Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Беседа с детьми о культуре общения. Беседа о культуре общения для учащихся начальных классов. Творческое задание «Спасибо природе»

Через разные реалии его повседневной жизни был всегда, с того самого момента, как у людей появилась потребность в тесном общении друг с другом. Графология - это наука, в поле зрения которой связь между почерком человека и чертами его характера. При всей своей специфичности, использование основ графологии становится все более и более распространенным. Интерес к графологии затронул и нас. Разберемся же, что это за наука, которая может поведать тайны человека всего лишь по его почерку или коротенькой росписи.

Из античных веков

Упоминания о первых попытках выяснить особенности личности человека по почерку приписываются временам Нерона и Конфуция. Последний в одном из письменных памятников той эпохи заявлял, что может точно сказать, какой человек «великодушен», а какой «вульгарен», взглянув на их почерки.

Древнеримский писатель Светоний внес свой вклад в историю зарождения графологии тем, что охарактеризовал почерк императора Августа, своего современника.

Возникновение современной графологии

В начале XVII века в Италии вышла первая книга по графологии. Ее автором стал профессор Камилло Бальде. К сожалению, тот труд не стал популярным.

В XVIII веке изучение вопросов, которые рассматривает нынешняя графология (почерк и характер), велось в Цюрихе, но только как дополнение к вопросам физиогномики. В то время пастор Лафатер, автор физиогномических исследований, дал название «графических портретов» знакам письма, по которым определяются те или иные стороны характера.

1872 год для современной графологии является знаменательным: тогда появилась книга «Система графологии» аббата Жана-Ипполита Мишона. Его считают родоначальником графологии как науки. Он же впервые применил термин «графология», значение которого говорит о том, что он имеет греческие корни ("пишу"+"наука").

Аббат Мишон сделал для графологии на тот момент больше всех прочих исследователей: он систематизировал знания, популяризировал новую науку.

Применять на практике принципы, сформулированные Мишоном, было просто, поскольку объектом изучения были отдельные достаточно простые детали: наклоны, штрихи, строки и т.п. Сегодня такие принципы показались бы слишком упрощенными и неточными, однако некоторые из них все же считаются правильными и по сей день.

Связь почерка и характера

Графология тесно связана с психологическими исследованиями. И естественно, что были попытки посредством психологии и психиатрии проверить надежность данных, которые можно узнать из почерка человека.

Исследования показали, что распознавание почерка может действительно частично охарактеризовать наклонности, состояние здоровья человека, поведение. Подтвердили это еще в прошлом веке и данные развивающихся тогда психиатрии и психологии. Это принесло особый статус С тех пор, в США, например, графология - это законный метод отбора людей на работу.

Что можно узнать при помощи графологии

Поможет узнать умственные способности человека, его самооценку, силу воли и многие другие аспекты личности. Фактически применение графологического анализа очень близко к полной психодиагностике личности.

Из почерка можно извлечь ту информацию, которая находится лишь в подсознании человека. Таким образом, графология - это мощный инструмент самопознания.

Если несколько обобщить, то с помощью почерка можно узнать как врожденные, так и приобретенные, трудности, присутствующие в его жизни на момент написания образца, состояние здоровья. Последнее очень тесно связано с почерком: доказано, что малейшее изменение в самочувствии и здоровье отражается на написании.

Однако изучение почерка не даст исчерпывающей информации о жизни человека. Так, во многих случаях невозможно сказать, кем он работает, есть ли у него любовные связи, дети, любит ли он кошек или собак.

Изучение почерка

В изучении почерка внимание обращают на различные характеристики записей. Так, основные критерии, по которым характеризуют образец почерка, - размер букв, нажим, толщина линий, связки между буквами, наличие или отсутствие полей, расстояние между словами, округлость или угловатость букв, направление строчек.

Кроме того, особенное внимание уделяется написанию отдельных букв. Прежде всего, это буква «р», дающая информацию об агрессивности человека, написавшего ее. Оценивается характер начертания черты в букве (ее длина, наклон).

При получении образца для анализа важно, чтобы человек писал на не расчерченном листке. Это нужно для того, чтобы проявились все особенности его почерка, в частности направление строк.

Изучение подписей

Помимо образцов написанных текстов, в поле изучения такой науки, как графология - характер по подписи. Оказывается, что и в такой короткой надписи может крыться важная информация.

При оценке подписей в графологии учитываются следующие критерии: направленность подписи (вверх, вниз или прямо), длина, характер букв, особенности начала и конца подписи, связки между символами, нажим, острота или округлость букв, наличие или отсутствие украшающих элементов, точек, цифр. Специалисты оценивают подпись еще по многим другим критериям, если уже полученной информации оказывается недостаточно.

Применение графологии сегодня

В наше время специалисты разных отраслей, включающих в себя работу с людьми, открыли для себя, что графология - это прекрасный инструмент, помощник в подборе людей с нужными для работы качествами. Поэтому многие компании подбирают сотрудников, прибегая к графологическому анализу. Также этот метод применяется для отбора надежных людей в правозащитные органы.

Германия отличилась тем, что там становятся популярными визиты невесты и жениха к графологу с тем, чтобы он помог определиться, подходят ли они для совместной жизни.

Космическая медицина также взяла графологию на вооружение. Специалисты анализируют записи космонавтов для того, чтобы по переменам в почерке узнать о состоянии ЦНС людей в условиях космоса.

Медицина использует графологический анализ для выявления некоторых болезней, симптомы которых проявляются в почерке.

Широко известен факт применения графологической экспертизы в криминалистике.

Не так давно появилось направление графологии, изучающее образцы почерка, полученные у человека под гипнозом. Были получены интересные сведения о том, что если внушить испытуемому, что ему 6 лет, его почерк становился таким, каким был в том возрасте.

Выводы

В статье мы привели некоторые данные о том, что это за интересная современная наука - графология, примеры использования которой в разных областях знаний поражают. Мы выяснили, что с ее помощью можно узнавать о таких человеческих качествах, которые иным способом могли бы никогда не открыться.

Основы графологии с большой вероятностью помогут узнать, левша человек или правша, эмоционален он или сдержан, черств или добр. Однако по почерку невозможно определить, состоял ли человек в браке, есть ли у него домашние животные и тому подобные факты.

Значение подписи в графологии является важным аспектом, который составляет отдельный раздел науки, не менее интересный, нежели остальные.

Также мы обозначили, что не нужно опираться на данные графологического анализа как на беспрекословную истину, потому как они никогда не дают на 100% верного результата. Скорее, графологию в общении с людьми стоит использовать для того, чтобы убедиться в чем-либо или уточнить какие-то особенности характера.

  • Введение
    • Глава 1. Понятие и виды графологии
    • §1. Понятие графологии
    • §2. Виды графологии
    • Глава 2. Проблемы исследования личностных свойств исполнителя анонимного документа
    • §1. Возможности установления и розыска исполнителя рукописного документа с использованием психолого-почерковедческого метода
    • §2. Выделение психологических особенностей индивида в целях розыска исполнителя анонимного документа
    • Глава 3. Использование графологии в раскрытии и расследовании преступлений
    • §1. Использование графологии на первоначальном этапе расследования преступлений
    • §2. Использование графологии на последующем этапе расследования
    • Заключение
    • Список использованной литературы:
Введение Актуальность темы исследования . Одним из приоритетных направлений деятельности государства является эффективная борьба с преступностью, искоренение причин, ее обусловливающих, охрана прав и свобод личности. В обеспечении и укреплении законности и правопорядка действенную помощь правоохранительным органам оказывают судебно-экспертные учреждения, где, в частности, проводится судебно-почерковедческая экспертиза. Среди задач, разрешаемых при ее производстве, выделяется установление индивидуально-личностных характеристик исполнителя рукописного документа. Пособие посвящено одной из самых запутанных, сложных и неоднозначно интерпретируемых проблем, находящейся на стыке судебного почерковедения и дифференциальной психологии - установлению взаимосвязи между признаками почерка и психологическими особенностями личности исполнителя документа.В следственно-судебной практике использование методов психолого-почерковедческого (графологического) анализа может оказаться полезным при установлении мотивов совершения преступного деяния, при разрешении вопроса о причастности конкретного человека к событию преступления, при изучении свойств личности в момент совершения инкриминируемого деяния (если выполнение рукописи связано с расследуемым событием), при экспресс-диагностике психологических свойств личности подсудимого, обвиняемого, свидетеля и пр., при исследовании подложных и сомнительных документов как доказательств в ходе расследования преступлений, уголовная ответственность за совершение которых предусмотрена ст. ст.159, 160, 163, 165-168 Уголовного кодекса РФ и т.п.В судебно-почерковедческой экспертизе графологический метод может найти применение на одной из стадий идентификационного исследования, для сужения круга предполагаемых исполнителей, если, например, идентификационная задача решена в отношении конкретного лица в отрицательной форме. Данные, полученные в ходе психолого-почерковедческого исследования, могут играть значительную роль в качестве дополнительной информации при решении задач, касающихся пределов возможностей исполнителя изменять свой почерк или подражать почерку другого лица, что необходимо в сложных случаях исследования - при дефиците полезной и однозначно интерпретируемой информации, а также при решении идентификационных и диагностических задач в вероятностной форме.Установление свойств личности важно не только при расследовании дел в уголовном судопроизводстве, но и для своевременного и полного разрешения многих гражданско-правовых вопросов, возникающих в отношении физических и юридических лиц.Перспективно использование анализа почерка в кадровой работе для установления такого качества личности, необходимого оперативным сотрудникам правоохранительных органов, как устойчивость (сохранение эффективности деятельности и мыслительных процессов при влиянии неблагоприятных факторов); а также при выявлении неблагоприятного фактора тревожности, могущего способствовать развитию психической патологии при постоянной работе человека в сложных условиях.В связи с вышеизложенным автором была предпринята попытка рассмотреть некоторые актуальные проблемы применения психолого-почерковедческого метода в целях получения криминалистически значимой информации.Степень научной разработанности темы . Отдельные аспекты применения графологии нашли свое отражение в трудах Т.В. Аверьяновой, Л.Е. Ароцкера, В.Д. Арсеньева, А.Ф. Аубакирова, А.Я. Гинзбурга, Г.Л. Грановского, З.И. Кирсанова, В.Я. Колдина, Ю.Г. Корухова, П.Г. Кулагина, Р.М. Ланцмана, З.С. Меленевской, Д.Я. Мирского, В.С. Митричева, Б.И. Пинхасова, Ю.Н. Погибко, Е.Р. Российской, которые нашли свое отражение в данной дипломной работе.Объектом исследования является графология, как наука, которую можно использовать в работе правоохранительных органов с целью стоящих перед ними задач.Предметом исследования являются общеметодологические и общетеоретические положения, содержащиеся в научных трудах по вопросам подготовки применения графологии.Целью данной работы является рассмотрение научных и практических проблем применения графологии в раскрытии и расследовании преступлений.Для достижения поставленной цели в работе предлагается решить следующие задачи:1) изучить и проанализировать научную литературу по вопросам применения графологии в расследовании преступлений;2) раскрыть понятие и виды графологии, при этом проанализировать историю ее становления;3) рассмотреть вопросы, относящиеся к проблемам использования графологии правоохранительными органами;4) раскрыть особенности применения графологии на первоначальном и последующем этапах расследования преступлений;5) обобщить теоретический материал с целью выработки практических рекомендаций применения графологии.Методологическую основу работы составил диалектический метод познания. Методику исследования составили общенаучные и частнонаучные методы: анализа документов, логико-языковой и метод сравнительного правоведения. В ходе написания работы автором изучались и анализировались научные положения уголовного права, криминологии, криминалистики, уголовного процесса, психологии и педагогики.Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.Глава 1. Понятие и виды графологии §1. Понятие графологии Подлинную научную теорию всегда отличает генерирование идей, направленных в будущее. Неслучайно во второй половине минувшего века со всей остротой встал вопрос о создании общей теории криминалистики, способной предвидеть перспективы развития науки, в том числе криминалистической техники, необходимым условием существования которой является привнесение новых идей из других областей знания в работу по созданию средств, приемов и методов собирания и исследования доказательственной информации.Современный уровень криминалистической техники позволяет в ряде случаев не только творчески приспосабливать для нужд борьбы с преступностью данные различных наук, но и содействовать их развитию за счет превращения криминалистики, как верно отмечал Р.С. Белкин, из "потребителя" в "заказчика". Указанная тенденция наглядно прослеживается на примере генотипоскопии, психофизиологической детекции лжи (полиграфологии), инструментальных методов отождествления человека по запаховым следам (ольфактроники как раздела одорологии) и некоторых других видов исследования. См.: Белкин Р.С. Репортаж из мастерской следователя. М.,1998.- С.43Новые знания, средства и методы сначала используются криминалистикой в непреобразованном виде, т.е. напрямую заимствуются из "большой науки". Многие из них на этом этапе рассматриваются в качестве "нетрадиционных" и не сразу находя ч свое место в судопроизводстве. Применение практически любого нового для криминалистики метода, как правило, вызывает со мнения по поводу его научной обоснованности и достоверности Противники использования метода при расследовании преступлений зачастую выбирают явные ошибки из практики его применения, на анализе которых строят свою критику метода в целом. По мере углубления и интеграции знаний нетрадиционные средства и методы преобразовываются, разрабатываются собственно криминалистические методики их применения, изыскиваются возможности по их использованию в процессе доказывания. С течением времени они перестают именоваться "нетрадиционными" и становятся неотъемлемой частью криминалистики, а на смену им приходят новые средства и методы, которые опять-таки первоначально именуются "нетрадиционными" и требуют серьезной проверки с точки зрения их пригодности для использования в борьбе с преступностью.Учебники по криминалистике советского периода обязательно включали в себя параграф или раздел, посвященный критике буржуазных концепций, в том числе такого направления использования специальных знаний, как графология. Однако в последнее десятилетие XX века из-за модификации преступности как социального явления существенно возрос объективный интерес к использованию "нетрадиционных" методов исследования криминалистически значимой информации. В настоящее время ощущается потребность в более широком внедрении методов психодиагностики в практику работы правоохранительных органов России.При этом особое внимание (ввиду наличия ряда очевидных преимуществ) уделяется возможности использования в борьбе с преступностью бесконтактных средств и способов исследования личности, к числу которых относится психолого-почерковедческий метод, позволяющий по особенностям почерка диагностировать разнообразные свойства личности, профессиональные наклонности человека, расстройства психики и т.д. См.: Нетрадиционная криминалистика: Учеб. пособие. Алматы, 2003. - С. 14 Измеряемые ежегодно сотнями тысяч случаев и продолжающие неуклонно расти во многих странах мира, объемы успешного проведения графологических исследований свидетельствуют о том, что залогом их результативности являются устойчивые закономерности функционирования человеческого организма и психики, не зависящие от расовых, национальных и культурных особенностей лиц, участвующих в этой процедуре.Процесс включения в криминалистическую технику новых подразделов предопределяет необходимость учета ряда факторов, по которым можно судить о существовании нового направления. Речь идет о постановке и решении специфических для криминалистической науки задач, которые не ставятся при исследовании алогичных объектов в других сферах человеческой деятельности специфичности самих объектов, подвергаемых исследованию, и в то же время их распространенности и частоте встречаемости как на местах происшествий, так и при производстве иных процессуальных действий; степени разработанности нового для криминалистики направления как в методологическом, так и в методическом аспектах. Следовательно, чтобы графологические исследования заняли достойное место в инструментарии сотрудников правоохранительных органов, необходимо выполнение нескольких условий: построение научно обоснованных и психологически приемлемых способов анализа и классификации графологических признаков; разработка надежного комплекса психологических описаний индивидуальных особенностей субъектов с выходом на практическую "типологию личностей"; создание специальной техники соотнесения комплекса графических признаков с комплексом психологических характеристик человека.Графологический метод по своему содержанию и гносеологической направленности находится на стыке между психологией и криминалистикой. В адаптированном виде при решении частных задач следственного, судебного и экспертного познания он является структурным элементом почерковедческого и лексико-стилистического криминалистических методов исследования. См.: Лисиченко В.К. Использование данных естественных и технических наук в следственной и судебной практике: Учеб. по-собие. Киев, 1979. - С. 11 По гносеологической функции графологический метод является логическим действием, которое создает информационную основу для последующего "опознания", идентификации человека в широком смысле слова. Структура исследования с помощью графологического метода включает фиксацию выделенных в процессе анализа существенных личностных черт по почерку конкретного лица с помощью принятых в криминалистическом почерковедении специальных терминов, каждый из которых несет определенную информацию, а в своей совокупности они позволяют воспроизвести образ конкретного человека. Эффективность использования графологического метода определяется не только применением специальной терминологии, но предусматривает необходимость умелого оперирования разработанными группами признаков и правилами их описания, соблюдение которых обеспечивает установление разыскиваемой личности.С учетом изложенного, графологию сегодня можно рассматривать как отрасль криминалистического знания, изучающую характер человека по его почерку. См.: Криминалистическая пси-хология: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. - С. - 21Успехи в экспериментальных графологических исследованиях в последние десятилетия XX века дали возможность зарубежным специалистам значительно расширить диапазон диагностируемых по почерку личностных особенностей человека. Современная графология - это не "гадание по буквам", характерное для позапрошлого и начала прошлого веков. Как один из методов изучения личности графологию во многих странах Европы, Азии и Америки успешно применяют в различных областях. Графология используется для установления психологических особенностей человека при работе с кадрами, в медицинской практике, в частности, в ходе психотерапевтического лечения, при разработке индивидуальных комплексов лечебной гимнастики, диетического питания и т.п. В оперативно-розыскной и следственно-судебной деятельности нередко возникает необходимость установления исполнителя по выполненному им рукописному тексту.Графологический анализ почерка зарекомендовал себя в качестве экономичного и результативного средства установлений свойств личности в оперативно-розыскной деятельности спецслужб многих стран мира. Основоположник израильской графологии Арие Нафтали, проводя анализ почтовой открытки, еще в 1960 году помог разведке "Моссад" установить личность нацистского военного преступника Адольфа Айхмана. См.: Судебно-почерковедческая экспертиза в США // Обзорная информация ВНИИСЭ. М., 1976. № 6.Важная роль отводится психолого-почерковедческим исследованиям в судопроизводстве. Так, Лисиченко В.К. выступает за активное использование графологии при допросе участников процесса, в первую очередь, обвиняемого для формирования суждения о свойствах его личности, главным образом, с целью оценки правдивости данных показаний. См.: Лисиченко В.К, Циркалъ В.В. Использование специаль-ных знаний в следственной и судебной практике. Киев, 1987. - С. 53 Естественно, графолог не может сказать, правдиво или нет описывает в рукописном тексте человек произошедшие события, но может установить, склонен ли он вообще скрытничать и маскировать подлинные мысли, используя различные "защитные механизмы". Не существует графологических примет вора, но почерк зачастую красноречиво "выдает" способность либо неспособность держать слово, считаться с мнением окружающих, сохранять чувство собственного достоинства, т.е. свидетельствует о тех личностных качествах, которые отсутствуют в душе человека, пренебрегающего законопослушной жизнью в социуме. Графолог не может однозначно определить, употребляет ли человек наркотики, но может выявить признаки почерка, сигнализирующие об эмоциональной недостаточности или о неустойчивости личности обследуемого субъекта - свойствах, которые могут подтолкнуть людей к употреблению наркотиков. В почерке молодых людей, выросших без родителей или "выбитых из колеи" жизненными обстоятельствами, проявляются признаки затрудненного общения.Сегодня, когда резко возросло число преступлений, связанных с завладением недвижимостью путем мошенничества (с составлением подложных документов с подражанием почерку (подписи) собственника или же с использованием беспомощного состояния владельца), лишь в ходе почерковедческого и графологического анализа возможно установление истины.Общепризнанным является наличие трех направлений применения графологии в уголовном судопроизводстве:1) в целях оценки личности подозреваемого, обвиняемого, свидетеля и других участников процесса;2) при составлении психологического портрета неизвестного преступника;3) при проведении идентификационного исследования почерка. См.: Степанов А.А. Психографологический анализ почерка объяснительных записок при расследовании ЧП и его корреляция с результатами опроса на полиграфе / Материалы выступления на VI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы специальных психофизиологических исследо-ваний и перспективы их использования в борьбе с преступнос-тью». Сочи, 2003. - С.41Графология изучает физиологическую и одновременно психическую динамику, порождающую определенный жест, а также выявляет закономерности оценки тех характерных изменений этого жеста, которые возникают, когда человек пытается умышленно изменить свой почерк или подстроиться под почерк другого лица. Именно эту внутреннюю динамику невозможно изменить. В любом случае признаки примененного "насилия" над почерком могут быть выявлены графологом. Для того чтобы исказить внутреннюю динамику собственного почерка, человеку пришлось бы "фальсифицировать" не только свою мускулатуру, но и свою нервную систему, что, разумеется, невозможно. Сравнительный анализ признаков почерка, используемых в судебно-почерковедческой экспертизе и в графологии, показал, что в большинстве случаев используются сходные наборы признаков почерка. Это, вероятно, объясняется тем, что в обоих подходах исследователи стремились создать системы признаков почерка, позволяющих многосторонне и надежно описывать индивидуальные особенности пишущих. Вместе с тем, необходимо четкое разграничение компетенции графолога и почерковеда. Прямое заимствование знаний из области графологии для решения задач судебно-почерковедческой идентификации недопустимо.Технико-криминалистические средства, приемы и методы могут применяться лишь в том случае, когда для этого имеются правовые основания - когда применение технических средств, приемов и методов либо прямо предусмотрено законом, либо рекомендовано законом, либо не противоречит закону по своей сущности и целям использования. Р.С. Белкин отмечал, что "... ни закон, ни подзаконные акты не могут дать исчерпывающего перечня тех технических средств и тактических приемов, которые используются или могут быть применены с целью раскрытия и расследования преступлений". См.: Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, пер-спективы. Общая и частные теории. М., 1987. - С. 42 В связи с этим особое значение приобретает необходимость соблюдения общих принципов допустимости применения технических средств в ходе расследования преступлений, к которым относятся: законность, научная состоятельность, эффективность, безопасность и этичность.Поскольку в уголовно-процессуальном законодательстве (за определенными исключениями) не содержится категорических указаний на обязательность применения технико-криминалистических средств, лицам, ведущим расследование, предоставляется возможность выбора соответствующих средств в рамках общей обязанности по использованию технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации, изъятия, сохранения и исследования доказательств. Применять технико-криминалистические средства, приемы и методы при производстве оперативно-розыскных мероприятий и следственно-судебных действий могут, помимо должностных лиц, специалист и эксперт как носители специальных познаний. УПК РФ и Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" регламентируют применение средств криминалистической техники в оперативно-розыскной деятельности. Использование технико-криминалистических средств и методов при производстве судебных экспертиз регламентируется Главой 27 УПК РФ и Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".Как известно, лица, сведущие в науке, технике, искусстве или ремесле, специальные познания которых позволяют им установить фактические данные - обстоятельства дела, и выразить свое мнение в заключении, являющемся одним из источников доказательств, могут выступать по делу в качестве экспертов. Помимо эксперта, процессуальное законодательство предусматривает возможность вовлечения в судопроизводство специалиста.Субъектом психолого-почерковедческого установления отдельных черт личности изучаемого или разыскиваемого лица является специалист, владеющий соответствующими теоретическими знаниями и практическими навыками. Специальные знания приобретаются в результате профессионального обучения либо работы по определенной специальности и используются для решения задач уголовного судопроизводства. Профессиональные знания графолога, безусловно, являются "специальными" в контексте уголовно-процессуального законодательства. Специалист-графолог - это лицо, обладающее специальными познаниями в области криминалистического почерковедения, психофизиологии письма, психодиагностики и графологии, в использовании которых возникает необходимость в ходе расследования преступлений. См.: Поврезнюк Г.И. Концептуальные основы криминалисти-ческого установления личности: Монография. Алматы, 2005. - С. 31 В качестве специалистов-графологов могут выступать сотрудники криминалистических подразделений правоохранительных органов, сотрудники специализированных научно-исследовательских криминалистических подразделений, профессорско-преподавательский состав кафедр высших учебных заведений, а также другие лица, сведущие в области психолого-почерковеческой диагностики личности.Уголовно-процессуальное законодательство дает возможность привлекать специалиста к участию в следственных действиях (ст.168 УПК РФ), при осуществлении которых он может применять технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств (ст.164 УПК РФ). Также, в соответствии со ст.58 УПК РФ, специалист может провести исследование материалов дела. Согласно ст.74 УПК РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 92-ФЗ) в качестве доказательств допускаются показания как эксперта, так и специалиста.Таким образом, регламентированный УПК РФ порядок вовлечения специалиста в судопроизводство позволяет привлекать графологов для дачи заключения по интересующим правоохранительные органы вопросам. Графолог может оказывать содействие в собирании, исследовании и оценке доказательств, а также в применении технических средств и давать заключение специалиста. В УПК РФ не определяется содержание заключения специалиста. На наш взгляд, специалист-графолог обязан дать обоснованные ответы на поставленные следствием или судом вопросы и изложить: где, когда, при каких обстоятельствах, в проведении какого следственного или судебного действия он участвовал; какие объекты были представлены в его распоряжение; каково его мнение относительно представленных объектов; на основании чего он придерживается именно этого мнения. Практика деятельности правоохранительных органов свидетельствует, что составленное таким образом заключение специалиста может быть использовано в качестве источника доказательств.Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" в ст.6 прямо предусматривает возможность вовлечения специалистов в процесс проведения оперативно-розыскных мероприятий. Естественно, что в Законе не приводится перечень тех средств и методов, которые могут быть использованы при розыске как самим оперативным работником, так и оперработником с привлечением соответствующих специалистов. Однако в любой ситуации применение специальных знаний в розыскных целях должно отвечать, с одной стороны, требованиям уголовно-процессуального законодательства, а с другой - все права и обязанности специалиста, предусмотренные ст.58 УПК РФ, распространяются на сведущих лиц, которые привлекаются для участия в оперативно-розыскных мероприятиях. Необходимо подчеркнуть, что материалы графологического исследования, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, до обличения их в форму, предусмотренную уголовно-процессуальным законодательством, никаких правовых последствий не влекут и не являются основанием для ограничения прав, свобод и законных интересов физических лиц.Технико-криминалистические средства и методы собирания и исследования материальных носителей информации, так же, как криминалистические подходы к оценке результатов исследований и их использованию в доказывании, могут успешно примеряться при производстве по гражданским, арбитражным делам, лам об административных правонарушениях. См.: Романова Е.С. Графические методы в практической пси-хологии. СПб., 2004. - С. 46Расширение практики использования графологического метода при подборе кадров, при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в уголовном, гражданском, арбитражном процессе и других сферах общественной жизни ставит вопрос о том, насколько графологические исследования удовлетворяют требованиям научной обоснованности, надежности и нравственной безупречности. Главным гарантом эффективности применения психолого-почерковедческого метода является профессионализм графолога. Вместе с тем, морально-психологические качества личности графолога должны соответствовать высокому уровню его профессиональных знаний и умений, ведь от честности, принципиальности, настойчивости последнего во многом зависит результативность использования метода. Сегодня анализ морально-этических основ применения графологического метода является актуальной исследовательской задачей. Как известно, соблюдение норм нравственности рассматривается в качестве обязательного условия при использовании современных научно-технических достижений в борьбе с преступностью.§2. Виды графологии Среди методов получения криминалистически значимой информации, впитавших в себя многовековой опыт проведения графологических исследований, хотелось бы выделить так называемые "психологию шрифтов", "компьютерную графологию", психографию, диагностику психологического состояния по "реперной" букве и некоторые другие."Психология шрифтов". В последние годы XX века психолог Арик Сигман по заказу известной компании "Lехmагк" разработал "новую графологию", названную им "психологией шрифтов", в рамках которой попытался установить взаимосвязь между характером человека и используемыми им шрифтами при написании текстов на компьютере и печати документов. См.: Особенности невербаль-ной коммуникации в ходе расследования преступлений. М., 2004. - C. 131Как установил Сигман, в самом общем случае мужчины предпочитают использовать буквы прямолинейных очертаний, тогда как женщины выбирают шрифты более обтекаемые и мягкие по форме. Отмечена связь между психологическими особенностями личности с выбором распространенных гарнитур: так, "строгий" Times говорит о респектабельности автора, "мягкий" Courier - о чувствительности натуры, "развязная" Verdana выдает человека современного и смелого в поступках. См.: Комиссарова Я.В., Семенов В.В. Особенности невербаль-ной коммуникации в ходе расследования преступлений. М., 2004. - C. 132 Важную роль играет размер шрифта и особенно разница в размерах между заглавными и строчными буквами. Свое исследование А. Сигман адресовал, прежде всего, не экспертам-психологам, а рядовым пользователям. Подойдя к выбору шрифта осознанно, можно добиться нужного эффекта в его восприятии читателем, что полезно при поиске работы, улаживании ссор и в сотне других ситуаций, с которыми приходится сталкиваться современному человеку в повседневной жизни."Компьютерная графология". В последнее время на базе классической графологии происходит формирование нового направления применения технико-криминалистических знаний в области психолого-почерковедческой диагностики личности. Использование компьютерных технологий при изготовлении документов приводит к некоторой потере криминалистически значимой информации об авторе и исполнителе таких документов. Одновременно с исчезновением ряда криминалистических признаков появляются новые. При работе за компьютером в специфической манере исполнения документа проявляется человеческая индивидуальность, т.е. "компьютерный почерк" конкретного лица. По индивидуальной манере выполнения документов на компьютере можно определить отдельные личностные особенности исполнителя, выражающиеся в стиле программирования, в предпочтительных настройках параметров "рабочего стола" или выборе "обоев" на экране монитора. См.: Алесковский С.Ю., Аубакиров А.Ф. Нетрадиционная кри-миналистика: Учеб. пособие. Алматы,2003. - C. 127Индивидуальной является также манера работы с клавиатурой или мышью. Все это способствует изучению параметров "компьютерного клавиатурного почерка", позволяющих идентифицировать исполнителя документа, в том числе в целях обеспечения своевременного расследования преступлений. К таким параметрам относятся: скорость ввода символов, характеризуемая временными интервалами, затраченными на ввод отдельных букв; изменение скорости набора, т.е. различие временных интервалов между последовательными нажатиями на клавиши клавиатуры или кнопки "мыши"; анализ альтернативных вариантов набора, т.е. уяснение, нажатие каких клавиш предшествовало нажатию реально выбранной; использование основной или дополнительной частей клавиатуры для набора; предпочтение в применении функциональных или "горячих" клавиш. См.: Комиссарова Я.В., Семенов В.В. Особенности невербаль-ной коммуникации в ходе расследования преступлений. М., 2004. - C. 131Так, длительный поиск следующей клавиши может свидетельствовать о стрессовом состоянии, вызванном депрессией. Равномерный набор символов указывает на пунктуальность, аккуратность человека, его способность к рутинной работе. Равные паузы между словами показывают уверенность в себе пользователя, отсутствие негативных эмоций. Если временные интервалы между словами значительно выше, чем интервалы между нажатиями при наборе слов, то это может служить отражением истеричности, склонности к позерству или артистизму. Вариабельность временных интервалов между набором отдельных слов присуща морально неустойчивым людям, работоспособность которых меняется в зависимости от настроения или спровоцированной активности (вдохновения). Наблюдаемая отрицательная дифференциальная характеристика - от высокой скорости в начале набора до снижения темпа к концу - говорит об утомлении, испытываемом пользователем компьютера.Каждый пользователь компьютера владеет определенной совокупностью специализированных программ по формированию текстов. Навыки владения ими для каждого оператора индивидуальны, относительно устойчивы и отображаются в документе, являясь идентифицирующим признаком исполнителя. Даже в случае удаления электронного файла на магнитных носителях остаются следы, которые могут помочь эксперту-криминалисту при его исследованиях. Из-за изменений в состоянии здоровья и повышения профессионального мастерства с течением времени клавиатурный почерк у пользователя меняется. Смена клавиатуры с мягкой на более жесткую, с обычной - на эргономическую, у которой другое расположение клавиш, тоже вносит свои коррективы. Работоспособность человека, его темперамент, реакция и манера работать с клавиатурой претерпевают колебания в зависимости от сезона, рабочей нагрузки, близости выходных, праздничных дней или отпуска."Компьютерную графологию" можно применить для определения профессии или культурной среды испытуемого. Для этих целей рассматривается реакция и скорость ввода определенных слов. Далее идет сравнение со словарем, в котором по профессиональным терминам или типичным жаргонным словосочетаниям определяются возможные профессии или образ жизни исполнителя текста. Скорость набора терминов может резко измениться в зависимости от отношения к ним: знаком ли с ними испытуемый, имеют они для него негативную окраску, знает ли он их значение. При встрече знакомых терминов из профессии или жизни скорость увеличивается, для незнакомых слов будет ярко выражено обдумывание и, соответственно, "торможение" при наборе символов.В упрощенном варианте можно "просчитать" отдельные составляющие темперамента или характера человека, быстроту его реакции. Реакция на показанные на дисплее какие-либо тестовые фигуры или на смоделированные с провокационной целью "неполадки" в работе компьютера у холериков, сангвиников или флегматиков, естественно, будет различной.Психография . Нередко выполнение рукописного текста сопровождается какими-либо рисунками или узорами. Такие элементы художественного творчества могут быть оставлены в записной книжке, рабочем дневнике или на полях печатного издания. Анализ подобных изображений с использованием психографического метода позволяет определить личностные особенности человека.Разработчик психографического метода на основе типологизации рисунков, английский искусствовед Г. Рид исходил из следующей гипотезы: все многообразие форм художественного выражения можно свести к восьми видам, которые коррелируют с элементами типологии К. Юнга. См.: Романова Е.С. Графические методы в практической пси-хологии. СПб., 2004. - С. 86 Проведя типологизацию 25 тысяч рисунков детей и более 10 тысяч рисунков взрослых различных специальностей с самыми разнообразными формами художественного выражения, Г. Рид обнаружил, что все это множество принципиально можно разделить на восемь типов. Разработанная им типология рисунков вполне пригодна для классификации любых рисунков, созданных людьми, независимо от их возраста, пола, квалификации и рода занятий. Для обозначения восьми типов рисунков Г. Рид использовал следующие понятия: эмфатический, гаптический, ритмический, структурный, органический, перечисляющий, декоративный, имажинарный, для каждого из которых выделил основные характеристики.Психогеометрия . Психогеометрический метод опирается на учение о психологических типах К. Юнга и теоретические представления о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга. Легко заметить пересечение психогеометрической типологии личности со многими другими классификациями типов личности, разработанными как в классической, так и в современной психологии.В первой половине XX столетия графологом из Сан-Франциско Энн Махони был предложен тест, в котором необходимо было в порядке предпочтения расположить геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и ломаную линию, где круг символизировал одобрение, чувственность, дружеское отношение, игривость; квадрат - ощущение безопасности, преобладание в характере логики, практического подхода к действительности, желание создать прочную базу; треугольник - агрессию, оценку собственного успеха выше эмоциональной вовлеченности, отсутствие усидчивости; ломаные линии - наличие воображения, индивидуальность, увлеченность философией, поэзией, музыкой и подход к оценке других людей по их внутренним качествам, а не социальному статусу. См.: Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая пси-хология: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. - С. 74В порядке апробации новых оригинальных психодиагностических методов, перспективных для применения в кадровой работе и деятельности правоохранительных органов, на протяжении нескольких лет при проведении плановых психодиагностических мероприятий предлагал слушателям ряда высших учебных заведений г. Алматы, осуществляющих подготовку сотрудников для правоохранительных органов, выполнить психогеометрический тест параллельно с написанием психологического автопортрета для получения образцов скорописного почерка. См.: Алесковский С.Ю., Аубакиров А.Ф. Нетрадиционная кри-миналистика: Учеб. пособие. Алматы,2003. - C. 127 Процедура обследования состояла в следующем: респонденту предъявлялся стимульный материал - пять стандартных, вырезанных из бумаги карточек, с изображенными на них геометрическими фигурами: квадратом, треугольником, прямоугольником, кругом и зигзагом. Требовалось выбрать ту из них, которая первой привлекла внимание, наиболее понравилась, в отношении которой можно было бы сказать: "Это я". Оставшиеся четыре фигуры ранжировались в порядке убывания предпочтений. По завершению процедуры тестирования определялся геометрический ряд, в котором фигуры располагались в зависимости от их привлекательности для обследуемого.Считается, что фигура, выбранная первой - основная или субъективная форма, позволяющая определить доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, степень влияния которых убывает с увеличением порядкового номера. Важное значение имеет последняя фигура: она вызывает антипатию, негативное к себе отношение тестируемого, указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для респондента наибольшие трудности.Для дальнейшего исследования фиксировался выбор первой (самой предпочитаемой), второй (предпочитаемой) и последней (отвергаемой) фигур.Всего было обследовано более 400 человек, представлявших различные возрастные, образовательные, половые, национальные и социальные группы. Наиболее предпочитаемой геометрической фигурой для 41% респондентов оказался квадрат, далее в порядке убывания: круг - 27%, треугольник - 14%, прямоугольник - 11% и зигзаг - 7%. В целом, в качестве первой или второй фигуры квадрат назывался в 74% случаях из ста. Среди отвергаемых фигур бесспорным лидером оказался зигзаг (72%), далее прямоугольник (11%), треугольник (9%), круг (6%) и квадрат (3%). Таким образом, респонденты идентифицировали себя чаще всего с квадратом и как отвергаемую фигуру выделяли зигзаг. См.: Алесковский С.Ю., Аубакиров А.Ф. Нетрадиционная кри-миналистика: Учеб. пособие. Алматы,2003. - C. 127На основании полученных данных можно констатировать частичное подтверждение достоверности результатов психогеометрической диагностики личности, но также и предостеречь от ее использования в качестве серьезного психодиагностического инструмента без дальнейшей экспериментальной доработки.Нельзя не заметить внешнее совпадение форм фигур психогеометрического теста с отдельными особенностями в скорописном почерке. В наибольшей степени это относится к общим признакам почерка - признакам геометрического построения (например, особенности связи), а также подписному почерку (например, конструкция подписи). При наличии значимой корреляции между психогеометрической типологией и особенностями почерка появляется возможность их комплексного использования в психодиагностической практике. Сам по себе психогеометрический тест прост и удобен в работе, однако его можно использовать лишь до тех пор, пока тестируемому не станет известна интерпретация выбранных фигур. Для психогеометрии, как и для других проективных методик, характерен глобальный подход к оценке личности, что, естественно, приводит к снижению достоверности информации. Этим и определяется значение обязательного соотнесения "проективного материала" с результатами других исследований, в частности психолого-почерковедческих.Диагностика по " реперной " букве . В начале 90-х годов прошлого века российским криминалистом Г. Аминевым была разработана оригинальная методика исследования почерка подозреваемого, названная им "Психодиагностика почерка подозреваемого в убийстве". См.: Фадеев В.В. Личностные компоненты развития письмен-ной речи / Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека: Сб. науч. трудов. Свердловск, 1989. - С. 46Суть метода, предложенного Г. Аминевым, заключается в следующем: подозреваемому, не признающему вину, предлагается собственноручно написать, чем он занимался в день совершения убийства. Зная о том, что все излагаемые сведения будут тщательно проверены, подозреваемый старается вспомнить даже мельчайшие подробности, и тем самым как бы мысленно повторно "проживает" те события, которые описывает. Когда подозреваемый подходит к описанию того временного интервала, в который было совершено убийство, он начинает излагать то, что свидетельствует о его непричастности к преступлению, или ссылается на забывчивость. Однако инерция мышления, психологическое "вчувствование" к этому моменту настолько возрастают, что попытки убедительно изложить собственное алиби сопровождаются "прокручиванием" в сознании подозреваемого "кадров" подлинного события, перед его глазами возникает картина совершенного убийства.

Культура общения (слайд 1)

Беседа для старшеклассников

Цели:

· формировать у детей коммуникативные навыки, навыки позитивного общения, умение понимать себя и других;

· ознакомить с основными правилами общения;

· формировать положительную оценку качеств: тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других, развивать умение слушать, понимать, сопереживать.

Задачи:

1.Обогащение сознания учащихся знаниями об общении.

2)Игра «Спина к спине». (Слайд 3)

Двое детей (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача - вести диалог на какую-либо интересующую их тему (например, любимый предмет в школе). Остальные играют роль молчаливых зрителей.

Обсуждение. Дети делятся своими ощущениями.

Легко ли было вести разговор?

В чем были трудности?

Есть ли удовлетворение от разговора?

Зрители высказывают свои наблюдения.

Сейчас мы наблюдали за разговором участников. Как можно назвать их разговор по другому? Что они делали? (Общались. Знакомство. Разговоры друг с другом или даже написание письма по Интернету – между ними происходит общение).

Сегодня на нашей встрече мы поговорим о культуре общения.

3)Незаконченное предложение (Слайд 4)

Общение – это…..

Общение – коммуникативный процесс, своеобразная связующая нить, объединяющая людей между собой. Культура общения - это некий свод правил, которых придерживается каждая уважающая себя личность. Соблюдение этих правил - показатель уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения невозможно взаимодействовать с людьми в цивилизованном обществе, невозможно вести бизнес и налаживать деловые контакты.

Для чего людям общение? (Слад 5)

При помощи слов мы выражаем свои мысли и свое отношение к собеседнику, показываем уважение, признание, любовь или наоборот даем понять, что собеседник нам неприятен, мы его не считаем за достойного оппонента, не уважаем его и его мнение.

Основной элемент общения - речь, именно от того, насколько культурна ваша речь, структурирована и интеллектуальна, зависит в целом культура общения с вами. При помощи слов мы выражаем свои мысли и свое отношение к собеседнику, показываем уважение, признание, любовь или наоборот даем понять, что собеседник нам неприятен, мы его не считаем за достойного оппонента, не уважаем его и его мнение.

Рамки культуры в общении устанавливают сами собеседники, иногда только, что познакомившиеся люди, легко переходят «на ты», общаются тепло и дружественно, как будто знакомы много лет. В то время как люди давно знакомые, могут не переходить определенных рамок и оставаться в общении на большой дистанции.

I I I. Мини-лекция «Золотые правила общения» (Слайд 6)

Действительно, ребята, тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учёбе, работе, наше здоровье и сама жизнь. Поэтому человеку обязательно нужно научиться культурному общению.

Насколько трудно понять человека таким, какой он есть?

1) (Нужно найти в нем, что - то хорошее, простить ему недостатки, посочувствовать).

Какие качества помогают нам хорошо, приятно общаться?

2) Воспитанность, вежливость , ответственность, благодарность, умение проявлять свой интерес искренне, с улыбкой, способность показать человеку, что вы рады его видеть, и, обязательно, общаясь с человеком называть его по имени.

Что нужно для культурного общения?

3)Для общения важно научиться слушать другого, быть внимательным к собеседнику, не отвлекаться. Часто можно понять не только смысл слов, но и чувства собеседника (что то случилось – рассказывает взволнованно…) отрицательная реакция вызовет у собеседника чувство неуверенности, умей сочувствовать собеседнику (выслушав его повторить его фразу и кивнуть).

Культура общения подразумевает соблюдение определенных правил не только в вербальной речи, но и в невербальной - мимике, жестах, позе тела.

4)Общаясь – стой прямо лицом к лицу, не отворачиваясь; ваше лицо должно выражать положительные эмоции.

(Слайд 7) Невербальная культура общения подразумевает открытое положение тела, минимальную жестикуляцию, очень некультурно размахивать руками перед лицом собеседника. Не принято стоять к собеседнику боком или отворачиваться спиной. Мимику довольно сложно контролировать во время разговора, но надо следить, чтобы ваше лицо не стало неприятной гримасой при выражении каких-либо эмоций. Также негативно воспринимается собеседником «закрытая» поза: скрещенные руки на груди и скрещенные ноги. Принимать такую позу по отношению к собеседнику - признак некультурности. Если общение происходит сидя, некультурно раскачиваться на стуле, отворачиваться от собеседника, ерзать на сидении, чистить ногти, грызть зубочистки и не смотреть на собеседника. Также не красиво уставиться на собеседника и смотреть на него, не отрывая глаз.

IV . Практикум

1. Ролевая игра «Да – диалог». (Слайд 8)

Вызываются двое участников. После этого каждый представитель вынимает карточку с заданием. Учащимся дается 1-2 минуты на подготовку. Двое учащихся садятся в центр круга и начинают диалог. Один из них произносит фразу на заданную тему, другой должен немедленно откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый, и продолжить диалог. Главное - во всем соглашаться, обязательно отражая мысль партнера.

Другие учащиеся следят за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы, т. е. не стали возражать друг другу или не ушли в сторону от заданной темы. Затем следующие двое садятся в центр и работают также в режиме «Да – диалог». Предлагаются следующие темы для диалогов:

Мой любимый фильм

Любимые уроки

Моё увлечение и т. д.

2. «Мимика и жесты» (Слайд 9)

а) Все разбиваются на пары. Каждый из пары получает записку с простым заданием, например «написать письмо», «переставить мебель в классе» и т. д. Эти задания получивший записку должен передать напарнику жестами и мимикой. Второй должен выполнить понятое им перед всеми. Сравнивают написанное в задании с выполненным.

б) Группа разбивается на две части. Каждая из подгрупп теперь пассажиры автобусов, которые едут в противоположные стороны, но вот автобусы останавливаются друг напротив друга, скоро они продолжат движение. Однако в противоположном автобусе вы увидели друга/подругу, которому не могли дозвониться. Участники из противоположных «автобусов» должны договориться (только с помощью мимики и жестов) о предстоящей встрече. При обсуждении выясняется, кто из партнеров как понял друг друга, что было сложным при передаче и приеме информации без слов.

(Слайд 10) Культурное общение - это всегда диалог, обмен мнениями, выражение собственных мыслей и интерес к мыслям собеседника. Не надо перетягивать инициативу разговора на себя, и уж тем более долго и нужно говорить о том, что волнует только вас. Не бойтесь, если во время беседы возникнет пауза и зависнет тишина, это значит, что собеседники собираются с мыслями, не надо без умолка тараторить, чтобы «забить» все паузы. Крайне некультурно перебивать собеседника на середине фразы, если вам уж сильно надо что-то сказать, всегда необходимо извиниться за то, что перебили речь собеседника.

3. Упражнение «Пожелание другу». (Слайд 11)

Человек живет не один, а в обществе, и поэтому нужно научиться жить в любви и согласии ко всему миру, ко всем окружающим. Мы живем в классе одной общей семьей, трудимся, учимся, выполняем какую–нибудь работу и результат будет тогда наилучшим, когда мы будем едины в своем порыве, будем все вместе, когда не будет вражды, так как единение, дружба и любовь друг к другу – это великая сила.

А сейчас, я предлагаю вам написать вот на этих сердечках пожелания и подарить их друг другу.

Итог. Культура общения - неотъемлемая часть поведения в обществе,

любая беседа, разговор, фраза, направленная в чью-либо сторону, должны быть культурными, красивыми и достойными.

V . Рефлексия.

Игра «Спасибо». (Слайд 12)

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового.

Беседа для младших школьников «Ежели вы вежливы»

Цели : расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла данных правил; сформировать положительное отношение к правилам культуры поведения и стимулировать самовоспитание и самоконтроль учащихся.

Ход беседы

I. Организационный момент.

Учитель. Ребята, сегодня мы поговорим с вами о культуре поведения, о воспитанности, о вежливости. Вы всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Тебя окружают другие люди, твои близкие, твои товарищи. Ты обязан вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Особенно надо быть внимательным к взрослым. Ведь они работают, чтобы тебя обеспечить всем необходимым, они лечат тебя, когда ты заболеешь, учат, чтобы подготовить тебя к самостоятельной жизни. Воспитывать в себе лучшие черты характера нужно с раннего детства. О вежливости написано много книг и стихов разных писателей и поэтов. Послушаем, чему учат они.

Чтение стихотворения С. Маршака:

ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе,

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

……………………….

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с бабушкой, и с дедушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание.

Часы на ожидание!

И ежели вы вежливы,

То вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

Возьмете не навеки.

И ежели вы вежливы,

Вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном

И целом переплете.

И ежели вы вежливы, -

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильными не робея.

Учитель. Ребята, все вы знаете пословицу: «Гость в дом - радость в дом». Вы никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости? На это есть много причин. Во- первых, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется. Во-вторых, собираются в гостях разные люди; поговорят о том о сем - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями, - и все стали немножко богаче, умнее. И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. А если горе - звать не надо. Те, кто приходил в дни радости, придут разделить и горе. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости. Само собой разумеется, что за такое долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и гостю.

Сейчас я расскажу вам, как один мальчик пришел в гости к другому. Он оказался не очень-то тактичным гостем. Найдите и подсчитайте в его поведении ошибки, только будьте внимательны: ошибок много, не меньше 10, а может быть, и больше.

Рассказ

Однажды Игорь сказал Виктору:

Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Магнитофон послушаем.

Ладно, - ответил Виктор. - Приеду.

Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он собрался заняться своими делами, но в это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь шел к двери, кто-то несколько раз подолгу не отпускал, нажимая, кнопку звонка.

Привет, - сказал Виктор, - это я.

Он прошел в комнату, бросил мокрый плащ и кепку на кресло и оглянулся.

А у вас ничего. Подходяще. Это что?

И он схватил модель парусника с письменного стола.

Это отцу подарили.

Здорово сделано! А мачты из дерева, что ли? - Виктор нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.

Игорь взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную шариковую ручку, поочередно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Виктор отправился бродить по комнатам.

Сколько это стоит? А это где покупали? - поминутно спрашивал он, трогая хрустальную вазу, картинку на стене, глиняного веселого барана с золотыми рожками. Баран ему не понравился.

Что барахло всякое дома держите? - На лице Виктора ясно выразилось презрение к вкусам хозяев. Зато туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. Потом Виктор ткнул грязный палец в коробочку с кремом, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лизнул. Затем он

дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате, медленно оседая на ковер и маленький полированный столик.

Игорь в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу. Тот критически оглядел стаканы с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянул к себе ручку холодильника.

Ты колбасы нарежь, Игорь. А это - селедка, что ли? И селедку давай. Я знаешь как соленое люблю.

Наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взялся за кепку.

Угу, я пошел, пока. Завтра еще приду. Я ножик твой перочинный взял. Мне палку обстругать надо. Отдам когда-нибудь! -

И, гремя сапогами, он помчался по лестнице.

Учитель . Ребята, какие вы заметили ошибки? (Дети называют ошибки.) Из этого рассказа вы узнали, как не нужно вести себя в гостях. Выводы, как нужно вести себя в гостях, вы сделаете сами. А сейчас поговорим о том, как нужно себя вести в театре, на спектакле, на концерте, в кинотеатре. Сейчас ребята расскажут вам несколько правил, а вы скажите, правильно это или нет.

«Уроки вежливости»:

1. Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто через барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый, на руках разовьются прекрасные мускулы.

2. Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобно вращать его в фойе и во время концерта. Именно для этого на номерках сделана дырка или привязана веревка.

3. Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, им придется встать, это как зарядка, - полезно для здоровья.

4. Не забудьте: вам с товарищем не так уж часто приходится посидеть рядом 1,5-2 часа. Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости и обсудить сложные вопросы. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешает музыка и реплики актеров.

5. Помните, что долго сохранять неподвижность - очень вредно для здоровья организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайтесь, наклоняйтесь, упирайтесь в спинку переднего стула и спихивайте руки соседей с подлокотников.

Учитель. Ребята, из этих эпизодов вы узнали, как не нужно вести себя в кинотеатре, на спектакле.

Ребята, сейчас я прочитаю вам несколько правил, а вы ответьте, почему это так.

1. Почему, размешивая чай, мы не касаемся краев чашки? (Чтобы не мешать окружающим людям.)

2. К имениннику пришли гости, они вручают подарки, среди которых есть вещи, не очень нужные виновнику торжества. Именинник благодарит, уверяя, что подарку он очень рад. Почему? (Гости хотели порадовать его. Надо сделать так, чтобы и гостям было приятно.)

3. Прохожий обронил предмет, следует поднять его и отдать прохожему. Это делает тог, кто ближе всех к предмету. Почему такое правило? (Потому что неизвестно, сможет ли он сам нагнуться за предметом, легко ли ему это сделать, да и заметит ли он упавший предмет.)

4. В городском транспорте сидит мальчик. Входит девочка. Что следует сделать мальчику? 1) Мальчик уступает ей место. «Садитесь, пожалуйста». - «Спасибо». 2) Мальчик, увидев девочку, встает и отходит в сторону. Что лучше? (Второй вариант более правильный. Нужно поступать так, чтобы вежливость была необременительной, не докучала человеку, была незаметной.)

IV. Заключительная часть.

Ребята, сегодня мы с вами говорили о вежливости, о воспитанности, о культуре поведения. Я думаю, что вы запомнили правила поведения и поняли, каким должен быть школьник.

И в конце нашей беседы я хочу несколько слов сказать о приветствии, о вежливом слове «здравствуйте». Какой большой смысл заключен в этом слове: «Я вас вижу», «Мы сегодня видимся в первый раз», «Я рад, что вижу вас».

Небрежное, хмурое, равнодушное, снисходительное, торопливое «здравствуйте» может испортить весь день.

Но «здравствуйте» искреннее, доброжелательное, приветливое, украшенное улыбкой, легким поклоном головы, способно творить чудеса. «Здравствуйте». Что особого им мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. Солоухин).