Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Династия рюриковичей и романовых схема. Происхождение династии рюриковичей. Иноземное происхождение Рюрика может быть оспорено

17 января 1598 года в возрасте 40 лет умер третий сын Ивана Грозного российский царь Федор I Иоаннович, которого также называли Феодором Блаженным. Он стал последним представителем московской ветви династии Рюриковичей, официально находящимся на престоле. Вскоре после смерти Федора Иоанновича власть перейдет к его шурину дворянину Борису Годунову.

В истории России многочисленная и разветвленная династия Рюриковичей, правящая Киевом, Новгородом, Ростовом, Москвой, другими важными городами сыграла огромную роль. Именно при этой династии русское государство окончательно сформировалось, прошло через такие важные этапы своего развития, как феодальная раздробленность, централизация и формирование самодержавной монархии. При этом Рюриковичи, боровшиеся за власть на протяжении семи столетий, всегда были окутаны тайнами и загадками.

Несколько из них - в подборке "РГ " .

1. А был ли Рюрик?

Рюриковичи точно были, а вот существовал ли основатель династии Рюрик, историки так и не могут окончательно сказать. Кем был призванный на княжение в Великий Новгород и откуда пришел Рюрик? Впервые Рюрик упоминается в "Повести временных лет" . Там описывается история о призвании восточными славянами на княжение варяга Рюрика и его братьев в 862 году. С этого года и принято отсчитывать начало династии Рюриковичей, укрепившейся в Новгороде, а потом, после смерти Рюрика, стараниями его родственника Олега, регента при Игоре Рюриковиче, захватившей и Киев. Однако "Повесть временных лет" начала составляться спустя два века после описываемых событий, ее источники не установлены, а в повествовании множество упущений и неясностей.

Это породило гипотезы относительно того, кем был Рюрик. Первая, так называемая норманнская теория, гласит, что Рюрик, его братья и дружина были скандинавами, то есть викингами. Аргументом в пользу этого считается исторически доказанное существование у скандинавских народов того времени имени Рюрик (означавшее "прославленный и знатный муж"). Правда, с конкретной исторической кандидатурой проблемы - ни один из кандидатов (а это знатный датский викинг IX века Рерик Ютландский, жизнь и деяния которого достаточно подробно описаны, и некий Эйрик Эмундарсон из Швеции, совершавший набеги на прибалтийские земли) не имеет решительных доказательств тождества с летописным Рюриком.

Вторая, славянская теория, которую поддерживали противники норманнской теории, называла Рюрика представителем княжеского рода ободритов, западнославянского племенного союза. Существуют данные, что варягами в те времена называли одно из прибалтийских славянских племен на территории исторической Пруссии. Рюрик же это вариант западнославянского "Ререк, Рарог" - не личного имени, а родового имени ободритского княжеского рода, обозначающего "сокол". Сторонники этого мнения считают, что герб Рюриковичей как раз представлял собой символизированное изображение сокола. Наконец, третья теория полагает, что никакого Рюрика в реальности не существовало - основатель династии Рюриковичей выдвинулся в ходе борьбы за власть из местного населения, а спустя пару столетий его потомки, чтобы облагородить свое происхождение, заказали автору "Повести временных лет" пропагандистскую историю о варяге Рюрике.

2. Месть Ольги

Осенью 945 года сын Рюрика великий киевский князь Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам (славянское племя, обитавшее в украинском Полесье). Причем, произвольно увеличил величину дани прежних лет, а при ее сборе дружинники творили насилие над местными жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение:

"Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину домой, а сам немногочисленными воинами вернулся для того, чтобы еще набрать дани. Древляне же, услышав, что Игорь снова идет к ним, решили на совете: " Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". И древляне убили Игоря и его дружинников.

Спустя 25 лет в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе князя Игоря, именуя его Ингером. Император сообщал о том, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.

По преданию, изложенному в летописи, вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла город Искоростень и возложила на них тяжелую дань. Княгиня Ольга при поддержке дружины и бояр Игоря стала править Русью, пока подрастал маленький Святослав, сын Игоря.

3. От распутника до святого

Великий киевский князь Владимир - креститель Руси - до крещения был известен как "великий распутник" , имевший несколько сот наложниц в Киеве и в загородной резиденции Берестове. Помимо этого, он состоял в нескольких официальных языческих браках, в частности, с Рогнедой, с "чехиней" (на союз с Чехией он, по некоторым данным, опирался в борьбе с Ярополком, союзником германского императора) и "болгарыней" (из волжских или дунайских болгар - неизвестно; по одной из версий, это была дочь царя дунайских болгар Петра, а Борис и Глеб были ее детьми). Кроме того, Владимир сделал наложницей вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную во время одного из походов. Вскоре она родила сына Святополка, который считался "от двух отцов": Владимир рассматривал его как своего законного наследника, в то время как сам Святополк, по косвенным данным, считал себя сыном Ярополка, а Владимира - узурпатором.

После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках - с византийской царевной Анной и,а после ее смерти в 1011, с неизвестной "мачехой Ярослава", попавшей в плен в 1018 году.

У Владимира было от разных женщин 13 сыновей и не менее 10 дочерей.

4. Братоубийца

Князь Туровский Святополк Владимирович (по одним данным, сын Владимира, крестителя Руси) занял Киевский престол, убив своих сводных братьев.

По рассказу "Повести временных лет", рожден гречанкой, вдовой великого князя киевского Ярополка Святославича, погибшего в междоусобной войне с братом, князем новгородским Владимиром и взятой последним в наложницы. В одной из статей летопись говорит, что вдова уже была беременна. В таком случае отцом Святополка был Ярополк. Тем не менее, Владимир называл Святополка своим законным сыном (третьим по старшинству) и дал ему княжение в Турове.

Незадолго до смерти Владимира Святополк находился в Киеве в заключении. Вместе с ним под стражу была взята его жена. Причиной ареста Святополка, который восстал против Владимира, был, по-видимому, план Владимира завещать престол своему любимому сыну Борису. примечательно, что и другой - старший сын Владимира, новгородский князь Ярослав, получивший впоследствии прозвище Мудрый, также примерно в это же время восстал против отца.

После кончины Владимира 15 июля 1015 года Святополк оказался ближе всех других братьев к Киеву, вышел на свободу и без особых затруднений вступил на престол: его поддержал и народ, и бояре, составлявшие его окружение в Вышгороде под Киевом.

В Киеве Святополк успел выпустить сребреники (известно 50 таких монет), похожие на сребреники Владимира.

В течение того же года были убиты три сводных брата Святополка - Борис, муромский князь Глеб и древлянский Святослав. "Повесть временных лет " обвиняет Святополка в организации убийства Бориса и Глеба, которые при Ярославе были прославлены как святые мученики. Согласно летописи, Святополк послал вышгородских мужей убить Бориса, узнав же, что брат еще жив, велел варягам добить его. Глеба он, согласно летописи, призвал именем отца в Киев и послал людей убить его по дороге. Святослав погиб, пытаясь бежать от убийц в Венгрию.

5. Где останки?

В XX веке саркофаг Ярослава Мудрого в Софийском соборе в Киеве вскрывался три раза: в 1936, 1939 и в 1964 годах. В 2009 году гробница в Софийском соборе вновь была вскрыта, а останки отправили на экспертизу. При вскрытии были обнаружены советские газеты "Известия" и "Правда", датированные 1964 годом. Опубликованные в марте 2011 года результаты генетической экспертизы таковы: в гробнице покоятся не мужские, а только женские останки, причем, составленные из двух скелетов, датирующиеся совершенно разным временем: один скелет времен Киевской Руси, а второй на тысячу лет древнее, то есть времен скифских поселений. Останки киевского времени, по утверждению ученых-антропологов, принадлежат женщине, при жизни много занимавшейся тяжелым физическим трудом, - явно не княжеского рода. Первым о женских останках среди найденных скелетов было написано в 1939 году. Тогда было объявлено, что помимо Ярослава, в гробнице похоронены и другие люди. На след праха Ярослава Мудрого может вывести икона Николы Мокрого, которая была вывезена из Софийского собора представителями церкви, отступившими вместе с немецкими оккупантами из Киева осенью 1943 года. Икона была обнаружена в Свято-Троицком храме (Бруклин, Нью-Йорк, США) в 1973 году. По мнению историков, останки великого князя также следует искать в США.

6. Сам умер или отравили?

Много загадок не только в жизни и смерти первых, но и последних представителей династии Рюриковичей.

Так, исследование останков Ивана Грозного показало, что в последние шесть лет жизни у него развились остеофиты (наросты на костной ткани), причем, до такой степени, что он уже не мог ходить - его носили на носилках. Обследовавший останки антрополог М. М. Герасимов отмечал, что не видел таких мощных отложений и у самых глубоких стариков. Вынужденная неподвижность, соединившись с общим нездоровым образом жизни, нервными потрясениями привела к тому, что в свои 50 с небольшим лет царь выглядел уже дряхлым стариком.

В феврале и начале марта 1584 года царь еще занимается государственными делами. К 10 марта относится первое упоминание о болезни (когда был остановлен на пути к Москве литовский посол "в связи с государевым недугом"). 16 марта наступило ухудшение, царь впал в беспамятство, однако 17 и 18 марта почувствовал облегчение от горячих ванн. Но после полудня 18 марта царь умер. Тело государя распухло и дурно пахло из-за разложения крови.

Существовали упорные слухи о насильственной смерти Грозного. Летописец XVII века сообщал, что "царю дали отраву ближние люди". По свидетельству дьяка Ивана Тимофеева Борис Годунов и Богдан Бельский "преждевременно прекратили жизнь царя". Коронный гетман Жолкевский также обвинял Годунова: "Он лишил жизни царя Ивана, подкупив врача, который лечил Ивана, ибо дело было таково, что если бы он его не предупредил (не опередил), то и сам был бы казнен с многими другими знатными вельможами". Голландец Исаак Масса писал, что Бельский положил яд в царское лекарство. Англичанин Горсей также писал о тайных замыслах Годуновых против царя и выдвинул версию удушения царя: "По-видимому, царю дали сначала яд, а затем для верности, в суматохе, поднявшейся после того, как он внезапно упал, ещё и придушили". Историк Валишевский писал: "Богдан Бельский со своими советниками извел царя Ивана Васильевича, а ныне хочет бояр побити и хочет подыскать под царем Федором Ивановичем царства Московского своему советнику (Годунову)".

Версия об отравлении Грозного проверялась при вскрытии царских гробниц в 1963 году: исследования показали нормальное содержание в останках мышьяка и повышенное содержание ртути, которая, однако, присутствовала во многих лекарственных препаратах XVI века и которой лечили, в частности, сифилис, которым предположительно был болен царь. Версия убийства осталась гипотезой.

В то же время, главный археолог Кремля Татьяна Панова совместно с исследовательницей Еленой Александровской сочли выводы комиссии 1963 года некорректными. По их мнению, допустимая норма мышьяка у Ивана Грозного превышена более, чем в 2 раза. По их мнению, царь был отравлен "коктейлем" из мышьяка и ртути, который давался ему в течение определенного времени.

7. Поранился ножичком?

Не разгадана также и тайна смерти царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного. Официально он не мог претендовать на престол, так как был от шестой жены Грозного, а церковь признавала только три брака. Погиб Дмитрий во время царствования своего старшего брата, Федора Иоанновича, однако из-за слабого здоровья последнего реальное управление государством осуществлял боярин и шурин царя Борис Годунов. Долгое время была широко распространена версия о том, что именно Годунов, который заранее готовил себе царский престол после смерти бездетного царя Федора, организовал убийство царевича Дмитрия.

Однако есть и другая версия: это был несчастный случай. Первоначальная следственная комиссия установила следующую картину: царевич, которому на тот момент не исполнилось и девяти лет, играл "в ножички" со своими сверстниками. Во время игры у него случился приступ, похожий по описанию на приступ эпилепсии, в результате которой он получил смертельную рану на шею. Судя по показаниям свидетелей, рану Дмитрий получил от ножа, который держал в руках и на который упал после начала приступа. Брат царицы Марии Нагой, которому и было поручено оберегать царевича, испугался возможного наказания за роковой недосмотр и обвинил нескольких человек в том, что они убили Дмитрия. Разгневанная толпа растерзала "убийц", но впоследствии следствие установило, что в момент гибели царевича обвиненные находились на другом конце города.

Впрочем, в этой истории была и еще одна загадка. когда в начале XVII века на восточных границах появился Лжедмитрий I, объявивший себя чудесно спасшимся от подосланных Борисом Годуновым убийц царевичем Дмитрием, значительная часть населения ему поверила. Более того - в нем якобы узнала сына и царица Мария Нагая, к тому времени ставшая монахиней. По иронии судьбы Лжедмитрия I на троне сменил Василий Шуйский, в 1591 году возглавлявший следственную комиссию. На этот раз он заявил, что царевич был убит, но по приказу Бориса Годунова. Так что ясности в вопросе о судьбе последнего из династии Рюриковичей нет до сих пор, хотя современные историки склоняются к мнению, что имел место несчастный случай, а Годунов не вынашивал планов против Дмитрия, не имевшего законных прав на трон.

Рюриковичи — потомки легендарного Рюрика, варяжского князя, полулегендарного основателя первой русской великокняжеской династии. Всего же русский престол занимали представители всего двух династий. Вторая — Романовы. Рюриковичи правили с 862 года нашей эры до 1610-го. Романовы с 1613 по 1917. Рюриковичей насчитывается 48 князей и царей. Романовых — девятнадцать.

Первый князь Руси

  • IX век — восточные историки сообщали о крупном союзе славянских племен — Славии (с центром в Новгороде), Куявы (Киев), Артании
  • 839 — во французских «Сен-Бертенских анналах» упоминаются представители народа «Рос», бывших в византийском посольстве к королю Каролингской династии Людовику Благочестивому
  • 859 — Северные славянские племена Чудь, Словены,Мери, Веси и Кривичи отказались платить дань варягам. Усобица.
  • 860 (или 867) — Призвание варягов для наведения порядка. Рюрик обосновался в городке Ладога

    «Въсташа Словене, рекше новогородци и Меря и Кривичи на варяги и изгнаша их за море и не даша им дани. Начаша сами себе владети и городы ставити. И не бе в них правды и возста род на род и рати и пленения и кровопролитна безпрестани. И по сем събравъшеся реша к себе: «Да кто бы в нас князь был и владел нами? Поищем и уставим такового или от нас или от Козар или от Полян или от Дунайчев или от Варяг»». И бысть о сем молва велия – овем сего, овем другаго хотящем. Та же совещавшеся, послаша в Варяги»

    В конце 1990-х гг. находки археолога Евгения Рябинина в Старой Ладоге доказывают: Ладога не только существовала за 100 с лишним лет до Рюрика, но и имела высочайший для той поры уровень развития производства. В 2 км от Ладоги Рябинин откопал Любшанскую крепость, которую возвели и вовсе в VI–VII веках, около 700 года перестроив на каменном основании. Близ Ладоги найден и самый древний в Восточной Европе токарный станок («Аргументы Недели», № 34(576) от 31.08.2017)

  • 862 (или 870) — Рюрик начал княжение в Новгороде.
    Русская историческая наука до сих пор не пришла к единому мнению, кем был Рюрик, существовал ли вообще, призывали ли его славяне на княжение и для чего. Вот что пишет по этому поводу академик Б. А. Рыбаков:

    «Было ли призвание князей или, точнее, князя Рюрика? Ответы могут быть только предположительными. Норманнские набеги на северные земли в конце IX и в X веке не подлежат сомнению. Самолюбивый новгородский патриот мог изобразить реальные набеги как добровольное призвание варягов северными жителями для установления порядка. Такое освещение варяжских походов за данью было менее обидно для самолюбия новгородцев, чем признание своей беспомощности. Приглашенный князь должен был «рядить по праву», оградить подданных какой-либо грамотой.
    Могло быть и иначе: желая защитить себя от ничем не регламентированных варяжских поборов, население северных земель могло пригласить одного из конунгов на правах князя, с тем чтобы он охранял его от других варяжских отрядов. Рюрик, в котором некоторые исследователи видят Рюрика Ютландского, был бы подходящей фигурой для этой цели, так как происходил из самого отдаленного угла Западной Балтики и был чужаком для варягов из Южной Швеции, расположенных ближе к чуди и восточным славянам. Наукой недостаточно разработан вопрос о связи летописных варягов с западными, балтийскими славянами.
    Археологически связи балтийских славян с Новгородом прослеживаются вплоть до XI века. Письменные источники XI века говорят о торговле Западной Балтики с Новгородом. Можно допустить, что если призвание иноземного князя имело место в действительности как один из эпизодов противоваряжской борьбы, то таким князем мог быть Рюрик Ютландский, первоначальное место княжения которого находилось по соседству с балтийскими славянами. Высказанные соображения недостаточно обоснованны, чтобы на них строить какую-либо гипотезу»

  • 864 — Захват варягами Аскольдом и Диром княжеской власти в Киеве
  • 864 (874) — Поход Аскольда и Дира в Константинополь
  • 872 — «Убиен бысть от болгар Осколдов сын». «Того же лета оскорбишася новгородци, глаголюще: «яко быти нам рабом и многа зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его». Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих изби новгородцев съветников его»
  • 873 — Рюрик роздал города Полоцк, Ростов, Белоозеро он отдал во владение своим приближенным
  • 879 — Рюрик умер

Династия Рюриковичей

  • Олег 879-912
  • Игорь 912-945
  • Ольга 945-957
  • Святослав 957-972
  • Ярополк 972-980
  • Владимир Святой 980-1015
  • Святополк 1015-1019
  • Ярослав I Мудрый 1019-1054
  • Изяслав Ярославич 1054-1078
  • Всеволод Ярославич 1078-1093
  • Святополк Изяславич 1093-1113
  • Владимир Мономах 1113-1125
  • Мстислав Владимирович 1125-1132
  • Ярополк Владимирович 1132-1139
  • Всеволод Ольгович 1139-1146
  • Изяслав Мстиславич 1146-1154
  • Юрий Долгорукий 1154-1157
  • Андрей Боголюбский 1157-1174
  • Мстислав Изяславич 1167-1169
  • Михаил Юрьевич 1174-1176
  • Всеволод Юрьевич (Большое гнездо) 1176-1212
  • Константин Всеволодович 1216-1219
  • Юрий Всеволодович 1219-1238
  • Ярослав Всеволодович 1238-1246
  • Александр Ярославич Невский 1252-1263
  • Ярослав Ярославич 1263-1272
  • Василий I Ярославич 1272-1276
  • Дмитрий Александрович Переяславский 1276-1294
  • Андрей Александрович Городецкий 1294-1304
  • Михаил Ярославич 1304-1319
  • Юрий данилович 1319-1326
  • Александр Михайлович 1326-1328
  • Иоанн I Данилович Калита 1328-1340
  • Симеон Иоаннович Гордый 1340-1353
  • Иоанн II Кроткий 1353-1359
  • Дмитрий Константинович 1359-1363
  • Дмитрий Иоаннович Донской 1363-1389
  • Василий I Дмитриевич 1389-1425
  • Василий II Васильевич Тёмный 1425-1462
  • Иоанн III Васильевич 1462-1505
  • Василий III Иоаннович 1505-1533
  • Елена Глинская 1533-1538
  • Иоанн IV Грозный 1533-1584
  • Федор Иоаннович 1584-1598
  • Борис Годунов 1598-1605
  • Василий Шуйский 1606-1610


Рюриковичами историки называют первую династию русских князей и царей. Фамилии у них не было, а название династия получила по имени её легендарного основателя - новгородского князя Рюрика, умершего в 879 году.

Глазунов Илья Сергеевич. Внуки Гостомысла- Рюрик, Трувор и Синеус.

Самая ранняя (XII век) и наиболее подробная древнерусская летопись, «Повесть временных лет», так рассказывает о призвании Рюрика:


«Призвание Рюрика». Неизвестный автор.

«В год 6370 (862 по современному летоисчислению). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет.


«Призвание Рюрика».

Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.»


Рюрик. Великий князь Новгородский в 862-879. Портрет из Царского титулярника. 1672

Древнерусские летописи начали составляться 200 лет спустя после смерти Рюрика и век спустя после крещения Руси (появления письменности) на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII – первой половине XIX века преобладала теория о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика, позднее развилась гипотеза о его западнославянском (поморском) происхождении.

Однако более достоверным историческим лицом, а значит, а значит и родоначальником династии является Великий князь киевский Игорь, которого летопись считает сыном Рюрика.


Игорь I (Игорь Древний) 877- 945гг. Великий князь Киевский в 912-945.

Династия Рюриковичей стояла во главе русского свыше 700 лет. Рюриковичи правили Киевской Русью, а затем, когда она в XII веке распалась, крупными и мелкими русскими княжествами. И после объединения всех русских земель вокруг Москвы во главе государства встали Великие Князья московские из рода Рюриковичей. Потомки бывших удельных князей утратили свои владения и составили высший слой русской аристократии, однако титул "князь" они при этом сохранили.


Святослав I Игоревич Завоеватель. 942-972гг. Великий князь Киевский в 966-972.
Портрет из Царского титулярника. 1672


Владимир I Святославич (Владимир Красно Солнышко) 960-1015гг. Великий князь Киевский в 980-1015. Портрет из Царского титулярника. 1672


Ярослав I Владимирович (Ярослав Мудрый) 978-1054гг. Великий князь Киевский в 1019-1054. Портрет из Царского титулярника. 1672


Всеволод I Ярославич. 1030-1093гг. Великий князь Киевский в 1078-1093.


Владимир II Всеволодович (Владимир Мономах) 1053-1025гг. Великий князь Киевский в 1113-1125. Портрет из Царского титулярника. 1672


Мстислав I Владимирович (Мстислав Великий) 1076-1132гг. Великий князь Киевский в 1125-1132. Портрет из Царского титулярника. 1672


Ярополк II Владимирович. 1082-1139гг. Великий князь Киевский в 1132-1139.
Портрет из Царского титулярника. 1672


Всеволод II Ольгович. ?-1146г. Великий князь Киевский в 1139-1146.
Портрет из Царского титулярника. 1672


Игорь II Ольгович. ?-1147г. Великий князь Киевский в 1146.
Портрет из Царского титулярника. 1672


Юрий I Владимирович (Юрий Долгорукий). 1090-1157гг. Великий князь Киевский в 1149-1151 и 1155-1157. Портрет из Царского титулярника. 1672


Всеволод III Юрьевич (Всеволод Большое Гнездо). 1154-1212гг. Великий князь Владимирский в 1176-1212. Портрет из Царского титулярника. 1672


Ярослав II Всеволодович. 1191-1246гг. Великий князь Киевский в 1236-1238. Великий князь Владимирский в 1238-1246. Портрет из Царского титулярника. 1672


Александр I Ярославич (Александр Невский). 1220-1263гг. Великий князь Киевский в 1249-1252. Великий князь Владимирский в 1252-1263. Портрет из Царского титулярника. 1672


Даниил Александрович. 1265-1303гг. Великий князь Московский в 1276-1303.
Портрет из Царского титулярника. 1672


Иван I Данилович (Иван Калита). ?-1340гг. Великий князь Московский в 1325-1340. Великий князь Владимирский в 1338-1340. Портрет из Царского титулярника. 1672


Иван II Иванович (Иван Красный). 1326-1359гг. Великий князь Московский и Владимирский в 1353-1359. Портрет из Царского титулярника. 1672


Дмитрий III Иванович (Дмитрий Донской). 1350-1389гг. Великий князь Московский в 1359-1389. Великий князь Владимирский в 1362-1389. Портрет из Царского титулярника. 1672


Василий I Дмитриевич. 1371-1425гг. Великий князь Московский в 1389-1425. Портрет из Царского титулярника. 1672


Василий II Василиевич (Василий Тёмный). 1415-1462гг. Великий князь Московский в 1425-1446 и 1447-1462. Портрет из Царского титулярника. 1672


Иван III Васильевич. 1440-1505гг. Великий князь Московский в 1462-1505. Портрет из Царского титулярника. 1672


Василий III Иванович. 1479-1533гг. Великий князь Московский в 1505-1533. Портрет из Царского титулярника. 1672


Иван IV Васильевич (Иван Грозный) 1530-1584гг. Великий князь Московский в 1533-1584. Русский Царь в 1547-1584. Портрет из Царского титулярника. 1672

В 1547 году Великий князь московский Иван IV венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля и принял титул «Царя Всея Руси». Последним представителям династии Рюриковичей на русском престоле был царь Фёдор Иванович, умерший бездетным в 1598 году.


Фёдор I Иванович. 1557-1598гг. Русский Царь в 1584-1598. Портрет из Царского титулярника. 1672

Но это не значит, что на этом закончился и род Рюриковичей. Пресеклась лишь его самая младшая - московская - ветвь. А вот мужское потомство других Рюриковичей (бывших удельных князей) к тому времени приобрело уже и фамилии: Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Шуйские, Щербатовы и др.

Династия Рюриковичей и государственность на Руси – неразделимые, по сути, понятия. Что бы ни говорили о корнях этой династии, о причинах её появления, о том, насколько она была чужеродна или, напротив, органична для восточнославянских племён, факт остаётся фактом: именно Рюриковичи стояли у истоков Русского государства.

Кстати, о "русах", которым, по утверждению многих исследователей, Русь обязана своим названием. Не совсем ясно, на чём основано предположение авторов "норманнской теории", что это племя было норманнским, т.е. германо-скандинавским. В "Повести временных лет" о призвании варяжских князей (а "варяг", как говорил Л.Н. Гумилёв, это не национальность, а профессия) сказано так: "И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались Русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы), а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, – вот так и эти назывались". Заметьте: пресловутые норманны названы Нестором-летописцем "другими", т.е. вовсе не теми, кто пришёл в 862 году "княжити" в Новгороде, Белоозере и Изборске. Всё это совпадает с мнением средневековых европейских авторов, считавших Рюрика (Рерика Ютландского, земляка и одного из предков Амлета, прототипа шекспировского Гамлета) и его династию не шведами, не немцами, не готами (готландцами), а потомками древнего народа ругов. Имел ли он отношение к славянам – учёным ещё предстоит выяснить. Зато установлено точно, что на острове в Балтике с названием Рюген жили именно славяне. Есть ещё "прусская теория" возникновения Рюриковичей, согласно которой и Рюрик, и "русы" происходили из балтийского племени пруссов. Но они, как известно, не имели никакого отношения к германцам, зато, судя по этимологическому анализу языка древних пруссов, были близки славянам.

Не забудем также, что в 862 году речь шла о призвании варяжского князя Рюрика в Новгород, что являлось делом обычным для этого города-республики, на протяжении всей своей истории призывавшего чужих князей. Но это не даёт никаких оснований считать Русь IX – начала Х вв. "варяжской вотчиной". Если т.н. русы-норманны, существование которых ещё никто не доказал, подчинили себе восточных славян, то почему варяги не навязали нам свой язык – первый признак подчинения – и обычаи? А вот в шведском языке, например, мы без труда обнаружим следы нашего влияния: там прилагательные имеют суффикс "ск" и на славянский лад склоняются, чего нет ни в одном из языков германской группы. Несомненно и то, что шведы приняли христианство именно по примеру Руси. Вслед за Западной Европой они этого не сделали.

Можно ли говорить о Рюриковичах как об "иностранной династии", если уже внук Рюрика, легендарный полководец князь Святослав, носил славянское имя и был по образу жизни славянином? Эдак получится, что и французские Меровинги и Каролинги были "иностранными династиями", поскольку происходили не из коренного населения, галлов, а из германского племени франков. А как вам нравится название Нормандия? Оно недвусмысленно говорит о том, кому некогда принадлежала эта французская провинция – норманнам. Тем самым норманнам, которые якобы стояли у истоков русской государственности. Между тем, нам точно известно, кто стоял у истоков государственности английской. Это было германское племя англов. Они вместе с саксами, ютами и фризами вторглись в V – VI вв. новой эры с Ютландского полуострова на территорию Британии и уничтожили, вытеснили с острова большую часть его коренного населения – кельтского племени бриттов, а остальных подчинили себе. В свою очередь, англосаксов разбил в 1066 году норманн Вильгельм, герцог Нормандии, и объявил себя английским королём. Именно Вильгельм I Завоеватель и считается создателем централизованного английского государства. Несамостоятельность британской государственности можно легко обнаружить даже на лингвистическом уровне. Например, англичане считаются родоначальниками парламентаризма. Но английское слово "parliament" – французского происхождения, даже старо-французского, потому что формы "parlier" (много говорить) в современном французском уже не существует (применяется "parler" и, соответственно, "parlement"). Отчего же англичане выбрали именно "parliament" для названия своего представительного органа? Очень просто: это слово привезли им норманны из Франции, где оно в XI веке (и много позже) означало парижский суд высшей инстанции. Свой же представительный орган французы назвали впоследствии иначе – Генеральные Штаты. И вот норманны, видимо, подарили англосаксам этот "parliament", не разобравшись толком, судебная или представительная это власть. Собираются, дескать, франкские вожди и решают сообща важные дела – вот и вы решайте. Так и родился английский парламентаризм. Воистину, от великого до смешного один шаг…

А теперь попытайтесь найти в древнерусской истории, культуре, языке, топонимике следы подобного же влияния варягов! Но самое главное не в этом. Рюриковичи способствовали укреплению и развитию коренного населения Киевской Руси – восточных славян, а вот англосаксонские и франкские короли оттеснили коренное население Британии и Галлии – кельтов на обочину истории и даже жизни.

Eщё первые Рюриковичи были данниками иудейской верхушки Хазарского каганата, a поляне платили хазарам дань задолго до появления Аскольда и Дира, северяне и вятичи – до призвания Рюрика. Только внук Рюрика Святослав и разгромил без остатка этот Хазарский каганат.

Рюриковичи привели Русь к христианству, что навсегда делает эту династию значимой в сознании русских, украинцев, белорусов. Утверждения, что христианизация лишила русичей этнической и религиозной неповторимости или, как ещё говорят, автохтонности, абсурдны: ни бриттам, ни галлам язычество не помогло сохраниться в качестве независимой этнической общности.

К XI веку в Европе, только благодаря христианству, появилось новое могучее государство – Киевская Русь. Оно контролировало и торговый путь "из варяг в греки", и восточноевропейский отрезок Великого Шёлкового пути, прежде "оседланный" хазарами. Киев того времени был одним из крупнейших и богатых городов мира, чего никак не скажешь о тогдашнем Париже или Лондоне. Любой европейский королевский двор считал за честь породниться с Рюриковичами, которые, между тем, ни королями, ни царями себя не называли.

Еще до Батыева нашествия Рюриковичи создавали в глухих лесах Восточной Руси "запасные центры" русской государственности и культуры – Суздаль, Владимир, Москву, Переславль-Залесский. Как и многие европейские династии, потомки Рюрика не смогли избежать феодальной раздробленности, но смогли сохранить под игом Золотой Орды саму династию.

Многовековое соседство с Западной Европой и Азией позволило Рюриковичам сделать важный вывод, что завоевание страны кочевниками из Великой Степи далеко не всегда означает потерю национальной, религиозной и культурной самостоятельности, чего никак нельзя сказать о захватнической политике "немцев" (германцев и англо-саксов). Эти не ограничивались данью и вассальным подчинением – они стирали с лица земли завоёванные народы. Не устояв под ударами Батыя, Рюриковичи – святые благоверные князья Александр Невский, Довмонт Псковский – отбили западный "натиск на Восток". Может быть, монголо-татарское иго и отбросило нас на 300 лет назад, но Православная Русь за эти 300 лет не исчезла.

Рюриковичи, даже получая от ордынских ханов ярлыки на княжение, с зависимой ролью Руси не смирились. Московские князья терпеливо собирали вокруг себя русские земли, готовились к освободительной войне.

Святой благоверный князь Димитрий Донской одержал победу на Куликовом поле, а его потомок Иоанн III привёл такую силу на реку Угру, что Орда повернула обратно и навсегда отказалась от своих "прав" на Русь. К тому времени православная Византия, Второй Рим, уже перестала существовать, и было сказано монахом Филофеем: "Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывать". Рюрикович Иоанн III стал называться Великим князем всея Руси. А его внук, Иоанн IV, был уже венчан на Царство.

Уже при первом православном Царе Русь двинулась в освободительный поход против потомков Батыя. Под громом русских пушек пали Казань и Астрахань, бежали из-под подмосковных Молодей крымские татары и больше никогда не приходили в Московское государство с набегами. Началось движение Руси на запад, к берегам Балтийского моря, захваченным ливонцами и литовцами.

Но 19 января 1598 года скончался бездетный сын Иоанна Грозного Феодор Иоаннович, последний Царь из династии Рюриковичей (по прямой линии, ибо правивший в 1606 – 1610 гг. царь Василий Шуйский тоже был из рода Рюриковичей). Н.М. Карамзин писал: "Так пресеклось на троне московском знаменитое варяжское поколение, коему Россия обязана бытием, именем и величием, – от начала столь малого, сквозь ряд веков бурных, сквозь огонь и кровь, достигнув господства над севером Европы и Азии воинственным духом своих властителей и народа, счастием и промыслом Божием!..".

Династия Рюриковичей правила Киевской и Московской Русью 736 лет. Россия вступала в Смуту и в 300-летний период правления новой царской династии – Романовых…

Андрей Венедиктович Воронцов

Царь Федор Иоаннович и царь Иоанн Васильевич Грозный.
Василий Осипов (Кондаков?). 1689 год.
Фрагмент фрески Спасо-Преображенского собора новоспасского монастыря в Москве.

Анастасия Романовна

Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

Феодоровский (Фёдоровский) монастырь

19 ноября 1581 года от раны, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван. С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.

Фёдор I Иоаннович
Русский Царь в 1584-1598

Фёдор Иоаннович - русский царь, последний Рюрикович на троне по праву наследования, сын Ивана Грозного и Анастасии Романовны. Большое внимание царь уделял дворцовому хозяйству, украшению дворцовых покоев. Известны его покровительство и щедрые пожалования многочисленным монастырям и церквам. Кандидатура Фёдора Иоанновича выдвигалась (1573 - 1574 и 1587) на престол Речи Посполитой. Первые годы его правления сопровождались ожесточённой дворцовой борьбой, в ходе которой распался учрежденный Иваном Грозным незадолго до смерти для управления страной.

Регентский совет, в который входили князья Мстиславский и Шуйский, Захарьин-Юрьев, Годунов, Бельский. Сводный брат Фёдора Иоанновича, царевич Дмитрий, был выслан (1584) в Углич. С 1587 года в правлении царя Фёдора активное участие принимал его шурин - «слуга и конюший боярин» Борис Годунов.

Правления царя Фёдора характеризовалось постепенным подъёмом хозяйственной жизни страны, преодолением тяжёлых последствий кризиса 70 - 80-х, неудачной Ливонской войны. В это время произошло резкое усиление крепостной зависимости крестьян. Повысились государственные налоги на тяглое, город, население. Всё это привело к обострению противоречия и внутри господствующего класса: между светскими и духовными феодалами, между дворцовой знатью и московским высшим дворянством - с одной стороны, и провинциально служилыми людьми - с другой. При Фёдоре Иоанновиче несколько улучшилось международное положение России: в результате Русско-швед. войны 1590-1593 были возвращены (по Тявзинскому миру 1595) города и районы Новгородской земли, захваченные Швецией в период Ливонской войны; окончательно присоединена Западная Сибирь; успешно осваивались южные пограничные районы и Поволжье; усилилась роль России на Северном Кавказе и в Закавказье.

Но в дальнейшем стали нарастать противоречия в отношениях России с Польшей, Швецией, Крым. ханством и Турцией, в результате чего в царствование Фёдора Иоанновича успел сложиться узел классов, внутриклассовых и международодных противоречий, приведших к Великой смуте в Русском государстве в самом начале XVII века.

В своем жизненном обиходе царь Фёдор Иоаннович был прост и доступен для всех приходящих к нему, любил молиться, сам совер­шал ежедневно Богослужения.

Реконструкция облика

Ирины Годуновой, жены Федора Иоанновича.

Царица Ирина Федоровна в русской исторической традиции была государыня добрая, умная, грамотная и благочестивая. Ее именовали «великой государыней» и именно она была соправительницей Фёдора, а не её брат. Царь был искренне привязан к своей царице и не желал нипочем с ней расставаться. Практически все её беременности заканчивались выкидышами. Единственная дочь царя Федора Иоанновича и Ирины, Феодосия, прожила менее двух лет.

Реконструкция облика Федора Иоанновича. М. Герасимов, 1963.

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Генеалогическое древо династий Капетингов и Валуа (987 – 1350) Генеалогия Валуа (1328–1589) представлена частично. Ветвь Валуа правила во Франции с 1328 по 1589 гг. Прямые потомки Валуа находились у власти с 1328 по 1498 гг., с 1498 по 1515 гг. престол занимали Орлеанские Валуа, а с 1515 по 1589

Из книги Торквемада автора Нечаев Сергей Юрьевич

Генеалогическое древо Томаса де Торквемада

автора Орбини Мавро

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО РОДА НЕМАНИЧЕИ

Из книги Славянское царство (историография) автора Орбини Мавро

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО ВУКАШИНА, КОРОЛЯ СЕРБИИ

Из книги Славянское царство (историография) автора Орбини Мавро

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО НИКОЛЫ АЛТОМАНОВИЧА, КНЯЗЯ

Из книги Славянское царство (историография) автора Орбини Мавро

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО БАЛШИ, ГОСУДАРЯ ЗЕТЫ

Из книги Славянское царство (историография) автора Орбини Мавро

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО ЛАЗАРЯ, КНЯЗЯ СЕРБИИ

Из книги Славянское царство (историография) автора Орбини Мавро

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО КОТРОМАНА, ПРАВИТЕЛЯ БОСНИИ

Из книги Славянское царство (историография) автора Орбини Мавро

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО РОДА КОСАЧЕЙ

Из книги 1612 год автора

Из книги Аттила. Бич Божий автора Бувье-Ажан Морис

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО КОРОЛЕВСКОЙ СЕМЬИ АТТИЛЫ *Королевская семья» гуннов имела свои особенности. В нее входили далеко не все многочисленные жены Аттилы и его бесчисленное потомство. Она ограничивается только теми сыновьями, которых Атти- ла провозгласил

Из книги Василий Шуйский автора Скрынников Руслан Григорьевич

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО Москва подчинила Нижегородское великое княжество в 1392 г. Но прошло немало времени, прежде чем суздальско-нижегородские князья окончательно признали свою зависимость от московского князя. Среди тех, кто первым добровольно перешел на московскую

Из книги Василий Шуйский автора Скрынников Руслан Григорьевич

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО Москва подчинила Нижегородское великое княжество в 1392 г. Но прошло немало времени, прежде чем суздальско-нижегородские князья окончательно признали свою зависимость от московского князя. Среди тех, кто первым добровольно перешел на московскую

Из книги Честь и верность. Лейбштандарт. История 1-й танковой дивизии СС Лейбштандарт СС Адольфа Гитлера автора Акунов Вольфганг Викторович

ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Генеалогическое древо» 1-й танковой дивизии СС Лейбштандарт СС Адольфа Гитлера В непосредственном подчинении командования СА (Штурмабтайлунген)- полувоенных штурмовых отрядов Национал-Социалистической Германской рабочей партии

автора Анишкин Валерий Георгиевич

Приложение 2. Генеалогическое древо рода

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

Приложение 3. Генеалогическое древо рода