Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

3 история экономических учений бартенев с а. Московский государственный университет печати. Бартенев С.А. История экономических учений

Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Магистр; ИНФРА-М, 2013. — 480 с. ISBN 978-5-9776-0001-9 (в пер.), ISBN 978-5-16-004968-7В учебнике последовательно описаны этапы становления и развития экономической мысли от античности до наших дней. Основное внимание уделено раскрытию концептуальных положений различных теорий и школ, их внутренней логики. Значительное место уделено теоретическим разработкам российских экономистов. Рассмотрены проблемы экономики переходного периода. Показана взаимосвязь экономических теорий и хозяйственной практики. В приложениях приведены лаконичные характеристики научных школ, известных экономистов, логические схемы и библиография. Для студентов и преподавателей экономических вузов.Содержание
Два слова о втором издании
Введение
Предмет истории экономических учений
Критерии периодизации
Истоки проблем и концепций
История науки — лаборатория экономического мышления
Возникновение экономической мысли
Экономическая мысль в Древнем Риме и Древней Греции
Ксенофонт о земледелии и домоводстве
Советы латифундистам. Значение римского права
Экономическая мысль Древнего Востока
«Артхашастра»: наука об управлении и богатстве
Трактаты Древнего Китая: управление общественным хозяйством
Аристотель: что лежит в основе обмена?
Фома Аквинский о «справедливой цене» и богатстве
Реформация и этика хозяйственной жизни
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Становление российской экономической мысли
Памятники Древней Руси
У истоков отечественной школы
Нормы права и хозяйственных отношений в «Русской Правде»
Денежный счет в гривнах и кунах как норма права
И.Т. Посошков: «Книга о скудости и богатстве»
Экономическая мысль России в XVIII — начале XIX в.
«По системе Сэя и Сисмонди»
Первые экономические курсы и издания
Н. С. Мордвинов и М. М. Сперанский «План финансов»
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Первые экономические школы: меркантилизм и физиократия
Где искать источник богатства?
«Богатство Англии — во внешней торговле»
Как умножить богатство?
Две формы меркантилизма
Первые критики: Д. Норс, Д. Юм
«Дилемма меркантилизма»
Производство денег по проекту Джона Ло
Физиократия: теория «чистого продукта»
Экономическая таблица Ф. Кенэ
Теоремы и реформы А. Тюрго
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Английская классическая школа
«Политическая арифметика» У. Петти
«Труд — отец богатства; природа — его мать»
А. Смит: «Исследование о природе и причинах богатства народов»
Трудовая теория стоимости
О разделении труда и обмене
«Невидимая рука» рыночных сил
«Экономический человек» по Смиту
Два подхода к образованию стоимости
Принцип экономической свободы
Роль государства, принципы налогообложения
Краткое резюме: влияние А. Смита
Д. Рикардо: «Начала политической экономии»
Теория стоимости — позиция Рикардо
Разграничение богатства и стоимости
«Природа не определяет уровень цен»
Почему платится рента?
Главная проблема — распределение доходов
«Мера ценности» и противоречия обмена
Фундаментальная основа науки
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Классическая школа после Смита и Рикардо
Ж.-Б. Сэй: «Трактат по политической экономии»
Что является источником ценности?
Теория производственных факторов
Закон рынков сбыта Сэя
Дж.С. Милль: обновленный вариант «Богатства народов»
Законы производства и распределения
Проблема спроса и предложения
«Язык науки» и «язык искусства»
«Опыт о законе народонаселения» Т. Мальтуса
Суть проблемы — демография и экономика
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Историческая школа
Наука о национальном хозяйстве
«Национальная система» Ф. Листа
Теория стадий производства
Государство объединяет нацию
Политическая экономия с позиций исторического метода
В. Рошер об «анатомии народного хозяйства»
Молодая историческая школа
«Спор о методе». «Брентано contra Маркс»
«Историки» о проблемах этики и права
Новейшая историческая школа: М. Вебер и В. Зомбарт
М. Вебер об «идеальном типе» и роли протестантизма
В. Зомбарт о «предпринимательском» и «мещанском духе»
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Классический институционализм
Институционализм — неортодоксальное течение
Т. Веблен: «Институты — основа экономического поведения
Реальные потребности и иррациональные стандарты
Дихотомия индустрии и бизнеса
Дж. Коммонс: правовые основы институционализма
Дж. Гобсон: теория недопотребления
У. Митчелл: проблема экономических циклов
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Экономические учения первых социалистов
«Новые начала» С. Сисмонди
Частный интерес не образует общего интереса
«Тюль не может заменить кружева»
«Индустриальная парабола» А. де Сен-Симона
«Фаланги» и «фаланстеры» Ш. Фурье
«Базар справедливого обмена» Р. Оуэна
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Экономическое учение марксизма
Концепция общественного развития
«Капитал» К. Маркса: замысел и реализация
Теория прибавочной стоимости
«Тайна» эксплуатации
Схемы простого и расширенного воспроизводства
Проблемы социальной справедливости и равенства
Не отрицать, а переосмыслить
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Австрийская школа
Что лежит в основе потребительского выбора?
Три школы экономической мысли
Парадокс А. Смита и шкала К. Менгера
В основе ценности — оценка полезности
Закон насыщения потребностей
Полезности разные, а цены одинаковые
Закон выравнивания полезностей
Ф. Визер: теория альтернативных издержек
Е. Бем-Баверк: «позитивная теория капитала»
«Окольный» метод и процент
Поиск оптимума при ограниченности ресурсов
Предельные величины: современное значение
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Лозаннская школа
Л. Вальрас: проблема общего равновесия
«Нащупывание» взаимоприемлемых цен
Все зависит от всего
Модель общего экономического равновесия
Условия равновесности
Выводы из модели Вальраса
Оптимум В. Парето: поиск критерия эффективности
Как поступает потребитель?
Критерий общественной полезности
Развитие теории стоимости и цены
Доход нации и «догма Смита»
Теория цены: затраты и результаты
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Возникновение неоклассической школы
А. Маршалл: «Принципы политической экономии»
«При прочих равных условиях»
Отрицательный наклон кривой спроса
Понятие эластичности
«Два лезвия ножниц»
Руководство к поведению в практической жизни
Дж. Б. Кларк: теория распределения доходов
Предельный продукт определяет цену фактора
Теория распределения доходов или факторных цен?
Взаимозаменяемость факторов
Проблема оптимального сочетания факторов
А. Пигу: экономическая теория благосостояния
Принцип «наименьшей совокупной жертвы»
Критерии и рецепты: «от богатых — к бедным»
Чистое экономическое благосостояние
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Неординарные и альтернативные идеи и школы
Й. Шумпетер: инновации как фактор экономического роста
Теория экономического развития
Теория экономической динамики
Что ожидает капитализм?
Становление шведской школы
Теория «кумулятивного процесса»
«Эффект К. Викселля»
М. Калецки: теория совокупного спроса и цикла
О. Ланге: концепция множественности моделей
социализма
В. Леонтьев: экономическая модель «затраты — выпуск»
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Экономические теории социал-демократии
Экономический реформизм Э. Бернштейна
Теоретики «организованного капитализма»
Западные критики социализма: Л. Мизес, Ф. Хайек
Современные концепции и программы
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Развитие экономической мысли в России (вторая половина XIX — начало XX в.)
Особенности экономической мысли в России
Н. Г. Чернышевский: «политическая экономия трудящихся»
Аграрный вопрос и другие проблемы
А. И. Чупров: анализ теории и прикладных наук
Экономисты-народники
Экономические взгляды С. Ю. Витте
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Российская экономико-математическая школа
Зарождение экономико-математической школы
Две математические модели (В. К. Дмитриев)
Е. Е. Слуцкий: основы теории потребительского спроса
Л. В. Канторович: теория линейного программирования
Двойственные оценки
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Развитие марксистской политэкономии в России
М. И. Туган-Барановский «Основы политической экономии»
В поиске методологического оптимума
Эволюция экономических взглядов Г. В. Плеханова
Капитализм в России не «случайное явление»
Экономические проблемы в работах В. И. Ленина
Концепция многоукладной экономики
Н. И. Бухарин «Экономика переходного периода»
Натурально-хозяйственный подход
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Экономическая мысль России в 20—30-х гг. XX столетия
Анализ аграрных проблем в трудах А. В. Чаянова
«От рынка к полю»
Значение теоретического наследия
Большие циклы конъюнктуры Н. Д. Кондратьева
Л. Н. Юровский: проблемы равновесия и стабилизации
«Очерки по теории цены»
Проблема динамического равновесия
Законы товарного хозяйства
«Тектология» А. А. Богданова
Г. А. Фельдман. Первая в истории модель экономического роста
Долгосрочный прогноз с затухающей кривой
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Дж.М. Кейнс: теория эффективного спроса
Переворот в экономической теории
Критика прежних подходов
Уровень занятости и совокупный спрос
Склонность к потреблению и сбережению
Проблема трансформации сбережений в инвестиции
Теория предпочтения ликвидности
Главное — стимулировать инвестиции
Мультипликатор, его роль в теории Кейнса
Мультипликационный эффект
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Неокейнсианство и посткейнсианство
Неокейнсианство. Теории динамики и цикла
Модель экономического роста Харрода — Домара
Уравнение темпа роста в динамике
Темп роста в числовых показателях
«Балансирование на лезвии ножа»
Условия устойчивого роста
Значение модели
Теории экономического цикла
Двухфакторная модель Кобба — Дугласа
Посткейнсианство: теоретические подходы
Накопление и технический прогресс
Теории несовершенной и монополистической конкуренции
П. Сраффа: производство товаров посредством товаров
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Неолиберализм против ультралиберализма
Экономический либерализм: два течения
В. Ойкен: теория экономических порядков
Две сферы экономической политики
Политика «среднего пути»
Экономическая реформа Л. Эрхарда
Что помогло успеху реформы?
Социальное рыночное хозяйство
Экономическая и социальная политика.
Социальная роль конкуренции
Ф. Хайек: теория спонтанного порядка
Информация неопределенна, а связь между экономиче¬скими явлениями непостижима
Чикагская школа: Фрэнк Найт
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Неоклассический синтез
Сочетание двух подходов
Модель IS — LM Дж. Хикса
Чем определяется форма кривых IS и LMP.
Взаимодействие двух рынков
Особенности позиций сторонников неоклассического синтеза.
«Синтезированная» теория и национальные варианты
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Монетаризм
Поиск новых подходов
Исходные постулаты
Уравнение обмена И. Фишера
Кембриджская формула
Спрос на деньги
Предложение денег
Как достичь равновесия?
Деньги — фактор стабильности
Деньги и цены
Ожидания и инфляция
Денежное правило Фридмена
Денежное таргетирование
Монетаризм и кейнсианство
Монетаристские рецепты и российская экономика
Управление инфляцией — современный взгляд
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Теории институциональной эволюции
Отличительные особенности
Теория техноструктуры Джона Гэлбрейта
Ф. Перру: экономика доминирования
Р. Хейлбронер: «Куда мы идем?»
Взаимодействие экономики и социологии
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Неоинституционализм
«Наука о выборе» или «наука о контрактах»?
Институциональная структура производства
Проблема внешних эффектов
Координирующая роль фирмы
Права собственности и роль планирования
Экономическая теория организации
Структура управления трансакциями
Оппортунистическое поведение
Эволюционная экономика Р. Нельсона и С. Уинтера
Конкуренция организационных форм
Теория общественного выбора
Проблема «безбилетника»
Политика как система обмена
Конституция политического обмена
Политический выбор в неформальной экономике
Экономическая составляющая в социальной сфере
Человеческий капитал и семейные отношения
Свободное время: затраты и ценность времени
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

«Экономика предложения» и «рациональные ожидания»
Экономическая теория предложения
Рецепты и рекомендации
Кривая Лаффера и практика налогообложения
Ожидания и реакция экономических агентов
Теория рациональных ожиданий
Как формируются ожидания
Кривая Филлипса
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Теории международной торговли
Принцип абсолютных преимуществ
Теория сравнительных преимуществ
Модель Хекшера — Олина: обеспеченность факторами
производства
Выигрыш от торговли и разоряющий экспорт
Парадокс Леонтьева
Теория конкурентных преимуществ
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Модели роста и модернизации стран «третьего мира»
Проекты нового мирового порядка
Г. Мюрдаль: «Азиатская драма»
Идеалы и реальная действительность
Не рыночный автоматизм, а эффективная политика. . Новые технологии и старые условия
Модель дуалистической экономики
Концепция «большого скачка»
Теории неэквивалентного обмена
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Дискуссии и научные школы в отечественной экономической науке (1950—1990-е гг.)
Научные центры
Е. С. Варга, Н. А. Вознесенский, А. И. Анчишкин. . . .
Дискуссии послевоенного периода
Проблемы переходной экономики
Ю. В. Яременко: Теория двухуровневой экономики. . .
Замысел эволюционной трасформации
Рецепты и практика реформирования
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Проблемы и прогнозы трансформации экономики
Потребности практики и теоретические изыскания
Поиск нового подхода
Что изменилось в хозяйственном механизме?
Интеграционные процессы и глобализация финансовой системы
Постиндустриальное общество «третьей волны» (Д. Белл и Э. Тоффлер)
Концепция нулевого экономического роста
«Нам дан лишь один способ...»
Краткие выводы
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Краткое заключение
Приложения

Направления и школы экономической мысли
Эффекты, теоремы, парадоксы
Известные экономисты
Учебники, хрестоматии, словари
Эволюция взглядов на предмет экономической науки
Теории образования прибыли
Становление экономической мысли в России
История экономической мысли: имена и даты
Экономические теории и школы
Узловые этапы развития экономической теории

Серия: "Homo faber"

В учебнике последовательно описаны этапы становления и развития экономической мысли от античности до наших дней. Основное внимание уделено раскрытию концептуальных положений различных теорий и школ, их внутренней логики. Значительное место уделено теоретическим разработкам российских экономистов. Рассмотрены проблемы экономики переходного периода. Показана взаимосвязь экономических теорий и хозяйственной практики. В приложениях приведены лаконичные характеристики научных школ, известных экономистов, логические схемы и библиография. Для студентов и преподавателей экономических вузов.

Издательство: "Юристъ" (2002)

Формат: 60x90/16, 456 стр.

ISBN: 5-7975-0252-6

Купить за 340 руб на Озоне

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Шмарловская Г. А., Тур А. Н., Бутеня В. Е., Лебедько Е. Е., Мальцев В. А., Филанович Н. Н., Соколинская Т. В. В учебном пособии излагаются экономические взгляды, учения, идеи от античности до наших дней. Рассматриваются методологические подходы к исследованию социально-экономических явлений, практические… - Новое знание, (формат: 60x84/16, 340 стр.) Экономическое образование 2001
    368 бумажная книга
    Р. Я. Левита Курс лекций ориентирован прежде всего на студентов высших учебных заведений, обучающихся экономическим специальностям. Соответствуя требованиям Государственного образовательного стандарта, настоящее… - Инфра-М, (формат: 60x88/16, 224 стр.) Высшее образование 2001
    196 бумажная книга
    Н. Е. Титова Целью курса лекций является освоение студентами исторического наследия и идейного богатства ученых различных эпох в области экономической мысли. Изучение концепций и теорий отдельных школ и… - Владос, (формат: 84x104/32, 288 стр.) 1997
    240 бумажная книга
    С. А. Бартенев В учебнике последовательно описаны этапы становления и развития экономической мысли от античности до наших дней. Основное внимание уделено раскрытию концептуальных положений различных теорий и школ… - Юристъ, (формат: 60x90/16, 456 стр.) Homo faber 2002
    340 бумажная книга
    2017
    420 бумажная книга
    Драгункина Надежда Владимировна История экономических учений - специальная наука, которая изучает становление и развитие, а также смену экономических идей на протяжении всей истории человеческого общества. Главной задачей этого… - Научная книга, (формат: 218.00mm x 146.00mm x 19.00mm, 271 стр.) Курс лекций 2017
    344 бумажная книга
    Драгункина Н. История экономических учений - специальная наука, которая изучает становление и развитие, а также смену экономических идей на протяжении всей истории человеческого общества. Главной задачей этого… - T8Rugram, (формат: Твердая глянцевая, 162 стр.)
    404 бумажная книга
    Н. В. Драгункина История экономических учений - специальная наука, которая изучает становление и развитие, а также смену экономических идей на протяжении всей истории человеческого общества. Главной задачей этого… - T8RUGRAM, (формат: Твердая глянцевая, 162 стр.) Курс лекций 2017
    251 бумажная книга
    Н. В. Драгункина Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. История экономических учений - специальная наука, которая изучает становление иразвитие, а также смену… - RUGRAM POD, (формат: Твердая глянцевая, 162 стр.) - 2018
    582 бумажная книга
    Ф. И. Биншток В учебном пособии в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программойпо дисциплине "История экономических… - РИОР, (формат: 70x100/32, 192 стр.) 2011
    106 бумажная книга
    А. Л. Реуэль Пособие написано на основе первоисточников в соответствии со структурой курса истории экономических учений. В нем использовано огромное литературное наследие классиков марксизма-ленинизма… - Высшая школа, (формат: 60x90/16, 424 стр.) 1972
    390 бумажная книга
    В издании освещается важнейший раздел истории экономических учений - "Создание Марксом и Энгельсом пролетарской политической экономии" . Рассматриваются главные этапы разработки Марксом и Энгельсом… - Государственное социально-экономическое издательство, (формат: 60x90/16, 552 стр.) 1963
    150 бумажная книга
    М. В. Шишкин, Г. В. Борисов, С. Ф. Сутырин Учебник составлен на основе учебно-методического материала, использующегося при чтении лекций по истории экономических учений на экономическом факультете Санкт-Петербургского государственного… - Юрайт, (формат: 84x108/32, 384 стр.) Бакалавр. Базовый курс 2013
    1017 бумажная книга
    М. Г. Покидченко, И. Г. Чаплыгина В учебном пособии кратко изложен весь курс истории экономических учений: экономическая мысль Древнего Востока, античного мира, Средневековья, классическая политическая экономия, зарождение и развитие… - Инфра-М, (формат: 70x100/32, 192 стр.) Высшее образование 2007
    490 бумажная книга
    Покидченко, Михаил Георгиевич, Чаплыгина, Ирина Геннадьевна В учебном пособии кратко изложен весь курс истории экономических учений: экономическая мысль Древнего Востока, античного мира, Средневековья, классическая политическая экономия, зарождение и развитие… - Инфра-М, (формат: 218.00mm x 146.00mm x 19.00mm, 271 стр.) 2016
    688 бумажная книга

    Учебно-методическое пособие. — М.: Юристъ, 1998. — 138 с.Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс истории экономических учений. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса. Его цель - помочь студентам прежде всего систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря форме построения (вопросы и ответы) он дает общую канву изучаемого курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, проследить их внутреннюю связь, уяснить логическую последовательность экономических концепций, теорий, школ.
    Особого внимания заслуживают Приложения: синхронистические таблицы, схемы, сведения об известных экономистах, библиография. Они помогут составить относительно цельное представление о предмете и укажут источники дополнительных сведений.
    При работе с учебным пособием следует иметь в виду, что конспект, даже самый лучший, ни в коем случае не заменяет творческую, самостоятельную работу, штудирование учебников, изучение первоисточников. Его задача - гораздо скромнее: это лишь вспомогательный инструмент для неленивого и любознательного студента, который приступил к освоению сокровищницы мировой экономической мысли.
    Курс истории экономических учений - один из первых, которые изучают будущие экономисты, финансисты, менеджеры. Он закладывает основы экономического образования, профессионального взгляда на явления и процессы, протекающие в реальной жизни. Особенность курса - огромный фактический материал. Конечно, очень важно твердо знать ключевые имена, теории, концепции. Но еще важнее понять логику их возникновения и развития, их взаимосвязь.Введение. Предмет и задачи курса.
    Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль античности и средневековья.
    Первые экономические школы: Меркантилизм, Физиократы.
    Классическая школа политической экономии.
    Австрийская школа. Теория предельной полезности.
    Формирование неоклассической школы. А. Маршалл. Дж. Б. Кларк.
    Лозаннская школа. Концепция экономического равновесия.
    Историческая школа. Взгляды молодой исторической школы.
    Американский институционализм.
    Экономические учения социалистов-Утопистов.
    Экономическая теория К. Маркса.
    Распространение марксизма в россии. Опыт создания политической экономии социализма.
    Развитие экономических концепций социал-демократии.
    Дж. М. Кейнс: Теория эффективного спроса.
    Неокейнсианство и посткейнсианство. Теории экономического роста.
    Экономические концепции монетаристов. М. Фридмен.
    Неоклассический синтез. Борьба и синтез направлений в экономической теории.
    Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство.
    Современный институционализм.
    Шведская (Стокгольмская) Школа.
    Экономическая теория предложения. Теория рациональных ожиданий.
    Теории внешней торговли.
    Экономические взгляды М. И. Туган-Барановского.
    Ведущие представители отечественной экономической мысли (20-30-е гг.).
    Отечественная экономико-математическая школа.
    Л. В. Канторович: Линейное программирование.
    Отечественная экономическая мысль в послевоенный период.
    Проблемы и теории переходной экономики.

    С.А. Бартенев

    ИСТОРИЯ

    ЭКОНОМИЧЕСКИХ

    УЧЕНИЙ

    в вопросах и ответах

    Предисловие

    Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов, изу­чающих курс истории экономических учений. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса. Его цель – помочь сту­дентам прежде всего систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря форме построения (вопросы и ответы) он дает общую канву изучаемо­го курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, про­следить их внутреннюю связь, уяснить логическую последователь­ность экономических концепций, теорий, школ.

    Особого внимания заслуживают Приложения: синхронистические таблицы, схемы, сведения об известных экономистах, библиография. Они помогут составить относительно цельное представление о пред­мете и укажут источники дополнительных сведений.

    При работе с учебным пособием следует иметь в виду, что кон­спект, даже самый лучший, ни в коем случае не заменяет творческую, самостоятельную работу, штудирование учебников, изучение перво­источников. Его задача – гораздо скромнее: это лишь вспомогатель­ный инструмент для неленивого и любознательного студента, кото­рый приступил к освоению сокровищницы мировой экономической мысли.

    Курс истории экономических учений – один из первых, которые изучают будущие экономисты, финансисты, менеджеры. Он заклады­вает основы экономического образования, профессионального взгляда на явления и процессы, протекающие в реальной жизни. Особенность курса – огромный фактический материал. Конечно, очень важно твердо знать ключевые имена, теории, концепции. Но еще важнее по­нять логику их возникновения и развития, их взаимосвязь.

    Программа курса «История экономических учений»

    ^ 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

    Предмет истории экономических учений.

    Чем обусловлен интерес к истории экономической мысли? Цель и задачи курса; его практическое значение. Основные этапы развития экономической теории.

    Чем обусловливается наличие различных школ и концепций? Преемственность взглядов и теорий. Связь современных концепций с предшествующими взглядами и разработками. Развитие отечествен­ной экономической мысли.

    ^ 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

    Экономическая мысль как одна из форм представлений о процес­сах общественного развития. Возникновение термина «экономика». Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Экономи­ческие взгляды Аристотеля. Учение о богатстве в натуральной форме и в денежной форме – «хрематистике». Древнеримские мыслители о рациональном ведении хозяйства.

    Экономическая мысль средневековья. Фома Аквинский о богатст­ве и «справедливой цене». Взгляды на ссудный процент; оценка рос­товщичества.

    Экономические вопросы в Русской Правде.

    ^ 3. ПЕРВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ:

    МЕРКАНТИЛИЗМ, ФИЗИОКРАТЫ

    Меркантилизм – первая школа экономической теории. Две стадии развития меркантилизма. Доктрина торгового баланса. Особенности меркантилизма в отдельных странах. Обоснование протекционизма. Т. Мэн. А. Монкретьен.

    Экономическая школа физиократов. П. Буагильбер о определяю­щей роли сельского хозяйства. Учение о чистом продукте. Ф. Кенэ: анализ воспроизводства в «Экономической таблице». Физиократы против государственного вмешательства в экономику.

    ^ 4. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

    Возникновение классической школы. Ее основные особенности. «Политическая арифметика» У. Петти; его экономические взгляды.

    Книга А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит об источниках роста богатства, экономических за­конах, роли государства. Учение о разделении труда, обмене, деньгах. Различные трактовки стоимости. А. Смит о капитале и его структуре. Формирование экономической науки как системы.

    Д. Рикардо и его экономические взгляды. Книга Д. Рикардо «На­чала политической экономии и налогового обложения». Развитие тру­довой теории стоимости. Проблема распределения доходов. Теория ренты. Динамика заработной платы и прибыли.

    Теории внешней торговли А. Смита и Д. Рикардо.

    Дж. С. Милль, его вклад в экономическую науку. Вопросы методо­логии. Система законов.

    Последователи и оппоненты классической школы. Ж.-Б. Сэй: тео­рия трех факторов производства. Т. Мальтус: «Закон народонаселе­ния».

    Значение идей классической школы для современности.

    ^ 5. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА. ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ

    Австрийская школа в политической экономии. Ее представители: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. Субъективно-психологическая концепция стоимости и цены товара. Оценка полезности товара. По­лезность благ и поведение потребителей. Е. Бем-Баверк о проценте и капитале. «Закон издержек производства» Ф. Визера.

    Законы Г. Госсена. Анализ потребительского спроса.

    Формирование маржиналистской теории.

    Теория предельных величин как методологическая основа эконо­мического анализа в различных сферах.

    ^ 6. ФОРМИРОВАНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ. А. МАРШАЛЛ. ДЖ. Б. КЛАРК

    А. Маршалл – родоначальник «экономикса». А. Маршалл о взаи­мосвязи спроса и предложения. Теория цены. Теория эластичности спроса. Разграничение краткосрочного и долгосрочного периодов. Проблема внутренней и внешней экономии.

    А. Пигу: «Экономическая теория благосостояния».

    Теория предельной производительности труда и капитала Дж. Б. Кларка. Концепция статики и динамики. Становление факторного анализа.

    М.: Юристъ, 1998. - 1 92 с.

    Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс истории экономических учений. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса. Его цель - помочь студентам прежде всего систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря форме построения (вопросы и ответы) он дает общую канву изучаемого курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, проследить их внутреннюю связь, уяснить логическую последовательность экономических концепций, теорий, школ.

    Формат: doc / zip

    Размер: 360 Кб

    / Download файл

    СОДЕРЖАНИЕ
    ПРЕДИСЛОВИЕ 2
    ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» 3
    1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА 3
    2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 3
    3. ПЕРВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ: МЕРКАНТИЛИЗМ, ФИЗИОКРАТЫ 3
    4. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ 3
    5. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА. ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ 4
    6. ФОРМИРОВАНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ. А. МАРШАЛЛ. ДЖ. Б. КЛАРК 4
    7. ЛОЗАННСКАЯ ШКОЛА. КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ 4
    8. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА. ВЗГЛЯДЫ МОЛОДОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ 4
    9. АМЕРИКАНСКИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ 4
    10. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ 5
    11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ К. МАРКСА 5
    12. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАРКСИЗМА В РОССИИ. ОПЫТ СОЗДАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ СОЦИАЛИЗМА 5
    13. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ 5
    14. ДЖ. М. КЕЙНС: ТЕОРИЯ ЭФФЕКТИВНОГО СПРОСА 5
    15. НЕОКЕЙНСИАНСТВО И ПОСТКЕЙНСИАНСТВО. ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 6
    16. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МОНЕТАРИСТОВ. М. ФРИДМЕН 6
    17. НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ. БОРЬБА И СИНТЕЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 6
    18. НЕОЛИБЕРАЛИЗМ И СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО 6
    19. СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ 6
    20. ШВЕДСКАЯ (СТОКГОЛЬМСКАЯ) ШКОЛА 7
    21. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ 7
    22. ТЕОРИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 7
    23. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М. И. ТУГАН-БАРАНОВСКОГО 7
    24. ВЕДУЩИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ (20-30-Е ГГ.) 7
    25. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Л.В. КАНТОРОВИЧ: ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 8
    26. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД 8
    27. ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРИИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ 8
    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ 9
    1. КАКОВ ПРЕДМЕТ КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»? 9
    2. ЧЕМ ПОЛЕЗЕН КУРС «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» ? КАКОВО ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ? 9
    3. ПОД ВЛИЯНИЕМ КАКИХ ФАКТОРОВ ТРАНСФОРМИРУЮТСЯ ВЗГЛЯДЫ И КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИСТОВ? 10
    4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ РИМЕ И ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ. 11
    5. КАК РЕШАЕТ ПРОБЛЕМУ «СПРАВЕДЛИВОЙ ЦЕНЫ» АРИСТОТЕЛЬ В ДОШЕДШЕМ ДО НАС ТРАКТАТЕ? 13
    6. ФОМА АКВИНСКИЙ О «СПРАВЕДЛИВОЙ» ЦЕНЕ И БОГАТСТВЕ. 13
    7. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВ И НОРМ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РУССКОЙ ПРАВДЕ. 14
    8. НАЗОВИТЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ МЕРКАНТИЛИЗМА – ОДНОЙ ИЗ ПЕРВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ. 15
    10. В ЧЕМ СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ «ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ»-Ф. КЕНЭ? 17
    11. ПО МНЕНИЮ МЕРКАНТИЛИСТОВ, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ТОРГОВЫЙ БАЛАНС СПОСОБСТВУЕТ УМНОЖЕНИЮ БОГАТСТВА НАЦИИ. НАСКОЛЬКО СПРАВЕДЛИВО ДАННОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ? 18
    12. ЧТО ПРЕДЛАГАЛ И. Т. ПОСОШКОВ В «КНИГЕ О СКУДОСТИ И БОГАТСТВЕ»? 19
    13. ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ АФОРИЗМ У. ПЕТТИ «ТРУД ЕСТЬ ОТЕЦ БОГАТСТВА, А ЗЕМЛЯ – ЕГО МАТЬ». 20
    14. ПОЧЕМУ МЫ И СЕГОДНЯ ОБРАЩАЕМСЯ К КЛАССИКАМ, К РАБОТАМ А. СМИТА, Д. РИКАРДО, ДЖ. С. МИЛЛЯ? 21
    15. КАКОВЫ ИСТОЧНИКИ РОСТА БОГАТСТВА В СООТВЕТСТВИИ СО ВЗГЛЯДАМИ А. СМИТА, Д. РИКАРДО? 21
    16. В ТРУДЕ А. СМИТА МОЖНО НАЙТИ НЕ ОДНУ, А НЕСКОЛЬКО КОНЦЕПЦИЙ СТОИМОСТИ. ОБРИСУЙТЕ ЭТИ КОНЦЕПЦИИ. 22
    17. ЧТО ИМЕЛ В ВИДУ А. СМИТ, ФОРМУЛИРУЯ ПОЛОЖЕНИЕ О «НЕВИДИМОЙ РУКЕ» ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ? 24
    19. ПО МНЕНИЮ Д. РИКАРДО, ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ – ОПРЕДЕЛИТЬ ЗАКОНЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ПРОДУКТА МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ. КАК РЕШАЛ РИКАРДО ЭТУ ЗАДАЧУ? 26
    20. С ИМЕНЕМ Д. РИКАРДО СВЯЗЫВАЮТ СОЗДАНИЕ ТЕОРИИ РЕНТЫ. КАК ОБОСНОВЫВАЕТ ОН ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ РЕНТЫ? 27
    21. СРАВНИТЕ ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕРЖЕК Д. РИКАРДО С ПРИНЦИПОМ АБСОЛЮТНЫХ ИЗДЕРЖЕК А. СМИТА (ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ). 28
    22. В ЧЕМ ВЫ ВИДИТЕ ОСНОВНУЮ ЗАСЛУГУ А. СМИТА И Д. РИКАРДО – ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ? 29
    23. ДЖ. С. МИЛЛЬ ПРЕДПОЛАГАЛ НАПИСАТЬ ОБНОВЛЕННЫЙ ВАРИАНТ «БОГАТСТВА НАРОДОВ». В КАКОЙ МЕРЕ УДАЛОСЬ ЕМУ ОСУЩЕСТВИТЬ ЗАМЫСЕЛ? 30
    24. ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ, ВЫДВИНУТУЮ Т. МАЛЬТУСОМ В ЕГО ИЗВЕСТНОМ ТРУДЕ. КАК ТРАКТУЕТСЯ ОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ? 32
    25. Ж.-Б. СЭЙ ВОШЕЛ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ КАК АВТОР ФАКТОРНОЙ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ. КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭТОЙ ТЕОРИИ? 33
    27. ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ВЫСКАЗАЛ ИДЕИ, ВОШЕДШИЕ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ В ТЕОРИЮ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ, НЕМЕЦКИЙ ЭКОНОМИСТ Г. ГОССЕН. ЕГО ИМЕНЕМ НАЗВАНЫ ДВА ЗАКОНА; В ЧЕМ ИХ СУЩЕСТВО? 35
    29. ПОЯСНИТЕ СУЩЕСТВО «ТЕОРИИ, АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИЗДЕРЖЕК» Ф. ВИЗЕРА. 38
    30. ЧТО ТАКОЕ НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА? ЧЕМ ОНА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ? 38
    31. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПРИНЦИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ, ОБОСНОВАННЫЙ А. МАРШАЛЛОМ? 39
    32. ДАЙТЕ ОБЩУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ А. МАРШАЛЛА. 41
    33. КАК СОГЛАСНО КОНЦЕПЦИИ ДЖ. Б. КЛАРКА РАСПРЕДЕЛЯЕТСЯ ДОХОД МЕЖДУ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ФАКТОРАМИ? 42
    34. ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ДИВИДЕНДА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ А. ПИГУ. 43
    35. ПОЯСНИТЕ СУЩЕСТВО МОДЕЛИ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ Л. ВАЛЬРАСА. 44
    36. КАКИЕ ВЫВОДЫ МОЖНО СДЕЛАТЬ ИСХОДЯ ИЗ МОДЕЛИ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ Л. ВАЛЬРАСА? 46
    37. РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ И ПРАКТИЧЕСКУЮ ЗНАЧИМОСТЬ «ОПТИМУМА ПАРЕТО». 47
    38. КАКИЕ ИДЕИ ОБОСНОВЫВАЛ Ф. ЛИСТ В КНИГЕ «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ»? 49
    39. ПОЧЕМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРИНЯТО ОТНОСИТЬ К НЕТРАДИЦИОННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ? 49
    41. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ ИДЕИ, ВЫДВИНУТОЙ Т. ВЕБЛЕНОМ:«ИНСТИТУТЫ – ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ». 51
    42. В ЧЕМ СОСТОИТ ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ТРУДА У. МИТЧЕЛЛА «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ: ПРОБЛЕМА И ЕЕ ПОСТАНОВКА»? 52
    43. В ЧЕМ СУЩЕСТВО ТЕОРИИ НЕДОПОТРЕБЛЕНИЯ, ВЫДВИНУТОЙ С. СИСМОНДИ? 53
    44. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СЕН-СИМОНА – ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СОЦИАЛЬНО-УТОПИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ. 54
    45. В ЧЕМ СОСТОЯТ ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТEOРИИ К. МАРКСА? 54
    46. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ И РАВЕНСТВА В ТРАКТОВКЕ К. МАРКСА. 57
    47. К. МАРКС: ТЕОРИЯ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ. 58
    48. Э. БЕРНШТЕЙН: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕФОРМИЗМ И ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛИЗМА. 59
    49. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ (ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В.). 60
    50. ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ Г. В. ПЛЕХАНОВА. 61
    51. РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РАБОТАХ В. И. ЛЕНИНА. 62
    52. В ЧЕМ СУТЬ «ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» И. ШУМПЕТЕРА? 63
    53. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ КОНЦЕПЦИИ «СПОНТАННОГО»ПОРЯДКАМ Ф. ХАЙЕКА. 65
    54. К. КАУТСКИЙ, Р. ГИЛЬФЕРДИНГ – ТЕОРЕТИКИ «ОРГАНИЗОВАННОГО КАПИТАЛИЗМА». 66
    55. ЧТО ПОНИМАЛ ДЖ. М. КЕЙНС ПОД ЭФФЕКТИВНЫМ СПРОСОМ? 67
    56. ОТ ЧЕГО СОГЛАСНО ТЕОРИИ ДЖ. М. КЕЙНСА ЗАВИСИТ ДИНАМИКА ЛИЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИЙ? 69
    57. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ «ОСНОВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНА» ДЖ. М. КЕЙНСА. 69
    58. ЧТО ТАКОЕ КОЭФФИЦИЕНТ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ? КАКУЮ РОЛЬ ОН ИГРАЕТ В ТЕОРИИ ДЖ. М. КЕЙНСА? 70
    59. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ КОНЦЕПЦИИ, ВЫДВИНУТОЙ ДЖ. М. КЕЙНСОМ, ОТ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ТЕОРИЙ? 71
    60. ПОЯСНИТЕ, В ЧЕМ СМЫСЛ ИДЕИ «НЕОКЛАССИЧЕСКОГО СИНТЕЗА», ВЫДВИНУТОЙ П. САМУЭЛЬСОНОМ. 72
    61. КАК МЕНЯЮТСЯ ФОРМЫ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ СОГЛАСНО ТЕОРИИ «НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ» ДЖ. РОБИНСОН? 73
    62. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ПОДХОДА К АНАЛИЗУ «МОНОПОЛИИ И КОНКУРЕНЦИИ» Э. ЧЕМБЕРЛИНА ОТ КОНЦЕПЦИИ ДЖ. РОБИНСОН? 74
    63. СУЩЕСТВО И ЗНАЧЕНИЕ МОДЕЛИ IS–LM, ПРЕДЛОЖЕННОЙ ДЖ. ХИКСОМ. 75
    64. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ ОДНОФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ Р. ХАРРОДА И Е. ДОМАРА. 76
    65. КАКИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ ОТРАЖАЕТ УРАВНЕНИЕ ОБМЕНА И. ФИШЕРА? 77
    66. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ М. ФРИДМЕНА: СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ. 78
    67. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ «ДЕНЕЖНОЕ ПРАВИЛО» М. ФРИДМЕНА? 80
    68. В ЧЕМ СОСТОЯТ МОНЕТАРИСТСКИЕ РЕЦЕПТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ? 80
    69. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ КРИВОЙ И ЭФФЕКТА А. ЛАФФЕРА. 81
    70. КАКИЕ ВЫВОДЫ СЛЕДУЮТ ИЗ ТЕОРИИ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ? 83
    71. В ЧЕМ СУЩЕСТВО ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА ДЖ. БЬЮКЕНЕНА? 84
    73. ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМ И ОБЩЕСТВО «ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ» (Д. БЕЛЛ И Э. ТОФФЛЕР). 85
    74. КАК ПРЕДЛАГАЕТ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ «ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ» Р. КОУЗ? 86
    75. СТАНОВЛЕНИЕ ШВЕДСКОЙ ШКОЛЫ: АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ. 88
    77. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОРЯДКОВ В. ОЙКЕНА: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ. 90
    78. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И РЕФОРМА Л. ЭРХАРДА. 91
    79. Г. БЕККЕР: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 92
    80. В ЧЕМ СМЫСЛ КОНЦЕПЦИИ НУЛЕВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА? 93
    81. КАКОВЫ ПРЕДПОСЫЛКИ, ИЗ КОТОРЫХ ИСХОДЯТ КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ? 93
    82. ПОЯСНИТЕ СВЯЗЬ ИЗДЕРЖЕК С ФАКТОРНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ В ТЕОРИИ Э. ХЕКШЕРА–Б. ОЛИНА. 94
    83. КАКУЮ РОЛЬ В ТЕОРИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ИГРАЕТ ВЫДВИНУТОЕ М. ПОРТЕРОМ ПОЛОЖЕНИЕ О «НАЦИОНАЛЬНОМ РОМБЕ»? 95
    84. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ С. Ю. ВИТТЕ. 96
    85. М. И. ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ: ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ. 97
    86. АНАЛИЗ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СЕМЕЙНОГО КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ТРУДАХ А. В. ЧАЯНОВА. 98
    88. Л. Н. ЮРОВСКИЙ: КОНЦЕПЦИЯ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ И ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ. 102
    89. СОЗДАНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ. РАБОТЫ В. К. ДМИТРИЕВА, Е. Е. СЛУЦКОГО. 102
    90. «ТЕКТОЛОГИЯ» А. А. БОГДАНОВА: ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА. 104
    91. Л. В. КАНТОРОВИЧ: РАЗРАБОТКА ТЕОРИИ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ. 105
    92. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ 50 – 90 ГГ. 106
    93. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕЙ «ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛИЗМА»: ДИСКУССИИ ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА. 108
    94. ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРИИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ. 109
    95. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. 110
    ПРИЛОЖЕНИЯ 112
    НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 112
    ИЗВЕСТНЫЕ ЭКОНОМИТЫ 115
    КЕЙНСИАНЦЫ 115
    МОНЕТАРИСТЫ 116
    НЕОЛИБЕРАЛЫ 116
    ИНСТИТУЦИОНАЛИСТЫ 117
    ЭКОНОМИСТЫ-СОЦИОЛОГИ 118
    НЕОРДИНАРНЫЕ ТЕОРЕТИКИ 118
    МАРКСИСТСКАЯ ШКОЛА 119
    ЭКОНОМИСТЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ 119
    ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ 120
    УЧЕБНИКИ, ХРЕСТОМАТИИ, ПОСОБИЯ. 122
    ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ 124
    ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ 125
    СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ 126
    ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: ИМЕНАИ ДАТЫ 128
    НАЗВАНИЯ И ДАТЫ ВЫХОДА ТРУДОВ ЭКОНОМИСТОВ, УПОМЯНУТЫХ В СХЕМЕ 1 128
    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ШКОЛЫ 129
    УЗЛОВЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 131
    КЛАССИКИ, НЕОКЛАССИКИ 131
    ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 132
    СОДЕРЖАНИЕ 134