Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Потери вмс ссср во второй мировой войне. Ix. потери торговых судов. Xiii. потопление крейсера «хелли»

VI. АНГЛИЙСКИЕ ПОТЕРИ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

Начиная с 10 июня 1940 года до 8 сентября 1943 года британский флот потерял на Средиземном море следующие корабли (Грубая ложь. Приведен список британских потерь до самого конца войны. См. приложение переводчика. А.Б.):

Из книги Схватка двух львов. Англо-голландские войны XVII века автора Махов Сергей Петрович

Глава 6 Операции в Средиземном море Сражение у Монте-КристоИ голландцы, и англичане имели обширные торговые интересы в Средиземноморье. Соединенные Провинции вовсю торговали с Оттоманской империей, Венецией и Генуей. Основной статьей голландскою экспорта были олово,

Из книги Борьба за господство на море. Аугсбургская лига автора Махов Сергей Петрович

Из книги Италия. Враг поневоле автора

Глава 32 Катастрофа на Средиземном море Боевые действия на Средиземном море имеют лишь косвенное отношение к нашему исследованию, поэтому я ограничусь кратким обзором. Для Италии средиземноморский театр военных действий являлся решающим, а Восточный фронт -

Из книги Россия на Средиземном море автора Широкорад Александр Борисович

Глава 19 Быть ли Андреевскому флагу на Средиземном море После расформирования 5-й оперативной эскадры походы наших кораблей в Средиземное море стали редкостью. Через каждые 4-6 месяцев менялись в порту Тартус плавмастерские (ПМ-56 или ПМ-138).Периодически ходят

автора Тарле Евгений Викторович

Адмирал Ушаков на Средиземном море (1798–1800) Предисловие Давно отмеченный Грибоедовым недуг части русской общественности в XVIII–XIX вв. - доходившее иногда до подобострастия преклонение перед Западом, перед иностранцами главным образом потому, что они - иностранцы, -

Из книги Российский флот в Средиземноморье автора Тарле Евгений Викторович

Адмирал Ушаков на Средиземном море Освобождение Ионических островов1 Письмо гр. П. А. Румянцева гр. И. Г. Чернышеву от 21 июля 1771 г. - Материалы для истории русского флота, ч. VII. СПб., 1877, стр. 736.2 Материалы для истории русского флота, ч. XV. СПб., 1895, стр. 316.3 Там же, стр. 332.4 Там же,

Из книги Роксолана и Сулейман. Возлюбленные «Великолепного века» [сборник] автора Павлищева Наталья Павловна

Из книги Война на море (1939-1945) автора Нимиц Честер

Англия против Италии на Средиземном море Вступление Италии в войну породило у английского командования серьезные сомнения относительно возможности удерживать Мальту. Оборона острова и расположенной на нем базы была чрезвычайно слабой. Предназначенные для Мальты

Из книги Германская подводная война 1914–1918 гг. автора Гибсон Ричард

Глава XI Борьба в Средиземном море (1917 г.) В северных водах кульминационная точка борьбы была пройдена; здесь первый удар, направленный против мирового судоходства, удалось выдержать и ослабить, хотя и страшной ценой. Медленно и по временам почти незаметно ослабевало

Из книги Итальянский флот во Второй Мировой войне автора Брагадин Марк Антонио

V. НЕМЕЦКИЕ ПОТЕРИ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ Германский флот, согласно официальным спискам, опубликованным Британским Адмиралтейством, потерял, начиная с октября 1941 года, когда он впервые появился на Средиземном море, до 8 сентября 1943 года, следующие корабли:1 эсминец38

Из книги Георгиевские кавалеры под Андреевским флагом. Русские адмиралы - кавалеры ордена Святого Георгия I и II степеней автора Скрицкий Николай Владимирович

На Средиземном море 7 сентября 1804 года главный командир Кронштадтского порта П. И. Ханыков получил через товарища морского министра П. В. Чичагова повеление Императора срочно подготовить и отправить на Средиземное море наиболее боеспособные корабли «Ретвизан»,

Из книги История Венеции автора Бек Кристиан

Потери на Средиземном море Вспоминая о традиционном обряде обручения дожа с морем, Дю Белле пишет: «Эти старые рогоносцы берут в жены море, а оно изменяет им с турками». Уже в 1538 г. в своих «Сожалениях» французский поэт иронически взирает на Венецию, столкнувшуюся с

Из книги Сулейман Великолепный и его «Великолепный век» автора Владимирский Александр Владимирович

Победы на Средиземном море Осознав, что на сухопутных фронтах в Европе он пока достиг пределов, до которых могла расширяться Османская империя, Сулейман Великолепный обратил свой взор на Средиземное море. Султан рассчитывал нанести решающие поражения европейским

Из книги История войн на море с древнейших времен до конца XIX века автора Штенцель Альфред

Глава IV. Господство Рима на Средиземном море

Из книги Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793-1812 автора Мэхэн Алфред

Глава IX. Средиземное море в 1797 и 1798 годах – Египетская экспедиция Бонапарта – Возвращение англичан в Средиземное море и Абукирская битва – Восстановление Великобританией господства на Средиземном море и образование второй коалиции Предварительный Леобенский мир

Из книги Вторая мировая война на море и в воздухе. Причины поражения военно-морских и воздушных сил Германии автора Маршалль Вильгельм

Люфтваффе в войне на Средиземном море В августе - сентябре 1940 года Гитлер пришел к выводу, что дальнейшее обострение военно-политической обстановки в Восточной Европе неизбежно приведет Германию к войне с Россией. Поэтому необходимо принять все меры, чтобы в следующем

IX. ПОТЕРИ ТОРГОВЫХ СУДОВ

* Итальянские суда, вернувшиеся в Италию или построенные

** Иностранные суда, захваченные или купленные

*** Суда, захваченные или построенные немцами, переданные итальянцам, но оставшиеся под германским флагом

Из книги Между Азией и Европой. История Российского государства. От Ивана III до Бориса Годунова автора Акунин Борис

Конец торговых республик Главный прирост территорий, однако, Москве дали не соседние княжества, а торговые республики, которые властолюбивый объединитель прибирал к рукам одну за другой.О присоединении сильнейшей из них, Господина Великого Новгорода, речь пойдет

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

Охрана торговых путей Другою заботой киевских князей была поддержка и охрана торговых путей, которые вели к заморским рынкам. С появлением печенегов в южно-русских степях это стало очень трудным делом. Тот же император Константин, описывая торговые плавания Руси в

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Земская мысль в торговых классах Но, погасая в правящих и привилегированных слоях, идея земского собора некоторое время еще держалась в небольших кучках тяглого земства, оставшихся с закрепощением владельческих крестьян под защитой закона. В заявлениях высшего

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА IX Об ограничении торговых сношений Истинная польза народа требует, чтобы он без важных причин не устранял ни одного народа от торговли со своею страной. Японцы торгуют лишь с двумя нациями: китайской и голландской, и китайцы выручают с них по тысяче процентов на

Из книги Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания автора Патянин Сергей Владимирович

Из книги Трагедии Финского залива автора Платонов Андрей Валерьевич

Приложение V. Потери кораблей и судов противника на Балтике в 1941 году Примечания: Кроме указанных кораблей, на германских и шведских минах подорвались и погибли три тральщика, три минных заградителя и 14 судов. Схеме проводки конвоя 24–25 августа. 1 - поврежденный

Из книги Скифы: расцвет и падение великого царства автора Гуляев Валерий Иванович

Из книги Пакт. Гитлер, Сталин и инициатива германской дипломатии. 1938-1939 автора Фляйшхауэр Ингеборг

Новый импульс к оживлению торговых отношений Вопрос о расширении германо-советских торговых отношений опять выдвинулся на передний план интересов посольства. Сразу же после объявления о назначении Анастаса Микояна народным комисса­ром внешней торговли германский

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Регулирование имущественных и торговых отношений Несмотря на высокое развитие торговой экономики, коммерческих связей в афинском обществе, политика демократии (возможно, именно потому, что стремилась удовлетворить социальный интерес большинства) пыталась сдержать

Из книги Тайны Русского каганата автора Галкина Елена Сергеевна

Русы на торговых путях Евразии О степени развития государства свидетельствует также уровень торговли и ремесла. Русский каганат как торговое государство знали арабо-персидские географы школы Джайхани и «Худуд аль-алам»: они сообщают о том, что главным занятием русов

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Из книги Новгород и Ганза автора Рыбина Елена Александровна

СПИСОК ТОРГОВЫХ АКТОВ НОВГОРОДА Торговые договоры№ п / п. Дата …… Содержание документа - Публикация - № по Янину{5}1. 1191/1192 …… Договор с немецким купечеством и готами - ГВНП № 28 - 12. 1259/1263 …… Договор с немецким купечеством - ГВНП № 29 - 33. 1268 …… Проект мирного торгового

Из книги Гении и злодеи Росии XVIII века автора Арутюнов Саркис Арташесович

О ТОРГОВЫХ КОРАБЛЯХ Все корабли, с которых в Петербурге ведется разгрузка товаров, невелики по размерам. Да и порт пока невелик.Недавно русские судовладельческие общества постигла беда. Всего за одну ночь в Финском заливе погибло тридцать русских торговых кораблей. А

Из книги Русь древняя и настоящая (историко-аналитический очерк-сборник) автора Коллектив авторов

Суммарные людские потери Руси, России и СССР от нашествий, войн и набегов иноземцев в период с 1-го по 1995 год (по данным таблиц 36,37,38 и 39) и потери от междуусобных войн, эпидемий и голода 1. Людские потери Руси, России и СССР в войнах с иноземцами, только убитыми с 400 по 1945 г. - 27

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

На торговых путях Аргументом за существование настоящей Биармии считается то, что викинги действительно могли использовать Северную Двину как дополнительный путь к Волжскому торговому пути и Пути из варяг в греки. Захоронения пермского края богаты на серебро

Потери торгового флота от действий противника

Всего за годы войны были потоплены 5150 судов вместимостью 21570720 GRT. Из них 2714 судов 11455906 GRT были английскими, остальные принадлежали союзникам и нейтральным странам. В 1939 британский торговый флот состоял из 9488 судов 21215261 GRT. Таким образом, было потоплено 28,6 % общего количества судов и 54,4 % тоннажа. В целом потери союзников составили:

Самые большие ежегодные потери пришлись на 1942, когда было потоплено 1664 судна 7790697 GRT. Из этого количества на долю подводных лодок пришлось 1160 судов 6266215 GRT.

Самые большие потери мы понесли в Северной Атлантике, где были потоплены 2232 судна общей вместимостью 11899732 GRT. В водах вокруг Британских островов, включая Арктику, погибло 1431 судно вместимостью 3768599 GRT.

Самые большие месячные потери пришлись на март 1942, когда были потоплены 273 судна вместимостью 834164 GRT. Из них на Северную Атлантику пришлось 95 судов 534064 GRT и на Дальний Восток 98 судов 183773 GRT. В июне 1942 были потоплены 173 судна вместимостью 834196 GRT, в том числе подводные лодки потопили 144 судна 700235 GRT. Все суда, кроме 20 на 76690 GRT, были потоплены в Северной Атлантике.

Кроме вражеских действий, мы потеряли за годы войны от различных «морских причин» 1600 судов 3000000 GRT.

Потери германских подводных лодок

За годы войны Германия построила 1162 подводные лодки. Из них погибли по разным причинам 785 единиц. U-31 была потоплена дважды. 156 лодок капитулировали, остальные были затоплены в конце войны.

Причины гибели 785 потопленных лодок были следующими:

Британские вооруженные силы, включая силы Содружества и силы союзников, действовавшие под британским контролем, потопили 514 лодок. Соединенные Штаты потопили 166 лодок. 12 лодок были уничтожены совместно англичанами и американцами.

Потери личного состава

Королевский Флот потерял 50758 убитыми, 820 пропавшими без вести и 14663 раненными.

Женская Служба ВМФ потеряла 102 убитыми и 22 раненными.

Британский торговый флот потерял от действий противника 30248 человек.

Потери флотов стран британского содружества

Кроме того, Королевский Флот и флоты других стран Содружества потеряли 1035 вспомогательных и мелких кораблей.

Потери германского и итальянского флотов



Конвои

Океанские конвои

Всего за годы войны в Англию и из нее были проведены 2889 охраняемых конвоев. Из 85775 судов в их составе были потоплены 654 судна, или 0,7 %.

Прибрежные конвои

Всего в прибрежных водах Соединенного Королевства были проведены 7944 конвоя. Из 175608 судов в их составе были потоплены 248 судов, или 0,14 %.

811 судов были отправлены в составе конвоев в Северную Россию, до цели дошли 720 судов. 33 судна вернулись по различным причинам, 58 судов были потоплены, что составило 7,2 %.

Из Северной России в составе конвоев вышли 717 судов, из которых были потоплены 29 судов, или 4 %.

Всего за годы войны через Арктику в Россию было отправлено около 4 миллионов тонн грузов. Примерно 300000 тонн погибли в дороге. В числе военной техники были доставлены 5000 танков и более 7000 самолетов.

Трансатлантические войсковые перевозки

175 «Оперативных конвоев», то есть огромные лайнеры, следующие самостоятельно, доставили:

на восток 907954 человека, на запад 185578 человек.

Все войсковые транспорты, включая лайнеры, доставили:

на восток 2093791 человека, на запад 675319 человек.

Всего же Северную Атлантику в обоих направлениях, начиная с 1 января 1942, когда перевозки приняли массовый характер, пересекли 3862642 солдата союзников. Кроме того, большое количество солдат (точные цифры остаются неизвестными) были доставлены на Средний Восток из Англии, Австралии, Новой Зеландии. Массовый характер имели перевозки в Малайю, Индию, Бирму, на Цейлон. В целом можно предположить, что британские корабли и транспорты доставили на театры военных действий и вывезли оттуда около 10 миллионов солдат.

Итоги участия Великобритании во Второй мировой войне были неоднозначными. Страна сохранила свою независимость и внесла заметный вклад в победу над фашизмом, в тоже время она утратила роль мирового лидера и вплотную приблизилась к потере колониального статуса.

Политические игры

Британская военная историография часто любит напоминать, что пакт Молотова-Риббентропа 1939 года фактически развязал руки германской военной машине. При этом на Туманном Альбионе обходят стороной Мюнхенское соглашение, подписанное Англией совместно с Францией, Италией и Германией годом раньше. Результатом этого сговора стал раздел Чехословакии, который по мнению многих исследователей, и был прелюдией ко Второй мировой войне.

30 сентября 1938 года в Мюнхене Великобритания и Германия подписали еще одно соглашение – декларацию о взаимном ненападении, что явилось кульминацией английской «политики умиротворения». Гитлеру довольно легко удалось убедить британского премьера Артура Чемберлена, что Мюнхенские договоренности будут гарантией безопасности в Европе.

Историки считают, что Британия возлагала большие надежды на дипломатию, с помощью которой рассчитывала перестроить испытывающую кризис Версальскую систему, хотя уже в 1938 году многие политики предостерегали миротворцев: «уступки Германии лишь подстегнут агрессора!».

Вернувшись в Лондон у трапа самолета Чемберлен произнес: «Я привёз мир нашему поколению». На что Уинстон Черчилль, в то время парламентарий, пророчески заметил: «Англии был предложен выбор между войной и бесчестием. Она выбрала бесчестие и получит войну».

«Странная война»

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу. В этот же день правительство Чемберлена направляет Берлину ноту протеста, а 3 сентября Великобритания как гарант независимости Польши объявляют Германии войну. В течение последующих десяти дней к ней присоединяется всё Британское Содружество.

К середине октября англичане переправляют на континент четыре дивизии и занимают позиции вдоль франко-бельгийской границы. Впрочем, участок между городами Мольд и Байель, являющийся продолжением линии Мажино, находился далеко от эпицентра военных действий. Здесь союзниками было создано более 40 аэродромов, однако вместо бомбардировок германских позиций английская авиации занялась разбрасыванием агитационных листовок, взывающих к нравственности немцев.

В последующие месяцы во Францию прибывает еще шесть британских дивизий, но к активным действиям ни англичане, ни французы приступать не спешат. Так велась «странная война». Руководитель британского Генштаба Эдмунд Айронсайд следующим образом охарактеризовал ситуацию: «пассивное ожидание со всеми волнениями и тревогами, которые из этого вытекают».

Французский писатель Ролан Доржелес вспоминал, как союзники спокойно наблюдали за перемещением немецких поездов с боеприпасами: «очевидно, главная забота высшего командования заключалась в том, чтобы не беспокоить противника».

Историки не сомневаются, что «странная война» объясняется выжидательной позицией союзников. И Великобритания, и Франция должны были понять, куда обратится Германская агрессия после захвата Польши. Не исключено, если бы вермахт после Польской кампании сразу начал вторжение в СССР, то союзники могли поддержать Гитлера.

Чудо у Дюнкерка

10 мая 1940 года согласно плану «Гельб» Германия начала вторжение в Голландию, Бельгию и Францию. Политические игры закончились. Вступивший в должность премьера Соединенного Королевства Черчилль трезво оценил силы противника. Как только немецкие войска взяли контроль над Булонью и Кале он принял решение эвакуировать оказавшиеся в котле под Дюнкерком части британского экспедиционного корпуса, а вместе с ними остатки французских и бельгийских дивизий. 693 английских и около 250 французских кораблей под командованием английского контр-адмирала Бертрама Рамсея планировали переправить через Ла-Манш около 350 000 солдат коалиции.

Военные эксперты слабо верили в успех операции под звучным называнием «Динамо». Передовой отряд 19-го танкового корпуса Гудериана находился в считанных километрах от Дюнкерка и при желании без труда мог разгромить деморализованных союзников. Но случилось чудо: 337 131 солдат, большинство из которых были англичанами, практически без помех добрались до противоположного берега.

Гитлер неожиданно для всех остановил наступление немецких войск. Гудериан назвал это решение чисто политическим. Историки разошлись в оценке спорного эпизода войны. Кто-то считает, что фюрер хотел поберечь силы, но кто-то уверен в тайной договоренности между британским и германским правительством.

Так или иначе, после Дюнкеркской катастрофы Британия оставалась единственной страной избежавшей полного поражения и способной противостоять, казалось бы, непобедимой немецкой машине. 10 июня 1940 года положение Англии стало угрожающим, когда на стороне нацистской Германии в войну вступила фашистская Италия.

Битва за Англию

Планы Германии по принуждению Великобритании к капитуляции никто не отменил. В июле 1940 года массированной бомбардировке германских ВВС подверглись прибрежные конвои и морские базы Британии, в августе люфтваффе переключились на аэродромы и авиационные заводы.

24 августа немецкая авиация нанесла первый бомбовый удар по центру Лондона. По некоторому мнению, ошибочно. Ответная атака не заставила себя ждать. Через сутки к Берлину вылетел 81 бомбардировщик британских ВВС. До цели добрались не более десятка, однако и этого хватило чтобы привести Гитлера в ярость. На совещании немецкого командования в Голландии было решено всю мощь люфтваффе обрушить на Британские острова.

В течение нескольких недель небо над британскими городами превратилось в кипящий котел. Досталось Бирмингему, Ливерпулю, Бристолю, Кардиффу, Ковентри, Белфасту. За весь август погибло не менее 1000 британских граждан. Однако с середины сентября интенсивность бомбардировок стала снижаться, в связи с эффективным противодействием британской истребительной авиации.

Битву за Англию лучше характеризуют цифры. Всего в воздушных сражениях было задействовано 2913 самолетов британских ВВС и 4549 машин люфтваффе. Потери сторон историками оцениваются в 1547 сбитых истребителей королевских ВВС и 1887 немецких самолетов.

Владычица морей

Известно, что после результативной бомбардировки Англии Гитлер намеревался начать операцию «Морской лев» по вторжению на Британские острова. Однако желаемого превосходства в воздухе достигнуто не было. В свою очередь военное командование рейха скептически отнеслось к десантной операции. По мнению немецких генералов, сила германской армии заключалась именно на суше, а не на море.

Военные эксперты были уверены, что сухопутная армия Британии была ничем не сильнее сломленных вооруженных сил Франции, и у Германии были все шансы взять верх над войсками Соединенного Королевства в наземной операции. Английский военный историк Лиддел Гарт отмечал, что Англии удалось удержаться только за счет водной преграды.

В Берлине осознавали, что немецкий флот заметно уступал английскому. К примеру, ВМС Британии к началу войны имели семь действующих авианосцев и еще шесть на стапеле, тогда как Германия так и не смогла оснастить хотя бы один свой авианосец. В морских просторах наличие палубной авиации могло предрешить исход любого сражения.

Немецкий подводный флот смог нанести серьезный урон только торговым судам Британии. Однако потопив при поддержке США 783 немецкие подлодки, британские ВМС выиграла битву за Атлантику. Вплоть до февраля 1942 года фюрер надеялся покорить Англию с моря, пока командующий кригсмарине адмирал Эрих Редер окончательно не убедил его оставить эту затею.

Колониальные интересы

Еще в начале 1939 года комитет начальников штабов Великобритании стратегически одной из важнейших задач признал защиту Египта с его Суэцким каналом. Отсюда особое внимание вооруженных сил Королевства к Средиземноморскому театру военных действий.

К сожалению, воевать англичанам пришлось не на море, а в пустыне. Май-июнь 1942 года обернулся для Англии, со слов историков, «позорным поражением» под Тобруком от африканского корпуса Эрвина Роммеля. И это при двукратном превосходстве британцев в силе и технике!

Переломить ход Североафриканской кампании англичане смогли лишь в октябре 1942 года в битве у Эль-Аламейна. Снова имея значительный перевес (к примеру, в авиации 1200:120) британский экспедиционный корпус генерала Монтгомери сумел разгромить группировку из 4 немецких и 8 итальянских дивизий под командованием уже знакомого Роммеля.

Черчилль по поводу этого сражения заметил: «До Эль-Аламейна мы не одержали ни одной победы. После Эль-Аламейна мы не понесли ни одного поражения». К маю 1943 британские и американские войска заставили капитулировать 250-тысячную итало-германскую группировку в Тунисе, что открывало путь союзникам в Италию. В Северной Африке англичане потеряли около 220 тысяч солдат и офицеров.

И снова Европа

6 июня 1944 года с открытием Второго фронта британским войскам представилась возможность реабилитироваться за постыдное бегство с континента четыре года назад. Общее руководство союзными сухопутными войсками было возложено на опытного Монтгомери. Тотальное превосходство союзников уже к концу августа подавило сопротивление немцев во Франции.

В ином ключе разворачивались события в декабре 1944 года под Арденнами, когда немецкая бронетанковая группировка буквально продавила рубежи американских войск. В арденнской мясорубке армия США потеряла свыше 19 тысяч солдат, британцы не более двух сот.

Подобное соотношение потерь привело в стане союзников к разногласиям. Американские генералы Брэдли и Паттон угрожали уйти в отставку, если Монтгомери не оставит руководство армией. Самоуверенное заявление Монтгомери на пресс-конференции 7 января 1945 года, что именно британские войска спасли американцев от перспективы окружения, поставили под угрозу проведение дальнейшей совместной операции. Только благодаря вмешательству главнокомандующего союзными силами Дуайта Эйзенхауэра конфликт был улажен.

К концу 1944 года Советский Союз освободил значительную часть Балканского полуострова, что вызвало в Британии серьезную обеспокоенность. Черчилль не желавший терять контроль над важным Средиземноморским регионом предложил Сталину раздел сферы влияний, в результате чего Москве досталась Румыния, Лондону – Греция.

Фактически с молчаливого согласия СССР и США Великобритания подавила сопротивление греческих коммунистических сил и 11 января 1945 года установила полный контроль над Аттикой. Именно тогда на горизонте британской внешней политики отчетливо замаячил новый противник. «В моих глазах советская угроза уже заменила нацистского врага», – вспоминал Черчилль в мемуарах.

Согласно 12-томной «Истории Второй мировой войны», Великобритания вместе с колониями потеряла во Второй мировой войне 450 000 человек. Расходы Британии на ведение войны составили более половины иностранных капиталовложений, внешний долг Королевства к концу войны достиг 3 млрд. фунтов стерлингов. По всем долгам Великобритания рассчиталась только к 2006 году.

Вступление фашистской Италии в войну привело к тому, что вооруженная борьба распространилась почти на все Средиземное море. В ней приняли участие, с одной стороны, военно-морские силы Англии и Франции, развернутые еще в начале войны в западной и восточной частях театра, а с другой - итальянский флот, опиравшийся на систему баз в центральной и восточной части Средиземного моря.

Таблица 8. Соотношение сил флотов на Средиземном море на 10.6 1940 г.

Класс кораблей

Союзники

Соотношение

Линкоры и линейные крейсеры

Авианосцы

Тяжелые крейсеры

Легкие крейсеры

Эсминцы и миноносцы

Подводные лодки

Для обеспечения действий своих флотов на Средиземном море стороны располагали значительными воздушными силами: Италия имела свыше 1,5 тыс., Франция (без авиации южной части метрополии) - около 250, Англия - свыше 200 самолетов {446} . Английские ВВС могли быть усилены за счет самолетов с авианосцев, находившихся в Средиземном море.

Таким образом, английский и французский флоты имели значительное превосходство на море (за исключением легких сил и подводных лодок), а Италия располагала преимуществом в авиации.

Однако уже через две недели, к июлю 1940 г., когда потерпела поражение Франция, это соотношение сил коренным образом изменилось. По условиям перемирия французский флот должен был выйти из состава сил англо-французской коалиции, и Англия теперь для действий в Средиземном море могла рассчитывать только на силы своего флота. Более того, перед английскими военно-морскими силами возникла новая задача - нейтрализовать вишистский флот.

Судьба кораблей, оставшихся под юрисдикцией правительства Виши, пока была неясной. К 22 июня - моменту капитуляции Франции - часть ее флота оказалась на базах в Англии и в Александрии (Египет), некоторые корабли находились в удаленных районах (Дакар, остров Мартиника). Главные силы флота располагались в Мерс-эль-Кебире (Северная Африка). Не исключалась возможность их захвата Германией для использования против Англии. Исходя из этого предположения, английское адмиралтейство отдало распоряжение о захвате, выводе из строя или уничтожении французских кораблей. Действуя по приказу из Лондона, командующий английским Средиземноморским флотом адмирал Каннингхэм 3 июля 1940 г. предъявил командующему французской эскадрой в Александрии (1 линкор, 4 крейсера, 3 миноносца и подводная лодка) адмиралу Р. Годфруа ультиматум разоружить корабли {447} , который немедленно был принят.

Тем же утром были предприняты акции против французских кораблей, стоявших в английских базах Плимут, Портсмут и Фалмут (2 линкора, несколько миноносцев и подводных лодок), - операция «Катапульта». Отряды английских солдат силой захватили их, а французские моряки были интернированы.

Драматично развернулись события в Мерс-эль-Кебире. Утром 3 июля английская эскадра в составе 2 линкоров, линейного крейсера, авианосца, 2 крейсеров и 11 эсминцев под командованием адмирала Дж. Сомервилла внезапно появилась у берегов Алжира. Командующему французской эскадрой адмиралу М. Жансулю был направлен ультиматум - перейти на сторону англичан или затопить свои корабли. В случае отказа Сомервилл грозил применить силу. Однако Жансуль отклонил ультиматум и попытался вывести эскадру в море. Английские корабли открыли по ней артиллерийский огонь. Линкор «Бретань» был взорван, а линкоры «Прованс», «Дюнкерк», получив тяжелые повреждения, выбросились на берег. На кораблях было убито 1297 и ранен 351 человек. Линейный крейсер «Страсбург» и три эсминца, воспользовавшись туманом, прорвались и ушли в Тулон {448} . В последующие дни самолеты с английского авианосца вновь атаковали французские корабли, которые в результате повреждений надолго вышли из строя.

8 июля другой английский отряд нанес удар по новому французскому линкору «Ришелье», находившемуся в Дакаре. Корабль получил тяжелые повреждения.

Принятые меры устранили опасную для Великобритании возможность захвата вишистских кораблей противником.

В сложившихся к лету 1940 г. условиях итальянский флот должен был выполнять следующие задачи: обеспечение перевозок из Италии в Ливию для усиления своих соединений в Северной Африке, блокада центральной проливной зоны Средиземного моря, срыв английских перевозок на Мальту, охрана и оборона побережья, подступов к портам и базам.

Английский флот, в свою очередь, обеспечивал безопасность конвоев на Мальту с запада и с востока, а в отдельных случаях - из Гибралтара в Александрию, прикрывал и поддерживал соединения правого фланга английской армии в Северной Африке, препятствовал вражеским перевозкам из Италии в Ливию.

Для решения этих задач английский и итальянский флоты неоднократно выходили в море как отдельными группами, так и главными силами. При этом командование английского флота проявляло большую настойчивость и решительность, чем итальянского, предпочитавшего уклоняться от боя. Морская авиация использовалась как для нанесения ударов по кораблям, так и для разведки.

Боевые действия итальянского флота начались летом 1940 г. с постановки минных заграждений в Тунисском проливе и на подходах к своим базам, с развертывания подводных лодок (из 80 лодок первой линии на боевое патрулирование в море вышло 46, то есть около 60 процентов), а также с налетов итальянской авиации на Мальту, в гавани которой стояли корабли и транспорты английского флота. Но эти боевые действия не дали ощутимых результатов.

В октябре 1940 г., когда итальянские войска вторглись в Грецию, перед английским флотом встала задача обеспечить защиту коммуникаций между Египтом и Грецией при перевозках войск и боевой техники. Стало очевидно, что в ближайшее время целесообразно провести давно задуманную операцию по уничтожению главных сил итальянского флота, сосредоточенных в Таранто. Английская разведка установила, что оборона итальянской базы, особенно ПВО, недостаточно сильна, корабли в базе расположены скученно, представляя выгодную цель для атаки с воздуха.

В операции против военно-морской базы Таранто участвовал почти весь английский Средиземноморский флот (5 линкоров, авианосец, 8 крейсеров и 22 эскадренных миноносца). Вечером 11 ноября 1940 г. он закончил развертывание сил. Главный удар осуществляла авианосная группа, состоявшая из авианосца «Илластриес» и восьми кораблей непосредственного охранения (4 крейсера, 4 эсминца). Она заняла позицию в 170 милях от Таранто - у острова Кефалиния. Для отвлечения внимания противника от района Таранто английское командование направило группу кораблей (3 крейсера и 2 эскадренных миноносца) в Отрантский пролив.

Авиация действовала двумя волнами. В первой из них было шесть пикирующих бомбардировщиков и шесть торпедоносцев, которые поднялись в воздух в 20 часов 40 минут. Бомбардировщики нанесли удар по нефтебакам, гидросамолетам и кораблям. Вслед за ними подошли на малых высотах самолеты-торпедоносцы, которые сбросили торпеды на линейные корабли. Через час после взлета самолетов первой волны на бомбежку вылетели самолеты второй волны - пять торпедоносцев и три бомбардировщика. Они также атаковали линейные корабли.

В результате попаданий торпед и бомб линкор «Кавур» затонул, линкор «Джулио Чезаре» сел на грунт, линкор «Литторио», получив три торпедных попадания, тоже сел на грунт. Бомбами были повреждены авиаматка, тяжелый крейсер и эсминец. Потери итальянского флота оказались весьма значительны. Английская авиация за время удара потеряла только два самолета-торпедоносца. В результате налета на военно-морскую базу в Таранто за Англией утвердилось превосходство в крупных надводных кораблях на Средиземном море. Это позволило британскому адмиралтейству перебросить часть своих морских сил в Атлантику.

Удар по итальянским кораблям в Таранто не означал, однако, полного разгрома итальянского флота. Поэтому значительные силы английского флота были оставлены в Средиземном море. Группа кораблей использовалась для обеспечения проводки конвоев. Другая группа была выделена в эскадру прибрежного действия, которая систематически оказывала огневую поддержку английским войскам на приморском фланге в Северной Африке. В некоторых случаях к решению этой задачи привлекались и главные силы Средиземноморского флота, базировавшиеся в Александрии. Так, 3 января 1941 г. английская эскадра в составе трех линкоров, авианосца и флотилии эскадренных миноносцев нанесла мощный артиллерийский удар по итальянским войскам и оборонительным сооружениям в районе Бардии. Это ускорило капитуляцию итальянской группировки.

В январе 1941 г. в боевых действиях на Средиземноморском театре приняла участие немецкая авиация. Германское командование направило сюда, чтобы помочь Италии в борьбе против английского флота, пикирующие бомбардировщики и эскадрилью самолетов «Кондор» для постановки мин в Суэцком канале. На остров Сицилия из Норвегии были переброшены части 10-го авиакорпуса, имевшие опыт боев против английского флота (около 140 бомбардировщиков, 22 истребителя и разведывательных самолетов). 10 января немецкая авиация нанесла мощный удар по английской эскадре в районе Мальты, в результате которого авианосец «Илластриес» получил серьезное повреждение. На следующий день нападению подвергся английский конвой, шедший с Мальты в Александрию, и был потоплен крейсер «Саутгемптон».

29 января в Суэцком канале немецкая авиация сбросила на парашютах магнитные мины, на которых в начале февраля подорвались и вслед за тем затонули четыре судна. Английское командование вынуждено было на 14 дней закрыть канал. До июня 1941 г. движение по нему прекращалось в общей сложности на 66 суток. Это существенно ограничило темпы и объем перевозок грузов и подкреплений для английских войск в Египте.

В результате активных действий германской авиации в центральной части Средиземного моря были созданы благоприятные условия для обеспечения коммуникаций и усиления группировки немецко-итальянских войск в Северной Африке. Однако значительной активности эта группировка не проявила. Стратегия Германии весной 1941 г. строилась на том, что наземные и морские операции крупного масштаба в районе Северной Африки и Ближнего Востока должны были начаться предположительно осенью 1941 г.

В обстановке, когда командование вермахта завершало развертывание сил на Балканах, а флот Англии начал перевозки войск в Грецию, перед итальянским флотом была поставлена задача сорвать английское судоходство в восточной части Средиземного моря и одновременно обеспечить свои перевозки в Ливию.

Итальянское командование произвело перегруппировку сил флота и выделило для решения этой задачи специальную эскадру в составе нового линейного корабля «Витторио Венето», 8 крейсеров и 13 эскадренных миноносцев. Воздушное прикрытие эскадры в море должны были осуществлять немецкие и итальянские истребители берегового базирования. В ночь на 27 марта 1941 г. корабли эскадры, выйдя в море из портов Южной Италии, взяли курс на остров Крит. Об этом вскоре стало известно английскому командованию. В море вышла и английская эскадра в составе 3 линейных кораблей - «Уорспайт», «Бархэм» и «Вэлиант», авианосца «Формидебл», 4 крейсеров и 13 эскадренных миноносцев. Боевые возможности английского соединения значительно превосходили возможности итальянских сил. Кроме того, английские корабли имели радиолокационные станции, что давало им преимущество в ведении ночного боя.

На рассвете 28 марта передовые крейсерские отряды противников завязали артиллерийский бой. Английская авианосная авиация неоднократно предпринимала атаки против итальянских кораблей. Одна из атак оказалась успешной - торпеда, сброшенная с самолета, нанесла тяжелое повреждение итальянскому линкору, который только к вечеру смог восстановить свой ход. После этого итальянская эскадра предприняла попытку оторваться от противника и отойти в свои базы. Продолжавшиеся до темноты атаки английской авиации привели к серьезному повреждению итальянского крейсера «Пола», в помощь ему были выделены два крейсера и два эскадренных миноносца. У мыса Матапан этот отряд внезапно встретился с главными силами английского флота. Английские линкоры с короткой дистанции открыли огонь из орудий главного калибра. Вскоре были потоплены все пять итальянских кораблей.

Всего в этом бою итальянские силы потеряли три крейсера и два эсминца, а их линкор получил тяжелые повреждения и требовал длительного ремонта. Английский флот потерял только один самолет.

Бой у мыса Матапан оказал существенное влияние на ход войны в Северной Африке. Английский Средиземноморский флот, нанеся новый тяжелый урон итальянским военно-морским силам, смог активизировать свои действия по срыву немецко-итальянских перевозок в Африку. 21 апреля 1941 г. английский флот нанес сильный удар по базе Триполи, через которую снабжались итало-немецкие войска, готовившиеся к наступлению на Египет.

Действия английского флота были облегчены тем, что в апреле - мае 1941 г. немецкое командование стало перебрасывать свою авиацию со Средиземноморского театра на Балканы, а затем к границам Советского Союза.

Тем не менее английские военно-морские силы не успели воспользоваться создавшимися для них благоприятными условиями. Вторжение Германии в Грецию резко изменило общую стратегическую обстановку на театре. Английскому флоту пришлось перейти от наступательных действий к оборонительным. В тот день, когда английские линкоры обстреливали Триполи, часть греческой армии капитулировала и над английскими войсками, находившимися в Греции (58 тыс. человек), нависла угроза разгрома. Военно-морским силам была поставлена задача обеспечить их эвакуацию в Египет. С 24 по 29 апреля эвакуация была завершена. После этого флоту пришлось принять участие в обороне острова Крит и в эвакуации английского гарнизона.

В боевых действиях на коммуникациях в Средиземном море стороны понесли заметные потери в транспортном флоте: итало-немецкий торговый флот потерял 239 судов общим тоннажем около 418 тыс. брт, а транспортный флот Англии и ее союзников - 144 судна общим тоннажем около 457 тыс. брт.

Итальянский военно-морской флот потерял до июня 1941 г. 6 крейсеров, 33 эскадренных и эскортных миноносца, 17 подводных лодок. За это же время получили тяжелые повреждения все 6 итальянских линкоров (в том числе 2 только что вступивших в строй). Потери английского флота за этот же период составили 6 крейсеров и 8 эскадренных миноносцев. Греческие ВМС потеряли броненосец и 6 эскадренных миноносцев. Многие корабли были повреждены. Основной урон крупные надводные корабли как английского, так и итальянского флотов понесли от ударов авиации.

В ходе боевых действий на Средиземном море заметно возросла роль военно-воздушных сил в борьбе с кораблями противника, в особенности авианосной авиации, что способствовало дальнейшему повышению ее удельного веса в составе воюющих флотов. Успеху боевых действий флотов, особенно ночью и при малой видимости, содействовала и высокая эффективность средств радиолокации.

Таким образом, в военных действиях на Средиземноморском театре с 10 июня 1940 г. до лета 1941 г. воюющие стороны не смогли достичь поставленных целей. Фашистская Италия, стремившаяся установить господство на Средиземном море и захватить выход из него через Суэцкий канал, терпела поражение. Гитлеровская Германия была вынуждена посылать ей на помощь свои силы с других театров. Англия, хотя и нанесла существенный урон итальянскому судоходству в Средиземном море, не полностью блокировала перевозки войск и грузов противника из Италии в Северную Африку и фактически лишилась кратчайших средиземноморских коммуникаций.

Вооруженная борьба в Северо-Восточной Африке и в бассейне Средиземного моря, несмотря на ограниченность масштабов, выявила возможность применения на этом театре войны всех родов сухопутных войск, авиации и сил флота. Ход борьбы показал, что боевые действия на территориях, удаленных от баз снабжения, тем более на территориях слаборазвитых государств, в большой степени зависят от надежности морских и воздушных сообщений. Нарушение их даже на короткое время резко снижало боеспособность армий.

В боевых действиях флотов обеих сторон выявились особенности, послужившие развитию военно-морского искусства. Впервые в практике морских боев была применена атака кораблей противника на стоянке в базе силами авианосной авиации. Выявилось, что решающими условиями в борьбе за морские сообщения при почти равном соотношении надводных сил являются превосходство в воздухе и умелое взаимодействие боевых кораблей с авиацией. Боевые действия ночью велись успешнее благодаря средствам радиолокации, которыми были оснащены корабли английского флота.

Поражение итальянских вооруженных сил нельзя объяснять, как это теперь делают некоторые буржуазные английские историки, только решительностью действий британского командования. Анализ событий на Средиземноморском театре показывает, что действия стран оси после разгрома Франции происходили здесь в прямой зависимости от развертывания приготовлений фашистской Германии и ее союзников к нападению на СССР. Постепенно нарастая, эти приготовления неизбежно сковывали резервы фашистских государств и в конечном счете позволили Англии достичь на Средиземноморском театре боевых успехов. В известной мере эти успехи объяснялись и тем, что английские армия и флот сражались на данном театре преимущественно с таким противником, который имел низкую боеспособность.

Особенно заметными были неудачи итальянских захватчиков в Греции и Эфиопии. Здесь впервые во второй мировой войне фашистские войска были обращены в бегство. Пример греческого и эфиопского народов, героически сражавшихся с захватчиками, показал, что агрессор может быть не только остановлен, но и изгнан с оккупированных территорий.