Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Древние стоянки первобытных людей. Каталог основных стоянок человека в каменном веке

Стоянка Сунгирь – древнейшее поселение людей во Владимирской области. Это не только памятник, охраняемый ЮНЕСКО, но и уникальный археологический объект, привлекающий внимание исследователей со всего мира.

Сунгирь – это одна из 3-х известных ученым верхнепалеолитических стоянок Владимирской области. Поселение Сунгирь расположено на восточной окраине Владимира, недалеко от устья одноименного ручья, впадающего в реку Клязьма. Это одно из самых северных палеолитических поселений Русской равнины. Его относят к Костенковско-селетской культурной общности.

Стоянку обнаружили случайно, при разработке нового карьера. Это произошло в 1955 году. На глубине 3-х метров экскаваторщик заметил кости крупного животного. О находке сразу же сообщили археологам. С тех пор и по настоящее время Сунгирь является объектом исследований ученых.

За время раскопок вскрыто более 4,5 тыс. м² культурного слоя, что равно половине предполагаемой площади. Возраст стоянки составляет примерно 24-25 тыс. лет, хотя ряд ученых отодвигают его до 36 тыс. лет.

Согласно одной из гипотез, данная стоянка существовала на протяжении 2-3 тысячелетий. Скорее всего, это было сезонное охотничье стойбище. По расчетам специалистов численность людей, одновременно проживавших на территории поселения, достигала 50 человек. Эта группа людей была связана с более крупным сообществом. Сунгирь имеет много схожего с комплексом стоянок каменного века, известным как .

Археологические находки

Предметы

Коллекция находок, обнаруженных в ходе археологических раскопок, превышает 65 тыс. предметов. В их число входят:

  • инструменты для изготовления орудий труда (кремневые отбойники, отщепы и нуклеусы);
  • орудия труда (ножи, резцы, скребки, скребла, проколки и пр.);
  • оружие (кремневые наконечники дротиков, копья, «жезлы»);
  • изделия из рога, кости и бивней мамонта (украшения, мотыжки, фигурки животных).

Символом поселения стала так называемая «сунгирская лошадка» – миниатюрная фигура лошади-сайги из бивня мамонта. Археологи считают, что это амулет, который древние люди носили в качестве оберега. Согласно другой гипотезе фигурка использовалась исключительно для ритуала погребения.

Фигурка лошади украшена точками, число которых с обеих сторон кратно 5, что свидетельствует о знакомстве жителей стоянки с 5-ричной системой счета. На поверхности амулета сохранились следы охры, а значит, в свое время она была окрашена в ярко-красный цвет.

Предметы, найденные на территории стоянки Сунгирь, экспонируются во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Ученые продолжают заниматься их исследованием, тем более что многие из найденных артефактов являлись средством невербального языка.

Погребения

Мировую славу стоянке Сунгирь принесли уникальные погребения. Захоронения отличает богатство погребального инвентаря и сложность ритуала.

Сначала на слое охры археологи обнаружили женский череп, четырехугольный камень и мужской скелет. На груди у последнего была подвеска из гальки, а на руках украшения из бивня мамонта. Рядом лежало огромное количество бусин, которые украшали одежду мужчины. Находка позволила провести реконструкцию костюма древнего сунгирца. Интересно, что он во многом схож с одеждой современных арктических народностей.

Затем были найдены останки человека без головы, рядом с которым лежали бусины, кольцо из бивня мамонта, рога северного оленя и бивень мамонта. Ученые определили, что мужчине было около 50 лет. Стоит отметить, что средняя продолжительность жизни людей верхнего палеолита колебалась в районе 30 лет. Под этим погребением было найдено 2 детских костяка. Дети были уложены в могильник в вытянутом положении, прижатыми головами друг к другу.

Что ученые смогли узнать о сунгирских людях?

Скелеты сунгирских людей исследуются уже не одним поколением антропологов. К настоящему моменту установлено, что их можно отнести к людям современного физического типа. Некоторые датировки свидетельствуют о том, что найденные погребения моложе поселения на несколько тысяч лег.

Верования

На основе анализа погребений ученые пришли к выводу, что сунгирцы имели развитые религиозные верования. Скорее всего, они верили в существование загробной жизни, совершали магические ритуалы, обожествляли природу, почитали предков, поклонялись солнцу, луне и животным.

Среди инвентаря детского погребения обнаружена человеческая кость, наполненная охрой. Палеогенетические исследования показали, что она принадлежала прапрадедушке подростков, найденных рядом. По мнению ученых, кость играла не последнюю роль в сложном погребальном ритуале. Кроме того, существует предположение, что захоронение детей могло быть ритуальным жертвоприношением, связанным с культом плодородия. Точно установлено, что оба подростка были похоронены единовременно.

Рядом со скелетами детей найдены диски из бивня мамонта с геометрическим орнаментом. Похожие диски позже встречались у славян. К примеру, 4-секторный диск символизировал славянского бога Хорса.

Быт

Археологи определили, что люди верхнего палеолита, обитающие на территории поселения Сунгирь, занимались охотой и собирательством. Объектами охоты являлись: мамонты, львы, бизоны, северные олени, дикие лошади, волки, бурые медведи, зайцы, птицы и прочая живность. Женщины собирали дикие плоды, коренья, моллюски и насекомых. Анализ скелета одно ребенка показал, что голода он практически не испытывал, хотя питался в основном беспозвоночными (гусеницами, жуками).

Принято считать, что люди верхнего палеолита жили преимущественно в пещерах. Тем не менее, в ходе раскопок Сунгиря были обнаружены шалашевидные жилища 10-15 м в длину. Их стены были деревянными, а кровлей служили шкуры животных. Каждое жилище было оснащено очагом.

Для изготовления украшений сунгирцы применяли гравировку, резьбу, сверление, окрашивание и полировку. Многие из обнаруженных украшений были созданы специально для погребения, другие носились постоянно. Люди поселения Сунгирь носили шапки, полушубки, штаны и высокие сапоги, напоминающие унты. Ученые пришли к выводу, что перечисленные предметы одежды изготовлялись из шерсти и были расшиты костяными бусами. Они немного напоминают костюмы чукчей и эскимосов.

Заблуждение, опровергнутое спустя 40 лет

Почти полвека ученые были уверенны, что парное захоронение детей в Сунгире включает останки подростков обоих полов. И вот недавно благодаря генетике удалось выяснить, что девочка из Сунгиря на самом деле – мальчик. Помимо российских палеонтологов в недавних исследованиях участвовали ученые из Копенгагенского университета и Кембриджа.

Палеогенетические исследования показали, что подростки приходились друг другу двоюродными братьями, соответственно имели схожие гаплотипы. У обоих определена Y-хромосомная гаплогруппа C1a2. В настоящее время гаплогруппа C достигает высокой концентрации у бурятов, монголов и калмыков.

Один из мальчиков погиб в результате удара в живот острым предметом. Причина смерти другого ребенка неизвестна, в то время как мужчина, найденный рядом, был убит выстрелом из лука. Причем, как отмечают криминалисты, это был снайперский выстрел.

Палеогенетические исследования также доказали, что среди сунгирцев были исключены близкородственные браки. По мнению антропологов, именно этот фактор определил доминирование кроманьонцев.

Сунгирь продолжает вызывать интерес у палеонтологов из самых разных стран мира. А недавние открытия показывают, что разгаданы ещё далеко не все тайны, связанные с этой древней стоянкой первобытного человека.

Древнейшие стоянки палеолитического человека в Америке

Обратимся опять к книге М. Галича «История доколумбовых цивилизаций».

«Итак, - пишет исследователь, - несколько племен продолжали свой путь от бескрайних северных просторов к югу в многообещающей надежде на хорошую охоту - их не могли не привлечь многочисленные стада мамонтов, глиптодонтов (вымершее млекопитающее отряда неполнозубых, длиной до двух метров. Близок к броненосцам. Жил с позднего зоцена до плейстоцена главным образом в Южной Америке), диких лошадей, истребленных впоследствии, а также ленивцев и других представителей четвертичной американской фауны. Австралийцы, возможно, тогда же пробивались через антарктиду к южной оконечности континента. Меланезийцы же и полинезийцы преодолевали необъятные океанские просторы с острова на остров, приближаясь к западным рубежам Америки…

О первых 30 или более тысячелетиях жизни человека на обширных территориях нынешних США и Канады мы узнаем лишь из немногих источников - мифов, данных современной геологии, гипотез этнографов, археологов, антропологов, палеонтологов и лингвистов. Однако для проверки сведений, относящихся к периоду между 15 тыс. лет до н. э. и испанской конкистой, археологи могут использовать, например, современные методы датировки окаменелостей, скромные следы зарождавшейся тогда архитектуры и свидетельства этнографии. К последним относятся, в частности, пережитки, унаследованные современными индейцами, впрочем, уже не индейцами, а новыми этническими группами, в навыках, обычаях, приспособлениях, племенной организации.

Важнейшим подспорьем ученых становится, кроме того, устная традиция, сохраняющаяся благодаря могуществу памяти человека. Позже, с появлением колонизаторов, добавились и новые свидетельства, но они зачастую носят весьма мрачный характер».

Итак, наиболее древними следами присутствия человека на Американском континенте в настоящее время считаются каменные орудия, которые были найдены в Техасе, Неваде и Калифорнии. Их возраст ученые определяют в 40 тыс. лет.

Следует заметить, что в культурном развитии первобытных людей, населяющих Америку, каменные орудия сыграли исключительную роль. В истории материка был довольно длительный период, когда люди ограничивались использованием лишь скребков и наконечников, которые изготавливались из очень недолговечных материалов - дерево и кость.

Огромный интерес для науки представляет пещера Сандия, находящаяся на территории штата Нью-Мексико.

В этой пещере сверху залегали остатки древней индейской культуры пуэбло, а ниже находился слой известкового туфа-травертина, который полностью изолировал от верхних слоев залегавшие под ним более древние заложения.

Как установили ученые, нижняя толща отложений содержала два особых культурных слоя. На самом дне пещеры был обнаружен очаг, обложенный камнями, около которого лежали обожженные кости, осколки кремня, грубо заточенные куски костей животных и каменные наконечники особого рода, впоследствии получившие наименование наконечников типа сандия. Они имеют довольно правильную листовидную форму и тщательнейшим образом обработаны отжимной ретушью с обеих сторон. С одной стороны у наконечников имеется боковая выемка.

Скорее всего, обитатели пещеры Сандия жили здесь в раннее время, когда в горах еще лежали ледники, а на юго-западе Северной Америки господствовал влажный климат.

Палеолитические изделия из Америки: 2, 3 - наконечники типа сандия, 1, 5 - типа фолсом, 4, 6 - типа юма.

Древние люди существовали главным образом охотой на мамонта, верблюдов и лошадей и вели бродячий образ жизни.

Нижний слой пещеры Сандия, по мнению американских археологов, образован почти 11 тыс. лет назад.

В той же пещере, только выше, обнаружены наконечники так называемого фолсомского типа, датируемые двумя тысячелетиями позже. Фолсомские наконечники напоминают узкие и длинные кремневые клинки, обработанные с обеих сторон еще более совершенной и тщательной отжимной ретушью, чем наконечники типа сандия. У них слегка вогнутое основание, иногда с двумя маленькими жальцами по бокам. Но самая характерная их черта продольные узкие желобки вдоль обеих поверхностей, образованные длинными отжимными сколами, направленными от основания к острию.

Острия эти преимущественно находят в юго-западных штатах США: в Нью Мексико, Колорадо, Небраске, Техасе, Вайоминге, Оклахоме и свидетельствуют, что на этом этапе первобытный человек уже широко расселился по североамериканскому континенту.

Кроме таких наконечников ученые обнаруживают кремневые клинки иного рода типа юма. Они столь же правильные по форме и тщательности отделки, однако уже не имеют продольных желобков. У таких клинков сравнительно узкие пластины удлиненно-треугольной формы.

О древности таких острий говорит тот факт, что они встречались вместе как с фолсомскими наконечниками и другими каменными изделиями, так и с костями ископаемого бизона на значительной глубине от современной поверхности почвы.

Очень яркую и характерную картину жизни первобытных людей Америки дали раскопки поселений, в которых были найдены изделия фолсомского типа. Они очень напоминают жизнь охотничьих племен Европы и Азии в конце палеолита и в мезолитическое время.

Самое первое поселение фолсомского типа было найдено в горной долине штата Нью Мексико, недалеко от города Фолсом. Там на обрыве оврага, прорезывающего дно древней долины, были обнаружены кости 23 ископаемых бизонов. Рядом с костями животных находились каменные наконечники фолсомского типа. Один из наконечников лежал прямо между двух ребер бизона.

Фолмские поселения являлись временными лагерями охотников на бизонов.

Очень большую историческую ценность представляет собой поселение у фермы Линденмайер, которая находится в 45 км от форта Коллинз, в Северном Колорадо.

Остатки этой древней стоянки располагаются на дне первобытной речной долины небольшого протока реки Саус Платте. Обнаружен культурный слой толщиной от 15 до 30 см, состоящий из золы, угля, каменных орудий и отщепов, а также разбитых человеком костей животных. Ученые определили, что это кости мамонта, бизона, верблюда, антилопы и песца.

К сожалению, остатков жилищ не было обнаружено, однако уцелело несколько очагов, возле которых и кон центрировалась основная масса находок.

Всего было найдено 6 тыс. предметов: острия типа юма, фолсомские наконечники, каменные скребки различных форм, отбойники, сверла. Были там и костяные изделия: иглы, бусы из птичьих костей.

Как считают ученые, обитатели стоянки Линденмайер жили здесь в то далекое время, когда с гор еще не сошли последние ледники, а климат был значительно холоднее и влажнее, чем сейчас.

Скорее всего, холодные ветры, что дули с гор, препятствовали развитию лесов в низинах, покрытых травянистой растительностью прерий. Лишь по глубоко врезанным долинам больших рек были изредка рассеяны рощи. По этим долинам, вдоль берегов рек, озер и скитались небольшие группы бродячих охотников на мамонтов, мускусного быка, пряморогого бизона, антилопу, лошадь, гигантского ленив ца и т. д.

На фолсомских стоянках ученые нашли большое количество костей бизона. Основным способом добычи зверей была охота загоном, в том числе и использованием огня. В Бизоновом карьере у Линскомба в Техасе обнаружено огромное количество обожженных гостей бизонов, впоследствии расколотых рукой человека. Вместе с костями там археологам удалось найти и каменные наконечники фолсомских форм.

Часто дичь загоняли в болота и озера или подстерегали ее на переправах, затем закалывая беспомощных в воде животных копьями. Об этом свидетельствует расположение стоянок в местах, которые раньше были болотистыми, а также на берегах рек и озер. В Фолсоме и в поселении у фермы Линденмайер главным образом обнаружены обломки наконечников. Дело в том, что хрупкие клинки застревали в теле пораженных животных и легко ломались. Острия их оставались в туше, а древко копья вместе с оставшимся на нем черешком наконечника охотник приносил домой.

Примечательно, что некоторые наконечники, особенно типа юма, служили также и клинками охотничьих ножей. Из деталей материальной культуры особенно обращает на себя внимание отсутствие лука у классических майя вплоть до тольтекского завоевания в X в. Отсутствие лука невозможно объяснить позднейшей утратой, поскольку охотничьи традиции не прерывались с древнейших времен.

В результате бурной охотничьей деятельности первобытного человека мамонты к 7-му тыс. до н. э. были полностью истреблены, а количество бизонов резко сократилось.

Огромный интерес для науки представляют останки не только животных, но и людей.

Так, учеными был найден скелет 15-летней девочки, скорее всего, дочери одного из охотников, датируемый 8-12 тыс. лет до н. э. Антропологам он известен под названием «человек из Миннесоты» - по месту обнаружения.

В Мидленде, в Техасе, был обнаружен женский скелет, вероятно, относящийся к тому же периоду. Назвали его «человек из Мидленда».

Однако самым, древним предком обитателей Америки ученые считают раскопанный в 1969 г. В. Хейнсом «человек из Марнеса». Жил он примерно 11–13 тыс. лет назад.

Уровень развития языка индейцев 25 тыс. лет назад был достаточно высок. Об этом свидетельствует один любопытный факт.

В штате Аризона есть большая котловина, которая образовалась от падения метеорита около 25 тыс. лет назад. У местных индейцев существовала легенда о том, что в этом месте с неба спустилось какое-то божество в облаке огня. Но дело в том, что наблюдать падение метеорита можно было только в один день. Значит, языки уже в начале верхнего палеолита были достаточно развиты, чтобы передавать сообщения, не имеющие никакого практического значения, и сохранять на протяжении многих поколений.

Если в районе распространения памятников фолсомского типа ведущая роль в жизни обитателей этих мест принадлежала охоте, то в других районах со временем все большее значение приобретало собирательство.

Вот что об этом пишет М. Галич: «Археологи полагают, что около 7 тыс. лет до н. э. начался бурный рост культурного развития человека, обитавшего в северных широтах. На протяжении предшествующих 30 тыс. лет его успехи были не столь значительны и часты. Так называемый послеледниковый период охватывает эпоху от 20 до 10 тыс. лет до н. э. Резкие климатические изменения, не позволяли обитателям континента спокойно обживать одну и ту же территорию. Собиратели вынуждены были постоянно мигрировать в поисках съедобной растительности и доступной фауны. Лишь тогда, когда температурный режим позволил им - хотя бы по сезонам - оставаться на одном месте, они смогли наконец заняться обобщением опыта поколений и совершить свой самый значительный, по всей видимости, культурный подвиг: они поняли, что могут сами выращивать необходимые для питания растения. Раскопки свидетельствуют, что в течение двух тысячелетий до н. э. - с 7-го по 5-е - в рационе человека происходило постоянное увеличение доли растительной пищи по отношению к животной. Бывшие собиратели уже объединялись во временные поселения и засевали участки, но все же их земледелие продолжало существовать еще лишь в зачаточном состоянии. Понадобилось не менее тысячи лет, чтобы агрокультура превратилась в их основное занятие.

Именно тогда была заселена большая часть Северной Америки. Об этом свидетельствуют наконечники стрел и копий, обнаруживаемые не только в Нью-Мексико, Техасе или Неваде, но и в Канзасе, Оклахоме, Вирджинии, Кентукки, Иллинойсе, Пенсильвании, Массачусетсе, Онтарио, в скалистых горах Колорадо, а также в Канаде и даже на Аляске. Повсюду специалисты находят археологические свидетельства древних поселений. Постоянно увеличивалась продолжительность обитания племени на одной территории, тогда как радиус перемещений непрестанно сужался. Возраставшие возможности потребления растительной пищи, сокращение поголовья крупных диких животных, улучшение климата, наступившее после окончания ледникового периода (т. е. с 10-го тыс. до н. э.), способствовали тому, что племена все охотней переходили к оседлому образу жизни. А это влекло за собой и определенный технический прогресс. Появились лук со стрелами, веревка, плетеные изделия, каменная зернотерка с приспособлениями, что само по себе уже подразумевает приготовление разнообразной пищи.

Кроме того, новшества в рацион древних обитателей Америки приносили и охотники, прибывшие с последними волнами переселенцев, распространившихся по побережью Тихого океана от Аляски до Калифорнии. Дикие плоды и ломти мяса перестали употребляться в пищу в сыром виде. Появился оригинальный способ приготовления горячих блюд: поскольку ни керамических сосудов, ни тем более металлических кастрюль, способных выдержать огонь, в те времена еще не существовало, древние предки индейцев гениально решили проблему - они стали варить себе еду… в корзинах!

Палеолит и мезолит северной Америки

Самое необычное заключалось в том, что продукты варились с помощью горячих камней. Котлами служили сосуды из дерева, коры или кожи, а также плотно сплетенные корзины. Такая посуда заполнялась водой, в которую деревянными щипцами опускали предварительно раскаленные на огне камни. Если их температура была достаточно высока, то содержимое быстро закипало. Остывший булыжник тут же заменялся новым, раскаленным докрасна. Обязанности повара заключались в том, что он удобно усаживался рядом с огнем и менял камни до тех пор, пока пища окончательно не сваривалась. Совершенно очевидно, что жизнь этих охотников можно назвать просто роскошной по сравнению с тем прозябанием, в котором пребывали их предки. Стало возможным готовить разнообразную и специальную пищу для детей, стариков и больных. Возник совершенно новый уклад жизни, получивший вскоре повсеместное признание.

Это были так называемые камневары, чьи следы этнографы прослеживают от Аляски до Калифорнии. Использовавшийся ими для приготовления пищи метод „горячих камней“ был известен от равнин Большого Бассейна в США до востока Канады».

Высоко оценивая эти и другие не менее важные изобретения первых обитателей Америки, американский исследователь Клакхон заметил: «Древние индейцы освоили территорию Соединенных Штатов за тысячи лет до того, как предки европейцев узнали о ее существовании. Им удалось накопить знания, необходимые для выживания. Они окультурили наиболее перспективные в отношении продуктивности дикие растения. Благодаря опыту и изобретательности им удалось заложить экономическую базу и создать основы того, что ныне принято называть Соединенными Штатами Америки».

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги Судак. Путешествия по историческим местам автора Тимиргазин Алексей Дагитович

В древнейшие времена Пребывание человека в окрестностях Судака прослеживается со времен палеолита. В Новом Свете найдены орудия труда неандертальцев, относящиеся к среднему палеолиту (80–30 тыс. лет до н. э.). Следы открытой стоянки неандертальцев обнаружил в обрыве

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Очерк одиннадцатый Американские колонии в последней четверти XVII и первой половине XVIII в. Потеря Канады французами и значение этого факта для североамериканских колоний. Взрыв революции в Северной Америке. Вмешательство французов. Поражение англичан в Америке и их

Из книги Бизерта. Последняя стоянка автора Ширинская Анастасия Александровна

Глава XVII От последней стоянки осталось лишь воспоминание Каким оживленным городком была Бизерта в довоенные годы!Дома выходили за пределы города: за квартал Андалузцев, к Корнишу на север; в Зарзуну на юг, где предполагалось строительство рабочего поселка. Новый

Из книги Величие Древнего Египта автора Мюррей Маргарет

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Ее древнейшие обитатели Самый древний народ, населявший причерноморские степи и Крым и чье имя дошло до нас - киммерийцы: они обитали здесь на рубеже II и I тыс. до н. э. Геродот, посетивший Северное Причерноморье в V в. до н. э., киммерийцев, разумеется, не застал, и передавал

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

Идущий из Африки поток информации о различных формах ископаемого человека заставляет по-новому взглянуть на процесс выделения древнейших предков человека из животного мира и на основные этапы становления человечества. Прояснению многих проблем способствует и

Из книги Заселение Земли человеком [С иллюстрациями] автора

Из книги Экспедиция в Хиву в 1873 году. От Джизака до Хивы. Походный дневник полковника Колокольцова автора Колокольцов Дмитрий Григорьевич

27-е мая. Сады, в пятнадцати верстах от прежней стоянки В четыре часа утра мы выступили с позиции и следовали прямым путём по направлению к Хиве. Дорога была пересекаема множеством арыков, на которых везде находились мосты. Если бы хивинцы вздумали не только сломать, но

Из книги Археологический словарь автора Матюшин Геральд Николаевич

Из книги Заселение Земли человеком [Без иллюстраций] автора Окладников Алексей Павлович

Шедевры палеолитического искусства на западе Азии Открытие палеолитических местонахождений в Монголии, притом не одного, а серии памятников, которые могут быть датированы эпохой среднего палеолита, ставит по-новому вопрос о появлении человека в Азии. Кроме того,

Из книги Очерки истории Левобережной Украины (с древнейших времен до второй половины XIV века) автора Мавродин Владимир Васильевич

3. Древнейшие города На Левобережном Приднепровье были расположены многие крупнейшие города древней Руси, имевшие большое значение в складывании в дальнейшем вокруг них самостоятельных княжеств. Эти древние по своему происхождению города стояли на втором месте

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

Из книги Сибирь и первые американцы автора Васильев Сергей Александрович

Аляска и Юкон: древнейшие следы человека Значительно более интересны находки из Американской части Берингии. Лесистые долины рек Центральной Аляски служили естественными путями миграции стад животных и следовавших за ними охотников. Интересно, что в финале плейстоцена

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

ПЕРВОБЫТНЫЕ СТОЯНКИ Благоприятные природно-климатические условия Таврики способствовали тому, что уже в глубокой древности человек начинает обживать полуостров. В Таврике, особенно в горном и предгорном районах, были все необходимые условия для жизни древнейшего

Из книги Освобождение России. Программа политической партии автора Именитов Евгений Львович

Медицина: гармония человека в природе, профилактика, раннее диагностирование и лечение человека Говоря о медицине, надо начинать со следующего. Медицина – это не совокупность и не система клиник и поликлиник, лечебных учреждений и медиков, научных институтов и

Category: Без рубрики Tags:

Итак, древнейшая находка такого рода сделана британским антропологом Мэри Лики в 1962 году. На одной из стоянок Олдувайского ущелья (подарившего миру Homo habilis – Человека умелого), возрастом около 1,8 миллиона лет, найдено множество каменных орудий и останки животных – древних жирафов, слонов, зебр, носорогов, черепах, крокодилов… Так вот, на одном из участков этой стоянки команда Лики обнаружила ряд камней, расположенных (выложенных?) в форме круга. Как писала Мэри Лики, эта кольцевая выкладка - «древнейшая структура, сделанная человеком. Она состоит из отдельных лавовых блоков и составляет от трёх с половиной до четырёх метров в диаметре. Поразительно сходство с грубыми каменными кругами, сооружаемыми для временного убежища современными кочевыми народами». Итак, Мэри Лики сочла, что нашла древнейший дом на Земле. Камни, по её мнению, служили для укрепления жердей или веток, воткнутых в землю и образующих нечто вроде ветрового заслона или простейшего шалаша.
В другом олдувайском местонахождении, знаменитом находкой черепа парантропа Бойса, выявлено овальное скопление раздробленных костей и мелких каменных обломков. Оно окружено относительно свободным от находок пространством, снаружи которого также находятся фрагменты костей и орудия. Мэри Лики предположила, что и на этом месте когда-то находился ветровой заслон, окружавший центральную часть стоянки.
Позже подобные находки сделаны и за пределами Олдувая.
Достаточно ли этих свидетельств, чтобы утверждать, что уже полтора миллиона лет назад наши предки могли строить себе простейшие жилища? Увы, не все специалисты согласились с такой интерпретацией. И, чем древнее стоянка, тем с меньшим наборов фактов приходится работать археологам.


Уже не ранние люди

Category: Без рубрики Tags:

Следующий «проблемный» и часто упоминаемый памятник относится к гораздо более позднему времени. На склоне горы Борон (Ницца, Франция) находится стоянка Терра-Амата, раскопки которой в 60-е годы прошлого века вёл французский археолог и геолог Анри де Люмле. 350-450 тысяч лет назад здесь обитали гейдельбергские люди - вероятные предки неандертальцев. Из земли извлечены тысячи каменных артефактов, кости крупных и мелких животных. Археологи расчистили древние рабочие площадки, содержащие углубления, небольшие очаги, каменные блоки и овальные скопления находок, которые Люмле интерпретировал как остатки древних хижин: углубления остались от опор, а камни подпирали стены. По мнению Люмле, стоянка заселялась древними охотниками периодически на протяжении ряда весенних сезонов.
Разумеется, и выводы Люмле были оспорены. Однако критика, конечно, не отменяет наличия углублений, очагов и расположенных определённым образом известняковых блоков - возможно, использовавшихся в качестве ветровых заслонов.
Ещё один памятник аналогичной древности и, увы, столь же спорный. Билцингслебен в восточной Германии - останки трёх овальных «хижин» возрастом около 350 тысяч лет. Тот же набор: «ветровые заслоны» - каменные блоки и кости животных; круговое сооружение из камней, вдавленных в отложения, 9 метров в диаметре; есть очаги, ассоциированные с каждым сооружением. И, тем не менее, остаются сомнения в рукотворности «кругового сооружения». Гоминиды жили здесь - факт. Но строили ли?
Итак, что же мы знаем? Около двух миллионов лет назад наши далёкие предки впервые покинули Африку. Очень долгое время гоминиды жили на стоянках, которые можно условно назвать временными «лагерями». В такой лагерь можно было вернуться после охоты; здесь изготовляли орудия и (в более поздние времена) готовили пищу на огне; на стоянках могли использоваться и простейшие ветровые заслоны. В широком смысле это был дом, то есть место, где сочетались приготовление пищи, работа и отдых…

Описание презентации Первобытные стоянки на территории Росcии. Стоянки палеолита: по слайдам

Сунгирь - палеолитическая стоянка древнего человека на территории Владимирской области в месте впадения одноименного ручья в реку Клязьма, рядом с Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером. Предполагаемый возраст 25 тысяч лет.

Погребения. Сунгирь прославилась своими погребениями: 40 -50 -летнего мужчины (так называемый Сунгирь-1) и подростков: мальчика 12 -14 лет (Сунгирь-2) и девочка 9 -10 лет (Сунгирь-3), лежавших головами друг к другу. Одежда подростков была обшита бусами из кости мамонта (до 10 тысяч штук), что позволило реконструировать их одежду (оказавшуюся похожей на костюм современных северных народов); кроме того, в могилах были браслеты и другие украшения из мамонтовой кости. В могилу были положены сделанные из мамонтовой же кости дротики и копья, включая копье длиной 2, 4 м. Погребения были присыпаны охрой.

Хозяйство Основным занятием сунгирцев была охота на мамонтов, северных оленей, бизонов, лошадей, волков и росомах. За все время раскопок и исследования стоянки собрана богатейшая коллекция археологических находок, насчитывающая около 68 тыс. предметов. Значительную часть коллекции составляют кремневые отщепы, отбойники, наковаленки и нуклеусы, необходимые для изготовления орудий труда, а также различные орудия (ножи, скребки, скребла, резцы, проколки, д олотовидные орудия). Особой тщательностью обработки и совершенством форм отличаются кремневые наконечники дротиков (треугольные с чуть вогнутым основанием и миндалевидные), покрытые с обеих сторон тончайшей ретушью. Сунгирскую стоянку отличает большое количество изделий из кости, рога и бивня мамонта (мотыжки, острия, выпрямители древков, «жезлы» , оружие, украшения, фигурки животных), а также высокая техника их обработки.

СТОЯНКА КОСТЁНКИ Здесь в 19 в в с. Костёнки близ Воронежа на территории около 10 кв. км, в разное время было открыто и исследовано более 26 стоянок первобытного человека каменного века, часть из которых являются многослойными. Люди современного типа проживали здесь, в среднем течении Дона на территории нынешней России, как минимум за 20 000 лет до того, как они появились в Центральной и Западной Европе. В пользу этого говорят новые артефакты, обнаруженные за последние годы. например, человеческие захоронения «в возрасте» от 35 000 до 40 000 лет, предметы культуры

Костенки Жилища были округлыми или овальными в плане, часто коническими по форме и перекрывались шкурами. Основание жилища закреплялось черепами мамонтов и тяжелыми костями, концы которых закапывались в грунт. На крыше шкуры прижимались рогами оленя и клыками мамонта. В конце ледникового периода вместо костей мамонта стали использоваться прутья и бревна. Внутри жилища был один или несколько очагов, расположенных в центре или вдоль оси. Орудия труда и одежда, еда были общинной собственностью- все сородичи имели равные права. Жилища палеолитического человека (реконструкции): 1, 2 – Костёнки, 3 европейские стоянки. Образцы жилищ в верхнем палеолите из раскопок стоянок на территории нашей страны

Костёнки. Воронежская область. Во внешности человека палеолита Русской равнины преобладали европеоидные признаки. Однако, стоит отметить, что останкам из погребения на стоянке Костёнки 14 присущи отдельные черты негроидного типа, а у детей из Сунгиря зафиксированы признаки монголоидности. Это может свидетельствовать о том, что формирование рас ещё не было закончено. Признаки, ставшие затем характерными для разных рас, были вообще присущи формировавшемуся единому типу современного человека. Лишь с адаптацией к окружающей природно-климатической среде у людей произошло окончательное разделение на расы. На фото — реконструкция аборигенов

Венерам из Костенок более 20 тысяч лет Палеолитический пейзаж в районе Костенок Почти все известные в России погребения эпохи верхнего палеолита найдены именно в Костенках. Сделанные археологами находки позволили восстановить облик первых людей, узнать об их быте и образе жизни. Это был период последнего и самого сурового в истории земли ледникового периода - валдайского. Вслед за отступающим ледником на север уходили привычные к холоду олени, песцы, мускусные быки и, конечно же, мамонты. Именно они привлекли сюда первопроходцев каменного века. К этому времени люди уже постигли приемы охоты на крупных стадных животных На фото — развалины жилища из костей мамонтов.

Капова пещера расположена в Башкирии на Южном Урале и является палеолитической стоянкой того же периода, что и Сунгирь. Пещера труднодоступна и хорошо сохранилась. Она имеет множество залов и этажей. В 300 м от входа найдено очень много рисунков животных периода палеолита – мамонтов, шерстистых носорогов, лошадей и др. В пещере жили люди 13 -14 тыс. лет назад. Обнаружены орудия труда, 4 бусинки, нож, подвески, часть глиняной лампы-светильника – редчайшая для палеолита находка. Пещера находится на реке Белой в заповеднике «Шульганташ» Башкирии.

Льяловская археологическая культура эпохи неолита Поселение 4 -3 тыс. до н. э. в р-не с. Льялово под Зеленоградом самое старое среди неолитических культур Европы. В настоящее время в Подмос-ковье известно огромное количество поселений, относящихся к Льяловской археологической культуре, охватывающей территорию междуречья Оки и Волги. . . Иисследованы остатки построек круглой и овальной формы, с углубленным в землю полом и остатками кострищ или очагов внутри. Есть жилища размером 140 кв. м, а в Ивановской обл. — жилище объемом в 200 кв. м. Льяловская культура входит в культурно-историческую общность лесного неолита Восточной Европы. Главным ее признаком является наличие глиняных круглодонных и остродонных сосудов, украшенных по всей поверхности орнаментом в виде ямок и оттисков гребенчатого или зубчатого штампов. .

Трипольская энеолитическая культура Трипольская культура - археологическая культура, названная по месту открытия у села Триполье недалеко от Киева. Была распространена в эпоху энеолита на территории Украины на запад от Днепра и в Молдавии, а также в восточной Румынии, где её называют культурой Кукутени (Кукутень). Время существования вторая половина VI – 2650 г. до н. э. Занятия жителей: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство. Жилища - сначала землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки» . Позже двухэтажные дома. Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения).

Реконструкция одежды трипольцев по керамике Ритуальная одежда жриц Великой богини Матери. Женские изображения одежды на керамике и их реконструкция

Деревня Фатьяново Фатьяновская культура- археологическая культура бронзового века (2 -е тыс. до н. э.) в Верхнем Поволжье и Волжско-Окском междуречье. Названа по деревне Фатьяново, близ Ярославля, где раскопаны грунтовые могилы с каменными и медными орудиями и оружием, керамикой, украшениями и др. Население занималось скотоводством, отчасти земледелием.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА Фатьяновская культура археологическая культура бронзового века (2 -е тысячелетие до н. э.). Названа по впервые открытому могильнику у деревни Фатьяново, близ Ярославля. На территории современной Москвы могильники Фатьяновской культуры обнаружены у бывших деревень Спас-Тушино и Давыдково; отдельные каменные орудия и оружия найдены в Крылатском, Зюзине, Чертанове и др. Раскопаны и исследованы ряд могильников. Во II тыс до н. э. в Верхнем Поволжье и Волго-Окском междуречье была распространена так называемая фатьяновская археологическая культура, относящаяся к эпохе бронзы и представленная только могильниками да отдельными случайными находками. Жители фатьяновского поселения — были людьми «средиземноморского» типа - с высоким крутым лбом, массивным, красивым черепом, тонким, часто с небольшой горбинкой носом, широким подбородком.

На западе родственники фатьяновцев, объединяемые мегакультурой «боевых топоров» (по наиболее общему, характерному для всех этих культур признаку), известны в Швеции, Чехословакии, Германии, Польше, Дании и в Прибалтике. Умерших хоронили в скорченном положении с оружием (каменные и медные топоры, копья, стрелы), орудиями из камня, кости, реже меди (клиновидные топоры, ножи, долота, шилья, булавки, мотыги и др.), украшениями (ожерелья из зубов, костей, раковин, янтаря), глиняной посудой (шаровидные сосуды с нарезным орнаментом, солярными, то есть изображающими солнце, знаками на днищах). Встречаются кости домашних и диких животных. Основные занятия племён Фатьяновской культуры - скотоводство, охота; складывалось земледелие; была известна металлургия бронзы. Общественный строй - патриархально-родовой. Для верований характерны культы солнца, предков, медведя. Фатьяновская культура входила в состав большой культурно-исторической общности - так называемой культуры боевых топоров и шнуровой керамики, создателями которой были древние индоевропейские племена. Фатьяновцы были скотоводами – найдено захоронение мужчин с собаками и сосудами для сбивания масла. В могилу клали овец и коз. Умели плавить металл и делать железные топоры. боевой топор фатьяновской культуры из диорита

ДЬЯКОВСКАЯ КУЛЬТУРА археологическая культура раннего железного века в междуречье Волги и Оки. . . Названа по городищу у села Дьякова под Москвой. На дьяковских городищах, которые были родовыми поселениями скотоводов, находят железные ножи, шилья, топоры, серпы, глиняную посуду с отпечатками грубой ткани, изделия из кости. Это Культура железного века Iпол. I тыс. до н. э. – I пол. I тыс. н. э. Археологическая культура железного века, существовавшая в VII до н. э. - VII веках на территории Московской, Тверской, Вологодской, Владимирской, Ярославской и Смоленской областей. Носителей Дьяковской культуры обычно считают предками племён мери, муромы, веси. Дьяковцы по одной из версий (есть и другие) пришли из-за Урала и сменили фатьяновскую культуру. На смену дьяковцам пришли славянские племена кривичей и вятичей, возможно ассимилировавших дьяковцев. Для дьяковской культуры характерна лепная керамика, скифские украшения, глиняные грузики неясного назначения. В начале развития орудия бронзовые, потом они сменяются железными, цветные металлы используются на украшения. Но вообще металла было мало, видимо он дорого ценился, зато широко использовались орудия из кости. Дьяковцы жили в небольших укрепленных городищах, которые обычно устраивали на мысу; судя по всему, такое городище было и на месте Московского Кремля. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Мертвых дьяковцы хоронили в т. н. «домиках смерти» (прообраз избушек на курьих ножках Бабы-Яги). Один из них обнаружен близ Рыбинска (Ярославская область), другой под Звенигородом (Московская область).

1 — шейная гривна; 2 — пряжка с выемчатой эмалью; 3 — наконечник стрелы; 4 — медная привеска; 5 — медный бубенчик; 6 — глиняный грузик; 7 — статуэтка лошади из кости. Основа хозяйства племён Дьяковской культуры - оседлое скотоводство (лошади, крупный рогатый скот, свиньи); существенна роль охоты. Земледелие, бывшее сначала подсобным занятием, с первых веков н. э. приобретает большее значение. Вид Дьяково с самолета в районе Коломенского в Москве

Палеолитические охотники предпочитали селиться на ровной или слабо пересеченной местности поблизости от воды. Поэтому позднепалеолитических поселения следует искать неподалеку от ручьев или озер, у слияния рек, на равнине или пологих склонах холмов. Со времен позднего палеолита рельеф местности почти не изменился. Иначе обстояло дело в раннем и среднем палеолите. Большинство памятников этого периода было обнаружено на речных террасах и в пещерах. Находки на открытом пространстве гораздо более редки, хотя мы и знаем заведомо, что уже в то время человек предпочитал селиться в жилищах открытого типа, уходя в пещеры только в периоды резкого похолодания. Климат, несомненно, в значительной степени обуславливал образ жизни и тип жилища палеолитического человека. Из жизни современных отсталых народов, населяющих тропики, известно, что в засушливые периоды они вполне удовлетворяются легкими шалашами кратковременного характера, предохраняющими их от палящих лучей солнца или от жаркого ветра. Только в дождливый сезон они ищут убежища от тропических ливней, "вселяя скальные навесы и пещеры или поднимая жилище над поверхностью земли, чтобы избежать затопления дождевыми водами.

На открытой местности без естественных скальных навесов палеолитические охотники строили полуземлянки или землянки, т. е. жилища с жестким, часто куполообразным каркасом, углубленные в землю. Разница методу полуземлянкой и землянкой заключается в степени углубления в материк. В теплое время года, особенно в европейской периглациальной области, наиболее частым жилищем был шалаш. Он легко переносился, имел простую конструкцию и вполне удовлетворял нехитрым требованиям кочевого образа жизни охотников. Таким образом, жилища палеолитических охотников, а возможно охотничьих культур вообще, можно подразделить на три основных типа: простейшие убежища разных видов, шалашеобразные конструкции и жилища долговременного характера с жестким остовом. Простейшие убежища служили кратковременным жильем в тех местах, где климат не требовал более солидной защиты от холода. Использование легких юрт летом и постоянных жилищ зимой известно из недавнего прошлого некоторых сибирских народов или эскимосов. Тип жилища и его конструкция в значительной степени зависели от доступного материала. В Европе у края ледника, где дерево было редкостью остов жилища складывался из бивней мамонта оленьих рогов и длинных костей животных Аналогии в историческое время известны и Восточной Сибири, где для каркаса использовались челюсти и ребра китов. Еще в прошлом век встречались землянки, у которых вся конструкция над котлованом попросту засыпалась землей хорошо защищавшей от холода. Жители степных районов еще и сегодня часто перекрывают простейший остов дерном. Возможно, так же выглядели и жилища первобытного человека. Легкие убежища и шалашеобразные конструкции палеолитический человек строил также в пещерах Люди обычно не пользовались всей пещерой, но с помощью перегородок создавали себе личные жилища - что-то вроде „отдельных квартир." Находки палеолитических жилищ редки, но еще реже находки целых поселений, позволяющие изучить их планировку. Небольшое поселение граветтийского (павловского) времени открыто близ с. Долни Вестонице в Моравии (его возраст по радиокарбоновому методу около 25 тыс. лет). Другие такие скопления жилищ встречаются на Украине в стоянках Костенки, Авдееве и Добраничевка. Первое палеолитическое селище было открыто С. Н. Замятниным в 1927 1. на территории с. Гагарина на Украине. Изучение планов и остатков палеолитических жилых объектов затрудняют два обстоятельства: во-первых, характер отложений, в которых залегают находки, а во-вторых, старая техника раскопок, принятая в прошлом. Дело в том, что ранее производились отдельные разведочные раскопы большей или меньшей площади, не позволявшие выявлять взаимосвязи между отдельными находками. Несовершенной была и документация старых исследований, в ней отсутствовали подробные зарисовки (чертежи) открытых площадей, которые часто заменялись лишь куцым словесным описанием. Только по еле того, как археологи стали закладывать рас копы большой площади, стало возможным лучше распознать и классифицировать находки по их взаимосвязям и аналогиям. Успех исследований всегда во многом зависел от стратиграфических условий, от характера отложений. Гораздо легче открыть стоянку в лессе, где каждая деталь. хорошо различима, чем вести раскопки в каменистой осыпи, поэтому большинство находок палеолитических стоянок происходит с лессовых территорий Центральной Европы, Украины и Сибири.

Самая древняя находка, которую можно рассматривать как остатки жилища, была сделана в Восточной Африке. Это расположенное кругом нагромождение камней, открытое Л. С. Б. Лики в Олдувайском ущелье в слое, отнесенном к началу плейстоцена. Находке, следовательно, около 2 млн. лет, и если это действительно искусственное сооружение, то его создателем мог быть только предшественник человека Ното Наbilis, остатки которого найдены в том же слое. Вполне возможно, что это действительно строительный материал, который в качестве грузила прижимал к земле нижние концы ветвей и шкур, образующих кровлю, а не просто случайное скопление камней - игрушка природы. В центральных районах Эфиопии, примерно в 50 км к югу от столицы страны Аддис-Абебы, французские археологи открыли на берегу реки Аваш несколько богатых стоянок. Самая важная из них - Гарба. В этой стоянке с Олдованской культурой было открыто свободное утрамбованное пространство, наводящее на мысль о глинобитном поле простейшего жилища. По периметру этого пространства залегали кучки камней, посредством которых могли быть заклинены в ямках столбы или другие элементы несложной конструкции. В отличие от окружающего пространства утрамбованный „пяточок" был совершенно пустым: здесь не было обнаружено ни орудий, ни костей или камней; скорее всего это было место ночлега.

НАХОДКИ ЖИЛИЩ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ Самые древние в Европе остатки жилища открыл де Люмлей на французской Ривьере близ Ниццы. Стоянка называется Терра Амата и принадлежит к ашельской культуре. Неда леко отсюда, в пещере Грот дю Лазарет был обнаружен другой тип ашельского жилья. В 1957 г. в слое.№ 5 здесь были открыты остатки хижины размерами 11х3,5 м. Хижина стояла внутри пещеры, недалеко от входа, прислоненная к стене, и была распознана по нагромождению каменных орудий и костей, которые находились исключительно в пределах жилого объекта. Вне хижины находок было крайне мало. По периметру хижину обрамляли камни, несомненно принесенные сюда человеком с целью укрепления ее стен. Именно наличие стен ограничивало разброс находок вне пределов жилища. Остов хижины, видимо, опирался о боковую стенку пещеры, но не прилегал к ней. Вдоль стены пещеры протянулась узкая полоса земли. не содержащей почти никаких предметов, а это свидетельствует о том, что каменная стена не образовывала одновременно внутренней стенки жилища, но была отделена от нее узким проходом, что предохраняло хижину от просачивающейся воды. Ни ямок для столбов, ни других следов конструкции не было обнаружено, за исключением семи кучек камней, расположенных с интервалами 80-120 см, причем в центре кучек всегда оставалось свободное место. Это дает нам основание предположить, что камни служили для закрепления деревянных колов или столбов. Но если бы столбы из этих точек просто упирались в боковую стену пещеры, внутреннее помещение было бы слишком низким. Кроме того, если бы опорные столбы располагались под углом к полу, иначе выглядели бы и кучки камней. Судя по ориентации их "кратеров", столбы закреплялись в них вертикально, и на них горизонтально были положены потолочные балки, противоположные концы которых покоились на узком выступе каменной стены пещеры. Это обеспечивало стабильность всей конструкции. Вполне возможно, что опорные столбы остова имели на верхнем конце вилкообразное разветвление, в которое входили балки потолочного перекрытия.

В одном месте интервал между кучками камней был больше обычного: по-видимому, здесь находился вход. О том же говорит и разброс находок каменных орудий и костей, которые только в этом направлении выходили за пределы жилища. Вход был ориентирован внутрь пещеры, таким образом к выходу из пещеры была обращена задняя стенка хижины. Вход был неширокий, до 80 см. Восточней от этого места имеется еще один разрыв в цепочке камней; возможно, здесь находился запасный выход или лаз. У задней стенки хижины, направленной в сторону выхода из пещеры, были сосредоточены самые крупные валуны: надо полагать, здесь была заградительная стенка, предохранявшая от ветра и непогоды.

Кровля жилища была, по-видимому, сработана из шкур животных, которыми был обтянут остов. Это был практичный материал, хорошо Удерживающий тепло и предохраняющий людей от ветра и воды, капающей с потолка пещеры. Концы шкур прижимались к земле все теми же камнями. По расположению найденных предметов, золы и костей видно, что внутреннее помещение было разделено (возможно, перегородкой из подвешенных шкур) на две части. Сразу за входом находились сени или тамбур, где не было очага и где находки предметов довольно редки. Вторая, большая по площади часть была собственно жилым помещением для людей того времени. Попасть в эту „комнату" можно было только через сени. Внутри имелись два очага, но небольших и, если судить по тонкому слою обожженной глины, не имевших особого хозяйственного значения. Главный очаг располагался скорее всего у входа в пещеру В предпоследнее оледенение (Рисе) склоны холма вокруг пещеры были на 80 % покрыты сосной, но доля сосны в древесном угле из кострищ не превышает 40 %. Таким образом, жители пещеры сознательно отбирали дерево на дрова, будучи знакомыми с различиями разных пород дерева.

В районе вокруг двух внутренних очагов залегало наибольшее число находок. Напротив, в заполнении проходного помещения хижины, т. е. сеней, находок было меньше. В культурном слое были открыты мелкие раковины морских моллюсков, которые вряд ли шли в пищу, ибо для этого они были слишком малы. Но естественным путем морские ракушки не могли попасть в пещеру. Остается единственное объяснение: они были случайно принесены сюда вместе с пучками крупных морских водорослей. А поскольку ракушки были найдены в основном в местах, где других находок было мало (на пространстве между очагами и направо от главного входа в хижину, за ветровым заслоном), представляется наиболее вероятным, что именно здесь находились „спальные места", ложа, выстланные высушенными у огня морскими водорослями. Возможно, на водоросли были брошены шкуры животных - за это говорят многочисленные находки костей пясти и пальцев, которые обычно остаются на шкуре, снятой со зверя. Более крупных костей здесь не было. Гораздо больше предметов было найдено вокруг этих лежанок.

Недостаток света и сравнительно небольшое количество находок заставляют думать, что хижина использовалась главным образом как мести отдыха и ночлега; видимо, основная жизнь, когда позволяла погода, проходила на площадке у входа в пещеру. Там расчленялись туши убитых животных и выделялись нужные орудия. Хижина давала охотникам крышу над головой и иллюзию уюта в длинные зимние вечера. Здесь они могли заниматься изготовлением инструментов, о чем свидетельствует большое количество мелких осколков. По найденным остаткам животных можно определить и время года, в которое первобытный охотник особенно интенсивно пользовался жилищем. Кости горных козлов (пойманных и съеденных в возрасте примерно 5 месяцев, козлята рождаются в середине июня), указывают на первые зимние месяцы, а остатки сурков указывают на начало весны; совершенно ясно, что жилье было „зимней квартирой" охотников. Жители покидали пещеру, когда устанавливалась теплая погода. За последние десятилетия изучение французских стоянок дало множество новых интересных данных. Большую работу в этом направлении проделал проф. ф. Борд, однако до настоящего времени он опубликовал лишь предварительные сообщения о своих находках. Другой жилой объект был открыт в пещере Дьявола (Фурио дю Дьябль) во Франции. Он имеет форму неправильного четырехугольника с размерами главных сторон 12х7 м. Северную сторону образует выступ-ступень сотой в 1 м, обложенный большими валунами, выстроившимися в сплошной ряд. Подобный ряд из камней протянулся и с восточной стороны, а с юга возвышалась заградительная стенка, сложенная из камней. Западную стенку образует скальный навес. В юго-восточном углу жилища находился вход; ширина проема составляет примерно 4,20 м. Все жилище помещалось под наклонной скальной стеной; достаточно было упереть стволы деревьев в скалу и обтянуть их шкурами, и жилье было готово. Культурный слой, лежащий прямо на скальной породе, был ограничен контурами жилища и низким земляным валом перед входом в него; вне этих пределов находок не было. В 1945 г. в Борнеке (западная Германия) была обнаружена стоянка гамбургской культуры. Немецкий ученый Руст нашел здесь в культурном слое двойное жилище шалашеобразного типа. Камни, прижимающие к земле остов жилища, были расположены двумя концентрическими кругами, причем внешний круг имел подковообразную форму и располагался с наветренной стороны. Видимо, внешний шатер имел заградительное назначение. Вокруг него были разбросаны отдельные валуны, которые, по мению Руста служили для укрепления ремней, натягивавших кровлю шатра. На пространстве перед жилищем встречено около 2000 мелких отщепов - типичный комплекс „мастерской". Размеры внутреннего шатра 350 х 250 см, внешний шатер-ширма имел в основании около 5 м. Возраст находки - примерно 15 тыс. лет до н. э. В Борнеке были обнаружены следы трех других жилищ аренсбургской культуры. К сожалению, два из них почти не сохранились. Третье, диаметром всего лишь в 2 м, было ограничено кругом некрупных камней с разрывом в месте входа. В заполнении первобытного очага было обнаружено несколько сот мелких каменных отщепов. Руст оценивает древность находки в 8500 лет до н.э. и считает ее летним шалашом. На стоянке Пеггенвиш на севере западной Германии был открыт контур (диаметром в 5 м) подковообразного в плане жилища времени гамбургской культуры. Перед входом сохранились следы очага и производственной мастерской. По сторонам залегали валуны, прижимавшие ремни. Вал по краям жилого пространства был насыпан из песка.

Другое жилище, открытое на той же стоянке, отличается большими размерами и сложной конструкцией и принадлежит мадленской культуре. Большая, грушевидная в плане часть имела размеры 7х4м; это было, судя по всему, главное жилое помещение. Вход в него проходил через сени или тамбур, обложенный камнями. Диаметр этого подсобного помещения 120 см. Пол этого тамбура был в два слоя вымощен камнями весом до 60 кг, надо полагать, для защиты от сырости. Большие каменные глыбы по краям жилого пространства подпирали круговой песчаный вал. Частично вымощенный соединительный коридор вел к другому круглому в плане жилищу диаметром в 4 м, пол которого не был выложен камнем. Найденный инвентарь датируется мадленом. Руст полагает, что здесь мы имеем дело с зимним жилищем. В главном помещении, более просторном и снабженном очагом, найдено около тысячи отщепов. На другой стоянке в западной Германии, близ Пиннеберга, в ходе раскопок в период 1937-1938 гг. Руст открыл контуры шести хижин раннего и среднего мезолита. Пять из них сохранились сравнительно хорошо. Контуры прослеживались благодаря более темному цвету грунта, содержащего много древесной золы. Поперечный разрез показал. что по краям жилого участка хижин был вырыт ров глубиной 25-40 см, в заполнении которого сохранились пустоты от глубоко вбитых конструктивных столбов толщиной примерно 10 см. В общей сложности было найдено шесть ямок от столбов. Столбы, образующие каркас жилища, вероятно, были переплетены ветками и покрыты дерном. Внутренние размеры хижин поразительно малы: 250х150 см. Выход ориентирован на юг. Поскольку ямки от столбов имеют вертикальное направление, можно предположить, что и стены были вертикальными, по крайней мере, в своей нижней части. Вряд ли связанные вверху ветки образовывали сферический свод, скорее на вертикальных опорных столбах покоилась горизонтальная конструкция кровли. Расстояние между отдельными столбами составляло приблизительно 50 см. Выход проходил через короткий и узкий тамбур или корридор. Ни внутри, ни снаружи хижины не было обнаружено остатков очага. Хижина 1 на основании многочисленных каменных орудий датируется вторым дриасовым периодом. Плотность находок повышается к юго-востоку от жилища - видимо, здесь его жители проводили основную часть своего времени. Вторая постройка, несколько более позднего происхождения, имеет подобную конструкцию. По внешнему краю кругового рва выявлены четыре ямки от опорных столбов, удаленных друг от друга на 30 см. Пятая ямка открыта у низкого входа. Толщина столбов, судя по ямкам, колебалась в пределах 5-8 см, столб У входа был несколько толще остальных. Постройка грушевидна в плане, ее размеры всего лишь 150х200 см. От самого широкого места сооружения отходит дугообразная траншея длиной 150 см, которая затем теряется в песке. Ямок

от столбов на ней не найдено. Возможно, это фундамент заградительной стены, защищавшей хижину и площадку перед входом от порывов ветра. Этому однако противоречит тот факт, что ни в первой, ни во второй хижине не было обнаружено ничего, что свидетельствовало бы о частом пребывании здесь людей. Очага также не было ни внутри, ни снаружи хижины II. Несколько в стороне стояла хижина III размерами 150х250 см. Она имеет ту же грушевидную планировку, что и хижина II; по ее внешнему краю также дугой расположились ямки от столбов. Боковой вход открывается на юго-восток.
Пятая и шестая хижина частично находят друг на друга. Эти два жилых объекта моложе и просторней хижин 1, II и III; их размеры 240х300 см. Следов конструктивных устоев здесь не сохранилось, но по форме они аналогичны вышеописанным сооружениям. Траншея по периметру жилищ не так глубока, как у хижин 1, II и III, и в равных местах имеет различную глубину. В целом можно сказать, что ранне- и среднемезолитические жилища из Пиннеберга были малых размеров, без очагов, в плане неправильной овально-грушевидной формы. В 1921-1922 гг. в окрестностях Майнца в лессе на глубине 270 см были обнаружены кучи камней, сгруппированные вокруг одного-двух очагов. Расстояние между кучами колебалось от 50 до 100 см. Один очаг помещался в чашевидном углублении шириной 20-30 см, заполненном известняками величиной с кулак, обожженными обломками костей и золой. Другой очаг 70 см в диаметре также выполнен по кругу камнями, но не имеет углубления. Э. Ниб (1924) обнаружил здесь также площадку с плотно утрамбованным грунтом, размером примерно 180х60 см. По краям эту площадку обрамляла земляная насыпь высотой приблизительно 5 см. Следов от столбов или других конструктивных элементов не обнаружено. Вокруг кучек камней найдено много расколотых костей и каменных орудий. Ниб отнес эту стоянку к позднему ориньяку. Сегодня уже очевидно, что он открыл жилой объект, который, к сожалению, с помощью тогдашних методов не мог быть распознан и зафиксирован так, как он этого заслуживал. В 1964 г. началось изучение недавно открытой стоянки мадленских охотников в Пенсеване близ Монтро, на берегу реки Сены, во Франции. Леруа-Гуран в сотрудничестве с Брезилоном открыл здесь остатки жилого объекта. Анализ костных остатков животных, проведенный с привлечением самых последних достижений науки, показал, что жилище использовалось людьми летом и осенью. Жилище построено без котлована, но его контуры хорошо фиксируются различной плотностью находок. Четко прослеживалось разделение всей площадки на три участка, каждый из которых имел очаг, пустую полосу без находок или с минимумом их, дугообразную полосу находок (костяных и каменных орудий и обломков), рабочее место и, наконец, вход. Перед двумя из трех очагов были большие каменные глыбы, надо полагать, для сидения. Строгий учет и описание всех находок и изучение взаимосвязей между ними позволили с определенностью сказать, что налицо три расположенных цепочкой шалашеобразных жилища, соединенных переходами и покрытых корой или, что более вероятно, звериными шкурами. Судя по площади лежанок, здесь жило от 10 до 15 человек. Остов жилища, очевидно, был составлен из жердей, сходящихся на конус. Находка в Пенсеване позволила нам получить представление о том, как выглядели шалаши кратковременного характера, которые в мадлене сооружали охотники на оленей в Западной Европе. Этот жилой комплекс значительно старше находок позднепалеолитических жилищ на территории бывших Чехословакии и СССР.