Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Арт терапия в работе с детьми инвалидами. Пример лечебной арт-терапии

Сизова Татьяна Геннадьевна

педагог-психолог


Пояснительная записка

Нарушения познавательной деятельности и личности ребёнка с общим психическим недоразвитием отчётливо обнаруживается в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.

В своей работе с такими детьми, я часто использую арт-терапию. Арт-терапия относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Именно поэтому в последнее время данный метод всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими, эмоционально-личностные нарушениями и даёт положительные результаты. Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:

    Формированию представлений о себе,

    Изучению и выражению своих чувств и эмоций;

    Формированию позитивного самовосприятия;

    Развитию коммуникативных навыков;

    Эмоциональному сближению;

    Снятию психоэмоционального напряжения;

    Развитию способностей к различным видам творческой деятельности.

Цель занятия «Прогулка в лес»:

Создание условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей, имеющих нарушения речи, моторики, интеллекта , эмоционально-волевой сферы.

Задачи:

    Учить детей настраиваться друг на друга, действовать согласованно.

    Развивать у детей чувство равновесия, координацию движений, ориентировку в пространстве, силу, ловкость, мелкую моторику.

    Способствовать развитию у детей социальных навыков общения, речи.

    Развивать воображение, внимание, память.

Ход занятия

Разминка.

Приветствие по кругу на невербальном уровне: дети и взрослые под музыку движутся по помещению, по сигналу «руки» – останавливаются и жмут друг другу руки, «носики» – трутся носами, «лобики» – трутся лбами. В завершении «круг» – встают в круг и произносят хором: «Руки вверх я подниму, здравствуйте, всем я вам скажу!»

Основная часть.

Психолог:

Сегодня я вас всех приглашаю совершить путешествие в весенний лес.

Звучит весёлая музыка, дети «идут по тропинке»: прыгают по «кочкам» (это могут быть мягкие поролоновые губки, прикреплённые к основе), шагают по «мостику» (это может быть узкая, длинная дощечка), перешагивают через препятствия.

Психолог:

Вот мы и в лесу. А в лесу хорошо – весна наступила, воздух свежий. Давайте подышим этим замечательным воздухом. Глубокий вдох-выдох (3 раза).

Психолог:

Солнышко пригревает, радуется нам – давайте улыбнемся солнышку (дети вытягивают руки вверх, улыбаются). А теперь улыбнемся друг другу.

В лесу растут разные деревья. Ветерок любит играть с деревьями.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише-тише-тише,
Деревцо все ниже-ниже.

Ребята, послушайте – птички поют. (Аудиозапись пения птиц в лесу).

Давайте превратимся в птичек. Птички, где живут? (в гнездышках). А гнезда, где находятся? (на деревьях).

Дети бегают, изображая птичек.

Психолог:

А сейчас я вам предлагаю наполнить весенний лес птицами, которые мы сделаем с вами сами. Только перед этим разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика с помощью массажных мячиков.

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрём. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

Выполнение аппликации «Птица».

Основной материал для аппликации – крашеная шерсть разных цветов: жёлтая для яйца, коричневая для гнезда. К тому же нам потребуется: картон, картинка «птица на гнезде с яйцами» (см. приложение), клей, кисточки для клея, краски, влажные салфетки.

Последовательность выполнения:

Приклеиваем картинку на лист картона, того же размера.

Кончиками пальцев раскрашиваем, путём примакивания, птичку. Вытираем ручки.

Катаем шарик из жёлтой шерсти, формируем яйцо, приклеиваем.

Маленькими кусочками коричневой шерсти выкладываем гнездо.

Птицы готовы, поэтому нам нужно вернуться обратно в весенний лес, но на пути нам буду встречаться препятствия.

Завершение.

Звучит весёлая музыка, дети «идут по тропинке»: прыгают по «кочкам», шагают по «мостику», перешагивают через препятствия.

Звучит успокаивающая музыка, садимся вкруг, закрываем глаза, дышим спокойно.

Фото-материалы с занятия:

Приложение к занятию

Федяева Марина Александровна

Учитель начальных классов, КОУ ХМАО-Югры "Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", г. Ханты-Мансийск

Федяева М.А. Использование арт-технологий в работе с детьми с ОВЗ // Совушка. 2017. N1(7)..09.2019).

«Искусство - это время и пространство, в котором живёт красота человеческой души.

Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу»

В.А. Сухомлинский

Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье.

Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия. Арт-терапия или, буквально, «терапия искусством». Термин этот был введён в далёком 1938 г. А. Хиллом. Главная цель арт-терапии — гармонизация личности, психологического и эмоционального состояния. Поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге — успешно социализировать. Чтобы занятие по арт-терапии не превратилось в урок по изобразительной деятельности, нужно соблюдать некоторые условия. Арт-терапия — безопасная среда, способствующая самовыражению и спонтанной активности. Поэтому приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему. Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности. Взрослый должен избегать оценочных суждений и сравнений. Основные цели арт-терапевтического занятия — психотерапевтическая и коррекционная, а не обучающая. Поэтому ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат. Искусство — лишь средство, которое помогает лучше понять ребенка и его внутренний мир.

В последнее время появилось множество приемов по арт-терапии: кляксография; пластилинография; композиции из цветного песка; рисование солью по мокрому; рисование пальчиками, ладошками; «рисование» крошкой из сухих листьев; ниткография; «рисование» крупой; изотерапия; песочная терапия; фототерапия; игротерапия; музыкотерапия; вокалотерапия; сказкотерапия.

Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная.

При пассивной форме ребенок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арт-терапии ребенок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.

Практически каждый ребёнок с особенностями развития может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир.

Одним из направлений арт-терапии является сценическое искусство. Участие ребенка в театральной постановке помогает ему погрузиться в мир собственных переживаний, учит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Ребенок, примеряя на себя различные образы, обретает индивидуальность и учится понимать переживания других людей, а педагог во время занятий мягко проводит психологическую коррекцию поведения ребенка.

Мы со своими ребятами часто участвуем в спектаклях, сценках, инсценировках.

Техника каракулей всегда была ценной методикой. Эту технику можно использовать в работе с гиперактивными детьми как инструмент развития ценных социальных качеств (терпения, внимательности и др.), а также для повышения самооценки. Изображение создаётся без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми либо, наоборот, вычерченными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.


Пластилинография. Принцип данной технологии - создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, рисовать. А первая половина - «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Во время выполнения практических заданий по пластилинографии включаются различные группы мышц, происходит и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально - волевой сферы. Тренируя пальцы рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение пластилинографии, ориентированной на развитие, является незаменимой в коррекционной работе.

Рисование крупой. Игры с крупой развивают у детей воображение, фантазию, тактильную чувствительность, снижают эмоциональное напряжение, расслабляют. Несколько незатейливых движений - и могут получиться замечательные художества. Это прекрасная возможность выразить свои чувства. Рисование крупой дает отличный результат релаксации. Чтобы дополнить картину, мы используем пластилин, камушки, семечки, орешки. Даже застенчивые дети проявляют себя в творчестве.


Рисование пальчиками, ладошками . Краска-терапия активно используется сейчас в различных образовательных учреждениях для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире, научить его видеть мир абсолютно разными окружающими красками, научить ребенка радоваться жизни, ну и конечно, развивать его творческие способности. Вообще работа с красками очень интересна и всегда нравится детям, потому что даже в тот момент, когда ребенок не знает, как выразить свою мысль, он может рассказать о том, о чем он сейчас думает с помощью красок.


Метод «Рассказывание и сочинение сказки». Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, Педагог и ребёнок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребёнок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребёнком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребёнка, но в то же время действуют в нем.

Ниткография. Красивые необычные работы получаются у нас с помощью ниток.

Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт-терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

Ожидаемые результаты работы.

Психологический аспект: коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта; повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции поведения; оптимизация психических процессов и функций.

Социальный аспект: гармонизация личностного и интеллектуального потенциала; эмоциональная готовность - восприимчивость к социуму; гармонизация внутри-семейных отношений; снижение уровня конфликтности в социуме.

Педагогический аспект: раскрытие творческого потенциала и творческих возможностей несовершеннолетних; развитие эстетического кругозора.

Арт-терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника с особенностями развития. Использование средств арт-терапии даёт возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности. Как показывает мой опыт работы, использование арт-терапии с детьми с особенностями развития повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребёнка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-педагогические технологии, даёт больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

Литература:

  1. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб, 2002.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 2006.
  3. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
  4. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
  5. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб, 2002.
  6. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия М., 2000.

Галина Абрамова
Конспект занятия с элементами, арт-терапии и театрализации «Праздник воздушных змеев». Для детей с ОВЗ совместно с родителям

Цель : Развитие позитивных эмоций у детей через соприкосновение с бумагой.

Задачи :

Формировать способы эффективного взаимодействия, преодоление коммуникативных барьеров;

Гармонизировать чувства у детей , накопление положительного эмоционального опыта;

Помочь в накоплении сенсорного и образного опыта, развитие мелкой моторики;

Развивать чувства воображения, фантазии;

Снятие психоэмоционального напряжения;

Развитие умения выражать свои мысли;

Ощутить радость совместного творчества .

Количество участников :6

Длительность : 25 минут.

Материалы : мультимедийная установка, экран, компьютер, магнитофон, заранее изготовленные шаблоны бумажных змеев , ножницы, различные украшения для воздушного змея (цветная бумага, пайетки, бусинки, декоративные украшения для аппликаций, цветная тесьма, клей, разноцветная гуашь, кисти разных размеров, бумажные салфетки, клеенка для стола, гелевые воздушные шары . Полотно для большого воздушного змея . Игрушка-солнышко.

Структура :

1. Приветствие.

2. Основная часть.

3. Рефлексия.

Ход занятия:

Играет музыка. Входят родители и дети .

В : - Уважаемые взрослые и дети, я попрошу Вас занять место в кругу . Возьмите ребёнка за руку, подведите к кругу и займите свои места, начиная от меня.

(рассаживаются «родитель – ребенок » )

В : - Бывает так, что взрослые не понимают детей , а дети не слышат взрослых. Сегодня мы с вами научимся слышать и понимать друг друга, и для этого я предлагаю вам окунуться в атмосферу праздника , радости, доброты, совместного общения друг с другом и побывать в настоящей сказке, которая называется «Праздник воздушных змеев » .

В : - Но любая встреча начинается с приветствия. Для этого у меня есть волшебная звезда, которую мы будем передавать по кругу и приветствовать друг друга.

Я начинаю : «Здравствуйте, Светлана Анатольевна! Я очень рада Вас видеть сегодня!»

Р : - Спасибо! Добрый день Ваня! (каждый раз благодарить и передавать звезду друг другу)

В : - На нашей планете проживает много народов и и все они здороваются по - разному.

Кто знает как можно приветствовать друг друга по-другому?

Ответы детей и родителей : - Носами – как индейцы. Рукопожатием. Объятиями.

(родитель и ребенок повторяют названные приветствия)

В : - Чтобы стать ещё ближе друг к другу, мы будем говорить добрые слова. Мама помогает своему ребёнку. Я начну : «Светлана Анатольевна, как Вы необыкновенно хороши сегодня!» и т. д.

Воздушные змеи – это древняя восточная традиция. Запуск их в небо это не только игра, забава, но и волшебное сказочное действие. Змея расписывали ярко, чтобы привлечь внимание добрых духов и отпугнуть злых. Давайте сейчас все вместе привлечём добрых духов, для этого сделаем некоторые действия. Запустим доброго змея. (Действия с парашютом. Парашют сшит из ярких тканей.) Вначале все берутся за края полотна и вибрируют им. Затем родители запускают змея , а дети прячутся под ним. Потом прячется кто-то из родителей под парашютом . И все вместе дети и родители . (все действия под музыку) .

Объяснение задания.

В : - Приглашаю Вас сесть за столы. Повернитесь друг к другу и, подумайте, каким будет ваш воздушный змей : какой формы, какого цвета, какого настроения, будет ли это мальчик или девочка, или какое-то другое сказочное существо.

У нас есть 5 образцов различной формы для изготовления воздушных змеев . Нам предстоит большая совместная работа (педагог предлагает листы бумаги разной формы) . Воздушные змеи бывают разной формы и очень яркой раскраски. Свои композиции выполняйте разнообразными материалами и цветами.

Вы распишете формы, раскрасите их различными узорами и украшениями по своему желанию, чтобы на празднике каждая ваша работа привлекла к себе внимание детей и взрослых .

(Играет музыка,»Сумерки»Шопен, выполняется творческая работа семьи)

В : - Кто закончил и навёл порядок на рабочем месте я предлагаю вернуться обратно в круг и совершить волшебство : «Раз, два, три – сказка оживи!» (Звучит «Волшебная» мелодия)

В одном городе жили разные воздушные змеи и звали их так (участники называют своих змеев ) . Все они любили : смеяться (все засмеялись, прыгать (все попрыгали, хлопать в ладоши (все похлопали, но больше всего Змей - Снежинка любила (танцевать, петь, рисовать, лепить, читать) и т. д.

Каждый из них любил хвалить себя :

Я воздушный змей- Снежинка – очень хрупкая пушинка.

Я добрый змей, я всех смелей.

Я змей – радуга-дуга, до меня не дотянется рука.

Теперь у вас в руках интересные оригинальные воздушные змеи , вы их сделали сами!

Сейчас я предлагаю вам загадать желание и запустить своего волшебного змея в небо.

Звучит детская песенка «Хорошо гулять по свету» (пристегивают Змея к воздушному шару )

Педагог благодарит всех за работу.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия с элементами театрализации в средней группе «В зимнем лесу» Конспект интегрированного занятия с элементами театрализации в средней группе на тему: «В зимнем лесу» Цель занятия: Создание условий для.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе с элементами театрализации «Путешествие в сказку» Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе с элементами театрализации. Тема: «Путешествие в сказку» Основная образовательная область: Познавательное.

Конспект НОД речевое развитие в старшей группе с элементами театрализации. Тема: «В гостях у зайки» Программное содержание: Содействовать патриотическому воспитанию детей через приобщение к русскому народному словесному и музыкальному.

Цель: Активизировать у детей вербальные и невербальные средства развития речи, через театральную деятельность. Использовать авторскую.

Конспект познавательного занятия с элементами театрализации для детей младшей разновозрастной группы «Птички-невелички» Конспект познавательного занятия с элементами театрализации для детей младшей разновозрастной группы «Птички-невелички» Образовательная.

Мастер-класс

«Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ»

Подготовила: педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №5 «Теремок» Сухенко Т.А.

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов посредством использования приемов арт-терапии для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением в работе с детьми с ОВЗ;
  • создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии в ходе мастер-класса;
  • способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога.

Ожидаемые результаты:

  • Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, необходимых в работе с детьми с ОВЗ.
  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
  • Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Перед началом мастер-класса педагогам предлагаются следующие памятки :

А теперь, позвольте перейти непосредственно к теме мастер-класса «Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ». Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать окружающий их мир, полноценно, органично существовать и взаимодействовать в нем, познать свое «Я» и развиваться?

В настоящее время существует большое количество различных технологий, направленных на помощь детям с ОВЗ. Одной из таких технологий, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является арт-терапия.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, использующая возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психическая энергия, которая обычно тратится ребёнком на неэффективное напряжение. Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Страхи, негативизм, агрессия (формы психической защиты)уступают место инициативности, творчеству.

Арт-терапия представляет собой современную здоровьесберегающую технологию с использованием совокупности методов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к ребёнку в образовательном учреждении с учётом его возрастных, нервно-психических возможностей, уровня развития здоровья.

Основные принципы арт-терапии:

  • Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
  • Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
  • Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

Преимущества применения элементов арт-терапии:

  • работа не требует от воспитанников каких-либо способностей к изодеятельности;
  • помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию;
  • используется для оценки состояния воспитанников; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность;
  • помогает детям увидеть неповторимость каждого в группе;
  • царит атмосфера доверия, терпимости и внимания;
  • помогает принять каждого ребёнка

Упражнение 1: участникам мастер-класса предоставляется возможность вспомнить виды арт-терапии, с которыми они знакомы.(работа в группах)

Да, вы правы, сколько существует видов искусств и способов творческого самовыражения, столько и разновидностей арт-терапии. В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды:

  • Изотерапия , позволяет оказывать воздействие на развитие ребенка посредством изобразительной деятельности. Здесь используются все виды изодеятельности: рисование красками, карандашами, мелками, нетрадиционные техники рисования, лепка из пластилина и т.д.Изотерапия помогает обнаружить скрытые способности ребенка, избавляет его от различных страхов и внутренних конфликтов.
  • Игротерапия. Игра у ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям. Игра для детей является средством коммуникации.
  • Сказкотерапия. В ее основе лежит использование различных сказочных историй, сюжетов. Они зачитываются, проигрываются, рассказываются с особой интонацией, мимикой, жестами. Сказкотерапия способствует разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.
  • Музыкотерапия – это использование музыки на занятиях с ребенком в любом виде: прослушивание, игра на элементарных музыкальных инструментах, пение. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
  • Танцетерапия позволяет выразить свои и чувства и эмоции в свободном движении и импровизации под музыку.
  • Песочная терапия – один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Существуют и другие виды арт-терапии, остановимся более подробно на широко распространенных.

  • А чтобы нам лучше познакомиться, предлагаю перейти к технике «Визитка» .Каждый участник оформляет собственную визитку, где указывается свое имя и схематическое изображение себя в виде любого образа: предмета, цветка, животного и т.д. Далее каждый участник коротко представляется, называет, что он изобразил и с чем это связано.

Упражнение-игра «Серый волк и золотая рыбка»

Три человека (от каждой группы) получают простое задание: вспомнить и назвать имя одного сказочного персонажа. После того, как каждый участник назвал по одному персонажу, можно попросить, чтобы каждый устроил короткую «презентацию» своего героя: сказал, из какой он сказки, рассказал о нём, «показал» его... Это делается для настройки на игру, а также для того, чтобы героев нельзя было «отыграть» назад.

После того, как герои утверждены, ведущий даёт второе задание всей группе: придумать и рассказать сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.

Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

Время: 3 мин.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Описание проведения: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

Танец кистей рук

Танец рук

Танец головы

Танец плеч

Танец живота

Танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Схемы обсуждения:

Какой танец было легко исполнить, какой трудно?

Почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?

Упражнение «Ведущий и ведомые»

Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы: Музыкальные записи разных стилей, что стимулирует танце- вальную экспрессию.

Время: 5 мин.

Описание проведения: Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, причем первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.

Схема обсуждения:

Что чувствовали участники, будучи ведущими / ведомыми?

Что они чувствовали, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда танцую, как он?

Когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или, когда сами были ведущими?

Техника «Рисуем круги...»

Данное занятие подходит для завершения арт-терапевтической работы. Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

Арт-терапевтическое пространство организуется следующим образом: два больших стола, вокруг которых расставлены стулья.

Материалы:

Два ватмана или можно использовать обратную сторону обоев, плотную оберточную бумагу. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым участником).

Ход игры:

1 Индивидуальная работа.

Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории.

Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом.

Нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Пожалуйста, отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.

Следующая инструкция только для тех, кто не удовлетворен результатами работы и хотел бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, местоположение своих кругов в пространстве бумажного полотна. Вы можете сделать еще один или несколько рисунков.

Обведите контуры рисунков.

Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.

Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т. е. придайте им индивидуальность.

2. Коллективная работа.

Походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться.

Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.

3. Этап вербализации и рефлексивного анализа.

Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.

Посмотрите, каких красок больше в вашем рисунке?

  • Если синих – значит вам хочется тишины и покоя. Может вспомнить поэзию? Стихи серебряного века будут созвучны вашему настроению.
  • Если преобладает сине-зеленый цвет – то вы давно не отдыхали, вам желательно повысить самооценку.
  • Если алый, ярко-красный – дерзайте, вы хотите победить и у вас для этого достаточно сил и энтузиазма.
  • Если в вашей «живописи» много оранжево-красных оттенков, вы возбуждены и готовы к серьезным переменам в жизни.
  • Если преобладает сочный желтый цвет, значит вы не уверены в завтрашнем дне, помечтайте.. , вспомните, что

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Мастер-класс «Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ» Подготовила: Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №5 «Теремок» Сухенко Т.А.

    Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, использующая возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

    Цели арт-терапии: выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя; активный поиск новых форм взаимодействия с миром; подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости; и, как следствие трех предыдущих, - повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости)

    Принципы арт-терапии: Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»; Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования; Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

    Преимущества применения приемов арт-терапии работа не требует от воспитанников каких-либо способностей к изодеятельности; помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию; используется для оценки состояния воспитанников; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность; помогает детям увидеть неповторимость каждого в группе; царит атмосфера доверия, терпимости и внимания; помогает принять каждого ребёнка

    Виды арт-терапии

    Изотерапия – терапевтическое воздействие посредством изобразительной деятельности

    Игротерапия – способ выражения себя в игровой деятельности

    Сказкотерапия –психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности

    Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека

    Танцетерапия – способ выражения себя в танце

    Песочная терапия Игра с песком– это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения

    « Творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс» (К. Роджерс) «Научившись распознавать в себе скрытого художника, защищать его и заботиться о нем, вы избавитесь от боли и психологической зажатости» (Дж. Кэмерон)


    Цель арт-терапии в психологии – лечение и коррекция искусством, изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса.

    Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Практическая работа с ребёнком на занятиях предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных по направленности и содержанию методов развития и воспитания. Учитывая структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей с ограниченными возможностями побудила нас к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей.

    На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.

    Использование традиционных и нетрадиционных методик, техник и приемов работы с детьми с нарушением интеллекта помогает справиться с проблемами в развитии (в учебе, поведении), повышает работоспособность, улучшает память, оказывает помощь в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.
    В развитии детей используем различные виды искусства в лечебно-профилактических и коррекционных целях – это арт-терапия. Арт-терапевтическое лечение является одной из форм психотерапии. Существует множество различных методик, помогающих диагностировать эмоциональное состояние ребенка и уровень его психического развития, а также вылечить с помощью волшебной силы искусства некоторые заболевания.

    Важнейшей техникой арт-терапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

    Лечение искусством относятся к самым естественным формам коррекции психологических и эмоциональных состояний. Во время выполнения упражнений по арт-терапии мы получаем важное послание от собственного подсознания, оно контактирует с нашим сознанием, и этот диалог позволяет нам увидеть то многое и важное, что скрыто внутри нас. Арт-терапия уникальна тем, что она лечит уже по факту творения, по факту того, что вы что-то создаете и делаете. Чтобы с души упал камень и стало легче, совсем не обязательно понимать все принципы и механизмы работы конкретного метода. Арт-терапия – самостоятельное избавление от стресса.

    На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных в него входят занятия: изотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия и анималотерапия (оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).

    Работа психолога по арт-терапевтическому методу.

    Арт-терапия апеллирует к символической функции изобразительного искусства, поскольку она является одним из факторов психотерапевтического процесса, помогая пациенту осмыслить и интегрировать материал бессознательного, а арт-терапевту – судить о динамике этого процесса и происходящих в психике пациента изменениях. «Социальные игры» или «игры с правилами» – наиболее значим при осуществлении групповых форм арт-терапевтической работы

    Психологи отделения психолого-педагогической помощи, использующие методики арт-терапии, помогают обнаружить скрытые способности ребенка, избавляют его от различных страхов и внутренних конфликтов. Принципы работы таких врачей являются очень щадящими, поэтому не оказывают никакого негативного влияния на психику маленького пациента. Арт-терапевт в игровой форме вступает в диалог с малышом, постепенно завоевывает его доверие и узнает от ребенка все, что его беспокоит, после чего решает, что делать в сложившейся ситуации.

    Арт-терапевтическая методика дает возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, помогают обходить цензуру сознания, вызывают массу удовольствия, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.

    Через работу с символическим материалом в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.

    Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.
    Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапиии.

    Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.
    Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (Л. С. Выготский, 1987).

    Существует две формы арт-терапии:

    • пассивная
    • активная.

    При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

    При активной форме арт-терапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.
    Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными.

    При структурированных занятиях тема жестко задается, и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.
    При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.

    Применяемые направления в арт-терапии

    Одним из направлений арт-терапии является сценическое искусство. Участие малыша в театральной постановке помогает ему погрузиться в мир собственных переживаний, учит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Малыш, примеряя на себя различные образы, обретает индивидуальность и учится понимать переживания других людей, а арт-терапевт во время сеансов мягко проводит психологическую коррекцию поведения ребенка.

    Все дети любят играть с песком, а психолог, наблюдая за ними, может анализировать состояние ребенка и даже лечить такие заболевания, как задержка психического развития и легкие формы аутизма. Также песочная терапия помогает детям, пережившим какие-либо стрессы: болезнь близких, переезд на новое место жительство, переход в другой детский коллектив и так далее. При работе с песком и водой ребенок проявляет свой внутренний мир и даже может корректировать определенные стороны своей личности. Такая работа также отлично развивает мелкую моторику и учит ребенка концентрироваться.

    Для занятий ребенку предлагается небольшая песочница, емкость с водой и множество различных игрушек, чтобы малыш мог как можно точнее во время игры показать свой персональный мир. Арт-терапевт наблюдает за действиями ребенка, комментирует их и задает вопросы, что помогает ему постепенно учиться контролировать свои действия, называть свои чувства и формировать связь между внутренними ощущениями и внешним поведением.

    Работа по методу арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
    1. Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
    2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
    3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
    4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
    5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
    6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

    Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт-терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

    методист Царькова Марина Витальевна