Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Исследовательская деятельность педагога. Развитие педагога средствами научно-исследовательской работы


Методология- учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения исследовательских задач, а также формирует представления о последовательности движения исследователя в процессе решения задач


Методологический аппарат педагогического исследования Тема исследования Актуальность исследования- определяется противоречием между, например, современными задачами, стоящими перед профессиональным образованием и сложившейся практикой подготовки рабочих и специалистов, не позволяющими решать эти задачи. При анализе обосновании актуальности исследования проводится анализ сложившейся практики обучения, состояния проблемы в науке, результатов собственных педагогических исследований. Проблема исследования следует из выделенного противоречия и формулируется чаще всего в виде вопроса, на который ищется ответ в ходе исследования.


Цель исследования показывает, что должно быть достигнуто в ходе исследования, т.е., тот научный результат, который должен быть получен Объект исследования – та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. При его определении обычно следует дать ответ на вопрос: Что рассматривается? Предмет исследования- та сторона, та часть объекта, который исследуется Гипотеза исследования – научное предположение, которое следует доказать в ходе исследования. Гипотеза формулируется в окончательном виде не сразу: выдвигаются рабочие гипотезы, которые сменяют друг друга и после подтверждения переходят из рабочих в актуальные.


Задачи исследования определяются целью и гипотезой, они выступают как частные самостоятельные цели по отношению к общей Методы исследования: Теоретические: анализ литературы и нормативных документов, методы системного анализа, сравнения и сопоставления, моделирование педагогических ситуаций, конструирование содержания образования и технологий обучения, обработка результатов эксперимента и их анализ. Экспериментальные: психодиагностические (анкетирование, интервьюирование, наблюдение за учебным процессом, тестирование, экспертная оценка, самооценка) опытное преподавание, статистические методы обработки эксперимента


Все методологические характеристики исследования связаны между собой и дополняют друг друга Тема ЦельОбъект Предмет Формирование системы дополнительны х квалификаций в профессиональном лицее на основе компетентность ого подхода Разработка системы дополнительны х квалификаций в профессиональном лицее, реализуемой на основе компетентность ого подхода Система дополнительны х квалификаций в профессиональном лицее Структура и модель формирования дополнительны х квалификаций дополнительны х квалификаций в профессиональном лицее


В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что формирование системы дополнительных квалификаций по рабочим профессиям будет педагогически эффективным, если будет: обоснована на основе компетентностього подхода структура дополнительных квалификаций разработана модель формирования дополнительных квалификаций в ПЛ, ориентированную как на потребность регионального рынка труда, так и на удовлетворение потребностей личности сформулированы направления планирования изменений образовательного процесса ПЛ по освоению дополнительных квалификаций разработаны методические рекомендации для системы повышения квалификации педагогического и управленческого персонала профессионального образования и социальных партнеров


Структура педагогического исследования Изучение состояния проблемы Обоснование актуальности и формулировка проблемы Формулировка и разработка гипотезы Практическая разработка проблемы Внедрение результатов в практику Теоретический анализ литературы Констатирующ ий эксперимент Теоретическ ий анализ Поисковы й эксперимент Провероч ный эксперимент Обучающий Контрольный




Алгоритм работы над научно- методической темой 1. Определите тему или проблему исследования. 2. Получите необходимые консультации по порядку и последовательности выполнения, объему, содержанию работы, ее научной, методической и организационной части. 3. Определите методологический аппарат исследования: актуальность, объект, предмет, цель, научная гипотеза, задачи, исходная концепция, исследуемая проблема, новизна и методика исследования. 4. Составьте программу научно-исследовательской работы. 5. Проанализируйте научно-педагогическую литературу по избранной теме. 6. Осмыслите и спланируйте экспериментальную работу, проведите ее. 7. Проверьте полученные экспериментальные данные или проведите отсроченный повторный эксперимент. 8. Письменно оформите проведенное исследование. 9. Составьте рекомендации по результатам исследования или определите перспективы. 10. Проведите рефлексию по итогам исследовательской работы. 11. Защитите выполненное исследование.

Кочегарова Т.В.,

учитель английского языка

МОУ «СОШ №1 г.Новоузенска

Саратовской области»

ANNOTATION

The article under discussion concerns a very important direction of the pedagogical activity – the teacher’s research work. It’s actual not only for the English language teachers but for teachers of other subjects as well. You may say the material is universal.

The idea of ​​the article is to attract teachers’ attention to the problems of organizing the research activity, which is in great demand nowadays.

The objectives of the writing are: to inform readers about the education modern requirements, develop motivation for the research activity, share the experience of organizing such kind of work in the methodical subject group.

The article contains a theoretical part, the material of which can be useful for the head-teachers of methodical subject groups to organize a seminar. There is also the work sheet for doing some practical task. The readers of the article have the opportunity to be acquainted with work experience of the teachers of foreign languages from school #1 of the town Novouzensk.

The author hopes that the article will be of great help for the colleagues in the developing the professional skills.

Актуальность проблемы

Цели научно-исследовательской деятельности

Научно-исследовательская деятельность учителя

Из опыта работы ШМО учителей иностранного языка

Практикум для педагогов «Научно-исследовательская лаборатория»

Изменения, происходящие в российской системе образования в связи с введением новых образовательных стандартов, требуют разработки серьезного научно-методического обеспечения. Актуальной остается практическая реализация в контексте учебных предметов системно-деятельностного подхода, составляющего методологическую основу ФГОС школьного образования.

Научное или учебное исследование, а также проектная деятельность в наивысшей степени относятся к технологиям деятельностного типа. Ими необходимо владеть, прежде всего, учителю (в том числе и учителю иностранного языка), который должен проводить свои педагогические исследования, а также формировать определенные навыки у обучающихся.

Возникают, по крайней мере, две проблемы:

1. Нежелание или неготовность педагога к проведению своих научных педагогических исследований и, как следствие, отсутствие возможности обучить этому школьников.

2. Непонимание необходимости исследовательской деятельности учителя.

Чтобы решить названные проблемы, необходимы некоторые разъяснения, факты и примеры для педагогов.

Начнем с того, что новой школе сегодня нужен новый учитель: учитель - мастер, учитель - профессионал, учитель-личность. Повышение профессионального уровня педагогов рассматривается как необходимое условие модернизации системы образования в России потому, что без активного педагогического поиска учителей, без их творческого саморазвития невозможно поднять образовательный процесс на качественно новый уровень.

Вспомним слова Адольфа Дистервега: «Без стремления к научной деятельности учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он каменеет, деревенеет, опускается». Насколько был прав выдающийся немецкий педагог – судить вам.

Возникает правомерный вопрос: Почему учитель должен заниматься научной деятельностью, когда столько много ученых? Этому есть объяснения.

Во-первых: педагогический труд изначально носит творческий исследовательский характер. Как научить каждого не только тому, что требуют базисный план, образовательные стандарты, учебные программы, но и развить их способности, сформировать нравственные позиции, привить нормы и ценности гуманизма? Именно это и определяет исследовательский характер труда учителя. Цепочка «творчество - наука - научное исследование» представляет собой систему профессиональной деятельности современного педагога.

Во-вторых: сегодня почти в каждой школе возникает проблема создания Программы развития всего образовательного учреждения, постановки задач экспериментального плана, реализующих Концепцию модернизации Российского образования. Однако многие думают, что научные исследования в сфере образования являются требованиями администрации, от которой педагог может уклониться и продолжать работать по-своему и таких учителей немало. Думаю, что они не правы. Научно-исследовательская работа является одним из определяющих факторов развития образовательного учреждения; от нее зависит и уровень преподавания, и творческий настрой коллектива, и связь обучения с современной наукой, общественной и экономической жизнью.

В-третьих, это переход школы к профильному обучению, где основным видом деятельности обучающихся должна быть проектно – исследовательская деятельность, сопровождающаяся самостоятельным получением новых знаний, развитием творческих способностей. Учителя и сегодня часто пользуются методами исследовательской деятельности в учебном процессе (лабораторные работы, написание рефератов и т.п.), но, формализуя эту работу, не достигают достаточной эффективности. Это вполне можно объяснить отсутствием навыка научного исследования. Невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам.

И, наконец, актуализирует проблему обращения педагога к исследовательской деятельности – процесс создания рабочих программ урочной и внеурочной деятельности, разработок методического характера, что является одной из простейших и распространённых форм исследовательской деятельности.

Многие педагоги заявляют: я – учитель-практик, зачем мне наука; хочу посмотреть это на практике, зачем мне теория? Ответить на такого рода реплики сложно, но попытаемся.

Педагогическая деятельность в своем большинстве творческая и является своего рода искусством. Но там, где искусству не помогает наука, там и искусства нет, а есть лишь ремесло. Исследования показывают, что педагогическое мастерство как раз и представляет собой единство использования научных закономерностей и передового педагогического опыта. Настоящий учитель работает не по шаблону, не по столь популярным сейчас готовым методическим разработкам, а опирается в своей профессиональной деятельности на достижения современной педагогической науки.

Педагогический опыт не может быть передан сам по себе, передается мысль, выведенная из опыта. Собственный опыт педагога является одновременно как процессом, так и результатом его работы над совершенствованием своего профессионального мастерства, что часто находит свое выражение в научно-исследовательской деятельности.

Целями научно - исследовательской деятельности учителя являются:

Формирование единого научного сообщества учителей;

Развитие представлений о межпредметных связях;

Развитие интеллектуальной инициативы учителей через формирование научного образа мышления, творческого подхода к своей деятельности;

Обучение новым информационным технологиям и средствам телекоммуникации;

Создание условий для вовлечения в коллективную научно-исследовательскую деятельность не только учителей, но и учащихся;

Разработка и реализация исследовательских проектов, имеющих практическое значение.

Научно-исследовательская деятельность учителя - это деятельность, направленная на решение творческой, исследовательской задачи (проблемы) с заранее неизвестным решением и предполагающая соблюдение основных этапов научного исследования: постановка проблемы; изучение теории по данной проблеме; овладение методикой исследования; сбор материала, его анализ; выводы по решению данной проблемы.

Учитель-практик, проводя научно-исследовательскую работу, отталкивается от проблем конкретного учебного заведения. Он может осмыслить ситуацию, соотнести ее с научной теорией и на основе имеющихся закономерностей найти путь решения возникшей проблемы.

Исследования педагогов отличаются от исследований научных коллективов, прежде всего, прикладным характером, поскольку они решают какую-либо актуальную проблему конкретного учебного заведения; направленностью на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение результатов обучения и т.п.

Результатом научно-исследовательской деятельности учителей следует считать написание работ различных видов:

1.реферата классификационного типа, позволяющего его автору обобщить изученный теоретический и практический материал в рамках своей проблемы;

2. реферата познавательного типа, позволяющего его автору изучить теоретический материал и показать его применение к решению своей проблемы;

3. реферата исследовательского типа, в котором основным содержанием является цепочка задач (проблем) решаемых автором самостоятельно.

В ходе исследований учителя преобразовывают свои отдельные идеи в инновационный опыт, которым они делятся на школьных, районных, областных научно-практических, научно-методических конференциях, семинарах, принимают участие в профессиональных конкурсах. Педагоги нашей школы – не исключение.

Приведу пример организации проектно-исследовательской деятельности

в методическом объединении учителей иностранного языка нашей школы (МОУ «СОШ №1 г. Новоузенска Саратовской области»).

Во-первых, хочется отметить, что педагоги МО, благодаря нашим заседаниям-семинарам, владеют технологией проектно-исследовательской деятельности, понимают ее сущность и необходимость.

Во-вторых, принцип нашей работы – это сотрудничество и, одновременно, индивидуальность каждого.

В-третьих, согласованность действий, минимум разногласий при решении спорных вопросов.

Все вместе взятое помогает нам «объять необъятное». В региональном конкурсе методических служб в 2017 году, представив опыт своей работы по разным направлениям, мы стали победителями в номинации «Лучшее школьное методическое объединение».

Из имеющегося опыта возьмем его часть, касающуюся проектно-исследовательской деятельности. Вот некоторые факты.

В «копилке» методического объединения – актуальные темы обобщенного опыта в виде исследовательских работ:

- «Дидактическая модель билингвального образования в практике работы школы» (учитель Фильчагина Л.В.);

- «Технология Диалог культур в обучении иностранному языку» (учитель Волкова Г.В.);

- «Межкультурный аспект в обучении английскому языку на начальном этапе» (учитель Горяинова О.В.);

- «Обучение немецкому языку как второму иностранному языку в условиях введения ФГОС» (учитель Погребенный В.В.);

- «Технология подготовки обучающихся к ЕГЭ по английскому языку» (учитель Кочегарова Т.В.»;

Все педагоги МО являются членами школьного научного общества и участниками регионального конкурса «Лучшая муниципальная исследовательская лаборатория» (победители – 2016 г.).

Как уже отмечалось, мы много делаем вместе. Темы наших совместных исследований:

- «Эффективные технологии обучения иностранному языку» (2015г.)

- «Поликультурный аспект в обучении английскому языку на примере УМК М.В.Вербицкой “Forward ”» (2016г.)

- «Школа диалога культур как эффективный способ организации внеурочной деятельности по иностранному языку» (2016г.);

-«Технология графического представления информации при работе с иноязычным текстом» (2017г.);

- «Способы развития лингвистических способностей школьников в условиях поликультурного образовательного пространства» (в работе, 2018г.).

Данный опыт транслировалсячерез открытые уроки, внеурочные мероприятия, выступления на конференциях (Дипломы I, II степени, 2016г.), конкурсы (Диплом I степени, 2017г.), публикации в различных источниках: журнал АЯШ №1(53) 2016г., Интернет-портал педагога, 2016г., сборник ГАУ ДПО «СОИРО» «Перекресток культур на Саратовской земле», 2017; журнал Вестник образования ГАУ ДПО «СОИРО», 2017г., сборник «Лучшие муниципальные научные лаборатории» ГАУ ДПО «СОИРО», 2017г.)

Элементы исследований включены также и в проектную деятельность, что является одной из главной составляющей в работе МО. Это проектные уроки иностранного языка, проекты во внеурочной деятельности, сопровождение конкурсных проектов и исследований обучающихся. Вот некоторые из них:

Участие в международном проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»;

Ежегодное участие в межрегиональном сетевом проекте по иностранным языкам “Discoverer ” (за три года 6 дипломов и 12 сертификатов);

Участие в очно-заочной международной конференции «От школьного проекта – к профессиональной карьере» с исследовательским проектом «Лингвистическое разнообразие планеты. Что с ним происходит?» (ученица 11 класса, Диплом 3 степени, 2016г.);

Создание совместного школьного проекта «100 причин изучения иностранного языка» (презентация на РМО, 2016г.);

- исследовательский проект «Немецкий язык в современном мире: проблемы и перспективы» (ученица 11 класса, районная конференция, Диплом 2 степени);

Творческие проекты по иностранному языку «Рождественская лирика», «Лучший перевод стихотворения» (региональный конкурс, 1 и 2 место);

Региональная конференция «Школа диалога культур» (информационный проект, Диплом победителя).

Высокие результаты работы стимулируют профессиональную деятельность учителя, способствуют повышению его педагогического мастерства. Именно исследовательская деятельность позволяет актуализировать самореализацию и творческое развитие личности учителя, повысить профессиональный уровень исследовательских умений и навыков, совершенствовать педагогические технологии развития научного творчества учителей, обеспечить профессионально-квалификационный рост учителя-исследователя, получить качественно новое знание (инновацию), повысить статус учебного заведения.

Литература:

1.Афонина Е.А. Научно-исследовательская деятельность педагога в образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. ГАУ ДПО «СОИРО», 2015, 67с.

Приложение1

Рабочий лист семинара

«Научно-исследовательская деятельность педагога»

Задание: Мы - творческая группа в нашей «исследовательской лаборатории».

Тема исследования: «НИД педагога».Заполните таблицу необходимыми

данными. Представьте свой совместный проект.

Критерии НИ

Показатели

Информационное поле

Проблема – противоречие

объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике.

Формулировка темы

ракурс, в котором рассматривается проблема

Актуальность темы исследования

это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы.

Объект исследования

процесс или явление

Предмет исследования

конкретизация

Цель исследования (1)

выявить...; установить...; обосновать...; уточнить...;разработать...

Задачи

Конкретные шаги к цели: 1;2;3…

Гипотеза

«если..., то...»; «так..., как...»; «при условии, что...»

Методы исследования

- теоретические

- эмпирические

анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция…

наблюдение, беседа, интервью, анкетирование; изучение, эксперимент…

10.

Источники информации

Печатные издания

Электронные ресурсы

Иные источники

11.

Значимость исследования

Теоретическая

Практическая

Научно-исследовательские работа - работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений и научного обоснования проектов.

Слово «исследование» от «исследовать», т.е. подвергать научному рассмотрению . Научное исследование - это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Оно отличается от стихийно-эмпирического исследования средствами познания, характером целеполагания, требованиями к точности понятийно-терминологического аппарата. В научном исследовании изучаются не только используемые в непосредственной практической деятельности объекты, но и новые, выявленные в ходе развития самой науки, нередко задолго до их практического применения.

Исследование в педагогике – это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизма обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации учебно-воспитательной работы, ее содержании, принципах, методах и организационных формах .

Объектами научно-педагогического исследования являются педагогические системы, явления, процессы (воспитания, образования, развития, формирование личности, коллектива); предметом - совокупности элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в котором вычленяется проблема, требующая решение.

Различают три уровня педагогических исследований:

    эмпирический - устанавливаются новые факты в педагогической науке;

    теоретический - выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и предсказать их будущее развитие;

    методологический - на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории.

Наиболее распространенными видами исследований в педагогике являются эмпирическое и теоретическое. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый педагогический объект (явление, процесс) и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата педагогики и направлено на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях.

По целевой направленности вся совокупность исследований, проводимых в каждой области науки, в том числе в педагогике, условно подразделяется" на следующие основные: фундаментальные, прикладные, разработки, учебно-исследовательские проекты.

Фундаментальные исследования - раскрывают закономерности процесса воспитания, направлены на углубление научных знаний, развитие методологии науки, открытие ее новых областей и не преследуют непосредственно практических целей. В педагогике они проводятся также и в границах отдельных ее дисциплин: теории воспитания, дидактики, предметных методик, и т. д. Результаты фундаментальных исследований, как правило, не находят прямого выхода в практику образования. Они должны служить обогащению теорий и методологии самой науки.

Прикладные исследования - решают отдельные теоретические и фактические задачи, связанные с формированием содержания воспитания и образования, разработкой педагогических технологий; связывают науку и практику, фундаментальные исследования и разработки. Обычно прикладные

исследования являются логическим продолжением фундаментальных исследований, по отношению к которым носят вспомогательный характер.

Разработки - имеют цель создание программ, учебников, пособий, Инструктивно-методических рекомендаций по воспитанию и обучению, формам и методам организации деятельности учащихся и педагогов, воспитательными системами. Разработки служат для непосредственного обслуживания практики образования.

Учебно-исследовательские проекты - служат для формирования исследовательских умений студентов и аспирантов. Они оформляются в виде самостоятельно разработанных методик, учебных проектов, курсовых, дипломных и диссертационных работ.

При планировании любого исследования необходимо всегда четко определиться, к какому из перечисленных типов оно будет относиться. Как привило, фундаментальные исследования - это прерогатива академических институтов, а также общетеоретических кафедр вузов. Прикладные исследования и разработки - чаще всего область деятельности отраслевых научных институтов, центров и профилированных кафедр высших учебных заведений. Эту же направленность будут иметь, очевидно, и исследования, проводимые педагогическими коллективами средних учебных заведений. Как правило, такие исследования должны быть ориентированы на получение конкретных результатов значимых для практики, которые будут подлежать внедрению в этом же учебном заведении. Поэтому при их планировании и проведении следует ориентироваться на то, что, в основном, это будут прикладные исследования и, еще в большей мере, разработки. Хотя, естественно, это не исключает, что отдельные учителя и преподаватели могут заниматься и фундаментальными исследованиями в сотрудничестве и под руководством ученых вузов, НИИ .

Лауреат Нобелевской премии известный физик Дж. Томсон пишет по этому поводу: «Самый главный фактор, определяющий успех исследования, искать в правильном направлении. В любой момент, в любом научном вопросе существует несколько точек роста, несколько почек, которые вот-вот раскроются. Именно там и надо работать, и искусство состоит в том, чтобы распознать эти точки роста…».

Следует заметить, что теория физического воспитания в этом отношении - наиболее благодатный участок научного знания, так как сама наука находится на стыке двух наук, педагогики и экономики, что само по себе создает наглядный пример для проведения исследования как в той, так и в другой области.

Чрезвычайно важными исследованиями являются те из них, которые связаны с разработкой проблем методологического плана, с разработкой теории целостного учебно-воспитательного процесса, создающего систему единства учебной и воспитательной работы по формированию личностных качеств обучаемого в процессе занятий физической культурой и спортом.

Ценность педагогических исследований поэтому тем выше, чем в большей мере в них связаны теоретические достижения с обоснованием системы практических мер, реализация которых повысит эффективность решения актуальных проблем современной системы физического воспитания.

Наука в современных условиях является важным фактором, обуславливающим прогрессивные преобразования в обществе во всех областях, в том числе в образовании, физической культуре, спорте, физическом воспитании.

Проанализировав литературные источники по данной теме можно сказать, что методика педагогических исследований - совокупность способов проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, которая излагает правила и методы проведения экспериментов.

Педагогические исследования требуют от исследователя: знать методы организации и проведения научно-исследовательской работы, уметь организовывать и проводить методическую работу, применять навыки работы для решения конкретных задач, подготовить и защитить свое исследование.

Научно-исследовательская деятельность учителя как средство профессионально-квалификационного роста

Лубинская Татьяна Николаевна, к.п.н., академик МАДО,

учитель физики гимназии № 1595

В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации на 2000-2025 год, в программе ЮНЕСКО «Образование для всех», в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) заложены концептуальные идеи «участия педагогических работников в научной деятельности» и «интеграции научных исследований с образовательным процессом». Эти идеи давно рассматриваются в связи с решением проблемы повышения личностного потенциала педагога и его самореализации в профессиональной деятельности. На уровне и научного, и общественного сознания укоренилось мнение о прямой зависимости качества образования, прежде всего, от степени профессионализма учителя. Наука и научные исследования рассматриваются как средство обеспечения профессионализма, продления срока профессиональной пригодности, преодоления стагнации педагога, повышения его удовлетворенности трудом и т.д.

Подготовка учителя со средним специальным и высшим педагогическим образованием до сих пор осуществляется фактически на той же философско-педагогической основе, что и школьное образование. В основном это идеи о формировании и воспитании личности профессионала путем просвещения. При таком подходе к педагогическому образованию «базовая подготовка» учителя не включает в себя формирование педагогического опыта в процессе обучения, а относит эту задачу к послевузовской профессиональной деятельности. Учителям рекомендуется по собственной инициативе самообразованием пополнять и обновлять свои знания, самостоятельно корректировать их и адаптировать к школьной практике.

В конце 80-х годов набрало силу массовое движение учителей-новаторов, способствующих рождению новых идей по подготовке учителя, способного воспринимать педагогическую инноватику как естественный процесс для развивающегося образования в целом и школы, в частности. Результатом деятельности педагогов-новаторов И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова и других было заметное увеличение числа учителей, выражающих готовность к творчеству. Итогом усилий педагогов-новаторов стало всеобщее понимание роли науки в совершенствовании практики, понимание необходимости готовить учителя к исследовательской деятельности.

К сегодняшнему дню изменилось положение в школах: они получили больше свобод, начали самостоятельно разрабатывать концепции и программы своего развития, самостоятельно проектировать индивидуальные педагогические системы, выбирать или разрабатывать образовательные технологии. Все это потребовало от учителя творчества, породило потребность в педагоге-методологе, технологе, диагносте-аналитике. Обучить всему этому может только наука и занятия исследовательской деятельностью. С одной стороны, научно-исследовательский подход все более становится необходим для того, чтобы разрабатывать свои образовательные программы, с другой, через него проходит повышение профессионализма педагога, обеспечивающего качество образования в целом. Ситуация стимулирует школу и педагогический коллектив самим научиться планировать и проводить научные исследования, более активно пользоваться научными разработками ученых самых разных наук - психологии, экологии, экономики и, конечно, самой педагогики. Потребность в приобщении учителя к науке, в развитии его исследовательских функций стимулируется системой категорийности и аттестации, где получение более высокой категории связано с проведением научно-исследовательской работы. Так напрямую оказались связаны исследовательские умения учителя и его профессионализм.

Проблема исследовательской деятельности учителя достаточно хорошо разработана в науке. Особенно глубокие и обширные исследования на протяжении многих лет проводятся учеными под руководством академика В.И. Загвязинского. Исторически тема имеет глубокие корни. Более ста лет тому назад проблема исследовательских функций учителя была поставлена П.Ф. Каптеревым , Н.И. Пироговым , К.Д. Ушинским и другими русскими учеными, ведущими практическую деятельность. Огромный вклад внесли в формирование исследовательской функции учителя Азаров Ю.П. , В.А. Сухомлинский , В.Ф. Шаталов и другие. Теоретический вклад в ее разработку сделали В.И. Андреев , А.С. Белкин , В.И. Загвязинский , Э.Ф. Зеер , К.М. Левитан , А.К. Маркова , М.М. Поташник и другие.

Из истории развития исследовательских функций учителя

Исследовательские функции учителя в их современном виде сформировались не сразу, они имеют глубокие корни в истории отечественной педагогики и образования.

К началу развития исследовательских функций учителя относится весь дореволюционный период, когда впервые в нашей науке такая проблема была поставлена, до 1917 года ее решение получило иные подходы и новую базу. Исследование как педагогическая функция еще не рассматривалась, но, в то же время, проблема как бы «просвечивалась», формируясь в сознании ученых. Известно, что выдающийся русский медик и педагог Н.И. Пирогов назвал 19 век «практическим веком». Это был век нигилизма, роста материалистических взглядов, высокого авторитета точных экспериментальных наук. На этом фоне особенно примечательными оказались для нас имена таких ученых как П.Ф. Каптерев, А.Н. Остроградский, Н.И. Пирогов и Д.И. Писарев. Н.И. Пирогов ратовал за улучшение работы педагогических советов в учебных заведениях, чего достигать рекомендовал научными средствами. Именно педсоветы являются органами экспертизы качества педагогической работы и потому должны научным путем формировать общественное мнение в сфере профессиональной деятельности учителя . Известно также, что он рекомендовал заниматься научными наблюдениями, даже публиковать их. Д.И. Писарев, известный русский критик и литератор, был убежден, что именно наука в союзе с любовью способны облагородить человека . В адрес работников образования Д.И. Писарев писал: «Нужно, чтобы везде практика была осмыслена наукой, и чтобы наука, со своей стороны благотворно, живительно действуя на повседневную жизнь, не допуская ее превратиться в бездушную рутину, сама опиралась на опыт и принимала в расчет его указания» . К мнению Д.И. Писарева в те годы очень прислушивались, особенно молодая интеллигенция. Крупнейший отечественный педагог-методист П.Ф. Каптерев впервые прямо ставит вопрос об исследовательских обязанностях учителя: «Если обучение есть воспитывающее обучение и от воспитания неотделимо, то внутренний процесс, приводящий к известному учебному результату, должен быть предметом серьезного внимания и исследования учителя...». Рассматривая особенности личности учителя, П.Ф. Каптерев выделял в качестве значимых такие как: творчество и изобретательность учителя; глубокая методологическая грамотность и теоретическая научная подготовленность; самостоятельность и свобода самообразования и самосовершенствования .

Это и сегодня можно рассматривать как основу развития исследовательских функций учителя. А.Н. Остроградский, вслед за Н.И. Пироговым, вновь ставит вопрос и том, чтобы педсоветы и иные педагогические совещания стали истинно научными, чтобы учитель принимал участие в разработке научных проблем учеными-профессионалами. Он глубоко был убежден, что именно «научный метод» работы дает результат в педагогической деятельности .

Влияние научно-исследовательской деятельности на развитие и саморазвитие учителя

Научно-исследовательская деятельность учителя состоит в единстве практической реализации саморазвития учителя, роста его методологической культуры, обретение им позиции субъекта-исследователя и профессионально-квалификационного роста. Саморазвитие учителя - один из основных критериев эффективности занятий учителя наукой. Учитель, работающий в режиме саморазвития, стремится к изучению себя, выделяет время на методологическую рефлексию своего опыта и будущих перспектив, преодолевает барьеры и препятствия в управлении личным профессиональным развитием. Именно такой учитель нужен в настоящее время для школы.

Рост методологической культуры учителя

Профессионализм учителя включает в себя методологическую культуру как высшее свое проявление. «Методологическая культура учителя - это интегральная характеристика степени его овладения современными методологическими знаниями, исследовательскими умениями и способностями по применению научных принципов, методов и средств педагогического исследования» - так определяет профессор В.И. Андреев . Такое же определение дает В.А. Мосолов . По мнению этих авторов, методологическая культура учителя формируется только тогда, когда он добровольно и осознанно берет на себя функцию исследователя, экспериментатора , когда методологическая культура учителя становится целью его профессиональной подготовки и переподготовки, а не только частным % делом педагога-практика . И эта сторона профессионализма учителя является одновременно базисным компонентом компетентности, и одновременно - результатом его роста.

В последнее десятилетие понятие «методологическая культура» активно вошло в научную литературу. Этой проблеме посвятили свои работы философы А. Дорожкин, В. Мосолов, А. Тихонов, А. Хачатурян и др. Более активно эту проблему рассматривают и педагоги - В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, В.К. Кириллов, В.В. Краевский, В.А. Сластенин, В.Э. Тамарин. В отличие от традиционного утверждения, будто методологическая культура необходима только ученому, они утверждают, что она также необходима и учителю-практику. В результате развития методологической культуры у учителя складывается глубокое профессиональное мышление с аксеологической направленностью, способное «перейти» от нормативно-описательного типа деятельности, в том числе и исследовательской, к креативно-аналитическому, истинно творческому.

Владение методикой исследовательской деятельности включает в себя сложную работу по поиску проблемы, способной быть решенной в конкретных условиях работы учителя и его средствами. Поиск проблемы тесно связан с умением анализировать педагогические процессы и ситуации, находить и формировать противоречия в них, определять цель исследования и намечать далее объект, предмет и методы исследования. Самыми сложными звеньями в овладении методикой исследовательской деятельности являются - выявление противоречий и разработка гипотезы. Учителю это дается с большим трудом, хотя со временем, по мере накопления опыта, неумение преодолевается. Огромная составляющая методологической культуры учителя - это знания философской, педагогической, психологической и иной литературы по решаемым научно-практическим проблемам и умения работать с ней.

Принципы научно- исследовательской деятельности учителя:

Принцип целостного изучения педагогического явления или процесса;

Принцип комплексного использования методов исследования при изучении проблем педагогики;

Принцип объективности;

Принцип единства изучения и воспитания ребенка;

Принцип одновременного изучения коллектива и личности;

Принцип изучения явления в изменении и развитии;

Сочетание научной смелости с величайшей предусмотрительностью;

Принцип глубинного рассмотрения изучаемой проблемы.

Методы научно- исследовательской деятельности учителя:

1. Метод сравнительно-исторического анализа литературы

2. Метод моделирования

3. Метод причинно-следственного анализа

4. Педагогические наблюдения

5. Беседа

6. Анкетирование и интервью

7. Социометрический метод

9. Метод ранговых оценок

10. Метод обобщения независимых характеристик

11. Метод педагогического консилиума

12. Метод изучения и анализа документации

13. Изучение и обобщение передового педагогического опыта

14. Статистический метод

15. Педагогический эксперимент

Научно-исследовательская деятельность может и должна рассматриваться как средство профессионально - квалификационного роста учителя - практика.

Литература:

    Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. - 448 с.

    Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.1 Казань: Казанский университет, 1996. - 568 с.

    Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 176 с. - (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).

    Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекций //Школьные технологии. 1997. - № 4. - С.3-10.

    Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1997.-162 с.

    Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. - 96 с.

    Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Идея, замысел, гипотеза педагогического исследования //Педагогика. 1997. - № 2. - С. 7-11.

    Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога: Автореферат д-р дис. JL, 1988. - 35 с.

    Исследовательская деятельность в школе: Опыт, поиски, решения /Отв. ред. М.А. Ушакова. -М.: «Сентябрь», 1999. 192 с.

    Каптерев П.Ф. О свойствах учителя //Избранные педагогические сочинения: М.: Педагогика, 1982. - С. 595-630.

    Левитан К.М. Личность педагога. Становление и развитие. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991. - 168 с.

    Лицман Галина Николаевна. Научно-исследовательская деятельность как средство профессионально-квалификационного роста учителя: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Екатеринбург, 2000 209 c. РГБ ОД, 61:00-13/623-0

    Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. -192 с.

    Мосолов В.А. Формировать методологическую культуру учителя //Советская педагогика. 1990. - № 3. - С. 67-69.

    Остроградский А.Н. Наука и воспитание //Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. - С. 319-334.

    Пирогов Н.И. О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий //Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.-С. 166-172.

    Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения /Сост. В.В. Большакова. -М.: Педагогика, 1984. 368 с.

    Поташник М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой. М.: Новая школа, 1997. - 352 с.

    Сухомлинский В.А. Зависит только от вас: (Письмо завтрашнему учителю) //Избранные произведения. В 5 т. Т. 5. Киев: Радянська школа, 1980.-С. 300-304.

    Сухомлинский В.А. Коллективное исследование проблемы «Единство мысли и чувства» //Избранные произведения. В 5 т. Т. 4. Киев: Радянська школа, 1980. - С. 78-82.

    Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа //Избранные произведения. В 5 т. Т. 4. Киев: Радянська школа, 1980. - С. 6-412.

    Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой мысли //Избранные произведения. В 5 т. Т. 1. Киев: Радянська школа, 1980. -С. 59-218.

    Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы //Избранные произведения. В 5 т. Т.4. Киев: Радянська школа, 1980. -670 с.

    Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973. - 109 с.

    Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 8.: Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Ч. 1. М.: Изд-во АПН, 1950.-76 с.

    Шаталов В.Ф. Учитель не может не быть экспериментатором //Первое сентября. 1997. - 29 апреля. - С. 2.

    Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. -336 е.: ил.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

С одержание

Введение

1. Особенности научно-исследовательской деятельности учителя в современной школе

2. Руководство научно-исследовательской деятельностью учащихся

2.1 Метод проектов как возможность руководства научно-исследовательской работой учащихся

Заключение

Список литературы

В ведение

учитель школа саморазвитие педагогический

Современная школа нуждается в учителе как в глубоко образованном специалисте, овладевшем системой педагогических идей, мыслящей, активной творческой личности, яркой человеческой индивидуальности. Творческий подход к своему делу сегодня является отличительной чертой каждого профессионала. В условиях модернизации российского образования проблема развития педагогического творчества учителя и повышения его профессионального мастерства приобрела особую актуальность.

Актуальность темы работы обуславливается тем, что особую значимость сегодня приобретает именно организация научно-исследовательской деятельности, так как она оказывает существенное влияние на личностно-профессиональное становление и выступает фактором саморазвития, самоопределения, совершенствования педагогического мастерства, продления срока профессиональной пригодности, преодоления стагнации педагога, повышения его удовлетворенности трудом. Научно-исследовательская работа является одним из определяющих факторов развития учебного заведения; от нее зависит и уровень преподавания, и творческий настрой коллектива, и связь обучения с современной наукой, общественной и экономической жизнью.

Творческая педагогическая деятельность является своего рода искусством. Но там, где искусству не помогает наука, там и искусства нет, а есть лишь ремесло. Исследования показывают, что педагогическое мастерство как раз и представляет собой единство использования научных закономерностей и передового педагогического опыта. Настоящий учитель работает не по шаблону, не по столь популярным сейчас методическим разработкам, а опирается в своей профессиональной деятельности на достижения современной педагогической науки, теория оказывается средством организации и совершенствования практической деятельности учителя.

Цель работы: рассмотреть возможности научно-исследовательской деятельности учителя.

Задачи:

· определить особенности собственной научно-исследовательской работы учителя;

· выявить возможности и особенности руководства научно-исследовательской деятельности обучающихся средней школы.

Учитель должен быть готов к изучению, анализу и прогнозированию развития личности, владеть средствами диагностики и методиками оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся, демонстрировать результаты реализации направлений образовательной политики, при использовании педагогических технологий ориентироваться на результаты апробации в условиях своего образовательного учреждения. Таким образом, исследовательские умения должны входить в состав общепрофессиональных умений педагога.

В процессе включения в исследовательскую работу значительная нагрузка возлагается на учителя как на научного руководителя. Сложность этой роли заключается в том, что учителя этому никто не обучал и не «вооружил» методической литературой. Не все педагоги владеют основами методики исследования и готовы к практической работе по организации исследовательской деятельности учащихся, поэтому необходима официальная курсовая подготовка учителей.

1. Особенности научно-исследовательской деятельности учителя в современной школе

Научно-исследовательская деятельность учителя - это деятельность, направленная на решение творческой, исследовательской задачи (проблемы) с заранее неизвестным решением и предполагающая соблюдение основных этапов научного исследования :

1) постановка проблемы; 2) изучение теории по данной проблеме; 3) овладение методикой исследования; 4) сбор материала, его анализ; 5) выводы по решению данной проблемы.

Целями научно-исследовательской деятельности учителей могут быть:

Формирование единого научного сообщества учителей;

Развитие представлений о межпредметных связях;

Развитие интеллектуальной инициативы учителей через формирование научного образа мышления, творческого подхода к своей деятельности;

Обучение новым информационным технологиям и средствам телекоммуникации;

Создание условий для вовлечения в коллективную научно-исследовательскую деятельность не только учителей, но и учащихся;

Разработка и реализация исследовательских проектов, имеющих практическое значение.

Учитель-практик, проводя научно-исследовательскую работу, отталкивается от проблем конкретного учебного заведения . Он может осмыслить ситуацию, соотнести ее с научной теорией и на основе имеющихся закономерностей найти путь решения возникшей проблемы. Исследования педагогов отличаются от исследований научных коллективов: прикладным характером , поскольку они решают какую-либо актуальную проблему конкретного учебного заведения; направленностью на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение результатов обучения и т.п. Результатом научно-исследовательской деятельности учителей следует считать написание работ различных видов:

1) реферата классификационного типа, позволяющего его автору обобщить изученный теоретический и практический материал в рамках своей проблемы;

2) реферата познавательного типа, позволяющего его автору изучить теоретический материал и показать его применение к решению своей проблемы;

3) реферата исследовательского типа, в котором основным содержанием является цепочка задач (проблем) решаемых автором самостоятельно.

В ходе исследований учителя преобразовывают свои отдельные идеи в инновационный опыт, которым они делятся на школьных, районных, областных научно-практических, научно-методических конференциях, семинарах, принимают участие в профессиональных конкурсах. На этих конференциях учителя в форме докладов, сообщений, рефератов знакомят коллег со своими поисками по интересующей их проблеме, участвуют в обсуждении и корректируют планы дальнейшей проработки проблемы. Это позволяет им выявлять скрытые потенциальные возможности в развитии профессионального мастерства и внедрять в собственную практику достижения науки и передовой опыт, а затем преобразовывать их в личный инновационный опыт.

Научно-исследовательская деятельность позволяет актуализировать самореализацию и творческое развитие личности учителя; повысить профессиональный уровень исследовательских умений и навыков; совершенствовать педагогические технологии развития научного творчества учителей; обеспечить профессионально-квалификационный рост учителя-исследователя; получить качественно новое знание (инновацию); повысить статус учебного заведения.

При этом важным является создание условий , стимулирующих педагогов к творческому поиску, достижению максимальных результатов. К таким условиям следует отнести:

Информирование педагогических кадров об актуальных проблемах обучения и воспитания;

Создание ситуации постоянного творческого общения педагогов как внутри школы, так и вне ее путем организации встреч, научных семинаров, конференций, «круглых столов»;

Организационную, педагогическую и содержательную поддержку экспериментальной и инновационной деятельности педагогов;

Предоставление педагогам свободы выбора направлений исследований, степени участия и форм научно-исследовательской деятельности (работа в составе проблемных групп, творческих лабораторий, в парах или индивидуально);

Консолидацию усилий педагогического коллектива для разработки и реализации научно-исследовательской программы;

Обеспечение гласности и объективной оценки результатов научно-исследовательской работы педагогов (творческие отчеты, участие в научно-практических конференциях и т.п.);

Наличие системы материального вознаграждения.

Среди трудностей , с которыми сталкивается учитель при организации научно-исследовательской деятельности, особо следует выделить слабое владение методологией научного исследования, недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы, а это диктует необходимость обучения педагогов основам научно-исследовательской и экспериментальной деятельности на основе научно-методических семинаров, дистанционного консультирования, издания методической литературы.

В основе исследовательской деятельности учителя лежат гностические умения , которые служат предпосылкой для эффективной реализации конструктивно-планирующей, организаторской и коммуникативно - обучающей деятельности, и собственно - исследовательские умения, лежащие в основе работы учителя.

1. Умение подбирать и работать с научной литературой для совершенствования теоретических знаний, обобщать результаты изучения теории в виде аннотации, реферата доклада, сообщения.

2. Умение наблюдать, изучать, анализировать опыт учителей с целью его обобщения и использования в практике преподавателя.

3. Умение ставить исследовательские задачи, формулировать гипотезу, планировать и проводить опытную работу и эксперимент, обрабатывать и обобщать результаты проделанной работы в виде доклада, сообщения, научной статьи.

Организация научно-исследовательской деятельности влияет на развитие личности учителя, его творческий рост, позволяет создать условия для реализации самообразования и потребности к саморазвитию, повышает его профессиональный уровень, методологическую компетентность и педагогическое мастерство.

2 . Руководство научно-исследовательской работой учащихся

Проблема руководства научно-исследовательской работы (НИР) в школе связана, прежде всего, с тем, что учитель в школе, как правило, не является субъектом научной деятельности. Учитель не занимается разработкой каких-либо научных направлений в любой из областей знания. Основная область знаний, с которой учитель сталкивается в ходе своей деятельности - это педагогика. Однако учитель не всегда является активным участником научно-теоретических разработок в области педагогики. Учитель, прежде всего, - практик, он пользуется уже готовыми результатами педагогических исследований, которые разрабатываются, как правило, в НИИ и ВУЗах.

Современное общество предъявляет свои требования к школе. И школа должна им соответствовать. Учителю необходимо ясно представлять цели и задачи НИР школьников. Только тогда он сможет правильно организовать свою педагогическую деятельность и добиться необходимых результатов.

Главная цель НИР школьников - поэтапное осуществление познавательного процесса путем непосредственного участия в нем ученика. Все этапы НИР должны осуществляться учеником самостоятельно. Учитель в данном случае осуществляет контролирующую и консультационную функции.

Задачи НИР школьников сводятся к следующему:

1.Развитие самостоятельности учащегося . В основе НИР заложен поиск знаний, осуществляемый непосредственно учеником. В этом случае происходит развитие самостоятельности, необходимой для правильной социальной адаптации.

2.Самореализация личности учащегося. Процесс самореализации обязателен для любой личности. НИР способствует накоплению опыта самореализации, в результате которого учащийся сможет более правильно и объективно выбрать свой «жизненный путь» и оценить свои способности. Самореализация может осуществляться стихийно в различных направлениях жизни. Однако более эффективно - направить этот процесс в нужное русло. Например, ребенок, имеющий способности к математике не представляет себе процесс самореализации в этой области. Для него математика - это цифры и задачи с имеющимися ответами. Отсюда его самореализация может проходить в других сферах: музыке, спорте, даже если ребенок не имеет к этим видам деятельности особенных способностей.

3.Развитие творческих и коммуникативных способностей учащегося . НИР напрямую затрагивает творческие способности человека. Она развивает образное мышление, память, логику, умение четко выражать свои мысли устно или на бумаге.

Кроме того, учитель должен заинтересовать ученика . Желательно, чтобы НИР сопровождалась заинтересованностью со стороны как руководителя (педагога), так исполнителя (ученика). Практика показывает, что не всегда ученик проявляет интерес к НИР, особенно на первом этапе. В этом случае первоначально учитель должен делать упор на исполнительность и ответственность школьника. Однако в ходе научно-исследовательской деятельности все равно необходимо заинтересовать учащегося. В противном случае результаты будут не так высоки, как этого можно было бы ожидать.

Учитель может использовать несколько приемов для пробуждения интереса к НИР и активизации творческой деятельности школьника.

Во-первых, можно сделать акцент на том, что участие в НИР пригодится в дальнейшей жизни учащегося, уже за пределами школы.

Во-вторых, известно, что людям, особенно подросткам, свойственно стремление выделяться, быть не похожим на большинство. Участие в НИР позволит ученику ощутить свое особенное положение.

В-третьих, можно внести соревновательный или конкурсный аспект.

В-четвертых, прежде чем дать задание ученику, нужно выяснить его интересы, склонности, способности. Эти интересы следует учитывать при выборе темы НИР.

Интерес учащегося к НИР надо не только вызвать, но и постоянно поддерживать.

Для этого необходимо учитывать следующие моменты:

Все этапы НИР должны быть одинаково интересны;

У учеников должна быть четкая, ясная цель;

Необходимо осуществлять постоянный контроль за ходом НИР.

Для повышения эффективности работы вполне разумно использовать практику отчетов (устных или письменных) по выполнению НИР, разработать четкий план работы и выполнять исследование поэтапно, с подведением итогов каждого этапа. При этом ученики должны уметь самостоятельно анализировать свои успехи и неудачи.

Методика научно-исследовательской работы ученика состоит из следующих этапов:

1. Ученик ставит перед собой конкретную задачу

2. Ученик анализирует источники по следующему плану:

2.1. Достоверность (проверяется соотношением фактов, свидетельством очевидцев, происхождением и т.д.).

2.2. Информативность (ученик должен уметь извлекать максимально возможное количество информации из любого источника).

2.3. Выводы (определение наиболее ценных источников, классификация источников, их значение для работы).

3. Осмысление полученной информации и написание работы (ученик пишет работу, основанную на анализе источников, по четкому плану).

План не должен сковывать ученика, мешать проявлению его познавательной активности. Поэтому при выборе типа плана важно учитывать индивидуальные особенности учащегося.

Совершенно очевидно, что результаты НИР школьников во многом зависят от учителя. Успехи НИР школьников - результат работы педагога. Именно педагог должен правильно организовать работу, заинтересовать учащегося, контролировать деятельность учеников. Из выше сказанного можно сделать следующие выводы :

1. НИР учащихся является важным компонентом современной школы.

2. При организации НИР важно учитывать способности ученика. Даже при отсутствии больших способностей ученик может заниматься научно-исследовательской деятельностью.

3. Очень важно заинтересовать учащихся и поддерживать этот интерес на протяжении всей работы.

4. Большое значение имеет организация НИР. Именно от того, насколько правильно организованна работа, зависит ее конечный успех. Работа должна быть четко продумана учителем.

2.1 Метод проектов как возможность руководства научно-исследовательской работой учащихся

Проектная методика - одна из возможностей развития профессиональной автономии учителя в процессе преподавания. Не все методы можно успешно применить для развития автономии. Одним из наиболее эффективных в этом отношении мы считаем проектную методику, которая нацеливает его на эмансипацию обучаемого, устранения его зависимости от преподаваемого путем самоорганизации и самообразования в процессе создания конкретного продукта или решение проблемной ситуации.

Сущность метода проектов

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается и как некая альтернатива классно-урочной системе, и как органичное ее дополнение. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Всякая работа с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы .

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.

Роль учителя и роль учащихся при выполнении проекта

При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Учитель становится научным руководителем. Субъект - объектная педагогика уступает субъект - субъектной.

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и становится не актуальным суждение: «если это верно, то любое другое - неверно». И даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение.

К типологическим признакам можно отнести:

1.Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, приключенческий и т.д.

2.Доминирующий в проекте содержательный аспект: литературное творчество, естественно - научные исследования, экологические, языковые, культурологические (страноведческие), географические, исторические, музыкальные.

3.Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

4. Количество участников проектов (индивидуальные, парные, групповые);

5.По продолжительности проведения (краткосрочные, долгосрочные, эпизодические).

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:

Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;

Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, т.д.);

Приключенческие, игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая;

Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Заключение

Исследовательские технологии в образовательной практике применялись с глубокой древности, с того момента, как появилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении. Одним из первых ученых, внедрявших в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Позже знаменитый немецкий ученый Фридрих Адольф Дистервег назвал метод «сократовской беседы» венцом учительского искусства. Крылатой стала его фраза о том, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

Учитель-исследователь владеет современными методами педагогического поиска, способен творчески подходить к решению проблем обучения и воспитания молодежи, проводить научно-исследовательскую работу с целью повышения эффективности и качества обучения и воспитания в школе.

Диапазон профессии учителя требует непрерывного самообразования постоянного обновления, уточнения и пополнения профессионально значимых знаний, умений и навыков.

В данной работе мы рассмотрели возможности научно-исследовательской деятельности учителя.Таким образом, цельработы была достигнута. Для этого были выполнены задачи, поставленные нами во введении. А также, была рассмотрена методика проектов и ее особенности, как одна из возможностей руководства НИР учащихся.

Нами была выявлена необходимость умения работать в постоянно меняющихся условиях многообразии образовательных программ, учебников и образовательных учреждений, вырабатывать способность адаптироваться к педагогическим инновациям и быстро реагировать на современные процессы социального и экономического развития общества.

Список литературы

1. Блонский П.П. Курс педагогики. - М., 1916. - С. 4. - Цит по кн.

2. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. - М., 1990. - С. 66.

3. Ляпин Д.Я. «Научно-исследовательская работа учащихся: Памятка учителю», Елец, 2008.

4. Новожилова М.М., Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию».- М., 2008.

5. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. -- М.: АРКТИ, 2003.

6. Филиппов В.М. Модернизация российского образования. - М., 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Концепция академических научно-исследовательской деятельности. Формирование научно-исследовательской деятельности студентов средствами информационных и коммуникационных технологий. Научно-исследовательская деятельность в контексте методов обучения.

    дипломная работа , добавлен 13.07.2015

    Взаимосвязь творчества и исследовательской деятельности личности как философско-психологическая проблема. Вопрос развития творчества студентов в научно-исследовательской деятельности. Состояние педагогического обеспечения развития творчества студентов.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2008

    Особенности организации исследовательской работы учащихся при обучении биологии и экологии, деятельность педагога по развитию их интеллектуально-творческих способностей. Правила организации и снаряжения туристическо-краеведческих походов и экскурсий.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2015

    Значимость научно-исследовательской работы обучающихся в системе высшего военно-профессионального образования. Развитие у курсантов общекультурных и профессиональных компетенций средствами военно-научной работы. Анализ форм военно-научной работы.

    статья , добавлен 10.08.2017

    Основные задачи научно-исследовательской деятельности студентов в вузах. Факторы, тормозящие процесс научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Меры, принимаемые для решения существующих в вузе проблем научно-исследовательской деятельности.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Понятие учебно-исследовательской деятельности младших школьников. Формирование и развитие учебно-исследовательской деятельности школьников на уроках математики. Использование исторического материала для развития данных навыков. Роль педагога в обучении.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2017

    Характеристика исследовательской деятельности в современных условиях. Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов как средство повышения качества подготовки специалистов, способных творчески решать научные задачи.

    реферат , добавлен 24.03.2014

    Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в высшей школе. Формирование готовности студентов ВУЗа к деятельности средствами проблемного обучения. Системный подход к научной работе в условиях ВУЗа.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2009

    Республиканская летняя научно-исследовательская школа учащихся и учителей. Турнир юных математиков, научно-исследовательские конференции и семинары. Методы научно-исследовательской работы школьников. Неполная индукция, обобщение, аналогия, специализация.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2009

    Сущность, виды учебно-исследовательской деятельности старшеклассников. Форма организации их научной работы, разновидности и задачи исследовательских работ. Опыт использования научно-исследовательской деятельности старшеклассников на уроках географии.