Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Д н мамин сибиряк произведения. Гуманистические идей произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка, В.М. Гаршина. Последний период жизни

Статья посвящена популярному писателю-сказочнику - Д.Н. Мамину-Сибиряку. Вы узнаете биографические сведения об авторе, список его произведений, а также ознакомитесь с интересными аннотациями, раскрывающими суть некоторых сказок.

Дмитрий Мамин-Сибиряк. Биография. Детство и юность

Родился Дмитрий Мамин 6.11.1852 года. Его отец Наркис был священником. Большое внимание воспитанию Димы уделяла его мама. Когда он подрос, родители отправили его в школу, где обучались дети рабочих Висимо-Шайтанского завода.

Папа очень хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Поначалу все было так, как запланировал Наркис. Он поступил в духовную семинарию в Перми и учился там целый год в качестве слушателя. Однако мальчик понял, что посвящать всю свою жизнь делу священника он не хочет, в связи с чем решил бросить семинарию. Отец был крайне недоволен поведением сына и не разделял его решение. Накаленная обстановка в семье вынудила Дмитрия уехать из дома. Он решил отправиться в Санкт-Петербург.

Поездка в Санкт-Петербург

Здесь он скитается по медицинским учреждениям. В течение года он обучается на ветеринара, после чего переходит на медицинское отделение. Потом он поступает в Петербургский университет на факультет естественных наук, после чего начинает заниматься юриспруденцией.

В результате шестилетнего "хождения" по разным факультетам он так и не получил ни одного диплома. В этот период времени он понимает, что всем сердцем хочет стать литератором.

Из-под его пера рождается первое произведение, которое называется "Тайны темного леса". Уже в этом сочинении виден его творческий потенциал и незаурядный талант. Но не все его произведения сразу стали шедеврами. Его роман "В водовороте страстей", который вышел в малотиражном журнале под псевдонимом Е. Томский, был раскритикован в "пух и прах".

Возвращение на родину

В возрасте 25 лет он возвращается на родину и пишет новые сочинения под псевдонимом Сибиряк, чтобы никак не ассоциироваться с неудачником Е. Томским.

В 1890 году последовал его развод с первой женой. Он женится на артистке М. Абрамовой. Вместе с новой супругой Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк переезжает в Санкт-Петербург. Их счастливый брак продлился совсем недолго. Женщина умерла сразу после рождения дочери. Девочку назвали Аленушкой. Именно благодаря любимой доченьке Мамин-Сибиряк открылся читателям как очаровательный сказочник.

Важно отметить такой интересный факт: некоторые произведения Мамина-Сибиряка вышли под псевдонимами Оник и Баш-Курт. Скончался он в возрасте шестидесяти лет.

Список произведений Мамина-Сибиряка

  • "Аленушкины сказки".
  • "Балабурда".
  • "Вертел".
  • "В каменном колодце".
  • "Волшебник".
  • "В горах".
  • "В ученье".
  • "Емеля-охотник".
  • "Зелёная война".
  • Серия "Из далекого прошлого" ("Дорога", "Казнь Фортунки", "Болезнь", "История одного пильщика", "Новичок", "Книжка").
  • Легенды: "Баймаган", "Майя", "Лебедь Хантыгая".
  • "Лесная сказка".
  • "Медведко".
  • "На пути".
  • "Около нодьи".
  • "Отцы".
  • "Первая корреспонденция".
  • "Постойко".
  • "Под землей".
  • "Приемыш".
  • "Сибирские рассказы" ("Авва", "Депеша", "Дорогие гости").
  • Сказки и рассказы для детей: "Акбозат", "Богач и Еремка", "В глуши", "Зимовье на Студеной".
  • "Серая шейка".
  • "Упрямый козел".
  • "Старый воробей".
  • "Сказка про славного царя Гороха".

Аннотации к сказкам Мамина-Сибиряка

Настоящим талантливым рассказчиком является Мамин-Сибиряк. Сказки этого автора очень нравятся детям и взрослым. В них чувствуются душевность и особая проникновенность. Они создавались для любимой дочери, мать которой умерла при родах.


Гуманистические идей произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка, В.М. Гаршина.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912). «Воистину русским писате­лем» (А. М. Горький) выступает Д.Н.Мамин-Сибиряк и в ли­тературе для детей, адресуя им рассказы, сказки, очерки. Как и Горький, Чехов, Короленко, Мамин-Сибиряк исследует тему обездоленности ребенка из бедной семьи, ребенка-сироты. И шире - тему лишения ребенка , казалось бы, бесспорного его права иметь детство - рассказы: «Кормилец » (1885), «В ученье » (1892), «Вертел » (1897), «В глуши » (1896), «Богач и Еремка » (1904)), «Зимовье на Студеной » (1892), «Емеля-охотник » (1884) и др.

В первом из названных рассказов «Кормилец » двенадцатилетний маль­чик, единственный кормилец семьи, гибнет, став жертвой тяжелых условий фабрично-заводского труда.

Трагична участь Прошки в рассказе«Вертел». Этот худенький, «похо­жий на галчонка» мальчик работает круглый год в шлифо­вальной мастерской, словно маленький каторжник. Вся его жизнь проходит в этой мастерской, тесной и темной, где в воздухе носится наждачная пыль, куда не попадает солнце. Заветная мечта Прошки - уйти туда, где «трава зеленая-зе­леная, сосны шумят вершинами, из земли сочатся ключики, всякая птица поет по-своему». Он не знает ощущений при­роды, человеческого тепла, но воображение рисует желан­ные картины. Прошка подобен автоматизированному меха­низму. Он словно неотделим от колеса, стал его элементом. Прошка лишен даже воз­можности общения. Он постоянно голоден, «жил только от еды до еды, как маленький голодный зверек...» Равнодушие, инертность, рабское принятие бесправия, ужаса как объективной нормы - в этом истинная смерть еще при кажущейся (якобы) жизни... В конце концов Прошка заболевает от непосильной работы и умирает. Углубление сознания предрешенности подчеркивается и тем, что параллельно с существованием Прошки читатель наблюдает жизнь его ровесника, мальчика из богатой семьи.

Лишение детства - объективная предопределенность для крестьянских и городских детей, родившихся в бедности, - ведущий мотив и рассказа «В глуши», очень характерного для Мамина-Сибиряка.

Герои ряда рассказов - бедные крестьяне-рыбаки, охот­ники, обитатели зимовок, заброшенных в глухих местах, - в суровой природе Урала находят несравнимый источник ду­шевной устойчивости. («Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной». Герои этих и других рассказов овеяны глубокой симпа­тией автора. Он поэтизирует их привлекательность: доброду­шие, трудолюбие, отзывчивость на чужие страдания. Елеска ухаживает за тяжело больным охотником-вогулом, оказавшим­ся в глухом лесу без всякой помощи. Сердечная доброта Еме­ли проявляется и в случае на охоте: он не решился стрелять в маленького олененка, зная, с каким самоотвержением любая мать защищает свое дитя.

Люди, о которых пишет Мамин-Сибиряк, отличаются каждый своим особым пониманием природы , хотя все они чувствуют ее краски, голоса, запахи. Все внутренне как бы слиты с дыханием леса, реки, неба... Рассказ о любви старика Тараса(«Приемыш») к спасенному лебедю подобен лирической песне. Тарас не просто знает все места вокруг своего жилья верст на пятьдесят. Он душой по­стиг «всякий обычай лесной птицы и лесного зверя». Он любуется птицей, счастлив в общении с природой, ценит ее открытость, непостижимое богатство ее красок, ее способ­ность успокоить, насладить голодающую по ласке душу.

Близок к рассказу «Приемыш» интонационно и по замыс­лу рассказ«Богач и Еремка». Здесь как бы в роли выхоженного лебедя - зайчишка с переломленной лапкой: его не стал брать зубами охотничий умный пес Еремка; в него не смог выстрелить старый опытный охотник Богач, хотя жил он именно тем, что продавал заячьи шкурки. Победа истинного великодушия над всеми другими прагматическими расчетами - основная мысль рассказа, его пафос - в способности чело­века и собаки любить слабого, нуждающегося в защите...

Писатель передает природную предрасположенность че­ловека к защите слабых . Это состояние души, эта особен­ность человеческого отношения к природе и ко всему окру­жающему в названных произведениях передается прежде всего через чувства и конкретные действия стариков и детей, про­диктованные этими чувствами. Так подчеркивается природность, естественность человеческой предрасположенности: в детстве и старости человек открытое, естественнее в чувствах и мыслях, в действиях.

Природа в произведениях Мамина-Сибиряка - не фон для раскрытия чувств, душевных состояний, порывов человека. Природа - полноправный, полнокровный герой произведений, выразитель авторской позиции и эстетичес­кой, нравственной и социальной. Пейзаж, как и портрет героев, живописен, изменчив, краски в движении - переходы одного оттенка к другому гармонич­ны изменению душевного состояния. Вот картина дождливо­го летнего дня в лесу. Под ногами ковер из прошлогодней палой листвы. Деревья покрыты дождевыми каплями, кото­рые сыплются при каждом движении. Но выглянуло солнце, и лес загорелся алмазными искрами: «Что-то праздничное и радостное кругом вас, и вы чувствуете себя на этом праздни­ке желанным, дорогим гостем» («Приемыш»).

Язык произведений Мамина-Сибиряка - народный, живописный, меткий, образный, богат пословицами, поговорками. «Ищи ветра в поле!» - говорит Богач об убежавшем зайчике. «Вместе тесно, а врозь скучно», - замечает он, наблюдая поведение собаки, подружившейся с зайцем.

7.7. Сказки Гаршина, Мамина-Сибиряка для детей.

«Аленушкины сказки» (1894 - 1897) писались Маминым-Сибиря­ком для его маленькой дочери Елены. Девочку, родившуюся в 1891 году, ждала трудная судьба: мать умерла родами, отец был уже немолод, а ее серьезная болезнь мешала рассчитывать на бла­гополучный удел. Отцу предстояло подготовить свою Аленушку к жизни, к ее суровым сторонам, а главное - научить ребенка лю­бить эту жизнь. «Аленушкины сказки» полны оптимизма, светлой веры в добро.

Герои сказок - муха, козявочка, комар, заяц, игрушки, цве­ты - подчеркнуто малы, слабы, незаметны среди больших и силь­ных существ; но все действие сказок направлено к их победе. Сла­бые одерживают верх над сильными, незаметные обретают нако­нец свое место в жизни. Вместе с тем писатель тактично подмеча­ет, что слабые существа нередко заражаются мелочным эгоизмом, желают, чтобы весь мир принадлежал им, и, не в состоянии до­стичь этого, обижаются, делаются несчастными. Подспудная мысль сказок сводится к тому, что невозможно переделать мир себе в угоду, но можно изменить себя и свое отношение к окружаю­щему ради своего же блага.



Сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка, подобно сказкам К.Д. Ушинского и Л.Н.Толстого, стилистически и по объекту ана­лиза реалистичны. «Сказка про храброго зайца Длинные Уши - Косые Глаза - Короткий Хвост » (1894) и «Сказка про Комара Немировича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишку - Короткий Хвост » (1895), «Про Воробья Воробеича созданы в традициях народных сказок о животных .

Герои его произведений - обыкновенные звери, птицы, насекомые , которых ребенок, как правило, знает в жизни. В них нет ничего редкостного, исключительного. Медведь, зайчик, воробей, воронушка, комар, даже комнат­ная муха - живут в сказках своей, свойственной им жизнью. Отличительные приметы внешнего облика сказочных героев легко распознаются ребенком: у зайца «длинные уши, корот­кий хвост», у комара - «длинный нос», у воронушки - «чер­ная головушка». Животные, птицы, насекомые - носители качеств, которые отличает в них и народная сказка: заяц тру­слив; медведь силен, но неуклюж; воробей прожорлив, наха­лен; комар назойлив.

Герои в них очеловечены , а характеры обрисованы как самобытные, «лично­стные », что отличает их от фольклорных героев - всегда обобщен­но-типизированных. Так, Комар Комарович и заяц-хвастун выде­ляются среди других комаров и зайцев своей настоящей или напуск­ной храбростью. Даже медведь и волк в конце концов уступают им, решая не связываться с необычным противником («И волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный»). Залогом победы слабых над сильными является не вол­шебство или чье-то заступничество, не хитрость или удача, а из­менение привычной внутренней позиции.

Действие в сказках, сюже­ты, как правило, строятся на веселых, забавных происшест­виях . Например, столкновение хвастливого зайца с волком или комара - с медведем. Забавна сцена, в которой трубо­чист Яша пытается справедливо рассудить спор между Воро­бьем и Ершом. В то время как он произносит свою речь, его обворовывают.

Сказки познавательны. Очеловечение персонажей помо­гает живее и ярче представить читателю-ребенку характер­ные свойства животных, их жизнь. Знакомя с тем, как и в чем проявляется трусость зайца, сила и неуклюжесть медведя, его свирепость, как трудно приходится воробью в зим­нюю пору, в какой суровой обстановке проводит свою жизнь воробей и как эта обстановка трагически складывается для «желтой птички-канарейки», писатель активизирует ассоциа­ции, воображение ребенка, обогащая и мысль и чувство. Раскрывая законы, которыми уп­равляется животный и растительный мир, Мамин-Сибиряк расширяет познавательные возможности литературной сказ­ки и ее границы как научно-художественного жанра.

В сказках, в отличие от рассказов, пейзаж занимает незначительное место . Здесь видно влияние фольклорной традиции, не знающей развернутого пейзажа. Его зарисовки кратки, хотя и очень выразительны: «Солнце сделалось точно холоднее, а день короче. Начались дожди, подул холодный ветер» - вот и вся зарисовка поздней осени («Сказка про воронушку»). Исключение составляет поэти­ческий сон Аленушки: «Солнышко светит, и песочек желте­ет, и цветы улыбаются», окружая кроватку девочки пестрой гирляндой, и «ласково шепчет, склонившись над ней, зеле­ная березка» («Пора спать»).

Особый интерес представляет «Присказка » - яркий образец «Мамина слога», как называли современники стиль детских ска­зок писателя. «Баю-баю-баю... один глазок у Аленушки спит, дру­гой - смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое - слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказ­ки». Присказка своей напевностью близка народным колыбель­ным. Пожалуй, впервые так ясно было выражено отцовское чув­ство, не уступающее в нежности материнской любви.

Помимо «Аленушкиных сказок» Мамин-Сибиряк написал еще целый ряд сказок, многообразных по темам и стилю. Большая их часть посвящена жизни природы: «Серая Шейка» (1893), «Упря­мый козел», «Зеленая война», «Лесная сказка», «Постойко», «Ста­рый воробей», «Скверный день Василия Ивановича». Наиболее близка к фольклору «Сказка про славного царя Гороха и его пре­красных дочерей - царевну Кутафью и царевну Горошину» . При этом писатель никогда не стремился стилизовать свои сказки под народные. Основу всех сказок составляет собственная его позиция.

Трогательна история Серой Шейки - утки, оставшейся из-за болезни на зимовку. По законам природы гибель ее неизбеж­на, и даже сочувствующий ей заяц бессилен помочь. Полынья, ее единственное убежище, затягивается льдом, все ближе под­бирается хищница лиса. Но мир подчинен не только законам природы. Вмешивается человек - и Серая Шейка спасена. Автор­ская позиция убеждает читателя в том, что даже на краю гибе­ли надо верить и надеяться. Не стоит ждать чудес, но стоит ждать удачи. Особое место занимает сказка о царе Горохе , появившая­ся впервые в журнале «Детский отдых» в 1897 году. Она от­личается от остальных более сложным содержанием и раз­вернутым приключенческим сюжетом. Сказка сатирична и юмористична . В образе царя Гороха высмеиваются чванливость, жад­ность, презрительное отношение правящих верхов к про­стым людям из народа . Правдивы некоторые черты старорусского быта . Например, царевна Кутафья находится в беспрекословном послушании родителям; она не смеет даже заикнуться о выборе суженого: «Не девичье это дело - женихов разбирать!»

Сказки Мамина-Сибиряка - характерный способ разговора взрослого с ребенком о жизненно важных вещах, которые невоз­можно объяснить на языке абстракций. Ребенку предлагается взгля­нуть на мир глазами божьей коровки, козявочки, мухи, собаки, воробья, утки, чтобы обрести истинно человеческое мировоззре­ние. Как и народные, эти сказки знакомят ребенка со сложными законами бытия, объясняют преимущества и недостатки той или иной жизненной позиции.

Сказки Мамина-Сибиряка - значительное явление в ли­тературе конца XIX века. В них освоены и развиваются луч­шие реалистические традиции народной и литературной сказ­ки. В изображении природы, животного мира, в характере сказочной морали нет фальши. Сказки интересны детям и в наше время. Часть их вошла в учебные книги для чтения в начальной школе.

В.М.Гаршина (1855-1888) современники называли «Гамле­том наших дней», «центральной личностью» поколения 80-х го­дов - эпохи «безвременья и реакции». Писатель одним из пер­вых начал применять в литературном творчестве приемы импрес­сионизма, заимствованные из современной ему живописи, с тем чтобы потрясти воображение и чувства читателя, разбудить его прирожденное сознание добра и красоты, помочь родиться чест­ной мысли. В гаршинских рассказах и сказках складывался стиль. явившийся истоком прозы писателей рубежа XIX-XX веков, та­ких как Чехов, Бунин, Короленко, Куприн.

Высшим авторитетом в современной живописи был для писа­теля И.Е.Репин, в литературе - Л.Н.Толстой. Воображение было для Гаршина важным моментом реалистического видения действительности, при этом точность, конкретная подробность деталей отличают почти все его произведения. Творческие принципы Гаршина во многом отвечают требованиям, некогда предъявленным Белинским к дет­скому писателю.

Гаршин мечтал издать все свои сказки отдельной книгой с посвящением «великому учителю своему Гансу Христиану Андер­сену». Многое в сказках напоминает истории Андерсена, его ма­неру преображать картины реальной жизни фантазией, обходясь без волшебных чудес. Детство и детская литература занимали Гаршина на протяже­нии всего десятилетия творческой жизни. Гаршин переводил для детей сказки европейских авторов, ра­ботал как редактор и критик детской литературы.

В круг чтения детей младшего и среднего школьного возраста вошли в основном сказки Гаршина. Среди них одна имеет подза­головок «Для детей» - «Сказка о жабе и розе » (1884), другая была впервые опубликована в детском журнале «Родник» - «Лягушка-путешественница » (1887). Прочие сказки не предназначались ав­тором для детей, хотя, по воле взрослых, появлялись в детских изданиях, в том числе в хрестоматиях: «Attalea princeps» (1880), «То, чего не было» (1882), «Сказание о гордом Агее» (1886). Гаршинские сказки по жанровым особенностям ближе к фи­лософским притчам, они дают пищу для размышлений.

«Сказка о жабе и розе» была написана под влиянием многих впечатлений - от смерти поэта С.Я.Надсона, домашнего кон­церта А. Г. Рубинштейна и присутствия на концерте одного не­приятного старого чиновника. Произведение являет собой пример синтеза искусств на основе литературы: притча о жизни и смерти рассказана в сюжетах нескольких импрессионистских картин, по­ражающих своей отчетливой визуальностью, и в переплетении музыкальных мотивов. Это скорее поэма в прозе . Угроза безобраз­ной смерти розы в пасти жабы, не знающей другого применения красоты, отменена ценой иной смерти: роза срезана прежде увя­дания для умирающего мальчика, чтобы утешить его в последний миг. Смысл жизни самого прекрасного существа - быть утешени­ем для страждущего .

Сказка «Лягушка-путешественница» - классическое произве­дение в чтении детей , в том числе и старших дошкольников и младших школьников. Источником ее сюжета послужила древнеиндийская басня о черепахе и утках. Это единственная веселая сказка Гаршина, хотя и в ней комизм сочетается с драматизмом. Писатель нашел золотую середину между естественно-научным описанием жизни лягушек и уток и условным изображением их «характеров». Вот фрагмент естественно-научного описания.

Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точ­но поют, или, лучше сказать, посвистывают. Фью-фью-фью-фью - раз­дается в воздухе, когда летит высоко над вами стадо таких уток, а их самих даже и не видно, так они высоко летят. Немного далее следует уже условное, «очеловечивающее», опи­сание. И утки окружили лягушку. Сначала у них явилось желание съесть ее, но каждая из них подумала, что лягушка слишком велика и не пролезет в горло. Тогда все они начали кричать, хлопая крыльями: - Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные теплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге!

Такой прием незаметного «погружения» читателя из мира ре­ального в мир сказочно-условный особенно любил Андерсен. Бла­годаря этому приему в историю лягушкиного полета можно пове­рить, принять ее за редкий курьез природы. В дальнейшем панора­ма показана глазами лягушки, вынужденной висеть в неудобной позе. Отнюдь не сказочные люди с земли дивятся тому, как утки несут лягушку. Эти и другие детали способствуют еще большей убедительности сказочного повествования. Так же зыбко колеблется мысль автора. Умна лягушка или глу­па? Гениальна ли ее натура или заурядна? А как оценить характер и поведение уток? Сказка заканчивается хорошо или плохо? Что важнее - то, что лягушка спаслась при падении, или то, что погибла ее мечта о южных болотах? Ответы на эти и другие во­просы зависят от размышлений читателя, от его представлений о смысле существования.

7.8.Развитие тем природы, крестьянского быта, детства в стихах А.Блока, С.Есенина, Бальмонта.

А.А. Блок (1880-1921). - крупнейший поэт-символист млад­шего поколения. Главная тема его поэзии - Родина, древняя, современная и будущая, та, чей лик, подобно лику Незнакомки, скрыт «за темною вуалью». Детские стихи А.Блока посвящены в основном природе. Например, «Конец весны»:

Весна! Весна! Поют стрекозы.

Весна! Весна! Поют птенцы;

Уж в чистом поле там жнецы.

Кузнечики в траве стрекочут,

Как будто хочет

Пленить лягушечек в пруду!

В свою потеху,

Да не совсем-то к смеху!..

Талант Блока выходил далеко за рамки символистски-декадентской поэтики. Так было со многими его взрослыми произведениями, так произошло и с детскими. Победило другое - собственная «память детства» традиции устного народного творчества и русской поэзии Пушкина, Тютчева, Фета.

Для специальных сборников - «Круглый год » и «Сказ­ки » - поэт сделал строгий отбор произведений. Сборник «Сказки» включает в себя следующие стихотворения: «Гамаюн, птица вещая» «Черная дева», «Сын и мать», «Сказка о пастухе и старушке», «Старушка и чертенята», «У моря», «В голу­бой далекой спаленке», «Сусальный ангел», «Три светлых царя», «Колыбельная песня», «Сны».

Для сборника «Круглый год» характерен подбор стихотворе­ний по временам года: весна («Вербочки», «Ворона», «На лугу»), лето («Я стремлюсь к роскошной воле», «Дышит утро в окошко», «Полный месяц встал над лугом», «Блудящий огонь»), осень («Зайчик», «Учитель», «Осенняя радость»), зима («Снег да снег», «Ветхая избушка», «Рождество»).

Сравнивая эти сборники, легко можно убедиться, что первый включает произведения более сложные для детского восприятия и написанные Блоком не специально для детей, и отобранные для детского чтения. «Сказки» были адресованы среднему возрасту, а «Круглый год» - младшему.

Сборники «Сказки » и «Круглый год » - каждый по-своему во­плотил тенденции, характерные для поэзии Блока, адресованной детям, с одной стороны, стремление развить в детях способность мечтать, творчески фантазировать, с другой - стремление воспи­тать в детях любовь к природе.

Пейзажи в «Круглом годе» сродни лучшим пейзажным моти­вам раннего Блока, когда его волновало, что в летний день «за этой синей далью», когда осенью «и день прозрачно свеж, и воздух дивно чист», а «желтый лист кружится». Эту про­зрачность и чистоту красок сохранил поэт для стихотворений, адресованных детям:

Леса вдали виднее,

Синее небеса,

Заметней и чернее

На пашне полоса

Даже цветовые эпитеты повторяются (синяя даль - синие не­беса), для них характерна яркость и сочность цветовой гаммы (си­ние и небеса-и черная полоса пашни), динамичность: небеса не просто синие, они весною становятся синее, а пашня тоже не про­сто черная, а чернее. Все как будто омыто обильным весенним до­ждем и освещено щедрым весенним солнцем.

Нет, это звонко, тонко

В ручье журчит волна...

«Звончее», «звонкий», «звонко» - сам ряд аллитераций созда­ет неповторимую музыку весны.

Реалистический характер зарисовок «Круглого года», особен­но в таких стихотворениях, как «Ворона», «Зайчик», «Учитель», «Ветхая избушка», «На лугу», может быть, в значительной степени определил долгую и активную жизнь их в детской аудитории, до­школьного и младшего школьного возраста. Каждое стихотворение сборника выра­жает лирическое состояние, наиболее характерное для данного времени года. Реалистически конкретные образы и детали скла­дываются в живую, узнаваемую картину и косвенно передают нюансы настроения, как, например, в стихотворении «Ворона»:

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой...

А уж в воздухе - вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны...

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это всё у вороны - игрушки,

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..

Слово «весна» звучит лишь в последней строчке , но оно подго­товлено множеством слов со звуком «в», рядом мелких деталей, увиденных сначала глазами человека, а потом вороны: весенняя земля пестрит белым, желтым, зеленым, удивляя отвыкший за зиму от пестроты взор. Ранняя весна - время контрастов, что подчеркнуто изображением «лохматой», еще «зимней» вороны и следов прошлогодней жизни.

Эти стихи давно стали хре­стоматийными в лучшем смысле этого слова благодаря гуманисти­ческому чувству, объединяющему зарисовки не только пейзажа, но и животного мира средней полосы России. Лохматая ворона, озябший зайчик, пискливые котята - все, кого Блок шутливо и беззлобно называл «твари», вызывают добрые чувства у маленьких читателей своей незащищенностью, детскостью. Эти «твари» по­нятны детям, за них хочется заступиться, с ними хочется поиграть.

Игровой момент - один из обязательных элементов в «Круг­лом годе»: дети активны в этом сборнике Блока, как, пожалуй, ни в одном цикле его произведений, в которых он обращается к теме детства. Здесь они звонкоголосые, веселые, не просто смешливые, а хохочущие:

Прочь от дома на снежный простор

На салазках они покатили.

Оглашается криками двор -

Великана из снега слепили!

В таких стихотворениях, как «На лугу», «Снег да снег», «Ветхая избушка», воплощается мечта Блока о будущем энергичном, ак­тивном, творческом поколении родной страны. Забота о растущем поколении пронизывает все стихотворения сборника «Круглый год».

К.Д.Бальмонт (1867- 1942) - один из самых читаемых и по­читаемых поэтов Серебряного века, символист. В основе филосо­фии символизма лежит представление о неуловимо изменчивом мире реальности, который невозможно познать вне художествен­ного творчества. Отношение Бальмонта к детским книгам было самое трепетное. Бальмонт написал более семи десятков стихотворений для де­тей, посвятив их своей четырехлетней дочери; они вошли в сбор­ник «Фейные сказки» (1905).

«Фейные сказки» - это изящные стилизации детских песенок по мотивам скандинавского и южнославянского фольклора, в которых возродилась традиция детских стихов Жуковского. Легкомыслие сюже­тов, отсутствие серьезных проблем отражено в названиях - «На­ряды феи», «Прогулка феи», «Находка феи», «Забавы феи»... Жизнь крошечной феи протекает как череда радужно-изменчивых «ми-молетностей» (ключевое слово в поэзии Бальмонта). Зло не суще­ствует в фейном мире - есть только маленькие неприятности, оттеняющие общую безмятежность. От грозы фея улетает на спи­не стрекозы; уголек наказан гномом за то. что обжег ножку феи; вничью кончается война с муравейным королем; даже Серый Волк кротко служит фее и питается травкой. В сказочном мире царит та же идиллия, что и в раннем детстве. Поэт провозгласил фею своею Музой, а детский мир - миром своего вдохновения. Естественное право ребенка и поэта на ра­дость, красоту и бессмертие осуществляется в фейной «тиховей­ной» сказке.

Бальмонта называли «Паганини русского стиха», восторгаясь виртуозной музыкальностью его речи. И в детских его стихах заво­раживает магия звуков, сладкоголосие речи. Слово и музыка рож­дают поэтический образ, как, например, в стихотворении «Золо­тая рыбка» из взрослого сборника «Только любовь» (1903). Золо­тая рыбка олицетворяет чудо музыки на сказочном празднике:

В замке был весёлый бал,

Музыканты пели.

Ветерок в саду качал

Лёгкие качели.

В замке, в сладостном бреду,

Пела, пела скрипка.

А в салу была в пруду

Золотая рыбка.

Хоть не видели её

Музыканты бала.

Но от рыбки, от неё

Музыка звучала...

Многие из «взрослых» стихов Бальмонта можно предлагать де­тям с самого раннего возраста, настолько они полны весенним, первозданным чувством, настолько близко граничат с музыкой, что доступность слов теряет свое значение.

С. Есенин . Писать стихи С.Есенин начал рано в 9 лет, но осознанное творчество приходится на 16 – 17 лет. В его ранних стихотворениях отразились поиски жизненной позиции и собственной творческой манеры. Порою он подражает песням, распространенным в мещанской и крестьянской среде с характерными для них мотивами любви, то счастливой, то нераз­деленной («Хороша была Танюша», «Под венком лесной ромаш­ки», «Темна ноченька, не спится»).

Часто и плодотворно обращается Есенин к историческому прошлому своей Родины. В таких произведениях, как «Песнь о Евпатии Коловрате», «Ус», «Русь», поэт гораздо более самобытен, чем в первых лирических стихотворениях.

Основным мотивом раннего Есенина стала поэзия русской природы, отразившая его любовь к Родине. Именно в этот период написаны многие стихотворения, которые до сих пор известны де­тям и любимы ими. Примечательно, что первым напечатанным стихотворением Есенина была «Береза», появившаяся в детском журавле «Мирок» в 1914 г. С тех пор внимание поэта к стихотворе­ниям для детей было постоянным. Детские стихи он печатал в жур­налах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро», «Задушевное сло­во», «Парус».

В 1914-1915 гг. Есенин подготовил для детей сборник стихо­творений, который он назвал «Зарянка». Ему не удалось издать этот сборник, но сам выбор стихотворений характеризует требова­тельное отношение Есенина к этой области своего творчества. По­этический талант его одушевляет все, что он видел и чувствовал в детстве. Он рассказывает маленьким читателям о том, как «Поет зима - аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка», о зим­ней березе, у которой «на пушистых ветках снежною каймой рас­пустились кисти белой бахромой», о душистой черемухе, которая «с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри, завила».

Детям особенно близки стихи об играх и забавах их сверстни­ков - крестьянских ребятишек :

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы, идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим,

Время к полночи идет,

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.

В ранней поэзии Есенина для детей, может быть, ярче, чем во «взрослых» стихах того же периода, отразилась его любовь к род­ному краю («Топи да болота», «С добрым утром»), к русской при­роде («Береза», «Черемуха»), к деревенскому быту («Бабушкины сказки»),

В чтение современных детей вошли такие ранние стихотворе­ния Есенина, как «Поет зима», «Пороша», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Черемуха». Первое из них («Поет зима - аукает...») было напечатано в 1914 г. в журнале «Мирок» подзаголовком «Во­робышки». В его колыбельном ритме слышится то голос зимнего леса, то стук вьюги о ставни, то вой метели по двору. На фоне хо­лодной и снежной зимы контрастно выписаны «детки сиротли­вые» - воробышки. Поэт сочувственно подчеркивает их беспо­мощность и незащищенность:

К описанию зимы Есенин обращается и в стихотворении «По­роша», напечатанном в том же году и в том же журнале «Мирок». Зима в нем иная, манящая, волшебная:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.

Здесь описание природы не со стороны, а изнутри, от по­эта-наблюдателя, едущего по бесконечной, убегающей вдаль зим­ней дороге.

Еще более активно поэтическое восприятие природы в стихо­творении «Нивы сжаты, рощи голы...», опубликованном в газете «Вечерние известия» в 1913 г.:

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

То наблюдатель, то путник, но всегда открытый впечатлениям окружающего мира, голосам птиц и зверей, шорохам леса, Есенин подмечает самое сокровенное в природе:

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Эти строки о пробуждении весны, о поре медвяных рос и золо­тистых веток черемухи. Для каждого периода жизни природы (осе­ни, зимы, весны и лета) Есенин находит особые поэтические крас­ки и неповторимые интонации. Есенин стремился воспеть свою Родину и ее обновление во всей многозначности этого понятия. Проходят десятилетия, и все яснее становится, что его творчество - большое литературное яв­ление не только в жизни России, но и в развитии мировой поэзии.

  • Авва. Очерк. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
  • Аверко. (Разбойники. Очерки I.). СС-1958, Том 9.
  • Автобиография. Воспоминания. СС-1958, Том 10.
  • Автобиографическая записка. СС-1958, Том 10.
  • Ак-Бозат. Рассказ. Рассказы и сказки для детей. СС-1958, Том 10.
  • Аленушкины сказки. Рассказы и сказки для детей. СС-1958, Том 10.
Б
  • Баймаган. Легенды. СС-1958, Том 10.
  • Балабурда. Рассказ.
  • Башка. Из рассказов о погибших детях. Уральские рассказы, СС-1958, Том 1
  • Без названия. (1894) Роман
  • Белое золото.
  • Бородавка.
  • Богач и Еремка. Рассказ. Рассказы и сказки для детей. СС-1958, Том 10.
  • Бойцы. Очерки весеннего сплава по реке Чусовой. Уральские рассказы.
  • Болезнь Из далекого прошлого. СС-1958, Том 10.
  • Братья Гордеевы. Повесть. (1891) Рассказы и повести 1893-1897 гг., СС-1958, Том 6.
  • Бурный поток. (На улице.)
В
  • В болоте. Из записок охотника. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • В водовороте страстей. Роман (под псевд. Е.Томский)
  • В глуши. Рассказ. Рассказы и сказки для детей. СС-1958, Том 10.
  • В горах. Очерк из уральской жизни. Рассказы и очерки 1881 -1884 гг.
  • В каменном колодце. Рассказ.
  • В камнях. Из путешествия по реке Чусовой. СС-1958, Том 1
  • В последний раз. Повесть. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • В ученье. Рассказ.
  • "В худых душах..." Рассказ, Уральские рассказы, СС-1958, Том 1
  • Ванькины именины. Аленушкины сказки.
  • Верный раб. Повесть. Уральские рассказы.
  • Вертел. Рассказы и сказки для детей. СС-1958, Том 10.
  • Волшебник. Рассказ.
  • Весенние грозы.
  • Вольный человек Яшка. Уральские рассказы.
  • "Все мы хлеб едим..." Из жизни на Урале. СС-1958, Том 1
  • Встреча.
Г
  • Главный барин. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Глупая Окся. Эскиз. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
  • Говорок. Очерк. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Горное гнездо. (1884) Роман, СС-1958, Том 1
  • Гроза. Из охотничьих рассказов. Уральские рассказы, СС-1958, Том 3.
Д
  • Два завещания.
  • Дедушка Семен Степаныч. Из далекого прошлого. СС-1958, Том 10.
  • Депеша. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
  • Детские тени.
  • Дикое счастье. Роман. (1884, первоначальное название "Жилка").
  • Доброе старое время. Повесть. Уральские рассказы, СС-1958, Том 4.
  • Дорога. Из далекого прошлого. СС-1958, Том 10.
  • Дорогие гости. Эскиз. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
  • Друзья детства. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Дурной товарищ.
Е
  • Емеля-охотник. Рассказы и сказки для детей. СС-1958, Том 10.
Ж
  • Жилка. (1884, первоначальное название романа "Дикое счастье").
З
  • Зверство. Летние этюды. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Зеленая война.
  • Зеленые горы. Из далекого прошлого. Воспоминания
  • Зимовье на Студеной. Рассказы и сказки для детей. СС-1958, Том 10.
  • Золото. Роман.
  • Золотопромыленники. Бытовая хроника в 4 действиях. СС-1958, Том 6.
  • Золотая лихорадка.
  • Золотая ночь. Из рассказов о золоте. Рассказы и очерки 1881 -1884 гг.
  • Золотуха. Очерки приисковой жизни. Уральские рассказы.
И
  • Из далекого прошлого. Воспоминания. СС-1958, Том 10.
  • Из уральской старины. Рассказ. Уральские рассказы, СС-1958, Том 4.
  • Избранные письма (59). СС-1958, Том 10.
  • Ийи. Святочная фантазия. Рассказы 1902-1907 гг. СС-1958, Том 9.
  • Именинник.
  • Инфлуэнца. Монолог. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
  • История одного пильщика. Рассказ. Из далекого прошлого. СС-1958, Том 10.
К
  • Казнь Фортунки. Рассказ. Из далекого прошлого. СС-1958, Том 10.
  • Кисейная барышня.
  • Клад. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Комбинация. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Конец первой части. Из далекого прошлого. СС-1958, Том 10.
  • Книжка. Из далекого прошлого. Воспоминания
  • Книжка с картинками. Из далекого прошлого. Воспоминания
  • Кормилец (Из жизни на Уральских заводах)
  • Крестник. Этюд. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Крупичатая. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
Л
  • Лебедь Хантыгая. Легенды. СС-1958, Том 10.
  • Легенды (3). СС-1958, Том 10.
  • Лес. Психологический этюд. Уральские рассказы, СС-1958, Том 4.
  • Лесная сказка.
  • Лётные. Из рассказов о жизни сибирских беглых. Уральские рассказы, СС-1958, Том 3.
М
  • М-ме Квист, Бликс и Ко. Очерк. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Майя. Легенды. СС-1958, Том 10.
  • Максим Бенелявдов. (1883) Повесть.
  • Малиновые горы. Рассказ.
  • Meдведко.
  • Мизгирь. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Миллион.
  • Морок. Очерк. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Мумма. Рассказ. Рассказы 1902-1907 гг. СС-1958, Том 9.
Н
  • На перевале. Из осенних мотивов. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • На реке Чусовой
  • На пути. (Из рассказов старого охотника)
  • На рубеже Азии. Очерки из захолустного быта. СС-1958, Том 1
  • На "Шестом номере". Рассказы и повести 1893-1897 гг., СС-1958, Том 6.
  • На шихане. Из записных книжек охотника. Уральские рассказы, СС-1958, Том 3.
  • Ната. Из летних рассказов. Рассказы и повести 1893-1897 гг., СС-1958, Том 6.
  • Не у дел. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Не укажешь. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Новичок. Из далекого прошлого. СС-1958, Том 10.
  • Ночевка. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Ночь. Эскиз. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
О
  • О книге. Из далекого прошлого. Воспоминания
  • Оборотень. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Общий любимец публики.
  • Озорник. Рассказ. Уральские рассказы.
  • Около нодьи.
  • Осип Иванович.
  • От Урала до Москвы.
  • Ответа не будет. Рассказ. Рассказы 1902-1907 гг. СС-1958, Том 9.
  • Отрава. Очерк, Уральские рассказы, СС-1958, Том 3.
  • Отрезанный ломоть. Воспоминания. Из далекого прошлого. СС-1958, Том 10.
  • Охонины брови. Повесть

П
  • Падающие звезды.
  • Пан Копачинский. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Первые студенты. Рассказ. Уральские рассказы, СС-1958, Том 4.
  • Переводчица на приисках. Рассказ. Уральские рассказы, СС-1958, Том 4.
  • Письма (избранные) (59). СС-1958, Том 10.
  • Пир горой. Повесть. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • По дешевой цене. Глава из романа. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
  • По новому пути.
  • Под домной.
  • Под землей.
  • Подснежник. Очерк. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Поправка доктора Осокина. Уральские рассказы, СС-1958, Том 4.
  • Попросту. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
  • Пора спать. Аленушкины сказки.
  • Последние клейма. (Разбойники. Очерки III.). СС-1958, Том 9.
  • Последняя веточка. Из старообрядческих мотивов. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Постойко. Рассказ. Рассказы и сказки для детей. СС-1958, Том 10.
  • Приваловские миллионы. Роман в 5 частях.
  • Приемыш. Из рассказов старого охотника. Рассказы и сказки для детей. СС-1958, Том 10.
  • Приисковый мальчик. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке. Аленушкины сказки.
  • Преступники.
  • Проводы. Из далекого прошлого. СС-1958, Том 10.
Р
  • Разбойник и преступник. (Разбойники. Очерки IV.). СС-1958, Том 9.
  • Разбойники. Очерки. СС-1958, Том 9.
  • Ранние всходы.
  • Рассказы и сказки для детей (10) . СС-1958, Том 10.
  • Родительская кровь. Очерк. Уральские рассказы, СС-1958, Том 4.
С
  • С голоду.
  • Савка. (Разбойники. Очерки II.). СС-1958, Том 9.
  • Самородок. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
  • Семейная радость. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Седьмая труба. Эскиз. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
  • Серая шейка. Рассказы и сказки для детей. СС-1958, Том 10.
  • Сестры. Очерк из жизни Среднего Урала. СС-1958, Том 1
  • Сибирские орлы. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Сказка о том, как жила-была последняя Муха. Аленушкины сказки.
  • Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Аленушкины сказки.
  • Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост. Аленушкины сказки.
  • Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Аленушкины сказки.
  • Сказочка про Воронушку - чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку. Аленушкины сказки.
  • Сказочка про Козявочку. Аленушкины сказки.
  • Сократ Иваныч. Глава из романа "Железный голод". Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Старатели. Рассказ.
  • Старики не запомнят. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Старый воробей. Рассказ. Рассказы и сказки для детей. СС-1958, Том 10.
  • Старый шайтан. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
Т
  • Таинственный незнакомец. Очерк. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
  • Три конца. Уральская летопись.
У
  • Удивленный человек. Очерк. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Умнее всех. Сказка. Аленушкины сказки.
  • Упрямый козел.
Х
  • Хищная птица. Рассказ. Рассказы и повести 1893-1897 гг., СС-1958, Том 6.
  • Хлеб. Роман.
Ч
  • Черты из жизни Пепко. Роман











Сказки Мамина-Сибиряка

Мамин-Сибиряк написал множество рассказов, сказок, повестей для взрослых и детей. Произведения издавались во всевозможных детских сборниках и журналах, печатались отдельными книгами. Сказки Мамина-Сибиряка читать интересно и познавательно, он правдиво, сильным словом рассказывает о тяжелой жизни, описывает родную уральскую природу. Детская литература для автора означала связь ребенка с взрослым миром, потому к ней он относился со всей серьезностью.

Сказки Мамин-Сибиряк писал, преследуя цель воспитания справедливых, честных детей. Искренняя книга творит чудеса, — так часто говорил писатель. Мудрые слова, брошенные на благодатную почву, дадут всходы, ведь дети – наше с вами будущее. Сказки Мамин-Сибиряк разнообразны, рассчитаны на детей любого возраста, ведь писатель стремился дотянуться до каждой детской души. Автор не приукрашивал жизнь, не оправдывал и не оправдывался, он находил теплые слова, передающие доброту и нравственную силу бедняков. Описывая жизни людей и природу, он тонко и легко передавал и учил, как нужно о них заботиться.

Мамин-Сибиряк много и тяжело работал над собой, над своим мастерством, прежде чем начал создавать литературные шедевры. Сказки Мамина-Сибиряка любят взрослые и дети, они входят в школьную программу, постановки детских утренников в садах. Остроумные и порой необычные рассказы автора написаны в стиле беседы с маленькими читателями.

Мамин Сибиряк Аленушкины сказки

Мамина-Сибиряка читать начинают с детского сада или младших школьных классов. Сборник Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка – самые известные из них. Эти небольшие сказки из нескольких глав говорят с нами устами животных и птиц, растений, рыб, насекомых и даже игрушек. Прозвища главных героев умиляют взрослых и веселят детей: Комар Комарович — длинный нос, Ерш Ершович, Храбрый Заяц — длинные уши и другие. Мамин-Сибиряк Аленушкины сказки при этом написал не только для развлечения, автор умело совместил полезные сведения с захватывающими приключениями.

Качества, которые развивают сказки Мамина-Сибиряка (по его собственному мнению):

Скромность;
Трудолюбие;
Чувство юмора;
Ответственность за общее дело;
Бескорыстная крепкая дружба.

Аленушкины сказки. Порядок чтения

Присказка;
Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост;
Сказка про Козявочку;
Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост;
Ванькины именины;
Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу;
Сказка о том, как жила-была последняя Муха;
Сказка про Воронушку-чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку;
Умнее всех;
Сказка о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке;
Пора спать.

Мамин-Сибиряк. Детство и Юность

Русский писатель Мамин-Сибиряк родился в 1852 году в поселке Висим на Урале. Место рождения во многом предопределило его легкий характер, горячее доброе сердце, любовь к работе. Отец и мать будущего русского писателя воспитывали четверых детей, тяжелым многочасовым трудом зарабатывая на хлеб. С самого детства маленький Дмитрий не только видел нищету, но жил в ней.

Детская любознательность приводила ребенка в совершенно разные места, открывая картины с арестованными рабочими, вызывающими сочувствие и в тоже время интерес. Мальчик обожал подолгу разговаривать с отцом, расспрашивая того обо всем, что увидел за день. Как и отец, Мамин-Сибиряк стал остро чувствовать и понимать, что такое честь, справедливость, отсутствие равенства. По прошествии многих лет, писатель неоднократно описывал суровую жизнь простого народа из его детства.

Когда Дмитрию становилось грустно и тревожно, его мысли улетали в родные уральские горы, воспоминания лились непрерывным потоком и он начинал писать. Долго, ночами, изливая свои мысли на бумаге. Мамин-Сибиряк так описывал свои чувства: “Мне представлялось, что на родном Урале даже небо чище и выше, а люди искренние, с широкой душой, я словно сам становился другим, лучше, добрее, увереннее”. Самые добрые сказки Мамин-Сибиряк писал именно в такие моменты.

Любовь к литературе мальчику привил обожаемый им отец. Вечерами в семье читали книги вслух, домашнюю библиотеку пополняли и очень ею гордились. Митя рос вдумчивым и увлекающимся… Прошло несколько лет и Мамину-Сибиряку исполнилось 12 лет. Именно тогда начались его скитания и невзгоды. Отец отправил его учиться в Екатеринбург в училище – бурсу. Там силой решались все вопросы, старшие унижали младших, плохо кормили и Митя вскоре заболел. Отец конечно сразу забрал его домой, но по прошествии нескольких лет вынужден был отдать сына на обучение в эту же бурсу, так как денег не хватило бы на приличную гимназию. Учение в бурсе оставило неизгладимый след в сердце тогда ещё совсем ребенка. Дмитрий Наркисович говорил, что у него позже ушло много лет на изгнание из сердца страшных воспоминаний и всей накопленной злости.

Окончив бурсу, Мамин-Сибиряк поступил в духовную семинарию, но ушел из неё, как он сам объяснял, что не захотел становиться священником и обманывать людей. Переехав в Петербург, Дмитрий поступил на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии, затем перешел на юридический факультет и его так и не закончил.

Мамин-Сибиряк. Первое произведение

Мамин-Сибиряк отлично учился, не пропускал занятия, но был увлекающимся человеком, что долгое время мешало ему найти себя. Мечтая стать писателем, он определил для себя две вещи, которые необходим сделать. Первая – работа над собственным языковым стилем, вторая – понимание жизни людей, их психологии.

Написав свой первый роман, Дмитрий отнес его в одну из редакций под псевдонимом Томский. Интересно, что редактором издания в то время был Салтыков-Щедрин, давший, мягко говоря, низкую оценку произведению Мамина-Сибиряка. Молодой человек был настолько подавлен, что бросив всё, вернулся к семье на Урал.

Затем неприятности повалили одна за другой: болезнь и смерть любимого отца, многочисленные переезды, безрезультатные попытки получить всё-таки образование… Мамин-Сибиряк прошел через все испытания с честью и уже в начале 80-х на него упали первые лучи славы. Вышел сборник «Уральские рассказы».

Напоследок о сказках Мамина-Сибиряка

Мамин-Сибиряк сказки начал писать, когда уже был взрослым. До них было написано множество романов и рассказов. Талантливый, сердечный писатель – Мамин-Сибиряк оживлял страницы детский книг, проникая в молодые сердца своим добрым словом. Читать Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка нужно особенно вдумчиво, там автор легко и познавательно заложил глубокий смысл, силу своего уральского характера и благородство мысли.
———————————————————-
Мамин-Сибиряк. Рассказы и сказки
для детей. Читаем бесплатно онлайн

Алфавитный указатель произведений Д. Н. Мамина - Сибиряка

Составитель: В. Г. Есаулов, 26 мая 2006 г. Использованы указатель Вадима Ершова и состав нижеуказанного собрания сочинений. Условные сокращения: СС-1958 - Собрание сочинений Д. Н. Мамина-Сибиряка в 10 томах, Москва: Правда, 1958 (Библиотека "Огонек"). А . Очерк . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6. Аверко. (Разбойники . Очерки I.). СС-1958, Том 9. Автобиография. Воспоминания . СС-1958, Том 10. . СС-1958, Том 10. . Рассказ . Рассказы и сказки для детей . СС-1958, Том 10. . Рассказы и сказки для детей . СС-1958, Том 10. Б . Легенды . СС-1958, Том 10. . Рассказ. Башка. Из рассказов о погибших детях . Уральские рассказы, СС-1958, Том 1 Без названия. (1894) Роман Белое золото. Бородавка. . Рассказ . Рассказы и сказки для детей . СС-1958, Том 10. . Очерки весеннего сплава по реке Чусовой. Уральские рассказы. Из далекого прошлого . СС-1958, Том 10. . Повесть .(1891) СС-1958, Том 6. Бурный поток. (На улице.) В . Из записок охотника . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. В водовороте страстей. Роман (под псевд. Е.Томский) . Рассказ . Рассказы и сказки для детей . СС-1958, Том 10. . Очерк из уральской жизни . . Рассказ. . Из путешествия по реке Чусовой . СС-1958, Том 1 В последний раз. Повесть . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . Рассказ. Рассказ, Уральские рассказы, СС-1958, Том 1 Ванькины именины. . . Повесть. Уральские рассказы. . Рассказы и сказки для детей . СС-1958, Том 10. . Рассказ. Весенние грозы. . Уральские рассказы. " " Из жизни на Урале . СС-1958, Том 1 Встреча. Г Главный барин. Рассказ . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . Эскиз . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6. Говорок. Очерк . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. Горное гнездо. (1884) Роман, СС-1958, Том 1 Гроза. Из охотничьих рассказов. Уральские рассказы, СС-1958, Том 3. Д Два завещания. Дедушка Семен Степаныч . Из далекого прошлого . СС-1958, Том 10. . Рассказ . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6. Детские тени. Дикое счастье . Роман. (1884, первоначальное название "Жилка"). . Повесть. Уральские рассказы, СС-1958, Том 4. . Из далекого прошлого . СС-1958, Том 10. . Эскиз . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6. Друзья детства. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . Е . Рассказы и сказки для детей . СС-1958, Том 10. Ж Жилка . (1884, первоначальное название романа "Дикое счастье "). З Зверство. Летние этюды. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . . Из далекого прошлого. Воспоминания . Рассказы и сказки для детей . СС-1958, Том 10. . Роман. Золотопромыленники. Бытовая хроника в 4 действиях .СС-1958, Том 6. Золотая лихорадка. . Из рассказов о золоте . Рассказы и очерки 1881 -1884 гг. . Очерки приисковой жизни. Уральские рассказы. И Из далекого прошлого . Воспоминания . СС-1958, Том 10. , СС-1958, Том 4. Избранные письма (59). СС-1958, Том 10. Ийи. Святочная фантазия. Рассказы 1902-1907 гг. СС-1958, Том 9. Именинник. Инфлуэнца. Монолог . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6. . Рассказ. Из далекого прошлого . СС-1958, Том 10. К . Рассказ. Из далекого прошлого . СС-1958, Том 10. Кисейная барышня. . Рассказ . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . Из далекого прошлого. Воспоминания . Из далекого прошлого. Воспоминания Комбинация. Рассказ . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . Из далекого прошлого . СС-1958, Том 10. (Из жизни на Уральских заводах) Крестник. Этюд . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6. Л . Легенды . СС-1958, Том 10. Легенды (3). СС-1958, Том 10. . Психологический этюд. Уральские рассказы, СС-1958, Том 4. . Лётные. Из рассказов о жизни сибирских беглых. Уральские рассказы, СС-1958, Том 3. М М-ме Квист, Бликс и Ко. Очерк . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . Легенды . СС-1958, Том 10. Максим Бенелявдов. (1883) Повесть. . Рассказ . . Мизгирь. Рассказ . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. Миллион. Морок. Очерк . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. Мумма. Рассказ. Рассказы 1902-1907 гг. СС-1958, Том 9. Н На перевале. Из осенних мотивов . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . (Из рассказов старого охотника) . Очерки из захолустного быта . СС-1958, Том 1 На "Шестом номере". Рассказы и повести 1893-1897 гг., СС-1958, Том 6. На шихане. Из записных книжек охотника. Уральские рассказы, СС-1958, Том 3. Ната. Из летних рассказов . Рассказы и повести 1893-1897 гг., СС-1958, Том 6. Не у дел. Рассказ . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. Не укажешь. Рассказ . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . Из далекого прошлого . СС-1958, Том 10. Ночевка. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. Ночь. Эскиз . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6. О О книге . Из далекого прошлого. Воспоминания Оборотень. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. Общий любимец публики. . Рассказ. Уральские рассказы. . Осип Иванович. От Урала до Москвы. Ответа не будет. Рассказ. Рассказы 1902-1907 гг. СС-1958, Том 9. Отрава. Очерк, Уральские рассказы, СС-1958, Том 3. . Воспоминания. Из далекого прошлого . СС-1958, Том 10. . .Повесть П Падающие звезды. Пан Копачинский. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . Рассказ. Уральские рассказы, СС-1958, Том 4. . Рассказ. Уральские рассказы, СС-1958, Том 4. (59). СС-1958, Том 10. . Повесть . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. По дешевой цене. Глава из романа . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6. По новому пути. . . . Очерк . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . Уральские рассказы, СС-1958, Том 4. Попросту. Рассказ . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6. Пора спать. . Последние клейма. (Разбойники . Очерки III.). СС-1958, Том 9. Последняя веточка. Из старообрядческих мотивов . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . Рассказ . Рассказы и сказки для детей . СС-1958, Том 10. . Роман в 5 частях . . Из рассказов старого охотника . Рассказы и сказки для детей . СС-1958, Том 10. Приисковый мальчик. Рассказ . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке. . Преступники. . Из далекого прошлого . СС-1958, Том 10. Р Разбойник и преступник. (Разбойники . Очерки IV.). СС-1958, Том 9. Разбойники . Очерки. СС-1958, Том 9. Ранние всходы. Рассказы и сказки для детей (10) . СС-1958, Том 10.