОКОМ входили 17 стран (США, Канада, Австралия, Япония, Великобритания, Бельгия, Дания, Франция, ФРГ, Греция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Турция). Еще шесть государств сотрудничали с комитетом (Австрия, Финляндия, Ирландия, Новая Зеландия, Швеция и Швейцария), формально не являясь его членами. Комитет разработал стратегию "контролируемого технологического отставания", согласно которой техника и технологии могли продаваться в социалистические страны не раньше чем через четыре года после их серийного выпуска.

Самым громким случаем нарушения ограничений, наложенных КОКОМ, стала продажа в 1982-1984 гг. японской компанией Toshiba совместно с норвежской Kongsberg Gruppen фрезерных станков с программным управлением. С их помощью советской промышленности удалось создать новый тип лопастей для подводных лодок, которые значительно снизили уровнем шума и, соответственно, возможность обнаружения субмарин противником.

Закон об оборонной взаимопомощи и контроле

В 1951 г. США ужесточили экономические ограничения для экспорта в социалистические государства в связи с войной в Корее (1950-1953), где СССР поддерживал Северную Корею (КНДР), а западные государства – Южную.

В том же году Соединенные Штаты расторгли соглашение с советским правительством о торговле 1937 г., лишив СССР режима наибольшего благоприятствования. В результате таможенные тарифы на советские товары выросли в 4,6 раза по сравнению с уровнем налогообложения товаров других стран. Американский Конгресс принял Закон об оборонной взаимопомощи и контроле (Mutual Defense Assistance Control Act). Согласно этому документу, США могли отказать в экономической поддержке (например отменить режим наибольшего благоприятствования в торговле) любому государству, которое не присоединится к эмбарго против СССР и "находящихся под его влиянием" стран и продолжит поставки им стратегических товаров. Однако впоследствии, под давлением своих европейских союзников, США внесли в данный закон множество поправок и исключений, которые привели к тому, что акт фактически не действовал.

Эмбарго НАТО на поставку труб большого диаметра для трубопровода "Дружба"

С 1955 по 1965 г. СССР нарастил экспорт нефтепродуктов практически в десять раз. В 1959 г. в Праге руководители стран - членов Совета экономической взаимопомощи (СССР, Венгрия, Чехословакия, Польша и ГДР) подписали соглашение о строительстве нефтепровода "Дружба", который должен был связать СССР и соцстраны Восточной Европы.

Строительство началось в 1960 г. и завершилось в 1964 г., с 1969 г. велось расширение системы трубопровода, а в 1974 г. построена его вторая нитка. Позднее, в начале 1970-х гг., с помощью системы трубопроводов "Дружба" был налажен экспорт советских нефти и газа в капиталистические государства, в первую очередь в Западную Германию. Одной из проблем при строительстве был недостаток и низкое качество отечественных труб большого диаметра, производство которых в СССР только началось. Поэтому Советский Союз организовал закупку таких труб в Западной Европе. В октябре 1962 г. три крупные германские фирмы Mannesmann, Hoesch и Phoenix-Rheinrohr подписали контракт на их поставку в СССР. Также заказы были сделаны в Италии и других западноевропейских государствах.

США расценили активное продвижение СССР на нефтегазовом рынке как "военную угрозу". Для противодействия строительству нефтепровода американская администрация организовала давление на своих союзников по НАТО через структуру Комитета экономических советников альянса. В ноябре 1962 г. подготовленный США проект эмбарго на поставку труб большого диаметра в СССР был одобрен Североатлантическим советом НАТО (за - 13 из 15 стран-участниц). При этом эмбарго носило рекомендательный характер. Поначалу Германия и Франция разорвали свои соглашения о поставке 40-дюймовых труб в СССР, что привело к задержке строительства трубопровода на один год. Первая очередь "Дружбы" была построена из труб, произведенных в СССР. Позднее, под давлением европейских производителей, запрет на поставку труб большого диаметра в СССР был полностью снят. В феврале 1970 г. Карл Шиллер, министр экономики ФРГ, и Николай Патоличев, министр внешней торговли СССР, подписали контракт на поставку советского природного газа в Западную Германию – около 3 млрд куб. м в год. Со своей стороны Германия через компанию Mannesmann оплачивала полученное топливо поставками 1,2 млн тонн труб большого диаметра, необходимых для строительства газопровода. Поставки по контракту начались 1 октября 1973 г.

"Зерновое эмбарго" США

В 1975 г. между СССР и США был заключен долгосрочный договор, согласно которому Соединенные Штаты обязались поставлять 8 млн тонн зерна в Советский Союз. В 1979 г. Министерство сельского хозяйства США разрешило продать СССР в 1980 г. 17 млн тонн зерна свыше этой нормы. 4 января 1980 г., в ответ на ввод советских войск в Афганистан 25 декабря 1979 г., президент США Джимми Картер объявил о расторжении зернового контракта на поставку 17 млн тонн. Он пообещал, что предназначенное для СССР зерно будет выкуплено государством у американских фермеров по рыночным ценам, после чего его излишки направят в бедные страны и на производство биотоплива. Помимо ограничений на продажу зерновых, в январе 1980 г. была прекращена выдача лицензий на продажу высоких технологий СССР, ограничен экспорт американских товаров, заморожены все совместные культурные и экономические мероприятия, а советским судам было запрещено заниматься рыбным промыслом в водах США.

Согласно данным американских исследователей, зерновое эмбарго не достигло своей цели. СССР приобрел зерно в Аргентине, Канаде, Испании, Австралии, которые не поддержали позицию США. При этом американское правительство потратило более 2 млрд долларов на то, чтобы выкупить продукцию своих фермеров. В апреле 1981 г. новый президент США Рональд Рейган объявил об отмене эмбарго.
Бойкот московской Олимпиады

20 января 1980 г. президент США Джимми Картер заявил о бойкоте летней Олимпиады в Москве (19 июля - 3 августа 1980 г.) в качестве ответной меры на введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

Санкции, введенные против СССР администрацией Рональда Рейгана

В годы президентства Рональда Рейгана отношения между США и СССР обострились, Соединенные Штаты ввели целый ряд экономических санкций против Советского Союза. Первый пакет был объявлен президентом Рейганом 29 декабря 1981 г. Формальным поводом для этого послужило обвинения в том, что СССР принимал участие во "введении чрезвычайного положения в Польше" 13 декабря и репрессиях "по отношению к польскому народу".

Главным решением администрации Рейгана стал запрет на поставку американскими компаниями в СССР электронного и нефтегазового оборудования. Этот шаг должен был воспрепятствовать строительству советского экспортного газопровода Уренгой - Помары - Ужгород, в котором участвовали европейские компании и банки (Deutsche Bank, Creusot-Loire, Mannesmann, John Brown Engineering и др.). США рассматривали этот проект как угрозу своей национальной безопасности, так как он вел к энергетической зависимости западноевропейских государств от СССР.

Санкции против "Аэрофлота"

В декабре 1981 г. президент США Рональд Рейган заявил о том, что "Аэрофлоту" будет запрещено совершать полеты в воздушном американском пространстве. Эта мера вступила в силу с 5 января 1982 г.
Дальнейшие санкции против советской авиакомпании были введены в сентябре 1983 г., после того как советские системы ПВО сбили Boeing 747 южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines, который вторгся в воздушное пространство СССР и не отвечал на предупредительные сигналы.

Федеральное управление гражданской авиации США закрыло авиалинию R-20 для гражданской авиации, что, по сути, означало блокаду авиасообщений с СССР. В течение двух месяцев отменялись рейсы "Аэрофлота" и воздушное пространство между США и СССР было перекрыто, однако под давлением американских авиакомпаний, потерявших один из кратчайших маршрутов между Аляской и Восточной Азией, сообщение было открыто уже 2 октября.

С 12 сентября 1983 г. в Соединенных Штатах был введен запрет на продажу билетов на рейсы "Аэрофлота". Были закрыты представительства компании в Вашингтоне и Нью-Йорке, запрещены контакты американских авиакомпаний с "Аэрофлотом". Возобновление воздушного сообщения между СССР и США состоялось только в апреле 1986 г.