2 предложения с придаточным цели. Хотел бы узнать. Что я узнал? Чему я научился
Придаточные части сложноподчинённого предложения могут иметь значение ц е л и. Они присоединяются к главной части союзом цели чтобы и отвечают на вопросы з а ч е м? с к а -к о й ц е л ь ю? д л я ч е г о? Они указывают цель действия, о котором говорится в главной части предложения.
В главной части могут быть указательные слова для того, затем, с тем, например:Для того, чтобы воздух мог проходить в ящики и коробочки, крышки их все были истыканы толстой булавкой. (А.)
В сравнительно редких случаях указательные слова сливаются с союзом чтобы в сложный союз, например: Для того чтобы они поняли нашу правду скорее , мы должны идти вперёд. (М. Г)
Сказуемое в придаточных цели часто выражается неопределённой формой глагола, например: Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. (Г.) Это бывает в тех случаях, когда субъект действия и в главной, и в придаточной частях предложения один и тот же (я пригласил и я сообщу). Поэтому такие придаточные цели близки к обстоятельствам цели, выраженным неопределённой формой глагола. (Ср.: Я вышел освежиться . Я вышел,чтобы освежиться.)
Придаточные с союзом цели могут иметь два значения, если в главной части имеются не отмеченные выше указательные слова (для того, затем, с тем), а другие, например:!) Мы. побежали наверх одеватьсятак, чтобы как можно более походить на охотников (Л. Т.) (значение цели и образа действия). 2) Наука не собрала ещёстолько сведений,чтобы решить вопрос положительным образом (Черн.) (значение цели и степени, меры). (См. § 106.)
П р и м е ч а н и е. Указательное словозатем употребляется в современном литературном языке сравнительно редко и производит впечатление устарелости, например:Я приехалзатем, чтобы объясниться. (Т.)
Почти вышли из употребления союзы цели дабы и особенно да. Теперь они употребляются с особыми стилистическими целями: или для воссоздания старинной речи, или для торжественности, или для создания иронического впечатления. 1) И потихоньку удалился,дабы отец не пробудился. (Ж.) 2) Когда-нибудь монах трудолюбивый... правдивые сказанья перепишет,да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу. (П.) 3) Мне было рекомендовано не очень «высовываться в люди»,дабы не привлекать к. булочной излишнего внимания. (М. Г.)
Упражнение 156 . Прочитайте, укажите придаточные части, их связь с главной и значения. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
I. 1) Она погл...дела в зеркало и несколько раз мотнула головой чтобы зазвучали бусы. (Ч.) 2) Я уже кучеру сказал чтобы ковром покрыл он сани. (Полонский) 3) Н... для того же пахал он и се...л чтобы нас ветер осенний разве...л? (Н.)
4) Я видел что работа моя теря...т смысл. Всё чаще случалось что люди н... считаясь с ходом дела выб...рали из кассы деньги так н...осторожно что иногда нечем было платить за муку. (М. Г.)
5) Чтоб н... голодать я ходил на Волгу к пристаням где легко можно было заработать пятнадцать-двадцать копеек. (М. Г.)
6) Оружие на казаке всегда прилажено так чтобы оно н... звенело и н... бренчало. (Л. Т.) 7) Он [Плюшкин] уже забывал сам сколько у него было чего и помнил только в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатками какой-нибудь настойки на котором он сам сделал наметку чтобы никто воровским образом её н... выпил да где лежало перышко или сургучик. (Г.)
II. 1) Здесь мужестве… ум...рали братья для того чтобы жизнь стала прекрасной для тех кто родился в нищете. (Н. О.) 2) Встретить я хочу мой смертный час так как встретил смерть товарищ Нетте. (В. М.) 3) Самое дорогое у человека это жизнь. Она даё..ся ему один раз и прожить её нужно так чтобы не было мучительно больно за бе...цельно прожитые годы чтобы не ж...г позор за подленькое и мелочное прошлое. (Н. О.) 4) Спой нам ветер про славу и смелость про учёных героев бойцов чтоб сердце заг...релось чтоб каждому хотелось догнать и перегнать отцов. (Л.-К.) 5) Тот кто жизнью живёт настоящей кто к поэзии с детства привык вечно верует в животворящий полный разума русский язык. (Н. 3.)
157. Составьте сложные предложения следующих видов: 1) союз что присоединяет придаточные изъяснительное и степени; 2) союз чтобы присоединяет придаточные цели и изъяснительное.
158. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите придаточные части, их связь с главной и значения.
ДЛЯ ЧЕГО ВЕТЕР
Когда дикие звери ходят по лесам и полям то они всегда ходят на ветер и слышат ушами и чуют носом то что впереди их. Если бы не было ветра они бы не знали куда им идти...
Для того чтобы на траве кусте или дереве завязалось семя нужно чтобы с одного цветка пыль перелетала на другой цветок. Цветки бывают далеко друг от друга и им нельзя пересылать свою пыль с одного на другой.
Когда огурцы растут в парниках где ветра нет тогда люди сами срывают один цветок и накладывают на другой чтобы цветковая пыль попадала на плодовой цветок и была бы завязь. Пчёлы и другие насекомые иногда переносят на лапках пыль с цветка на цветок. Но больше всего пыль эту переносит ветер. Если бы не было ветра половина растений была бы без семян.
Над землёй поднимается пар только там где есть вода над ручьями над болотами над прудами и реками больше всего над морем. Если бы ветра не было пары не ходили бы а собирались бы в тучи над водой и падали бы опять там где поднялись. Над ручьём над болотом над рекой над морем был бы дождь а на полях и в лесах дождя бы не было. Ветер разносит тучи и поливает землю.
(Л. Н. Т о л с т о й.)
§ 113. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины.
Придаточные части сложноподчинённого предложения могут иметь значение п р и ч и н ы. Они присоединяются к главной части союзами потому что, оттого что, так как, ибо и отвечают на вопросы п о ч е м у? о т ч е г о? в с л е д с т в и е ч е г о?, например: 1) Лошадь не могла сдвинуть воз,потому что заднее колесо соскочило. (Л. Т.) 2) Яблони пропали,оттого что мыши объели всю кору кругом. (Л. Т.) 3) Ом был сильно не в духе, так как был очень недоволен последними экзаменами. (Ч.) 4) Всякий труд важен,ибо облагораживает человека. (Л. Т.) Они указывают на причину того явления, о котором говорится в главной части.
Если придаточная часть с союзом так как стоит впереди главной, то в последней может быть добавочная часть союза - то, например:Так как я каждый вечер записываю свои наблюдения, то у меня самым незаметным образом составилась толстенная рукопись. (Григ.)
В союзах потому что и оттого что возможно раздельное употребление указательных местоимённых наречий потому и оттого и изъяснительного союза что, например: 1) Ходил он [Беликов] к нам толькопотому, что считал это своею товарищескою обязанностью. (Ч.) 2)Оттого, что нельзя плакать и возмущаться вслух, Вася молчит, ломает руки. (Ч.) Такое разделение указанных союзов запятой обязательно, если перед потому или оттого стоит ограничительная или отрицательная частица: только, лишь, не. Ср.: Я сделал это не (только) потому, что вы мне велели.
Кроме указательных местоимённых наречий потому и оттого, в главной части могут быть и другие указательные слова:
вследствие того. благодаря тому, ввиду того, в силу того, по случаю того и т. п. Слияние этих указательных слов с союзом что в один сложный союз происходит редко.
П р и м е р ы. 1) Зелень сохранила свою свежесть до начала июлявследствие того, что весна была сырая. 2) Трава была необычайно сочнаяблагодаря тому, что шли частые и обильные дожди.
Если в главной части имеется указательное местоимение тем при сравнительной степени, то придаточная часть с союзом что совмещает два значения: причины и степени,например:Они [недостатки]тем более выступают наружу,что сам он не мелкий человек. (Г.)
Своеобразную разновидность придаточных причинных представляют придаточные с союзом что, которые заключают причину того чувства, о котором говорится в главной части предложения; поэтому они относятся к таким главным, в которых есть члены, обозначающие какое-либо чувство; придаточные части всегда находятся после главной части, например: Он счастлив, что видит тебя (М.-С.) (придаточная часть указывает причину чувства, выраженного словом счастлив).
Упражнение 159. Укажите придаточные части, их связь с главной и значения. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя запятые. Укажите в пяти первых предложениях гласные, правописание которых нельзя проверить ударением.
I. 1) Меня лечил полковой ц...рюльник ибо в креп...сти другого лек...ря не было. (П.) 2) Д...рога в скором времени будет очищ...на ибо п...троны и сн...ряды имею...ся а войска хотят дра...ся. (А. Н. Т.) 3) Лес стоял тёмный и молч...ливый потому что главные певцы улетели. (М.-С.) 4) Левинсон почти потерял связь с другими отрядами оттого что забрался в глухое место. (Фад.) 5) Река приняла особенный вид потому что вода видна сквозь голые сучья а ещё более потому что пропал от холода водяной цвет. (А.) 6) Так как пристать в обычном месте было н...возможно то Тюлин пристаёт к глинистому крут...яру. (Кор.) 7) Я нанялся к нему в подмастерья так как жить было нечем. (Ч.) 8) Я должен был нанять быков чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была уже осень и гололед...ца. (Л.) 9) На поляне где стояла копна н...давно скоше...ого сена было жарче потому что место было закрыто от ветра густым-прегустым вишняком. (В. Г.)
II. 1) После вечера вымыла мать горш...к и искала глазами куда бы вылить помои потому вокруг всё были гряды... (Г.) 2) Так как ты говоришь что он тебя хорошо принял то поезжай к нему! (Г.) 3) Больно ему было что н... сдержал казацкого слова. (Г.) 4) Когда половой всё ещё разбирал по складам записку сам Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город которым был как казалось удовл...творён ибо наш...л что город никак н... уступал другим губернским городам. (Г.) 5) Если он н... оправдался перед судом то разве потому только что н... хотел запутать меня. (П.) 6) Так как мы будем дра...ся насмерть то мы обязаны сделать всё возможное чтобы это осталось тайною. (Л.)
§ 114. Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными.
Придаточные части сложноподчинённого предложения могут иметь значение у с т у п и т -е л ь н о с т и. Они присоединяются к главной части уступительными союзами хотя (хоть), даром что, пусть, пускай, например: 1) Хороши летние туманные дни,хотя охотники их не любят. (Т.) 2) Пусть роза сорвана, она ещё цветёт. (Н а д с о н) 3)Пускай я слаб, мой меч силён. (Ж). 4) Мальчик с пальчик,даром что мал, был очень ловок и хитёр. (Л. Т.) (Союз даром что более свойствен языку разговорному, по значению этот союз близок выражению хотя и.) Придаточные уступительные указывают на причину, которая противоположна следствию, заключённому в главной части предложения.
Уступительное значение имеет сходство с противительным значением. Поэтому перед главной частью, когда она стоит после придаточной, бывают противительные союзы а, но, да, однако, зато, например:И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать , но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать. (П.) В этих случаях имеется совмещение в одном сложном предложении и подчинения, и сочинения. (См. § 97.)
Кроме отмеченных союзов, придаточные уступительные присоединяются изъяснительным союзом что к указательному сочетанию несмотря на то, например: Несмотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями , рву мокрые ветки, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом. (Л. Т.) (Сочетание несмотря на то, что представляет собой составной союз).
В значении уступительного союза употребляется вводное слово правда, например:Правда, день выдался прескверный, но неожиданного ничего не случилось. (С е й ф у л л и н а.)
Обобщенно-уступительное значение имеют придаточные части, которые присоединяются к главной относительными словами как, сколько и др. с усилительной частицейни, например:
Как месяц ни свети, но всё не солнца свет. (Кр.)
Сказуемое придаточной уступительной части предложения может быть выражено формой повелительного наклонения; в этом случае уступительный союз обычно отсутствует, например:
Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет. (П.)
Упражнение 160. Прочитайте,укажите придаточные части,их связьс главной и значения. Спишите,расставляя знаки препинания.
I. 1) Егорушка лежал на тюке и дрожал от холода хотя солнце скоро показалось и высушило его одежду тюк и землю. (Ч.) 2) Хоть на дворе было сухо однако у порога стояла грязная лужа. (Л. Т.) 3) Пусть он ошибся но эту ошибку можно исправить. (М.-С.) 4) Фронтон никак не пришёлся посреди дома как ни бился архитектор. (Г). 5) В степи было тихо пасмурно несмотря на то что солнце поднялось. (Ч.) 6) Правда Николай знает больше сотни латинских названий умеет собрать скелет иногда приготовить препарат рассмешит студентов какой-нибудь длинной учёной цитатой но например незамысловатая теория кровообращения для него и теперь так же темна как двадцать лет назад. (Ч.)
II. 1) Как ни оберегал себя Пантелей Прокофьевич от всяких тяжёлых переживаний но вскоре пришлось ему испытать новое потрясение. (Шол.) 2) Командир бригады принял решение прекратить преследование до рассвета с тем чтобы к утру подтянуть резервы сосредоточиться на подступах к Вешенской и после артиллерийской подготовки вести дальнейшее наступление. (Шол.) 3) Если враг не сдаётся его уничтожают. (М. Г.)
161. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите придаточные части, их связь с главной частью и значения.
1) Няня повествовала с пылом живописно с увлечением местами вдохновенно потому что сама вполовину верила рассказам. (Гонч.) 2) Придут ли коровы с поля старик первый позаботится чтоб их напоили; завидит ли из окна что дворняжка преследует курицу тотчас примет строгие меры против беспорядков. (Гонч.) 3) Признаюсь сколько я н... старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки но безуспешно. (Л.) 4) H..-чего н... могло быть смешней его лица; как он н... вздёргивал кверху свои брови отяжелевшие веки не хотели подняться и так лежали на едва заметных посоловелых но сладчайших глазках. (Т.) 5) После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль и н...смотря на то что я был казалось бесконечно счастлив счастье моё всё росло и росло. (Л. Т.) 6) Он говорил о том как много приходится работать когда хочешь стать образцовым сельским хозяином. (Ч.) 7) Художник должно быть проработал н... одну ночь так как все учителя мужской и женской гимназии учителя семинарии чиновники все получили по экземпляру. (Ч.) 8) Всякого рода нарушения уклонения отступления от правил приводили его [Беликова] в уныние хотя казалось бы какое ему дело? (Ч.)
§ 115. Синонимика придаточных частей сложноподчинённых предложений и деепричастных оборотов, а также деепричастий.
Деепричастные обороты свойственны речи книжной. В разговорной речи более употребительны соответствующие им по смыслу придаточные части сложноподчинённых предложений. Некоторые деепричастия и деепричастные обороты по своему значению сходны с придаточными времени, причины, уступки, условия, например:Напившись чаю, я стал просить отца показать мне мельницу.-Когда я напился чаю, то стал просить отца показать мне мельницу. Сходные по значению придаточные и деепричастия называют синонимическими оборотами. Но значения условия, причины, уступки, времени в деепричастиях менее отчётливы, между тем как в сложных предложениях указанные значения выражаются специальными союзами (а иногда и указательными словами).
П р и м е р ы. 1) У с л о в и е: Однако,болтая с тобой, грибов не наберёшь. (П.) (Однако,если будешь болтать с тобой, грибов не наберёшь.)
2) П р и ч и н а: Соскучась глядеть из окон в грязный переулок, я пошёл бродить по всем комнатам. (П.) (Так как я соскучился глядеть из окон в грязный переулок , то пошёл бродить по всем комнатам).
3) У с т у п и т е л ь н о е з н а ч е н и е: Иван Кузьмин. уважая свою супругу, ни за что на свете не открыл бы ей тайны, вверенной ему по службе. (П.) (Иван Кузьмич,хотя и уважал свою супругу, ни за что на свете не открыл бы ей тайны, вверенной ему по службе.)
4) В р е м я: Андрей Гаврилович, рассмотрев хладнокровно запросы заседателя , увидел необходимость отвечать обстоятельно. (П.) (Андрей Гаврилович, когда рассмотрел хладнокровно запросы заседателя , увидел необходимость отвечать обстоятельно.)
Если деепричастие по значению приближается к обстоятельству образа действия, то параллельным оборотом будет не придаточная часть, а о д н о р о д н о е с к а з у е м о е, обозначающее сопутствующее действие, например: Кто-то бежал,задевая и ломая прутья малинника. - Кто-то бежал ипри этом задевал и ломал прутья малинника.
Сходство по значению деепричастий и придаточных частей сложноподчинённых предложений допускает в некоторых случаях стилистическую замену одного оборота другим. Однако деепричастие вместо придаточной части можно употребить не всегда, а только тогда, когда сказуемые главной и придаточной частей предложения относятся к одному и тому же лицу или предмету:
а) Когда Чечевицын прощал- Прощаясь с девочками, Чече-
ся с девочками, он не ска- вицын не сказал ни слова;
зал ни слова.
б)Когда я открыл окно, моя (Нельзя сказать «Открыв ок-
комната наполнилась запа- но, моя комната наполнилась
хом цветов. (Л.) запахом цветов».)
В первом случае вместо придаточной части со значением времени можно употребить деепричастный оборот: сказуемые главной и придаточной частей относятся к одному лицу (Чечевицын прощался, он же не сказал ни слова), а потому при замене деепричастие будет указывать на сопутствующее действие лица, обозначенного подлежащим. Во втором примере замены произвести нельзя, так как сказуемые относятся к разным подлежащим (Я открыл,комната наполнилась).
При замене придаточной части деепричастным оборотом опускаются союзы (например, когда - то); сказуемое придаточной части заменяется деепричастием; подлежащее придаточной части или отбрасывается, или переносится в главную, или заменяет в ней местоимение. В сравнительных предложениях союзы могут и не опускаться: Наталья сторонилась его,точно боялась в нём чего-то.- Наталья сторонилась его,точно боясь в нём чего-то. Замена придаточной части деепричастием или деепричастным оборотом невозможна, если от данного глагола нельзя образовать деепричастия, например: Когдая пишу это письмо, я вспоминаю с удовольствием время, проведённое у вас. (Замена невозможна, потому что нет деепричастия настоящего времени от глагола писать).
Упражнение 162 . Замените, где возможно, придаточные части сложноподчиненного предложения деепричастиями с зависимыми словами.
1) Василиса Егоровна оставила меня в покое, потому что видела моё упрямство. 2) Чудесная полевая клубника выманивала иногда мою мать на залежи ближнего поля, потому что она очень любила эту ягоду. 3) Паром вздрогнул и качнулся, когда два здоровых казака оттолкнули его от берега. 4) Лёнька, когда глядел в воду, чувствовал, что у него сладко кружится голова. 5) Уже вечерело, когда он возвращался в станицу. 6) Если увидите завтра его, то попросите, чтобы он ко мне заехал на минутку. 7) Малина росла так высоко, что на целую четверть заглядывала к нам в окна. 8) Лес спит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками. 9) Он, хотя и отказывается от поездки, однако очень жалеет об этом. 10) Если вы возьмётесь за работу дружно, то непременно выполните её в срок.
163. Прочитайте, укажите обособленные члены предложения и объясните причины обособления; спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите наречия и объясните их правописание. Укажите придаточные части, их связь с главной и значения.
Корчагин так ударил коня что тот сразу перешёл в галоп. Подхлёстываемый криком седока обгоняя бегущих вороной рванулся вперёд стремительными бросками. Плотно притянув к голове уши и высоко вскидывая ноги он всё убыстрял ход. На бугре ветряк словно преграждая дорогу раздвинул в сторону свои руки-крылья. От ветряка вправо в низине у реки лугá. Влево насколько хватал глаз то вздымаясь буграми то спадая в яры раскинулось ржаное поле. Пробегал ветер по спелой ржи словно гладил её рукой. Ярко рдели маки у дороги. Было здесь тихо и нестерпимо жарко. Лишь издали снизу оттуда где серебристой змейкой пригрелась на солнце река долетали крики.
Вниз к лугам конь шёл страшным аллюром. «Зацепится ногой и ему и мне могила»,- мелькнуло в голове Павла.
(Н. О с т р о в с к и й.)
164. Прочитайте, укажите обособленные деепричастия и их значение; укажите придаточные части,их связь с главной и значения. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Трава пошла мягче и Левин слушая но н... отвечая и стараясь косить как можно лучше шёл за Титом. Они прошли шагов сто. Тит всё ш...л н... ост..навливаясь н... выказывая н... малейшей усталости но Левину уже страшно становилось, что
он н... выдержит, так он устал.
Он чувствовал что махает из последних сил и решил просить Тита останови.,.ся. Но в это самое время Тит сам остановился и нагнувшись взял травы отёр косу и стал точить. Левин расправился и вздохнув оглянулся. Сзади его шёл мужик и очевидно также устал потому что сейчас же н... доходя Левина остановился и принялся точить. Тит наточил свою косу и косу Левина и они пошли дальше.
На втором приёме было то же. Тит шёл мах за махом н... останавливаясь и н... уставая. Левин шёл за ним стараясь н... отставать и ему становилось всё труднее и труднее: наступала минута когда он чувствовал у него н... остаё...ся более сил но в это самое время Тит останавливался и точил.
Так они прошли первый ряд. И длинный ряд этот показался особенно труден Левину но зато когда ряд был дойдён и Тит вскинув на плечо косу медленными шагами пошёл заходить по следам оставленным его каблуками по прокосу и Левин точно так же пош.-.л по своему прокосу. Несмотря на то что пот катил градом по его лицу и капал с носа и вся спина его была мокра как вымоче...ая в воде ему было очень хорошо.
(Л. Н. Т о л с т о й, Анна Каренина.)
§ 116. Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия.
Придаточные части сложноподчинённого предложения могут иметь значение с л е д с т- в и я. Они присоединяются к главной части союзом так что и обозначают следствие, вытекающее из всего содержания главной части предложения, например: Он сейчас же уснул,так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.
П р и м е ч а н и е. От придаточных частей со значением следствия надо отличать придаточные степени, включающие и значение следствия, например: 1) У каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнёшь, что тебя никакой дьявол не сыщет . (Г.) 2) До того мне стало вдруг стыдно, что буквально слезы потекли по щекам моим. (Дост.) В этих придаточных значение степени явно преобладает над значением следствия.
§ 117. Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными.
П р и с о е д и н и т е л ь н ы м и называются такие придаточные части сложнопо-дчинённого предложения, которые прикрепляются к главной части относительными местоимениями и наречиями что, вследствие чего. отчего, зачем, почему.
П р и м е р ы. 1) Hoc судьи невольно понюхал верхнюю губу,что обыкновенно он делал прежде только от большого удовольствия. (Г.) 2) Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну,отчего и образовалась эта яма. (Ч.) 3) Его не было дома,почему я и оставил записку. (П.) 4) Ему надо было устроить кое-что в городе,зачем он и выехал спешно. (П.) Такие придаточные имеют значение добавочных замечаний, выводов, заключений.
П р и м е ч а н и я. 1. Сложноподчинённые предложения с придаточными присоедин-ительными по значению близки к сложносочинённым предложениям, у которых во второй части имеются местоимение это или местоимённые наречия потому, поэтому, оттого. (Ср.: I) Отец долго не приезжал, что нас всех очень беспокоило . 2) Отец долго не приезжал, и это нас всех очень беспокоило . 3) Отец долго не приезжал, и поэтому (потому, оттого) мы все очень беспокоились.)
2. Слова поэтому, потому, оттого иногда употребляются для смысловой связи отдельных предложений, которые не входят в состав сложного, например: Меня не было дома, и повестки я не получал.Поэтому я и не явился на собрание.
Упражнение 165 . Укажите придаточные части,их связь с главной и значения; спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
I. 1) Снег всё становился белее и ярче так что ломило глаза. (Л.) 2) Воздух был так редок, что было больно дышать. (Л.) 3) Слова хозяйки были прерваны странным шипением так что гость было и...пугался. (Г.) 4) Наталья Гавриловна славилась на ассамблеях лучшей танцовщицей что и было отчасти причиною проступка Корсакова который на другой день приезжал извини...ся перед Гаврилою Афанасьевичем; но щегольство и ловкость молодого франта н... понравились гордому боярину который прозвал его остроумно францу…ской обезьяною. (П.)
II. 1) Авдотью страх разобрал такой что коленки у неё задрожали. (Т.) 2) Я сожгу старого колдуна так что и воронам нечего будет раскл...вать (Г.) 3) Солоха высыпала уголь в кадку из другого мешка и н... слишком об…ёмистый телом дьяк влез в него и сел на самое дно так что сверх его можно было насыпать ещё с полмешка угля. (Г.) 4) Красный цвет г...рит как огонь так что н... нагляделся бы! (Г.) 5) Перёд у брички совсем ра...шатался так что она может быть и двух станций н... сделает. (Г.) 6) К этому времени меня и накормили и в баню сводили и допросили и обмундирование выдали так что я явился в блиндаж к полковнику как и полагается душой и телом чистый и в полной форме. (Шол.) 7) При таком допросе Иван Фёдорович н...вольно поднялся с места и встал навытя...ку что обыкнове...о он делывал когда спрашивал его о чём полковник. (Г.) 8) Он ра...ердился на меня чего я н... ожидал. (М. Г.)
166. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания; укажите придаточные части, их связь с главной и значения.
1) Савельич внёс за мною погребец потребовал огня чтоб готовить чай который никогда так не казался мне нужен. (П.) 2) Я расплатился с хозяином который взял с нас такую умеренную плату что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. (П.) 3) Луна уже катилась по небу и мне показалось что кто-то в белом сидел на берегу. (Л.) 4) В голове моей родилось подозрение что этот слепой не так слеп как оно кажется; напрасно я старался уверить себя что бельмы подделать нельзя да и с какой целью? (Л.) 5) Он махнул рукою и все трое принялись вытаскивать что-то из лодки; груз был так велик что я до сих пор не понимаю как она не потонула. (Л.) 6) Пока он рассматривал всё странное убранство отворилась боковая дверь и взошла та же самая ключница которую встретил он не дворе. (Г.) 7) На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всём положиться да и был прав потому что Александра Степановна скоро убежала с штаб-ротмистром бог весть какого кавалерийского полка и обвенчалась с ним где-то наскоро. (Г.) 8) Не знаю чем бы разрешилось всеобщее томление если бы Яков вдруг не кончил на высоком необыкновенно тонком звуке словно голос у него оборвался. (Т.)
167. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания; укажите придаточные части, их связь с главной и значения.
Голодная волчиха встала чтобы идти на охоту. Её волчата все трое крепко спали сбившись в кучу и грели друг друга. Она обл...зала их и пошла.
Был уже весенний месяц март но по ночам деревья тр...щали от холода как в декабре и едва высунешь язык как его нач...нало сильно щипать. Волчиха была слабого здоровья мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и всё думала о том как бы дома без неё кто не обидел волчат. Зап...х человеческих и лошадиных следов пни сложенные дрова и тёмная унавоженная дорога пугали её; ей казалось будто за деревьями в потёмках стоят люди и где-то за лесом воют собаки.
Она была уже немолода и чутьё у неё осл...бело так что случалось лисий след она прин...мала за собачий и иногда даже обманутая чутьём сбивалась с дороги чего с нею никогда не бывало в молодости. По слабости здоровья она уже не охотилась на телят и крупных баранов как прежде и уже далеко обходила лошадей с жеребятами и питалась одной падалью; свежее мясо ей приходилось кушать очень редко только весной когда она набредя на зайчиху отн...мала у неё детей или заб...ралась к мужикам в хлев где были ягнята.
(А.П.Ч е х о в.)
168. Прочитайте, укажите сложные предложения и их значение; спишите, расставляя знаки препинания.
I. Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. Для его музыки было полезней чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. Но старик скучал от мысли что он не приносит людям никакого добра и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе в сумраке и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца трогая его нежной и мужественной силой увлекавшей жить высшей прекрасной жизнью. Некоторые слушатели вынимали деньги чтобы подарить их старику но не знали куда их положить футляр от скрипки был закрыт... Тогда люди клали гривенники и копейки на крышку футляра. Однако старик не хотел прикрывать свою нужду за счёт искусства музыки пряча скрипку обратно в футляр он осыпал с него деньги на землю не обращая внимания на их ценность. Уходил домой он поздно иногда уже в полночь когда народ становился редким и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку. Но старик мог играть и для одного человека и доигрывал произведение до конца пока слушатель не уходил заплакав во тьме про себя. Может быть у него было своё горе встревоженное теперь песнью искусства а может быть ему стало совестно что он живёт неправильно или просто он выпил вина...
(А. П л а т о н о в.)
II. Когда склоняется день когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы тогда только можно видеть древнюю столицу во всём её блеске ибо подобно красавице показывающей только вечером свои лучшие уборы она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное неизгладимое впечатление.
Что сравнить с этим Кремлём который окружась зубчатыми стенами красуясь золотыми главами соборов возлежит на высокой горе как державный венец на челе грозного владыки?...
(М.Ю. Л е р м о н т о в.)
169. Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Укажите виды придаточных частей.
1) Вода голубая (от) того что в ней отражалось небо страстно манила к себе. (Ч.) 2) Внутренность влажной от дождя рощи беспрестанно изменялась смотря (по) тому светило ли солнце или закрывалось облаками. (Т.) 3) Мы обитали в поле за городом в старом (полу) разрушенном здании (по) чему (то) называвшемся «стеклянным заводом» может быть (по) тому что в его окнах (не) было (ни) одного целого стекла. (М. Г.) 4) Стеклянная дверь на балкон была закрыта что (бы) из сада не несло жаром. (А. Н. Т.) 5) Была грустная августовская ночь грустная (по) тому что уже пахло осенью. (Ч.) 6) Огурцы были (на) столько нежны что парниковая зелень их кожицы отливала белизной. (Фед.) 7) Дорога была только одна и (при) том широкая и обставленная вехами (так) что сбиться было (не) возможно. (Кор.) 8) Никита и сам (не) знал (по) чему хочется ему стоять и глядеть на эту пустыню. (А. Н. Т.) 9) (Не) смотря на то что все окна были занесены снегом я чувствовал что день стал светлее вчерашнего. (Кор.) 10) Гусь взял в клюв другую верёвочку и потянул её (от) чего (тот) час (же) раздался оглушительный выстрел. (Ч.)
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
§ 118. Значение бессоюзных сложных предложений и знаки препинания в них.
Б е с с о ю з н ы м с л о ж н ы м предложением называется такое, в котором части объед-инены в одно целое по смыслу, но соединение их выражается не союзами и союзными словами, а интонацией и соотношением форм вида и времени глаголов, например: Звёзды понемногу скрывались, красноватая полоса на востоке становилась шире, белая пена волн покрывалась нежным розовым отливом. (Т.)
В этом сложном предложении рисуется картина раннего утра. Сложное предложение состоит из трёх частей; их связь выражена перечислительной интонацией и однородностью глагольных форм: все три сказуемых выражены глаголами несовершенного вида, прошедшего времени. Этими средствами устанавливается одновременность, сосуществование явлений.
Сложные бессоюзные предложения по своим значениям, интонации и глагольным формам не являются однородными: в одних из них отражаются простейшие соотношения явлений действительности (одновременность, следование одного явления за другим), в других-очень сложные (причинные, условные
В современном русском языке бессоюзные сложные предложения очень широко распространены в художественной литературе. Наряду с этим они широко используются и в разговорной речи, в диалоге, когда интонация, жесты, мимика помогают выражению смысловых отношений.
П р и м е р ы. 1) Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. (П.) В этом сложном предложении три простых предложения; они указывают на то, что одно явление следует за другим, связь выражена интонацией перечисления и однородностью форм сказуемого: все три сказуемых выражены глаголами совершенного вида, прошедшего времени.
2) Осень и зиму Корчагин не любил: они приносили ему много физических мучений. (Н. О.) В этом сложном предложении второе простое предложение указывает причину того, о чём сообщается в первом предложении, связь выражена объяснительной интонацией и соотношением сказуемых: оба сказуемых выражены глаголами несовершенного вида, прошедшего времени.
3) Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму, землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землёй. (Л. Т.) В этом сложном предложении второе предложение поясняет первое; пояснительное значение выражается предупредительной интонацией и употреблением местоимения так : сделаю так (а дальше разъясняется, как именно сделает говорящий).
4) Назвался груздем - полезай в кузов. (Посл.)
5) Повадился кувшин по воду ходить - головы ему не сносить. (Посл.) В примере под п. 4 первое предложение заключает условие, второе - следствие. В примере под п. 5 содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. Несмотря на различие в значении, по интонации оба примера сходны: в каждом есть небольшое повышение голоса в конце первой части и после неё небольшая пауза.
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными цели
Цель урока: 1.Объяснить новую тему
2.Развивать устную и письменную речь, логическое мышление,
память, различать ССП от СПП
3.Воспитывать интерес к уроку.
Тип урока : комбинированный
Методы : практический, словесный, управленческий.
Оборудование : интерактивная доска,таблицы,учебник русский язык для 9 классов общеобразовательных школ с казахским языком обучения (Н.Н. Шманова, Н.Ж.Шайдерменова, А.Т. Кошерова- Алматы.»Мектеп» 2013 год.)
Ход урока
1.Организационный момент
Психологический настрой учащихся к уроку.
Здравствуйте ребята! Пожелаем удачи друг другу.
2. Опрос домашнего задания
(СПП с придаточными условными упражнение 91)
Мозговая атака
А).Что изучает синтаксис?
Словосочетание и предложение
Б). Кто составил первую научную грамматику русского языка?
Михаил Васильевич Ломоносов
В) В каком году была издана грамматика?
В 1755 году.
Г).Сложное предложение состоит из...
-двух или несколько простых предложении
Д). Назовите виды сложных предложении?
Союзные и бессоюзные
Е).Какими союзами соединяются сложносочиненные предложения?
Сочинительными
Ж).Какими союзами соединяются сложноподчиненые предложения?
Подчинительными
3.. Мы очистили участок нашей школы, чтобы посадить деревья и цветы
А теперь ребята назовите пословицы о труде
Землю красит солнце, а человека –труд
4.Проблемная ситуация
Зачем, с какой целью надо трудиться?
Был достаток
Заработать деньги
Надо трудиться чтобы,
осуществить свою мечту
быть здоровым
Ребята, так какая у нас сегодня тема урока?
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели.
5. Изучение нового материала .
Придаточные предложения цели указывают цель того, о чем
говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы
зачем? для чего? с какой целью? Они относятся ко всему
главному предложению и связываются с ним чаще всего с
помощью союзов чтобы,чтоб. Придаточные цели могут
располагаться впереди главного предложения или после него.
В главном предложении могут быть указательные слова для того.
Чтобы сократить путь, он переплыл реку.
Сравните: |
|
В русском языке | В казахском языке |
Чтобы провести Неделю русского языка, мы разработали ее сценарий. Мы изучаем разные предметы, чтобы знать основы наук. | Орыс тілі аптасын өткізу үшін біз оның сценарийін жаздық. Ғылымның негіздерін білу үшін біз әртүрлі пәндерді оқимыз. |
6. Закрепительные упражнения
Упражнение 103 . Из простых предложений составьте сложноподчиненные с придаточными цели. При записи там, где возможно, поменяйте место придаточного по отношению к главному. Расставьте знаки препинания.
Упражнение 104. Прочитайте текст. Перескажите
Вопросы по тексту
Что нужно понять для того, чтобы освоить язык?
На какие типы делятся люди с точки зрения изучения языков?
Какие типы людей нуждаются в деловых советах при изучении языков?
Каков главный способ изучения языков?
Сколько времени в день нужно затрачивать для успешгого изучения языка?
Какое количество характера поможет выдержать этот режим?
Как вы изучаете языки?
Словарная работа
Регулярно трудиться-ұдайы еңбек ету
Не желают палец о палец ударить-жүмыс істегісі келмейді
Не давать поблажек-өзін-өзі аямау,ерінбеу,жалыкпау
Упражнение 105. Отвечая на вопросы,данные слева,используйте подходящие по смыслу слова и словосочетания из правой части.
7. Игра «Кто быстрее» соберите предложения из разбросанных слов.
Получить, нужно, школу, чтобы, образование, окончить, или, или, лицей, гимназию, среднее.
Уроки, в, я, чтобы, сходил, библиотеку, готовить.
Чтобы, в, я, поеду, город, учиться.
8. Дифференцированное задание
І –уровень. Вставьте в сложноподчиненные предложения союзы,союзные слова и определите вид
придаточного предложения.
А) Все молчали,... .расслышать шорох цветов
б) Я пришел,.....попросить извинения за свои поступки.
II- уровень. Составьте предложения по схеме
, (чтобы).
(Для того чтобы), .
9. Творческая работа
Задание Составьте диаграмму Венна, укажите различия и общие признаки ССП и СПП
10. Домашнее задание выучить правило.Упражнение 108.
11. Комментирование оценок
12 .Рефлексия
Что я узнал? Чему я научился?
Больше всего мне понравилось....
Русский язык 9 «Б» класс
Открытый урок на тему:
Цели урока : 1.формировать у учащихся понятие о сложноподчиненном предложении с придаточным цели;
2. развивать навыки выполнения грамматических разборов;
3. воспитывать желание изучать языки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1.Орг.момент. Урок начинается с круга радости.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся
Просыпается земля
Вместе с ней и я.
Сообщение темы и цели урока.
Деление класса на группы.
ІІ. Опрос домашнего задания.
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, упражнение 121
Цифровой диктант
Предлагается ряд утверждений, правильных или заведомо неверных. Если вы отвечаете утвердительно- «да», то ставите – «1», если же с утверждением не согласны- «нет», то ставите – «0»
Верно ли утверждение, что:
1.Сложные предложения состоят из двух или нескольких простых предложений?
2.Союзы А, НО, ЗАТО, ОДНАКО- соединительные?
3.Сложносочиненные предложения соединяются с помощью сочинительных союзов?
4.Союзы И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, НИ...НИ- разделительные?
5.Сложноподчиненное предложение состоит из двух или более неравноправных частей: главного и придаточного?
6. В сложносочиненных предложениях с союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО одно явление противопоставляется другому?
7.Придаточное предложение подчиняется главному по смыслу и строению?
8. Сложноподчиненные предложения с придаточными условными отвечают на вопрос ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?
9. Придаточными причины присоединяются к главным союзами ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, ТАК КАК?
Должен получиться следующий ответ:
«101 010 111»
Учащиеся заполняют «Слепую» схему
Мозговая атака
Ученики отвечают на вопросы: Что нужно сделать для того, чтобы получить хорошее образование? С какого возраста нужно заниматься для того, чтобы стать хорошим спортсменом?
Сложноподчиненные предложения:
Знаю......
Хотел бы узнать.....
Ознакомление с новым материалом:
Работа с учебником. Каждая группа читает правила и объясняет друг другу.
Чтение теоретического материала в учебнике на с.82-83
Составление вопросов и ответ на них.
Запись в тетрадях вопросов, союзов СПП с придаточными цели.
Изучение нового материала:
Придаточные цели в СПП указывают на цель того, о чём сообщается в главном. Отвечают на вопросы: зачем? с какой целью? для чего? и связываются обычно союзами ЧТОБ, ЧТОБЫ . Придаточное может находиться в любой позиции по отношению к главному, перед главным предложением и после него. Иногда в главном предложении может быть указательное слово для того :
Например:Он переплыл реку для того, чтобы сократить путь.
Работа с таблицей. Используя таблицу, дайте определение СПП с придаточными цели.
Тип придаточного предложения | К какому слову в главном поясняет, что поясняет? | Какими союзами или какими союзными словами присоединяется? | На какие вопросы отвечает? | Место придаточного |
СПП с придаточными цели | Относится ко всему главному предложению | Чтоб, чтобы Указательные слова для того | Зачем? Для чего? С какой целью? | впереди главного предложения и после него |
Закрепление новой темы:
1.Работа с учебником упражнение 103. Из простых предложений составьте СПП с придаточными цели. При записи, где возможно, поменяйте место придаточного. Расставьте знаки препинания.Сделайте графические схемы СПП.
Например: Мы очистили участок, чтобы можно было посадить цветы. Чтобы можно было посадить цветы, мы очистили участок.2. Упражнение 104. Работа над текстом «Язык и люди», стр.84
Выписать СПП с придаточными цели, сделать их схемы.
Игра «Кто быстрее?»
Составить СПП с придаточными цели. Упражнение 105
Зачем мы ходим в школу?
С какой целью мы изучаем разные предметы?
Для чего нужно изучать языки?
Соедини части СПП с придаточными цели:
Упражнение 107 /устно/
Ответьте на вопросы, используя сложноподчиненные предложения с придаточными цели.
Задание «Докончи»
Упражнение 108
Допишите вторую часть СПП.
Домашнее задание:
Выучить правила, упражнение 106 стр. 86
Переведите на русский язык, используя предложения с придаточными цели.
Рефлексия:
1.Урок полезен, все понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно
3. Еще придется потрудиться.
4. Да, трудно все-таки учиться!
Средняя общеобразовательная школа №19
Открытый урок на тему:
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели
/9 «Б» класс/
Урок провела: Айткалиева Б. У.
Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели: Формирование понятия СПП с придаточным цели.
Задачи:
Познакомить с особенностями строения СПП с придаточным цели.
Формировать умения конструировать предложения данного типа и правильно их оформлять в устной и письменной речи.
Учить находить СПП в художественных текстах.
Ожидаемый результат: Учащиеся умеют:
Распознавать и разграничивать виды СПП с изученными придаточными;
Моделировать и употреблять в речи СПП разных видов;
Характеризовать синтаксическую структуру СПП;
Видеть СПП в художественных текстах.
Оборудование, наглядность:
Организационный момент:
Приветственное слово учителя.
Мы с вами продолжаем изучение темы «Сложное предложение».
1. Как вы думаете, с какой работы начнем наш урок?
Согласны + или не согласны – с данным утверждением
1. Синтаксис – греческое слово, которое означает «строение», «составление»
2.Предложения бывают простые, сложные и составные
3.Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений
4.В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.
5.Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.
6.В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.
7.Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.
8.Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.
9.Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.
10Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.
11.Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.
Самопроверка Ключ к заданию: 1-+ 4+6+7+8+10+11+ 1 ошибка готов у уроку, 2-3 ошибки частично готов 4ошибки и более - не готов к уроку
Прокомментируйте каждый правильный вариант (по желанию и цепочке).
2. Мотивационный момент урока:
Перед вами 3 предложения. Какое задание вы можете выполнить? Какие умения вы используете?
Напомните алгоритм рассуждения Объясните, в чём их сходство и различие?
1. Я требую, чтобы ты души своей мне тайные открыл надежды.
2. Он стремился писать так, чтобы читать написанное было просто.
3. Ямщики привязали колокольчики, чтобы звон не привлёк внимание сторожей.
(чтобы – многозначный союз)
Какое из предложений вызвало затруднение?
(СПП с придаточным: изъяснительным, образа действия, цели)
Может быть, кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать сами тему и определить цели урока.
2. Сообщение темы и цели урока: (определяют дети)
СПП с придаточным цели. Будем учиться определять особенности, конструировать, расставлять запятые, находить в тексте.
3.СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ Вова Емелин
1. Вопросы: придаточные цели отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?
2. Средства связи: придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами: чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы, союзами-частицами только бы, лишь бы и др.
Составные союзы с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством цели: с тем, для того, затем и др.; вторая часть составного союза (чтобы) остается в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.
3. Место в предложении: придаточные цели могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
4.Соберите и прочитайте рассыпавшееся предложение (Кто быстрее):
1. он в руки чем-нибудь стальное чтоб играть взял от скуки копьё.
2. мыслить жить я хочу страдать чтоб и.
3. гордилась именем моим ты славы я чтоб желаю с.
Ответы:
1. Копьё стальное взял он в руки, чтоб чем-нибудь играть от скуки. (цели)
2. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (цели)
3. Желаю славы я, чтоб именем моим гордилась ты. (цели)
Определите, структуру предложений? Вид придаточного? Объясните?
Определите, какой художественный прием используется в предложениях?
Какую роль выполняют в тексте спп с придаточными цели?
(1 и 3 – с инверсией). Проверяем выполненное упр. и делаем вывод, что СПП с данными придаточными помогают строить полные ответы, делают нашу речь более точной и полной. Слайд 3
5.Физкультминутка: слайд 7
6.Задание «Конструирование предложений» Взаимопроверка
Формулировка задания: Соедините придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных. (Если затрудняетесь, то вам поможет таблица на стр.58)
1.И пришлось ей стать осторожней,
2Для того чтобы выучиться говорить правду людям,
3. дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.
4.Медведица напала на охотника не со зла,
5. Дабы не привлечь к себе пристального внимания,
7.Чтобы добиться прочности
8.незнакомец пристроился на скамье около двери
9. надо научиться говорить ее самому себе.
10.чтоб свободу свою спасти.
11. а для того чтобы защитить своих медвежат.
Ответы:
1+10, И пришлось ей стать осторожней, чтоб свободу свою спасти.
2+9, 2.Для того чтобы выучит. говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе. /Л.Н. Толстой/
7+3, Чтобы добиться прочности, дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.
4+11, Медведица напала на охотника не со зла, а для того чтобы защитить своих медвежат.
5+8, Дабы не привлечь к себе пристального внимания, незнакомец пр.строился на скамье около двери.
Какое из предложений направлено на самовоспитание человека?
7.Работа с текстом. Какое задание можете выполнить?
1)Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. 2)Это не просто выражение вежливости. 3)В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. 4) Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. 5) Для того чтобы уметь чувствовать, уметь видеть по-доброму окружающих тебя людей, необходим не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.
6) Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. 7) Просьба – это порыв души. 8) Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. 9) Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. 10) Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.
11)Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. 12)Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать 13). Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.
(По Д.С. Лихачёву)
Определите тип текста, докажите.
Какова тема текста?(добро в мире.)
Сколько микротем?
Назовите предложения, в которых выражается главная мысль текста 8 – 9
САМОСТОЯТЕЛЬНО.
1.Найдите СПП с придаточными обстоятельственными цели.
ЗАПИШИТЕ ТОЛЬКО НОМЕР(а) ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
2.Приведите 2 предложения (аргумента) во второй части, используя СПП с придаточным обстоятельственным цели.
Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца
Микротема
Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы.
Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.
Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.
Подведем итог:
Ответьте на вопросы, используя СПП с придаточным цели:
1. С какой целью вы пришли на урок?
2. Для какой цели нужно изучать СПП?
3. Зачем нужно уметь строить схемы СПП?
Домашнее задание: Слайд 6
Обязательное для всех: Выполнить упр.166 по предложенному заданию.
На выбор:
1. Написать сочинение-рассуждение на тему «Чтобы - многозначный союз». В качестве аргументов используйте примеры СПП, записанные на уроке.
Или
2. Найти и выписать из текстов художественных произведений 4-5 СПП с придаточным цели.
Самооценка:
Поставьте себе оценку, используя шкалу оценивания. (Дети оцениваю себя сами) Слайд 7
Спасибо за урок!
Теперь я буду знать, что …
Меня огорчило то, что …
Я рад, что…
Готовые работы
ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге
КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге
МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге
ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ
После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.