Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Н артюхова большая береза краткое содержание. Отзыв о рассказе Артюховой «Большая береза. Какие пословицы подходят к рассказу Артюховой «Большая береза»

Главные герои рассказа Нины Артюховой «Большая береза» — мальчик Алеша и его мама, Зинаида. Мама мыла посуду на кухне, когда ей сообщили, что Алеша залез на высокую березу и может упасть с нее и разбиться.

Мама вышла во двор и не сразу разглядела сына, настолько высоко он забрался. Но когда она увидела, где находится ее сын, лицо у нее побелело. Но мама не стала кричать на Алешу и ругать его. Очень спокойным голосом она поинтересовалась, как у сына дела. Мальчик сказал, что ему хорошо наверху, но очень жарко.

Тогда мама посоветовала Алеше отдохнуть и потихоньку начинать спускаться с дерева. Она стояла внизу и подсказывала сыну, куда ему следует поставить ногу. В это время мимо проходил дачник, который, увидев, как высоко забрался Алеша, принялся его ругать, и от испуга мальчик чуть не упал. Тогда мама Алеши спокойным голосом посоветовала дачнику не беспокоиться и сказала, что ее сын хорошо лазает по деревьям.

С помощью маминых подсказок Алеша благополучно спустился на нижние ветки, и потом спрыгнул на землю. И только после этого мама попросила сына больше никогда не залезать так высоко. Потом она убежала к оврагу и там расплакалась. Алеша пошел за ней следом и стал успокаивать, обещая, что больше не будет залезать на такую высоту.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Артюховой «Большая береза» заключается в том, что сердце матери всегда подсказывает ей, как правильно вести себя с детьми в той или иной ситуации. Увидев, что Алеша забрался на опасную высоту, мать поняла, что его нельзя ничем пугать в этот момент. Поэтому она стала разговаривать с сыном спокойным голосом и помогала ему спуститься с дерева. И только когда опасность миновала, женщина позволила себе расплакалаться.

Рассказ Артюховой «Большая береза» учит не паниковать в экстремальных ситуациях и всегда действовать обдуманно и хладнокровно, как это сделала мама Алеши.

В рассказе мне понравилась мама Алеши, которая избрала правильную модель поведения и помогла сыну благополучно спуститься с большой высоты.

Какие пословицы подходят к рассказу Артюховой «Большая береза»?

Не думал, не гадал, как в беду попал.
У сына заболит пальчик, а у матери - сердце.
Знай край, да не падай.

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Нина Артюхова
Большая береза (рассказы)

Совсем одинаковые

Мама защёлкнула чемодан и надела шляпку.

– Вот, – сказала она, – Николай и Андрюша, слушайте внимательно. Здесь, в левом ящике,лежат запасные ленточки. Нарочно сегодня ходила в магазин, четыре метра купила.

– Четыре метра? – удивился папа. – Милок, зачем же так много? Неужели по метру в каждую косичку?

– Они очень часто теряют. Я же говорю – это запас. Вот, Николай, посмотри сюда. Два метра голубой и два розовой. Розовая – для Вари, а голубая – для Вали. Не перепутайте, пожалуйста.

– Не беспокойся, милок, всё сделаем. Позволь, как, как ты сказала? Для Вали? То есть для Вари?

Мама повторила терпеливо:

– Розовая – для Вари, а для Вали – голубая.

– Да ведь я, мама, знаю, – сказал Андрюша.

– Постой, Андрюшка… – Папа сдвинул брови и повторил несколько раз: – Валя – голубая… Варя-розовая. Ва-л-ля… гол-лу… гол-лубая… Вар-р-ря – р-розовая! Прекрасно! Очень легко запомнить!

– А ну-ка проверим! – сказал Андрюша. – Папа, это кто?

– С голубыми косичками – значит, Валя, – твёрдо ответил папа.

– А это кто? – спросила Валя, показывая на сестрёнку.

– А эта с розовыми косичками – значит, Варя!

– Запомнил! Запомнил! – радостно закричали ребята. – Мама! Наконец-то запомнил!

Дело в том, что Валя и Варя были близнецы и так похожи друг на друга, что различать их без ленточек умела только одна мама. К тому же и платьица и шубки – всё у них было тоже одинаковое.

А папа только недавно вернулся из далёкой северной экспедиции и всё время путал своих доночек. Конечно, он знал, как похожи близнецы, но всё-таки каждый раз, видя их рядом, качал головой и говорил:

– Нет, это удивительно! Ну совсем, совсем одинаковые!

Папа взглянул на часы и снял с вешалки мамино пальто.

– Пожалуйста, не волнуйся, ничего мы не перепутаем, всё сделаем как надо. К тому же ты уезжаешь на две недели только! Если несколько раз мы назовём по ошибке Валю Варей, ничего особенного…

– Николай! – Мама сунула правую руку мимо рукава и сказала огорчённо: – Значит, ты всё, всё забыл! Ведь я же повторяла тебе несколько раз: доктор сказал, чтоб Вале гулять как можно больше, а Варе совсем нельзя и лекарство три раза в день…

– Всё сделаем! – докончил Андрюша.

И мама уехала. Это было в субботу. В воскресенье можно было не торопиться вставать, поэтому все проспали. Первыми, впрочем, подскочили близнецы, которым даже и в будни торопиться было решительно некуда. К тому времени, когда папа вышел из ванной, приглаживая мокрые волосы, Варя уже успела потерять левую розовую ленточку.

– Неважно, – сказал папа, – у нас есть большой запас. Сколько отрезать? Полметра хватит? Идите сюда, девочки, я причешу вас.

– Папа, – спросил Андрюша, – а заплести ты сумеешь?

– Надеюсь, что да. Мне приходилось успешно выполнять более сложные задания.

Светлые мягкие волосёнки послушно разделились на пробор.

– Ты не так заплетаешь, папа, – сказал через минуту Андрюша.

– Нет, так.

– Нет, не так. Мама вплетает ленточку вместе с волосами, а ты просто завязал бант на хвостике – и ладно.

– Неважно, – сказал папа, – так даже красивее. Видишь, какие у меня банты большие, а у мамы на банты ничего не остаётся.

– Зато прочнее.


– Вот что, Андрей, довольно критику наводить. Что мама велела? Гулять как можно больше. Пейте молоко, забирай Валюшку и отправляйся. А мы с Варей займёмся уборкой.

После уборки и гуляния папа с Андрюшей готовили обед, мыли посуду и долго отскрёбывали ножами и чистили пригоревшую сковородку. Наконец папа сказал «уф» и лёг на диван с книгой в руках. Однако очень скоро книга захлопнулась сама, папины глаза тоже закрылись сами, и папа заснул. Его разбудили громкие голоса.

– Папа! – кричал Андрюша. – Близнецы потерялись!

Папа вскочил как по сигналу боевой тревоги:

– Кто?.. Где?.. Да вот же они! Ну можно ли, Андрюшка, так пугать человека!

– То есть не потерялись, а перепутались. Мы в прятки играли… И под столами, и под вешалкой – ну и задевались куда-то все четыре ленточки. Я же говорил, что не так заплетаешь!

– Валя! Варя! Подите сюда!

Перед папой стояли две совершенно одинаковые дочки, смотрели на него одинаковыми весёлыми глазами, и даже растрёпаны они были совершенно одинаково.

– Неважно! – засмеялся папа. – У нас ещё три с половиной метра этих ленточек. Я теперь хорошо помню: голубую – Вале, а Варе…

– Эх, папа, папа! Ну а как же ты их теперь различишь – какая которая?

конец ознакомительного фрагмента

Литературное чтение. 2-й класс (1-4).

Тема. Н.М. Артюхова «Большая берёза».

Цели. Совершенствовать технику чтения, развивать речь, пополнять словарный запас; учить ребят анализировать прочитанное; способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитывать желание быть лучше, добрее, честнее, дружелюбнее; учить сострадать чужому горю, беде; прививать любовь к чтению.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Звенит звонок.

Начинается урок. Парта - это не кровать, И нельзя на ней лежать. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно!

Ребята! В адрес нашего класса пришло письмо. Давайте его прочитаем.

Хоть ты смейся, Хоть ты плачь, Не хочу совсем читать! Может быть плохой учебник? Может быть таланта нет? Помогите мне, ребята, Всё расставить по местам. Захочу читать я книжки - Буду благодарен вам!

От кого письмо? Правильно, от Буратино. Посмотрите какой у него рассеянный вид. Кто из вас любит читать книжки? Кто хочет помочь Буратино? Все согласны. Тогда за дело. Наш девиз:

Ум и сердце в работу вложу. Каждой секундой в труде дорожу!

II . Упражнения, развивающие речевой аппарат. 1. Упражнение для губ:

а) Удерживание губ в улыбке. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

б) Вытягивание губ вперёд трубочкой;

в) Чередование положений губ в улыбке и трубочкой;

г) Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик.

2. Упражнения для языка а) Показать широкий язык.

б) Показать узкий язык.

в) Чередование положений языка (широкий - узкий)

г) «Почистить» языком верхние и нижние зубки.

III . Упражнения для развития чёткости произношения, артикуляция зрительной памяти и антиципации. 1. а) Гласные: а,о,у,ы, и, э.

б) Сочетания гласных и согласных: ста, сто, сту, сты, сти, стэ.

в) Упражнение по тренажёру «согласных по установке - гласная а до столбика 1 и после столбика 2. (авда, арва, атха, абха и т.д.)

г) длительное произношение звука [с] с повышением и понижением звука.

Д

3

X

3

3

X

Ц

3

3

3

2. Скороговорка.

Купила бабуся бусы Марусе. В зимний холод - всякий молод.

3. Чистоговорки. Антиципация частей чистоговорок.

4. «Фотоглаз» Пёс Совок Лохмач Братишка Трусиха

Из какого произведения эти слова? (Н.М. Артюхова «Трусиха»).

5. Прочитайте предложение так, как показывает маска

IV . Проверка домашнего задания

а) Чтение рассказа по «решётке».

б) Вопрос-ответ. (Дети по своему усмотрению задают вопросы по содержанию своим одноклассникам. Например: Как поступили ребята, узнав, что Лохмач сорвался? А что сделала Валя?)

в) Пересказ.

V . Физкультминутка для глаз.

VI . Работа над новым материалом.

1) - Сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведениями Н.М.Артюховой и прежде чем прослушать рассказ, я прошу вас закончить предложение

Моя мама огорчается, когда я...

2) Прослушивание рассказа. Читает подготовленный ученик.

3) Проверка первичного восприятия текста.

Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

Ваше отношение к его главным героям?

4) Работа над словами, вызывающими трудности при чтении и непонятными по смыслу.

вдребезгиободряющие

черепкисмущённый

террасаразгорячённый

хрустнулрастерялся

5) Вторичное восприятие текста. Чтение по цепочке.

Работа над содержанием.

6) Наблюдение за состоянием мамы от начала до конца. - Чему вас научил этот рассказ?

7) Минутное чтение.

VII . Итог урока. Домашнее задание.

Сумеем ли мы помочь Буратино!

(Да. Посмотрите на довольное выражение его лица.)

Вы, ребята, были активными, внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу. Урок окончен.

Совсем одинаковые



Мама защёлкнула чемодан и надела шляпку.
– Вот, – сказала она, – Николай и Андрюша, слушайте внимательно. Здесь, в левом ящике,лежат запасные ленточки. Нарочно сегодня ходила в магазин, четыре метра купила.
– Четыре метра? – удивился папа. – Милок, зачем же так много? Неужели по метру в каждую косичку?
– Они очень часто теряют. Я же говорю – это запас. Вот, Николай, посмотри сюда. Два метра голубой и два розовой. Розовая – для Вари, а голубая – для Вали. Не перепутайте, пожалуйста.
– Не беспокойся, милок, всё сделаем. Позволь, как, как ты сказала? Для Вали? То есть для Вари?
Мама повторила терпеливо:
– Розовая – для Вари, а для Вали – голубая.
– Да ведь я, мама, знаю, – сказал Андрюша.
– Постой, Андрюшка… – Папа сдвинул брови и повторил несколько раз: – Валя – голубая… Варя-розовая. Ва-л-ля… гол-лу… гол-лубая… Вар-р-ря – р-розовая! Прекрасно! Очень легко запомнить!
– А ну-ка проверим! – сказал Андрюша. – Папа, это кто?
– С голубыми косичками – значит, Валя, – твёрдо ответил папа.
– А это кто? – спросила Валя, показывая на сестрёнку.
– А эта с розовыми косичками – значит, Варя!
– Запомнил! Запомнил! – радостно закричали ребята. – Мама! Наконец-то запомнил!
Дело в том, что Валя и Варя были близнецы и так похожи друг на друга, что различать их без ленточек умела только одна мама. К тому же и платьица и шубки – всё у них было тоже одинаковое.
А папа только недавно вернулся из далёкой северной экспедиции и всё время путал своих доночек. Конечно, он знал, как похожи близнецы, но всё-таки каждый раз, видя их рядом, качал головой и говорил:
– Нет, это удивительно! Ну совсем, совсем одинаковые!
Папа взглянул на часы и снял с вешалки мамино пальто.
– Пожалуйста, не волнуйся, ничего мы не перепутаем, всё сделаем как надо. К тому же ты уезжаешь на две недели только! Если несколько раз мы назовём по ошибке Валю Варей, ничего особенного…
– Николай! – Мама сунула правую руку мимо рукава и сказала огорчённо: – Значит, ты всё, всё забыл! Ведь я же повторяла тебе несколько раз: доктор сказал, чтоб Вале гулять как можно больше, а Варе совсем нельзя и лекарство три раза в день…
– Помню, помню! – виноватым голосом ответил папа. – Вот из этой бутылочки. Не беспокойся, милок.
– Всё сделаем! – докончил Андрюша.
И мама уехала. Это было в субботу. В воскресенье можно было не торопиться вставать, поэтому все проспали. Первыми, впрочем, подскочили близнецы, которым даже и в будни торопиться было решительно некуда. К тому времени, когда папа вышел из ванной, приглаживая мокрые волосы, Варя уже успела потерять левую розовую ленточку.
– Неважно, – сказал папа, – у нас есть большой запас. Сколько отрезать? Полметра хватит? Идите сюда, девочки, я причешу вас.
– Папа, – спросил Андрюша, – а заплести ты сумеешь?
– Надеюсь, что да. Мне приходилось успешно выполнять более сложные задания.
Светлые мягкие волосёнки послушно разделились на пробор.
– Ты не так заплетаешь, папа, – сказал через минуту Андрюша.
– Нет, так.
– Нет, не так. Мама вплетает ленточку вместе с волосами, а ты просто завязал бант на хвостике – и ладно.
– Неважно, – сказал папа, – так даже красивее. Видишь, какие у меня банты большие, а у мамы на банты ничего не остаётся.
– Зато прочнее.


– Вот что, Андрей, довольно критику наводить. Что мама велела? Гулять как можно больше. Пейте молоко, забирай Валюшку и отправляйся. А мы с Варей займёмся уборкой.
После уборки и гуляния папа с Андрюшей готовили обед, мыли посуду и долго отскрёбывали ножами и чистили пригоревшую сковородку. Наконец папа сказал «уф» и лёг на диван с книгой в руках. Однако очень скоро книга захлопнулась сама, папины глаза тоже закрылись сами, и папа заснул. Его разбудили громкие голоса.
– Папа! – кричал Андрюша. – Близнецы потерялись!
Папа вскочил как по сигналу боевой тревоги:
– Кто?.. Где?.. Да вот же они! Ну можно ли, Андрюшка, так пугать человека!
– То есть не потерялись, а перепутались. Мы в прятки играли… И под столами, и под вешалкой – ну и задевались куда-то все четыре ленточки. Я же говорил, что не так заплетаешь!
– Валя! Варя! Подите сюда!
Перед папой стояли две совершенно одинаковые дочки, смотрели на него одинаковыми весёлыми глазами, и даже растрёпаны они были совершенно одинаково.
– Неважно! – засмеялся папа. – У нас ещё три с половиной метра этих ленточек. Я теперь хорошо помню: голубую – Вале, а Варе…
– Эх, папа, папа! Ну а как же ты их теперь различишь – какая которая?
– Да очень просто! Говорить-то ведь они умеют. Большие девочки… Тебя как зовут?
– Вая.
– А тебя?
– Вая.
Картавили близнецы тоже совсем одинаково. Папа задумался:
– Неаккуратно это у нас получается… Как же быть, Андрюшка? Ведь Варе уже пора лекарство принимать, а Вале – гулять как можно больше!


За дверью раздалось знакомое покашливание.
– Дедушка! – радостно крикнули ребята. Дедушка поздоровался со всеми и стал протирать очки:
– Гулять, говорите, нужно? Вот я и пришёл пораньше, чтобы погулять с Валечкой. Я и мамочке обещал.
– Вы пришли как раз вовремя, Константин Петрович! – сказал папа. – Видите ли, у нас… то есть… Ну, короче говоря, близнецы перепутались! – И рассказал дедушке, что произошло.
– Как же это ты так, Николай? – Дедушка с упрёком посмотрел на папу. – Родной, можно сказать, отец, а родных, можно сказать, дочек перепутал.
– Что же делать, Константин Петрович, виноват, конечно! Да ведь когда я уезжал, они совсем чуть-чуточные были. Позвольте, Константин Петрович! А вы-то сами? Родной, можно сказать, дедушка? И родных, можно сказать, внучек… А ну-ка, где Валя? Где Варя? Какая которая?
Дедушка медленно надел очки и посмотрел на внучек:
– Кхм! Кхм!.. Н-да! То-есть… Кхм!.. Кхм!.. Очки у меня слабоваты стали! Не по глазам уже. Вот если бы мне очки посильнее…
Андрюша засмеялся громче всех.
– А уже тебе, Андрей, совсем стыдно, – сказал папа, – и не уезжал никуда, видишь их каждый день…
– Да, да, – поддержал папу дедушка, – без очков, и глаза у тебя молодые, а родных, можно сказать, сестрёнок…
– Что же я-то? – оправдывался Андрюша. – Я ничего. Я их до болезни очень хорошо различал: Варя была потолще. А в больнице они похудели по-разному и стали совсем одинаковые!
Папа решительно подошёл к буфету, взял пузырёк с лекарством.


– А ну-ка, Варя, – сказал он, – иди-ка сюда, пора лекарство пить. Девочки! Кому я давал лекарство сегодня утром?
Валя и Варя переглянулись и ничего не ответили.
– Эх, папа! – зашептал Андрюша. – Разве они скажут? Кому охота лекарство пить? Оно ведь горькое.
– Что же, – сказал папа, – попробуем по-другому. А ну-ка, дочки, кто сейчас пойдёт с дедушкой гулять как можно больше? Валя, иди сюда, я тебе косички заплету и надену шубку.
Он помахал голубыми лентами. Девочки опять посмотрели друг на друга, лица у них стали грустные, но молчали обе.
– В чём дело, Андрюша? – тихо спросил папа. – Почему же теперь не отзывается Валя? Ведь они любят гулять с дедушкой?
– Конечно, любят, – ответил Андрюша. – Потому Валя и молчит. Варя дома остаётся, а Вале её жалко!
– Молодец эта Валя! – одобрительно сказал папа. – Я её уважаю.
– А Варю? – спросил Андрюша. – Знаешь, папа, пожалуй, если бы было наоборот… Варе – гулять, а Вале – пить лекарство… Папа, стой! Дедушка, стой! Я знаю, что нужно делать!
Андрюша подбежал к буфету.
– Вот, – сказал он очень довольный и вынул вазочку, в которой лежал большой пряник. – Один только остался. Как раз то, что нам нужно! Возьми! – протянул он пряник одной из девочек. – Раздели пополам, себе возьми и сестре дай!
Близнецы одинаково заулыбались, тоже очень довольные. Девочка взяла пряник и старательно разломила его.
Разломился пряник, впрочем, не совсем пополам, один кусок оказался заметно больше другого. Этот кусок девочка оставила себе, а тот, что поменьше, протянула сестрёнке.
– Варя! – со смехом закричал Андрюша. – Вот Варя! Вплетай скорее розовую ленточку! Это Варя!
– Ничего не понимаю, – сказал папа.
– Ты видел, папа, она себе больше взяла! Уж если бы Валя делила, было бы точно как в аптеке! А если бы даже неровно разломилось – всё равно она бы себе поменьше оставила, а Варе – побольше. Уж она у нас такая! Дедушка! Иди гулять с Валей! Папа! Давай Варе лекарство!

1. Работа по разделу “Предварительное чтение”

2. Беседа по содержанию текста

(Учащиеся обмениваются впечатлениями от рассказа по вопросам учителя:

Понравился ли вам рассказ? Чем?

А как вы определили тему: о чем этот рассказ?

3. Чтение текста с подробным анализом

(Работа проводится следующим образом: ученик по вызову учителя читает текст и останавливается на том месте, где, по его мнению, должна закончиться та или иная часть. Каждый вариант обсуждается. По ходу чтения рассказа учитель дает ребятам вопросы и задания.

Что почувствовала мама после сообщения Глеба и Володи? Найдите слова в тексте, где автор говорит об этом.

Правильно ли поступили друзья Алеши в данной ситуации? Свои выводы подкрепите примерами из текста.

Что они делали правильно, а что неправильно? А как надо было?

Прочитайте эту часть по ролям и передайте интонацией самочувствие героев.

Как бы вы озаглавили эту часть? Определите главную мысль – микротему этой части.

2я часть (От слов: “Мама наконец поняла…” до слов: “Ну, тогда спускайся”).

Почему мама отослала мальчиков домой?

Как вела себя мама, подойдя к дереву? Найдите это место в тексте.

В самом ли деле она была спокойной? Какими словами из текста вы можете подтвердить свой ответ?

А как она могла бы себя вести? Как это ее характеризует?

А почему нельзя себя вести так, как вел дачник? Найдите в тексте доказательства.

Легко ли было Алеше спускаться вниз?

Почему ему удалось удачно приземлиться? Прочитайте об этом.

Что мальчик делал правильно, а что нет в этой ситуации?

Определите микротему этой части и придумайте заглавие.

4я часть (От слов: “А мама обхватила тоненькие, коричневые от загара… ножки…” и до конца рассказа.)

Почему мама мальчика заплакала только тогда, когда он слез с дерева? Что можно сказать об этой маме?

Какие чувства испытывал Алеша?

Как вы думаете, сдержит мальчик свое слово? Из чего вы делаете вывод?

Озаглавьте последнюю часть.

В результате проделанной работы на доске и в тетрадях учащихся был записан план рассказа:

Тревожное сообщение.

Мама увидела сына на березе.

Мамины советы.

Мамины слезы.)

Учитель. А для чего надо уметь составлять план? Дети. – План помогает лучше понять содержание текста.

А также последовательно его пересказать.

С планом лучше запоминается текст.

Учитель. Мы с вами составили план своими словами. А как можно еще?

Дети. – Можно словами текста.

Надо выбрать в каждой части слова, которые будут отражать главную мысль.

Это может быть целое предложение или его часть. Такой план мы уже составляли.

Учитель. Да, мы такую работу уже делали. Этот план можно назвать “цитатным”, вы его составите дома: к каждому пункту плана, который вы придумали своими словами, подберите цитату из текста и запишите.

4. Заключительная беседа

(Беседа проходит по вопросам учителя:

Почему он так его закончил?

Какое другое название рассказа вы бы придумали? А какое лучше? Почему?)

Учитель. Чему учит этот рассказ?

Дети. – Бережно относиться к маме, не расстраивать ее, не доводить до слез.

– А еще рассказ учит, как вести себя в опасных и чрез

Вычайных ситуациях.

Учитель. И как же?

Дети. – Прежде всего, не надо эти ситуации создавать самим.

Нельзя паниковать, как друзья Алеши, а надо вести себя спокойно, чтобы не волновать старших, у них ведь могут быть очень слабые нервы, сердце, здоровье.

Прежде чем совершить какойнибудь поступок, подумать, чем все это может закончиться.

“большая”, а не “высокая”, например, и в это слово он вложил смысл, который можно поразному понимать. И вы уже высказались по этому поводу: это может быть и “большая любовь” мамы, которая помогла сыну в трудную минуту своей выдержкой, самообладанием, силой духа и своими спокойными мудрыми советами. А может быть, автор под таким названием подразумевает “большую и сложную жизнь”, где бывают и опасности, и трудности, которая еще впереди у мальчишек – героев рассказа, ваших ровесников, и автор подсказывает, что каждый человек должен всегда обдуманно подходить к каждому своему действию и поступку, чтобы потом не жалеть.

Главное, чтобы вы все извлекли из этого рассказа тоже “большой урок” для себя.

5. Сопоставительная работа над рассказами Н. М. Артюховой “Большая береза” и Ю. Я. Яковлева “Мама”

Учитель. Ребята, а теперь давайте вернемся к тексту, который мы читали на прошлом уроке. Давайте сравним его с рассказом “Большая береза” и найдем, чем они похожи.

Дети. – Оба рассказа о мамах.

И о большой их любви к своим детям.

О том, как мамы помогают детям в жизни.

А еще в каждом из этих рассказов раскрывается смысл цитаты, которую мы подчеркнули во вступительном тексте: “…именно она вводит нас в мир и помогает освоиться в нем… мама, как никто, умеет любить, жалеть, прощать и помогать в трудную минуту”.

Мы в этом убедились, когда читали оба текста. Учитель. Сходство мы нашли, а теперь давайте посмотрим, чем эти тексты отличаются.

Дети. – Эти тексты разные по объему.

– И у них разное содержание.

Учитель. А еще?

(Дети затрудняются с ответом.)

Учитель. Давайте прочитаем вопросы, которые я записала на доске. Возможно, они выведут вас на новые ответы.

(Учитель открывает записанные на доске вопросы для сравнительной характеристики рассказов:

Есть ли в этих текстах конкретные герои? Назовите их.

Прослеживается ли в текстах линия развития событий: ее начало и конец?

Чему больше уделяется внимание в текстах: рассказу о событиях и действиях героев или об их чувствах и настроении? Приведите примеры.

Отвечая на последний вопрос, ребята используют выученные дома наизусть отрывки из рассказа Ю. Я. Яковлева “Мама”, и при чтении их дети убеждаются, что в данном тексте чувства героев выносятся на первое место.)

Учитель. Значит, на что похож этот текст?

Дети. – На стихотворение.

– На поэзию.

Учитель. Давайте вспомним, как мы на прошлых уроках называли стихи, в которых главное место занимают чувства автора или героя.

Дети. – Мы называли такую поэзию “лирикой”.

– А такие стихотворения “лирическими”.

(Если дети забудут это понятие, необходимо еще раз записать его на доске и поговорить о нем (см. урок № 31).) Учитель. Значит, как можно назвать этот текст? Дети. – Лирическим.

– Лирической прозой.

Учитель. А что для вас в сегодняшнем уроке стало открытием?

Дети. – То, что проза может быть похожей на стихи.

И то, что проза может быть лирической.

Что в прозе, так же как и в стихах, может передаваться чувство героя или автора.

Учитель (обобщает работу). Да, ребята, в литературе вы очень часто будете встречаться с такими явлениями, когда наряду с описанием событий будет подробно рассказываться о чувствах, переживаниях, состоянии души героев, а в старших классах узнаете о том, что стихи бывают не только

Рифмованными, но и в прозаической форме. Сегодня вы сделали первый шаг к большой литературе.

Работа над содержанием рассказа Н. М. Артюховой “Большая береза”

Другие сочинения по теме:

  1. Главная его работа – большая книга “Мертвые души”, которую он назвал поэмой. Сюжет был подарен Пушкиным и должен был охватить...
  2. План. Знакомство с героями рассказа. Письмо от папы. Сборы в дорогу. Телеграмма. Ссора между братьями и ее последствия. Сговор братьев....
  3. Учитель. Перескажите особенно запомнившиеся вам случаи из жизни мальчиков, описанные автором. (Дети пересказывают такие случаи.) Учитель. Как вы относитесь к...
  4. Цель урока Формирование у учащихся навыков словесного описания картин художников. Подготовка детей к написанию сочинений. Материал для чтения В. А....
  5. В большой комнате нашей квартиры есть заветный уголок. Там стоит книжный шкаф. Две полки ее занимают не книжки, а писанки....
  6. На рубеже тысячелетий человечество встало перед многими глобальными проблемами, начиная от экологических и заканчивая духовными. Нет необходимости спорить какие из...
  7. Сочинение на тему: “Береза весной” Радуюсь весне вместе с березкой. Береза считается деревом, символизирующим родную русскую природу. Вот почему в...
  8. Твір на тему: “Береза навесні” Радуюся весні разом сберезкой. Береза вважається деревом, що символізує рідну росіянку природу. От чому в...
  9. Цели урока Знакомство учащихся с возможностью автора передать в портрете героя главные черты его характера. Продолжение наблюдений над языковыми художественными...
  10. Цели: познакомить учащихся с различными видами творческих заданий в изложении текстов; развивать навык написания изложения с творческим заданием; прививать культуру...
  11. Сейчас много товаров и нужных вещей продается в магазинах и на рынках, но я с уважением и даже с легкой...
  12. Сочинение: описание картины Левитана “Весна. Большая вода” Описание темы: Описание картины Левитана “Весна. Большая вода”, весна в русской деревне, половодье....
  13. Цель урока: проверить сформированность у учащихся языковых умений и навыков, связанных с Географияами “Состав слова и словообразование”, “Морфология”. Основное содержание...
  14. Каждый ребенок мечтает о своем доме, о своей семье, и ему хочется, чтобы реальная жизнь была яркой и радостной. Но...
  15. Виктор Пронякин стоял над гигантской овальной чашей карьера. Тени облаков шли по земле косяком, но ни одна не могла накрыть...
  16. Цели урока Формирование представлений учащихся о нравственном образце взаимоотношений двух близких людей: сына и матери. Знакомство учащихся с диалогом. Обучение...
  17. Цель: обогатить знания учащихся об антитезе; работа над языковым воплощением антитезы и сопоставлением материала произведения; совершенствовать навыки работы с текстом...
  18. Цели: контроль и коррекция уровня усвоения материала, умения применять на практике полученные знания. Оборудование: репродукции картин И. Крамского “Неизвестная” и...
  19. Во время подготовки к чтению этой басни учителю надо вспомнить с шестиклассниками все сведения о басне. Он подчеркивает, что в...
  20. Цель урока Обучение учащихся умению давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье. Формирование у школьников первоначальных представлений о портрете...