Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

"влияние людей на человека" - сочинение, которое помогает переосмыслить социальные установки. Влияние общества на развитие личности Как общество влияет на ваше поведение

Поскольку личность - продукт культурной, а не биологичес­кой эволюции, то можно предположить, что именно общест­во, а не природа, оказывает на личность максимальное влия­ние. Общество способно влиять на личность положительно - развивая ее, и отрицательно - подавляя.

Треть своей жизни человек обучается жить в самом слож­ном из существующих миров - в мире общественных отно-


Шений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек учится этому сложному искусству всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот про­цесс получил название социализации.

Очень многое человек наследует не только от своих дале­ких животных предков, но и от своих непосредственных предков - родителей и их родителей. Человеческое сущест­во, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши живот­ных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению со­циального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символическо­му языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмот­ря на все старания ученых.

Социализация должна начинаться в детстве, когда при­мерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит за­поздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве за­кладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от обще­ства, в социальном плане погибают, хотя взрослые иногда со­знательно ищут одиночества и изоляции, предаваясь углуб­ленным размышлениям и созерцанию. Даже когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они духовно и социально не погибают. Напротив, пре­одолевая трудности, они развивают свою личность, познают в себе новые грани.

Уже говорилось о том, что социализацию часто мыслят как подготовку детей к жизни в мире взрослых. Чем же раз­личаются эти два мира? Столь ли существенны между ними различия? Так ли необходима специальная подготовка для перехода из одного в другой?

Дети и взрослые различаются: ростом, физической силой, умственными способностями и умением их с выгодой приме­нять, отношением к опасностям и риску, соотношением рассу­дочных и эмоциональных компонентов, объемом приобретен­ных знаний, способностью учиться на собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных ситуа­циях, стремлением брать на себя дополнительную ответствен­ность. При желании список можно продолжить.


Но главное отличие - выполнение социальных ролей. Де­ти - единственная категория населения, не имеющая соци­альных статусов и социальных ролей, если не считать статусов «ребенок», «мужской/женский пол», «сын-дочь», «племян­ник» и т.п., которые они еще не осмысливают в полной мере. Так как дети не являются производителями материальных благ и не относятся к категории экономически самостоятельного на­селения, у них не может быть профессиональных, экономичес­ких или политических статусов и ролей. Им не знакомо то, что составляет суть статусов - круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, врача, педагога, парламентария и т.д. Они не знают, что такое ответственность, социальные нор­мы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали.

Теоретические и очень приблизительные знания о соци­альных ролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. В роли они играют, но не ведут себя в со­ответствии с требованиями социальной роли: у них только иг­ровое освоение социального мира. Взрослые никогда не игра­ют в роли, если не считать так называемый игровой метод обучения в бизнесе.

Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент - ког­да человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он наи­более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта - взаимоотноше­ния продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта - родитель-ско-детские отношения являются самыми тесными и близки­ми из всех существующих в человеческом обществе.

Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологически и пробуждаются с появлением первого ребенка. Действительно, у всех живых существ - от птиц до млекопи­тающих - родительская забота запрограммирована генети­чески. Однако для человеческих существ это справедливо на­половину. Родительство - прежде всего социально приобретаемое отношение. Практически только у людей де­тей намеренно подкидывают или передают на воспитание в


другую семью либо передают под опеку государства. Только человек придумал специальные учреждения для беспризор­ных детей и систему санкций, с помощью которых либо нака­зывают за нарушение, либо поощряют за соблюдение отноше­ний родительства.

Уже в глубокой древности, судя по сохранившимся ис­точникам, детей убивали, бросали на произвол судьбы, про­давали в рабство, закладывали, калечили, терроризировали и насиловали собственные родители. Подобные меры оправ­дывали самые просвещенные умы человечества. Древнегре­ческий философ Аристотель считал, что детей-калек кор­мить вовсе не обязательно, а древнеримский мыслитель Сенека предлагал топить слабых и уродливых младенцев. Древние спартанцы расправу над физически слабыми мла­денцами возвели в ранг государственной политики. Задолго до них первобытные племена освобождались от детей в пери­оды засухи, голода и недоедания. Средневековье пестрит со­общениями о побоях, издевательствах, родительском дес­потизме и равнодушии к детям. Русский «Домострой» - свод житейских правил и наставлений XVI века - проник­нут духом беспрекословного повиновения детей родителям. Согласно Уложению 1649 года, детям отказано в праве жа­ловаться на родителей. Убийство ребенка каралось годич­ным заключением в тюрьму, а убийство родителя - смерт­ной казнью.


Как это ни странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до XX века практически отсутствовало понятие ответственности родителей перед детьми. Напротив, была крайне преувеличена ответственность детей перед родите­лями. Таким образом, на протяжении почти всей истории чело­вечества наблюдалась асимметрия в отношениях между родите­лями и детьми: ответственность одних была преувеличена, а ответственность других - принижена.

Только в XX веке произошел перелом в отношениях роди­тельства. Они вернулись в естественное для природы челове­ка русло. Принцип партнерства и взаимной ответственно­сти включен в систему прав гражданина во всех цивилизованных странах. Число детей в одной семье к тому времени резко сократилось, а их ценность резко возросла. Мысль о том, что родители должны жить ради своих детей, а те, в свою очередь, ради будущих детей, вернула человечество в русло гуманистических ценностей и восстановила естест­венную цепочку социализации.

В ходе многовекового развития человеческое общество со­здало в отношениях родительства сложные системы ценнос­тей, традиций, норм и правил поведения, механизмов социаль­ного контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших, лишение родительских прав).

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет (их еще называют тинэйджерами). В этом возрасте происходят важные физиологические измене­ния (одно из них - наступление половой зрелости), несущие определенные психологические сдвиги: влечение к противо­положному полу, агрессивность, зачастую немотивирован­ная, склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независи­мой™ и самостоятельности.

Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инновати-ке и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость - с другой, порождают особое явление, называемое молодеж­ной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными не-

Гативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «труд­ным возрастом», «переломным периодом». Его содержание за­ключается в изменении поведенческих характеристик: от поч­ти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию - скрытому непо­виновению родителям. Если раньше они смотрели на мир гла­зами своих родителей, то теперь ведут как бы двойной счет: у них выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая лишь частично пересекается с пози­цией родителей, а частично - со взглядами сверстников.

В этот период заканчивается формирование фундамента лич­ности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие - этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновре­менно наблюдается постоянный поиск нравственных ориенти­ров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружаю­щих, особенно если это касается одежды, внешнего вида, ма­нер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофи­рованная самостоятельность находит выражение в подчеркну­той резкости собственных оценок: для многих тинэйджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинэйдже­ров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут мо­ральную и правовую ответственность за детей и неприкосно­венность имущества, участвуют в общественной и производ­ственной жизни. Взрослые - собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защит­ники и т.д. А тинэйджеры экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участ­никами правоотношений. Их ролевой диапазон крайне огра­ничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они - лишь потребите­ли. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизнен­но важные решения, в психологическом плане тинэйджеры


созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и за­ключается исходное противоречие.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйджеров - меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностя­ми, тинэйджеры сталкиваются с такими глобальными миро­воззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это дела­ют взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущен­ность, насилие над личностью. Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс со­циализации. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.

Ученые полагают, что сексуальная распущенность, зло­употребление алкоголем и лихачество не что иное, как по­пытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу, т.к. статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует до­стижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников.

Современная молодежь разбивается на несколько поколе­ний. Она уже не выступает, как прежде, единым поколением, противостоящим старшему поколению. Внутри молодежи противоборствуют и сосуществуют несколько поколений, ис­поведующих разные идеалы, ценности, неадекватные нормам и ценностям другого.

Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства во взрослость возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на свой детский опыт либо жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, сталкивающаяся с теми же самыми проблемами и имеющая такие же ценности и идеалы. Она предоставляет своим членам необходимые им свободу и независимость, как во взрослой субкультуре, и вместе с тем сохраняет для них со-

Циальную защиту и эмоциональную принадлежность, в кото­рой они нуждаются как еще неполные взрослые. Группа свер­стников одного возраста считается вполне подходящей на роль судей поступков и действий, совершаемых молодыми людьми. Благодаря сверстникам подросток учится смотреть на себя глазами других людей, не являющихся родственниками, а равных ему по возрасту. В группе сверстников индивид как бы примеряет на себя социальные одежды взрослого.

Вообще можно говорить о том, что, как только к мнению группы ребенок начинает прислушиваться в той же степени, как к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происходит это в 10-12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают доминировать. И так может продолжаться всю жизнь: начиная с подросткового возраста группа сверстников уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге.

Живя рядом со множеством групп, человек сам оказывает на них влияние и оказывается под их влиянием, но всегда старается сохранить свою личность, индивидуальность.

Понятия: социализация, детство, подростковый период.

Вопросы и задания

1. Институт материнства и отцовства играет важную роль не только в жизни общества в целом, но и в судьбе каждо­го отдельного человека. Какую роль он играет в вашей жизни? Какое влияние на формирование вашей личности оказывает мать или отец? Как между ними распределяют­ся функции воспитания, кто чем занимается?

2. Сравните средства воздействия взрослых на ребенка и наоборот. Сделайте выводы.

3. Какую роль в становлении вашей личности сыграла
группа сверстников? Напишите краткое сочинение, ис­
пользуя материал данного параграфа.

4. В чем заключаются особенности поведения подростков и с чем они связаны?

5. Как менялись взгляды ученых и общества на проблему взаимоотношения родителей и детей?


*6. Дети и взрослые представляют два разных мира. По­пробуйте самостоятельно или при помощи взрослых про­должить его исследование. Объектом наблюдения вполне может стать ваша семья (либо семья знакомых). Пона­блюдайте, как строятся взаимоотношения между этими мирами, выводы сформулируйте в кратком эссе.

*7. Вспомните свое детство, понаблюдайте за поведением младших братьев и сестер и ответьте:

а) Как изменяются игры детей в роли с возрастом, что по­
является нового в 7 или 10 лет?

б) Какие роли осваиваются детьми вне игровой обстанов­
ки, скажем, когда мама посылает в магазин купить про­
дукты? Какие в этом и подобных случаях осваиваются ро­
ли взрослых?

в) В какой половине жизни - первой или второй - человек
осваивает больше социальных ролей, культурных норм?

Проблема. Некоторые родители считают, что они долж­ны вести себя с сыном (или дочерью) с позиции ровесника в вопросах одежды, речи, вкуса и манеры поведения, что­бы показать ему понимание его подростковых проблем. Вы согласны с такой точкой зрения?

Практикум 1. В восточных штатах США в начале XX в. заключенных приводили в темных капюшонах. Им не раз­решали видеться, они были изолированы и общались только с Библией. Что это, жестокость? Ничего подобного. Американцы считали, что каждый человек может начать все сначала. Нельзя лишать его этого шанса. Но путь ис­правления тогда проходит легче, когда над тобой не довле­ет груз отравленного прошлого.

Дайте комментарий с точки зрения теории социали­зации.

Практикум 2. Специалисты утверждают: человек, кото­рый впервые попробовал наркотики после 20 лет, к 30 го­дам уже законченный наркоман, но при этом сохраняется как личность. А ребенок, который начал колоться в 13 лет, к 23 годам как личность полностью деградирует.

Почему? Объясните проблему с позиции теории со­циализации.

Заключение

Заканчивая книгу, автор хотел бы остановиться на практических вопросах, от решения которых во многом будет зависеть ваше по­ступление в вуз. Итак, впереди у вас сдача выпускных экзаменов в школе и подготовка к вступительным экзаменам в вуз. Что от вас потребуется? Первое, о чем захотят на экзамене узнать препо­даватели вуза, это то, насколько твердо вы усвоили базовый ми­нимум знаний по обществознанию в рамках школьной програм­мы. Причем речь идет о совокупности знаний за 8-9 и 10-11 классы. Их надо суммировать, поскольку темы, которые пройдены в 8-9 классах, не рассматриваются в 10-11 классах, они лишь кратко повторяются для плавного и логичного перехода к новому материалу.

Необходимый минимум в обоих случаях устанавливается Ми­нистерством образования и выражается в двух обязательных ми­нимумах знаний по обществознанию - отдельно для 8-9 и 10- 11 классов. Если сравнить эти учебники, то обнаружится повторение некоторых тем. Так, например, тема «Сферы общест­ва» присутствует в минимуме за 8-9-е и 10-11 классы. Такое по­вторение не предполагает, что в учебнике за 10-11 классы долж­на в том же объеме и с тем же содержанием раскрываться одна и та же тема. Повторение указывает на важность данной проблемы или данного понятия для выпускника школы, а не для автора учебни­ка. Повторение темы означает также, что она может быть включе­на в экзаменационные вопросы в 10-11 классах. Кроме того, есть темы, которые не повторяются, но это не означает, что темы 8- 9 классов не встретятся вам на вступительных экзаменах.

Таким образом, готовясь к выпускным школьным экзаменам, ориентируйтесь на минимум для 10-11 классов, но при подго­товке к вступительным вузовским экзаменам, штудируйте еще и учебники за 8-9 классы. Для этого надо сделать сводный мини-


мум по двум курсам, сложив все темы и отбросив повторяющие­ся. Автор предлагает сделать вам перечень понятий и проблем, которые необходимо знать на вступительных экзаменах в вуз по курсу «Обществознание».

На формировании личности сказывается влияние общества. Это отображается на форме жизни человека, его интересах и успешности.

Способы воздействия

Для полноценного развития человека как личности нужно общение с другими людьми. Это способствует скорейшему восприятию социальных норм, установленных законов морали и ценностных ориентаций.

Влияние – это процесс, результатом которого является полное или частичное изменение манеры поведения человека, его интересов, жизненных целей, установок, принципов.

Оно бывает отрицательное или положительное, носит спонтанный характер, но является навязчивым. Влияние общественности не подлежит какому-либо контролю. Может использоваться для достижения положительных или негативных целей.

В психологии утверждают, что влияние не должно негативно сказываться на формировании личности. Грамотность, корректность, аргументированность мысли – главные требования к психологическому воздействию.

Положительное влияние

Заключается в положительном изменении человека, его личностном росте. Значение имеет окружение. Чтобы результат был действительно позитивным, необходимо общение с успешными, умными, перспективными личностями, у которых можно учиться. Критика от них будет аргументированной, преподнесенной в вежливой, толерантной форме. Нахождение рядом с такими людьми будет мотивировать личность становиться лучше, пытаться достичь такого же высокого уровня развития и самоорганизации.

Положительное влияние на изменение личности оказывают психологи, иногда - гипнологи. Это представители таких видов профессиональной деятельности, которые предполагают развитое восприятие и правильную личностную оценку. Применяя различные техники НЛП, внушения, они помогают человеку избавиться от фобических и других психических расстройств, понять свои ошибки, увидеть возможные перспективы.

В мире не существует двух одинаковых индивидов. Поэтому очень важно научиться принимать мнения остальных, достойно их оценивать и не отрицать.

Человек, который способен принять мысли, полностью противоречивые его размышлениям, способен к самоусовершенствованию и работе над собой. Это положительно скажется на принятии решений в дальнейшем.

Правильное воспитание – еще одно проявление положительного влияния на формирование личности. Является базой образования определенного характера. Родители обучают ребенка, как правильно себя вести в обществе, что предпринять в конкретной ситуации и как лучше не поступать. Приучают к основным законам морали, нормам поведения.

Положительное влияние общества проявляется в:

  • устранении комплексов;
  • полноценном формировании убеждений;
  • умении аргументировать свое мнение;
  • понимании, что каждый человек – уникальная личность со своими убеждения и
  • рассуждениями, которые могут не совпадать у нескольких человек;
  • стимулировании развития человека в выбранном направлении;
  • ликвидации негативных эмоций, пополнении позитивных и т. д.

Современный научный анализ доказал, что некоторые особенности поведения индивида исчезают, когда он покидает социальную среду или выходит из сферы воздействия определенной группы людей. Такая группа является местом, где личность может проявить себя – отработать коммуникативные умения, техники внушения.

Правильно сформированный коллектив дает возможность обучаться воспринимать себя и других, замечать ошибки остальных и суметь увидеть собственные. Человек учится фильтровать информацию, в процессе обсуждения у него формируется собственное мнение или взгляды на конкретные ситуации, модели поведения.

Негативное влияние

В жизни каждого бывает период, когда в окружении преобладают безуспешные, бесперспективные люди, которые тянут человека на дно. Их критика ничему не обучает, а лишь отображается в виде психологической деформации личности. В результате такой индивид, находясь под давлением общества, часто действует в ущерб собственным интересам.

Существует 3 основных реакции на подобное поведение группы. Каждой из этих составляющих присущи свои особенности:

  1. Внушаемость. Человек бессознательно соглашается с мнением других, принимает поведение группы. Не замечает, как меняется его манера общения, тип мышления.
  2. Конформизм. Состояние, при котором индивид внешне соглашается с некими утверждениями, но внутренне остается при собственном мнении. Происходит расхождение с размышлениями отдельного человека и группы.
  3. Сознательное соглашение. Индивид действительно меняет отношение к чему-либо. Происходит активное отстаивание интересов группы.

Под таким негативным влиянием группы человек может не иметь собственного мнения. Активизируется процесс деградации.

Последствия негативного влияния:

  • повышенная эмоциональность;
  • снижение уровня самопознания, самовыражения;
  • обезличивание – отказ от своих интересов и мнения;
  • развитие межличностных конфликтов;
  • повышение уровня тревожности и озадаченности и т. д.

Еще одним возможным отрицательным следствием группового воздействия может быть невозможность раскрытия творческого потенциала. Главной причиной является нежелание общества воспринимать человека с отличительным типом мышления и другим видением мира. Все творческие идеи отвергаются. В результате творческий потенциал и вовсе может пропасть или застрять в развитии на длительное время.

Даже когда индивид хочет показать свою независимость, ему не дают этого сделать. Самооценка падает, и человек находится не в состоянии дать адекватную оценку себе, своим действиям и определенным поступкам. Он не чувствует поддержки со стороны окружающих.

Зависимость от мнения социума

Созависимость – состояние, которое возникло вследствие того, что человек не сумел противостоять воздействию других. Явление связано со сниженной самооценкой и преобладанием негативных эмоций (гнева, тоски, раздражения, нервозности, переживания, тревоги и т. д.).

Созависимость не только негативно влияет на природу личности, но и на эмоциональное, психологическое состояние человека. Он постоянно переживает о том, что подумают о нем остальные – осудят или ободрят, сумеет ли реализовать ожидания других или кого-то разочарует.

У созависимых людей вся жизненная энергия и силы уходят на переработку негативных эмоций. У них может появиться желание избавиться от негативного воздействия общества, но сил на осуществление каких-либо действий в этом направлении может не быть.

Основные проявления созависимости, созданной на негативной почве:

  • навязчивая помощь, даже когда в ней нет потребности;
  • ощущение ничтожности без взаимоотношений с кем-то;
  • энергия тратится на поддержание отношений с другими, чтобы получить безопасность и душевное спокойствие;
  • страх сделать что-либо вопреки общественному мнению;
  • восприятие чужих проблем как собственных;
  • погашение творческого потенциала;
  • отсутствие позитивного мышления и принятия оригинальных решений;
  • есть чувство ответственности за действия других;
  • помощь другим даже в случаях, когда человек вынужден делать то, что он не хочет,
  • чтобы не разочаровать кого-либо;
  • может выражать негодование по поводу несправедливости, но неспособен защищать собственные интересы;
  • всегда чувствует себя марионеткой; присутствует отклонения похвалы, комплиментов, приятных высказываний;
  • больной винит себя буквально во всем, даже когда он реально невиновен;
  • всегда считает себя недостаточно хорошим.

Созависимый человек не умеет говорить «нет». Из-за этого часто делает то, что ему не нравится. Он буквально привязан к помощи другим людям. У него постоянно присутствует чувство жертвы или собственной ничтожности.

Главная проблема таких людей – отсутствие жизненной цели. Они постоянно помогают кому-то, удовлетворяют чужие желания, жертвуя собственными мечтами.

Такое влияние общественности отображается на физическом состоянии больного. Появляются нарушения сна, активно развиваются психические расстройства и заболевания ЦНС.

Созависимый позволяет другим причинять себе больно. Он никогда не говорит открыто о своих потребностях. Всегда соглашается на условия других, даже если они его не удовлетворяют.

Такая личность боится ошибок и неудач. Теряет интерес к своей жизни. В результате становится трудоголиком. Не доверяет никому, даже себе. Очень переживает, когда ее подводят остальные, из-за чего впадает в депрессию. Страдает пищевыми расстройствами, не способна контролировать эмоции.

Созависимость также отображается на стиле жизни индивида. Вместо жизнерадостного и веселого состояния, он постоянно раздраженный, грустный, унылый и жалуется на все, что можно. Всем указывает на ошибки, не замечая собственных. В нем одновременно сочетаются ответственность и безответственность.

Коррекция

Лучшее решение – стать независимым на психологическом уровне. Перестать бояться самовыражаться, нарушать общепринятые нормы, действовать вопреки другим. Главное правило, которого нужно придерживаться, - отсутствие негативного влияния на общество.

Независимость является основной характеристикой сильной личности. Она несет ответственность за каждый поступок и не боится осуждения, неудач. Имеет материальную независимость. Является сознательной, прислушивается к мнению других, но сопоставляет его с собственными интересами. Присутствует здоровый эгоизм.

Правила, которых нужно придерживаться, если необходимо защитить себя от негативного влияния общественности:

  • Помнить, что всем угодить нельзя. Если другого человека что-то не устраивает, не пытаться ему понравиться. Это избавит от необходимости постоянно подчиняться приказам этой личности.
  • Прекратить обращать внимание на неадекватных или вечно недовольных людей. Это отбирает очень много сил и жизненной энергии, которой можно найти более достойное применение. Если кто-то начал изливать свою душу или часто делиться своими проблемами, сумейте вовремя остановить такого человека. Следует объяснить, что вы не готовы или не имеет времени выслушивать подобные жалобы.
  • Больше отдыхать на свежем воздухе. Переутомление негативно сказывается на всех аспектах здоровья. Важно научиться медитации, часто повторять мотивирующие аффирмации. Очень помогают занятия спортом (подойдет даже обычная прогулка в парке).
  • Необходимо брать ответственность только за собственные действия и поступки. Тогда не будет времени думать о других. Следует создавать такие ситуации, которые обогащают положительной энергией и делают счастливым.
  • Никогда не поддавайтесь на грубость. Это один из самых эффективных методов манипуляции. Можно задействовать холодное презрение, чтобы дать понять, что подобное общение недопустимо. Знайте себе цену.
  • Постоянно проводите самоанализ. Это поможет держать себя в тонусе и не поддаваться давлению общества. Старайтесь развивать только хорошие качества. Точно определите цели, расставьте приоритеты и обдумайте план действий. Подобное действие делает человека сильным и независимым.
  • Учитесь отклонять людей с проявлениями жалости. Посочувствовать кому-либо можно, но делать это постоянно – плохое решение. Помните основное правило - никто никому ничего не должен.
  • Избавьтесь от влияния социальных стереотипов. Самый популярный из них – социальный обман. Кто-то делает добро, и другой индивид тоже должен сделать что-то хорошее в ответ. Таким примитивным способом многие управляют другими ради достижения собственных целей.
  • Можно попытаться избавиться от общения с неприятными личностями или свести любой контакт к минимуму. Это позволит сэкономить жизненную энергию и использовать ее более продуктивно.

Мы представляем собой биологический вид, но как личность можем состояться только в результате культурной эволюции. Влияние общества на человека является процессом, когда каждый отдельно взятый представитель оказывает определенное воздействие на общее развитие.

Этапы формирования личности

Процесс становления индивида как личности начинается с момента рождения, когда фактором наследственности закладывается база формирования. Другие факторы влияния общества на развитие человека:

  • природная среда, климатические особенности района проживания;
  • совокупность социальных норм и культурных ценностей, принятых в группе;
  • усвоение человеком норм, обеспечивающих влияние на процесс социализации;
  • субъективный опыт, который накапливается при выходе из разных ситуаций.

Природный фактор является важнейшим условием гармоничного развития социума. Влияние общества на развитие личности заключается не только в прикладном значении, но и имеет художественное, научное, нравственное значение.

Влияние общества на формирование личности начинается буквально с момента рождения. Процесс социализации можно разделить на несколько возрастных категорий:

  • ранний до 3 лет;
  • с 3 до 11 лет;
  • подростковый, с 12 до 15 лет;
  • юношеский возраст (до 18 лет).

Наиболее важным в обеспечении влияния общества на личность является институт семьи, а также детские коллективы. К 18 годам уже практически сформированная молодая личность имеет свои мнения.

Влияние групп общества на психологию и поведение человека может быть как положительным, так и в негативном плане. Понятие личности проявляется в совокупности социальных качеств, приобретенных в жизни.

Влияние группы общества направляется на устранение отрицательных качеств индивида, а наличие обратной связи позволяет оценить правильность выбранного вектора развития.

В группе присутствуют люди с разным уровнем знаний, навыков и умений. Общаясь с людьми более высокого уровня развития, можно быстрее достигать поставленной цели, стать успешным.

Воздействие общества на индивидуума через группы заключается в требовании выполнять нормы. Здесь обрабатываются коммуникативные навыки, а положительные эмоции от общения повышают самооценку, придают уверенность.

Если групповые интересы становятся выше интересов отдельных ее членов и действуют в ущерб обществу, то отмечается негативное влияние группы. Когда мнение большинства навязывалось, одаренные личности находятся под психологическим давлением.

В результате такие люди или становились конформистами, или поддавались общественному остракизму, вплоть до изгнания. Иногда группа может инициировать развитие характера в негативном направлении, приобретение вредных привычек.

Проиллюстрировать такое влияние общества можно известной поговоркой «с кем поведешься, от того и наберешься».

Влияние личности на социум

Социум в современном понимании представляет собой сложную макросистему, стремящуюся к единому стандарту ценностей с учетом наследия разных культур и традиций. Отмечается не только влияние общества на личность, но и обратный процесс. Влияние человека на общество определяется степенью развития умственных способностей, навыком эффективно взаимодействовать с группами.

По отношению к окружающей среде особа может выступать в разных ролях: потребитель, созидатель или разрушитель. Самым низким уровнем ответственности является потребительский, когда индивидуум ограничивает свои интересы меркантильными и мелочными потребностями.

Более высокий уровень ответственности предусматривает усиление влияния позиции человека на окружающих. Степень воздействия личности на социум определяется способностью к действиям. Сильный и целеустремленный индивид может повлиять на изменения в мире, сплотив вокруг себя группу единомышленников.

При выполнении в социуме определенной функции деятельность человека на пользу окружения им поощряется. Сила положительного примера является одним из главных инструментов влияния личности на общество.

Во многих художественных произведениях поднимались острые социальные вопросы, и писатели оказывали существенное воздействие на ход истории. Рассказы Тургенева «Записки охотника», где с симпатией и любовью описаны образы крестьян, показали безнравственность крепостного права, и в России общественность поднялась на борьбу за его отмену.

Аргументы, приведенные Шолоховым в рассказе «Судьба человека », привели к принятию закона о реабилитации военнопленных, которых до этого судили как предателей родины.

Социум и человек не могут существовать и развиваться без зависимости друг от друга . А.М. Горький в произведении «Старуха Изергиль» показал, что человек не может счастливым, если ставит себя выше общества. Принося свою жизнь в жертву, как Данко, он останется в истории примером мужества.

Многогранный процесс превращения в личность возможен только при постоянной работе над собой и в результате влияния разнообразных групп.

Становление человека как личности происходит на протяжении всей его жизни. На данный момент существует две теории о формировании личности. С одной стороны, любая личность формируется и развивается в соответствии со своими врожденными чертами и способностями, а общественная среда при этом играет весьма небольшую роль. С другой стороны, считается, что врожденные внутренние черты и способности личности вообще никак не влияют на ее становление, и личность полностью формируется в ходе накопления социального опыта.

Однако все сводится к тому, что полноценной личностью человек не рождается, а получает необходимые качества для становления таковым в течение своей жизни. Считается, что формирование личности – это, скорее, первый шаг к становлению личностных качеств человека. Оно обусловлено множеством внешних и внутренних факторов.

Внешними являются: принадлежность человека к обусловленной культуре, социально-экономическому классу и особой для каждого семейной сфере. Внутренние же факторы включают в себя генетические, физические и биологические особенности индивидуума. Особое влияние на установление личностных качеств человека имеет окружающая его среда обитания.

Возникает вопрос: что же такое общественное мнение?

Это точка зрения определенной группы людей по какому-либо вопросу в соответствии с их представлениями о поведении и мышлении внутри социума, разделяемое и выражаемое большинством. Ключевое предназначение общественного мнения заключается в том, что оно играет роль некоего регулятора личностных отношений между людьми в обществе.

Регулирование общественных отношений является основной функцией общественного мнения. Общественное мнение формирует и прививает членам общества определенные нормы социальных отношений. Причём оно регулирует отношения не только между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью. Еще одной функцией общественного мнения является воспитание в каждой личности чувства ответственности за свои дела и поступки перед социумом. Воспитательная функция развивает в человеке чувство нравственной ответственности.

Следовательно, общественное мнение является универсальным средством воспитания «морально чистых» членов общества. Общественное мнение оказывает влияние на личность, группу, коллектив, воздействует на становление их установок, обычаев, традиций, интересов, привычек. Оно воспитывает и перевоспитывает.

Общественное мнение вбирает в себя интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы, всевозможные представления и выражает отношение людей к определенным, затрагивающим их интересы, проблемам и явлениям. Оно может выражаться в форме оценки, желания, одобрения, осуждения, требования и т.д. Общественное мнение появляется в процессе обсуждения общественных событий, условий жизни, труда, отдыха и т.д.

Однако общественное мнение может влиять на личность, как с позитивной стороны, так и с негативной.

Социум выступает неким «прессингом» для человека, воспитывая в нем конформность заставляя постоянно оглядываться на то, « » и вынуждая быть «тем, кого хотят видеть другие», и, мешая ему быть «тем, кем он действительно является».

Личностью человек может стать лишь в том случае, если им будет найден баланс между своей точкой зрения и общественным мнением. Постигнув себя как личность, заняв свою нишу на «социальной лестнице» и осмыслив жизненный путь, человек становится индивидуальностью, приобретает честь и свободу выбора, которые и выделяют его в «серой массе» как личность.

Светлана Иванова специально для сайта

Любой человек прислушивается к общественному мнению. Каждый день он смотрит телевизор, разговаривает с одноклассниками или коллегами, проводит время на интернет-ресурсах. Вокруг него социум, который невозможно игнорировать. Общество формирует взгляды на жизнь, выявляет черты характера, толкает личность на поступки. Общество способно прививать чувство вкуса и меры, развивать кругозор.

Влияние общества на человека - велико. Не только положительный момент есть в этой теме: слабые и беспомощные люди не способны принимать решения и живут по законам общества, подчиняясь другому мнению, даже если у них есть своё собственное. Дабы не противоречить, они поступают не по своей воле. Влияние общества было и раньше, но сейчас, люди готовы на многое, лишь бы быть любимыми и популярными. Несмотря на то, через что они переступают на пути к общественному уважению.

О жизни человека в обществе нам известно из произведений, дошедших до нас из прошлого. Они разнообразны: начиная от жития святых и заканчивая современной литературой. Не только писатели рассказывали о влиянии общества на индивида, но и талантливые художники, писатели, работники кинематографа. Но в литературе этот вопрос поднимался особенно остро.

Печальный пример бесхарактерного человека, действующего по чужому наставлению, описан в рассказе Тургенева «Муму». Немой крепостной вынужден утопить собаку по приказу своей барыни. Несмотря на то, что она была ему единственным другом. Проявив он свой характер, судьба животного и их дружбы могла бы сложиться более удачно. Итог такого примера - нужно уметь высказывать, выражать своё мнение, особенно, когда это касается чужой жизни.

Вторым литературным примером является образ - знаменитого Пушкинского героя, который следил за собой, чтобы нравится окружающим, соответствовал моде. Танцевал и развлекался, говорил по-французски, в общем, делал всё, чтобы общество его уважало. Но из-за общественного мнения он не может отменить дуэль и убивает друга, тем самым, подтверждается то, что он подчинён обществу и сделал так, как оно хотело. Этот пример показывает, что одна ошибка в ведомом поведении может стать роковой.

Подводя итог, невольно ловишь себя на мысли, что все люди зависимы от общественного влияния. Только одни могут послушать, сделать выводы, а потом уже решить, как и поступать. А другие, не задумываясь, делают все ради угодничества.