Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Древняя европа. История голубых глаз и светлой кожи. Древнегреческие города и колонии. Древнегреческая цивилизация представляла собой города и колонии, занимавшиеся торговлей и сельским хозяйством и расположенные на побережье Средиземного и Черного морей

Огромная роль в познании Земли и развитии географии принадлежит учёным и философам Древней и Древнего Рима. Многие идеи и достижения этих древнеевропейских цивилизаций унаследованы современной географией.

Древняя Греция

Древнегреческая цивилизация, существовавшая с середины 2-го тысячелетия до нашей эры, достигла высшего расцвета в период с 8 по 2 век до нашей эры. К этому времени относят и самые важные работы греческих географов. Многие из них посещали страны Востока, имевшие более древнюю культуру, знакомились с их достижениями и опирались на научные знания в своих трудах. Мореплаватели составляли описания суши и морских берегов, так как греческие поселения располагались по берегам морей.

Развитие мореплавания и торговли привело к зарождению в Древней Греции одного из важнейших направлений географии — картографии (науки о создании карт). Считается, что древнейшую карту в 6 веке до нашей эры составил Анаксимандр - автор книги «О природе». В начале 5 века до нашей эры Гекатей Милетский составил описание Ойкумены - так греки называли весь известный им в то время мир. «Землеописание» Гекатея Милетского положило начало ещё одному направлению развития географии - страноведческому, то есть описанию земель и народов.

Расширили представления древних греков о мире походы Александра Македонского: греки узнали о , получили сведения об , берегах Аравийского моря и Персидского залива.

Учёные Древней Греции изучали причины , ветров, разливов Нила, происхождение суши и моря, распределение тепла на Земле. Была впервые высказана идея о том, что Земля имеет форму шара. Аристотель в 4 веке до нашей эры привёл доказательства шарообразности Земли и высказал идею о земных оболочках. Его считают основоположником физической географии.

Древний Рим

Географические представления древних римлян складывались во время их военных походов. Уже к началу нашей эры римляне завоевали почти всё побережье Средиземного моря, затем достигли берегов Персидского залива на востоке и переправились через пролив на севере Европы.

Итоговые труды по географии Древнего мира были писаны двумя учёными греческого происхождения - Страбоном и Клавдием Птолемеем.

Римский учёный Страбон представлял страноведческое направление географии. Он много путешествовал и свои впечатления и наблюдения описал в знаменитой «Географии» (в 17 книгах). Это первое целиком дошедшее до нас географическое описание почти всех стран Европы, Азии и Африки, то есть известного европейцам в то время мира.

Птолемей был последним и самым выдающимся представителем древней математической географии. В составленном им «Руководстве по географии» изложены способы построения карт и приведён перечень нескольких тысяч пунктов с указанием их точного местоположения. Птолемеем была составлена наиболее совершенная для 2 века карта мира, написан труд «География» (в 8 книгах) - полный свод географических знаний древности.

Именно в этот исторический момент начинается разложение всех структурных элементов рабовладельческого общества. Рабский труд все более и более вытесняется трудом колона. Средняя рабовладельческая вилла с товарной направленностью хозяйства отмирает, заменяясь латифундией. Крупные земельные владения приобретают черты замкнутых хозяйств, развивая в своих границах не только земледелие, но и ремесло. Происходит падение местных рынков и крупной, в пределах всей империи, торговли. Происходит постепенное «увядание» городов. Муниципии все более теряют полисные черты, гражданство их дифференцируется, а гражданские коллективы утрачивают свои права и привилегии. Все большую роль начинают играть иные, не связанные с полисом, формы землевладения. Императорская власть, выступавшая ранее в роли выразителя «коллективной воли» рабовладельцев всей империи, защитника класса рабовладельцев в целом, теперь становится гарантом привилегий только верхушки этого класса. Происходит все большее сужение массовой ее опоры. Римская империя слабеет. В ее рамках происходит постепенное вызревание феодальных отношений, простор развитию которых, однако, дали только гибель империи и варварские завоевания. Дальнейший исторический прогресс Европы мог быть достигнут только в рамках новой общественно-экономической формации.

Жизнь народов Европы в древности была теснейшим образом связана с историей народов Западной Азии и Северной Африки. Единая, древнегреческая цивилизация рождалась одновременно на двух материках: на Балканах и в Малой Азии, а финикийская, сложившись в Азии, широко распространилась по африканским и европейским берегам Средиземного моря. Греческая колонизация также охватила побережье всех трех континентов. Держава Александра Македонского простиралась от Балкан в Европе до Индии и южных границ Египта. Римская империя, включавшая в себя огромные территории Западной и Южной Европы, - владычествовала также над значительной частью Северной Африки.

Европу, Азию и Африку соединяли не только политические узы. Очень рано установились широкие по масштабам экономические связи различных народов этих трех континентов. Современные исследователи все больше подчеркивают сотрудничество, а не соперничество между греками и финикийцами, результатом чего было возникновение густой сети экономических связей по всему Средиземноморью. Важнейшим поставщиком продуктов питания в эпоху Империи для Италии был Египет. «Великий шелковый путь» связал в первые века н.э. Средиземноморье с Восточной Азией. Не менее важны были и культурные контакты и взаимовлияния. Создание греческого алфавита, одного из важнейших достижений греческой цивилизации, демократизировавшего процесс приобщения к знаниям, произошло под влиянием финикийского, греческий язык стал средством общения различных народов Азии в эллинистическую эпоху и Африки. В сокровищницу греческой философии свой вклад внесли многие уроженцы Востока. Христианство, широко распространившееся в первые века н.э. в пределах Римской империи, зародилось в Азии.

Сам процесс становления европейской цивилизации немыслим вне контактов и влияний, пришедших с Азиатского материка. Древнейшие государственные образования Балкан и Крита, видимо, имели структуру, близкую к современным им ближневосточным государствам. Становление самобытной греческой цивилизации, основополагающим элементом которой был полис, могло произойти только в условиях распространения железной металлургии, зародившейся в Передней Азии.

Вычленение истории Европы из общего исторического процесса отнюдь не означает того, что «европейский» путь развития в древности рассматривается авторами тома как наиболее прогрессивный или наиболее типичный. Это вычленение имеет значение методическое - попытаться выяснить специфику исторического развития одного из континентов на всех этапах развития общества, чтобы путем сопоставления с иными путями глубже и яснее понять то общее, что объединяет все человечество.

В античную эпоху Римская империя, распространившая свое могущество на громадные территории, как на Западе так и на Востоке, объединяла под своей властью всю ойкумену. И лишь с ее разделением на западную и восточную части начинается автономное существование отдельных регионов. С этого времени постепенно складывается и понятие «европейская общность», которое отчетливо оформляется в эпоху раннего средневековья, базируясь на тех предпосылках, которые были заложены в античную эпоху.

Уже в этот период на просторах Северной, Центральной и Восточной Европы, а также на севере Балканского полуострова обитавшие там или пришедшие из других мест племена начинают переходить к государственности. На самостоятельные варварские государства распадается также территория бывшей Западной Римской империи.

В рамках этих новых объединений и взаимодействия отдельных этнических элементов - кельтского, германского, италийского, греческого, иберского, славянского, аварского и др. складываются народности, положившие начало политической карте средневековой Европы.

Единство Европы как своеобразной историко-культурной общности при всей пестроте и сложности этнического состава и уровня социального и экономического развития базировалось на том, что все ее народы переживали процесс феодализации. Этому единству способствовало и то обстоятельство, что все жившие на территории Европы народы постепенно включались в сферу влияния как христианства, так и культурных традиций античного мира.

Часть первая

ЕВРОПА В КАМЕННОМ И БРОНЗОВОМ ВЕКЕ

Глава I

ПАЛЕОЛИТ И МЕЗОЛИТ

История Европы с появления в ней древнего человека охватывает около 2 млн. лет, из которых письменными источниками освещены лишь события последних 3 тыс. лет. Весь предшествующий период - продолжительный и сложный, который западные историки называют предысторией (Vorgeschichte, prehistory, prehistoire), примерно в 600 раз более длительный, чем период письменной истории, известен преимущественно по данным археологии, лингвистики, палеоантропологии, геологии, палеонтологии и др.

Количество археологических материалов по древнейшей истории Европы за последние 30 лет чуть ли не удвоилось. Под влиянием многочисленных, зачастую качественно новых материалов старые концепции древнейшей истории Европы постоянно пересматриваются и те представления, которые еще недавно казались незыблемыми, решительно устаревают. Незыблемой остается лишь концепция первобытнообщинной социально-экономической формации, формации, в условиях которой протекала жизнь древних обитателей Европы почти в течение 2 млн. лет.

Быстрое накопление нового материала по древнейшей истории Европы, огромный поток информации на десятках языков, естественно, приводят к тому, что работа по изучению этих материалов в известной мере отстает, запаздывает, и современные обобщающие исследования по этой теме еще не созданы. Однако именно в настоящий момент интерес к проблемам экономической и социальной истории древнейшей Европы необычайно велик, особенно в связи с появлением материалов, полученных с помощью естественных наук, и новых методов их интерпретации, созданных в результате содружества естественных и общественных наук. Возможно, время синтеза еще не наступило, не завершены разработки многих региональных проблем, экономические и социальные аспекты ряда периодов слабо изучены. Поэтому данная попытка краткого рассмотрения древнейших периодов истории Европы не претендует на что-либо большее, чем быть первым опытом в этом направлении, предпринятым в советской науке.

Археология различает три основных «века» (периода, эпохи) в древней истории Европы: каменный, бронзовый, железный. Каменный век - самый длительный из них. В это время основные орудия труда и оружие человек изготавливал из дерева, камня, рога и кости. Лишь в самом конце каменного века древние обитатели Европы впервые познакомились с медью, но использовали ее преимущественно для изготовления украшений. Орудия и оружие из дерева, вероятно, были самыми многочисленными у древнего человека в Европе, но дерево обычно не сохраняется, как и другие органические вещества, в том числе рог и кость. Поэтому основным источником для изучения каменного века служат каменные орудия и остатки их производства.

Около VII в. до н. э. во всей Европе происходит смена бронзы как основного материала, из которого выделывались орудия производства, железом. Это было событием большой исторической важности не только потому, что железо давало больший хозяйственный эффект, но и потому, что область распространения железных руд значительно шире, чем руд других металлов. Переход к железу был облегчен тем, что произошло некоторое увлажнение и похолодание климата. На смену необъятным степям бронзового века (когда лесостепь доходила до линии Ленинград - Ярославль) пришли лиственные леса, установились существующие поныне ландшафтные зоны, увеличились пригодные для земледелия поймы рек, возросло количество озер и болот, где микроорганизмы накапливали железистые отложения - болотную руду.
С появлением железа увеличилось количество племен, пользующихся металлическими орудиями и оружием. Предки славян, литовцев, латышей, эстонцев, финно-угорских народностей северо-востока, заселявшие огромные пространства в Центральной и Восточной Европе, получили с открытием железа возможность более быстрого развития. Железо способствовало росту земледелия; железный топор позволил расчищать лес под пашню. Зона охотничье-рыболовческого хозяйства резко сократилась. Широко распрост-ранились земледелие и оседлое скотоводство. Славянские племена познакомили с земледелием своих соседей - мерю, весь, карелу, чудь. В языке эстонцев (древней чуди) имеются слова славянского происхождения, связанные с земледелием.

Появление городищ

К середине I тысячелетия до н. э. относится еще одно явление, прослеживаемое во всей Северной Европе от Англии до Приуралья, - в лесной полосе появились укрепленные родовые поселки, носившие у славян название «тверди» или «грады» (запустевший град называется городищем). Такие городища просуществовали в Восточной Европе около тысячи лет примерно до V - VI вв. н. э., а некоторые и дольше. Наличие родовых крепостей-городищ свидетельствует об обострившихся отношениях между родами и об усилении разложения первобытных отношений.

Древние славяне

По своему языку славяне относятся к обширной группе так называемых индоевропейских народов, населяющих Европу и часть Азии до Индии включительно. Индоевропейские языки родственны между собой и образуют несколько языковых семей: славянскую, германскую, кельтскую, романскую, иран-скую, индийскую и др. Во всех этих языках имеются сходные слова, относящиеся, по-видимому, к первобытной эпохе. В глубокой древности далекие предки индоевропейских народов говорили на близких всем им языках, но постепенно эти языки стали обособляться друг от друга.
Славянские племена издавна занимали Центральную часть Восточной Европы.

В ходе исторического развития славяне расселялись в разных направлениях, ассимилируя многие соседние племена.
По вопросу о происхождении и древнейшей истории славян существовало много ошибочных представлений. Летописец Нестор правильно считал, что первоначально славяне жили в Центральной и Восточной Европе примерно от Эльбы до Днепра и лишь в первых веках нашей эры заселили бассейн Дуная и Балканский полуостров.
Буржуазные ученые нередко определяли «прародину» славян как очень незначительную территорию где-то около Вислы и Карпат, что не соответствует действительности.
Схематически происхождение славян можно представить себе так.
В отдаленную эпоху в Европе обитали родственные племена - предки индоевро-пейских народов. Средством общения у них являлся примитивный язык с неболь-шим количеством слов. Позднее (в период неолита и в течение бронзового века) эти племена стали расселяться, связь между ними слабела и проявлялись некоторые, первоначально очень незначительные особенности в языке, создавались языковые семьи, отражавшие уже иную группировку древних племен. Предков славян можно предположительно найти среди племен бронзового века, населяющих бассейны Одры, Вислы и Днепра. В то же время еще не было разделения славян по языку на западных и восточных. Проблема происхождения славян является очень сложной; здесь много спорных вопросов, которые исследуют историки, лингвисты, антропологи и археологи.
Славянские племена во второй половине I тысячелетия до н. э.
Античные авторы I -VI вв. н. э. знают славян под собирательным именем венедов, венетов, антов и собственно славян, называя их «великим народом», «бесчисленными племенами». Еще в эпоху наиболее ранних славянских городищ, в IV в. до н. э., греки знали собирательное имя «венеты», правда в несколько искаженном виде - «энеты». Предполагаемая максимальная территория предков славян на западе доходила до Лабы (Эльбы), на севере - до Балтийского моря («Венедского залива»), на востоке - до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная далее на восток в направлении к Харькову. На этих обширных землях обитало, вероятно, несколько сотен славянских земледельческих племен. В лесостепной полосе, по свидетельству Тацита (I в. н.э.), происходило смешение славян с сарматами. Когда греческие авторы описывали Восточную Европу, то они обычно включали в понятие «Скифия» разные народы, в том числе и славян. Вполне возможно, что под именем «скифов-пахарей» и «скифов-земледельцев», живших, по словам Геродота (V в. до н. э.), где-то в Среднем Поднепровье, скрываются и славянские племена с их древней земледельческой культурой. Можно предполагать, что юго-восточная часть славянских племен, обитавшая в лесо-степном Приднепровье, принимала участие в вывозе зерна в Грецию.

Племена Северо-Восточной Европы

Родственные славянам литовско-латышские племена во второй половине I тысячелетия до н. э. еще мало отличались от славян по языку и образу жизни.
У северных и восточных соседей славян - племен финно-угорской языковой семьи (предков эстонцев, финнов, карел, марийцев, мордвы, вепсов), в то время были такие же укрепленные поселки-городища, но в системе их хозяйства коневодство известное время преобладало над земледелием. Культура прикамских племен развивалась еще в условиях бронзового века. Прикамье и Приуралье были тесно связаны со скифским миром. Геродот называет приуральские племена, жившие по Каме, тиссагетами.

Скифы и сарматы

Из числа исчезнувших народов большой след в истории Восточной Европы оставили скифы и сарматы, относящиеся по языку к североиранской ветви индоевропейских народов. Культура кочевых племен, известных в VI-III вв. до н. э. на территории от Венгрии и до Алтая (скифы, сарматы, саки, массагеты), имела некоторые черты сходства, но эти племена никогда не составляли единого политического целого. Разложение первобытнообщинных отношений обозначилось у них вполне явно уже в VII -VI вв. до н. э., в то время когда скифы одержали победу над причерноморскими племенами киммерийцев и совершили ряд походов на Балканский полуостров, в Малую Азию и Закавказье. На западе скифы доходили до земель лужицких славян (близ современного Берлина).
О богатстве скифских вождей VI в. до н. свидетельствует огромный курган близ станицы Ульской на Кубани, где при погребении «царя» были убиты рабы и около 500 коней. В скифских «царских» курганах находят множество золота, что также свидетельствует о далеко зашедшем процессе имущественного расслоения. На восток от Днепра жили скифские кочевые племена, на запад от Днепра - скифы-земледельцы. Господствующим среди причерноморских кочевых племен было племя царских скифов, кочевавшее между Днепром и Нижним Доном. Ему принадлежат богатые курганы и укрепленные городища близ Днепровских порогов.
На обширной территории скифо-сарматских поселений в разных местах складывались союзы племен и государственные объединения рабовладельческого характера. В V в. до н. э. возникло государство у синдских племен, населявших Таманский полуостров и Приазовье. Другое государство образовалось в степях близ устья Дуная в середине IV в. до н. э. Во главе его стал царь Атей, воевавший с фракийскими племенами и с Македонией. Более прочным было Скифское государство, сложившееся около II! в. до н. э. с центром в Крыму. Известны имена скифских царей - Скилура и его сына Палака. Раскопки в окрестностях Симферополя открыли столицу Скифского- царства - город Неаполь с мощными каменными стенами и богатыми гробницами; обнаружены были также большие зернохранилища, свидетельствующие о наличии крупного зернового хозяйства. В состав Скифского царства, возглавляемого Скилуром, входили как земледельческие, так и скотоводческие племена. Получило в это время развитие и ремесло. Скифы и другие племена юга европейской части нашей Родины на протяжении ряда веков создали яркую и своеобразную культуру, хорошо известную по многим художественным произведениям, хранящимся в музеях.
Скифские племена не были совершенно стерты с лица земли бурными событиями, сопровождавшими кризис рабовладения. Часть их была, очевидно, ассимилирована славянами. Русский язык вышел победителем из соприкосновения с языком потомков скифо-сарматов, но обогатился несколькими скифо-иранскими словами («хорошо» - наряду с общеславянским «добро», «то-пор» - наряду с «секирой»; «собака» - наряду с общеславянским «пёс» и др.). В русском народном искусстве прослеживаются связи со скифским искусством. Но взгляд на СКИФОВ как на прямых предков славян следует считать ошибочным. Остатки скифских племен слились впоследствии со славянами.

Греческие города на Черноморском побережье VII-I вв. до н. э.

В VII-VI вв. до н. э. Северное и Восточное Причерноморье привлекло к себе внимание греческих торгово-разбойничьих дружин, плававших в то время по всему Средиземноморью. Малоземелье в Аттике, на островах Архипелага и в Малой Азии вынуждало к поискам новых земель. Развивавшиеся торговые связи требовали новых факторий. На всем побережье Черного моря (Понта Эвксинского - «гостеприимного моря») возникли греческие города (Тира, Ольвия, Херсонес, Пантикапей, фанагориг, фасис и др.), по своему облику близкие к городам метрополии. Здесь сложились типичные рабовладельческие отношения.

Греческие колонии возникли на местах древних поселений, созданных трудом местного населения, которое достигло значительного по тому времени уровня развития. В греческих колониях существовали земледелие, виноделие, производился засол рыбы, сюда свозились запасы зерна из скифских и славянских земель, было развито ремесло, особенно керамическое. Такие города, как Ольвия, Херсонес и Пантикапей, вели широкую заморскую торговлю. Одной из статей торговли были рабы, покупавшиеся греками у местных князьков. Многие города чеканили свою монету. Греческие предметы роскоши попадали к скифским царям, не вытесняя, однако, местных скифских изделий.
Греческие города обладали очень высокой культурой, находившейся почти на таком же уровне, как и в метрополии. Здесь были каменные дома рабовладельцев, храмы, театры, украшенные скульптурой и росписью. На улицах стояли каменные столбы с высеченными на них текстами государственных доку-ментов (например, «присяги херсонесцев»). Жители причерноморских городов, как эллины, так и «варвары», знали эпос Гомера и произведения классических авторов. Состав городского населения постепенно менялся - в городах появлялось все больше представителей «варварского мира» в качестве мастеров или богатых граждан.

Боспорское царство. Восстание Савмака

Единственным крупным рабовладельческим государством в Северном Причерно-морье было Боспорское царство с центром в Па нтикапее - Боспоре (ныне Керчь), возникшее в V в. до н. э. и просуществовавшее до IV в. н. э., до нашествия гуннов. Оно занимало территорию Керченского полуострова. Таманского полуострова и низовьев Дона. Восточная часть царства была особенно густо заселена местными племенами, аристократия которых слилась с греческими рабовладельцами.
В конце II в. до н. э. здесь произошло восстание рабов под предводительством Савмака, подавленное при участии войск Митридата, царя Понта (государства в Малой Азии). Сведения об этом восстании сохранились потому, что в Херсонесе была поставлена триумфальная статуя полководцу Диофанту, усмирителю движения рабов на Боспоре и избавителю Херсонеса от скифов. Выступление Савмака было одним из звеньев в общей цепи восстаний рабов, охвативших Средиземноморье.
дрожащей рукою надеваем доспехи. Свирепый враг, вооруженный луком и напитанными ядом стрелами, осматривает стены на тяжко дышащем коне... Иногда,- правда, бывает мир, но никогда веры в мир...»
Рабовладельческие города-полисы (государства) были бессильны противостоять нашествиям гетов и сарматов и оградить подвластные им небольшие земли от разорения. Римская оккупация Причерноморья з I в. до н. э. и включение большинства городов в состав Римской империи не могли существенно изменить положения, поскольку римляне рассматривали эти города только лишь как источник получения продуктов и рабов, как передаточные пункты в торговых и дипломатических сношениях с необъятным «варварским» миром, подступавшим в это время вплотную к узкой прибрежной полосе греческих колоний.

Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.

Слово «доисторический» относится к самому раннему периоду развития человеческой цивилизации до того, как люди научились вести записи своей истории. Мир развивался по-разному в разных его частях, в разных регионах нашей планеты доисторические эпохи начинались и заканчивались в разный промежуток времени. Европа – не исключение.

Не думайте, что если люди не умели писать, то им нечего было рассказать о своих достижениях. Отсутствие доисторических летописей не означает, что наш вид выживал только охотой и собирательством. Археологические находки говорят об обратном.

Как известно, письменность появилась во время разделения общества на новые прослойки, появившиеся вследствие того, что у общин возросла нужда в узкоспециализированных ремесленниках и в организаторах этих новых видов деятельности. В этой подборке вы узнаете о доисторической Европе, и о том, что интересного происходило в этой части Земли в древнейшие времена.

10. Первые европейцы

Как многие из нас слышали, теоретически человечество впервые появилось на африканском континенте. Подтверждением тому служит древнейшая археологическая находка – высеченный из камня инструмент, сделанный предположительно 2,5 миллиона лет тому назад. Затем примерно 200 000 лет назад появился первый представитель вида человек разумный (homo sapiens), а 140 000 лет спустя древние люди начали мигрировать с африканского континента в поисках новых пригодных для жизни земель. Самое раннее свидетельство появления современных людей в Европе ссылается на обнаружение человеческих костей в пещере нынешней Румынии. По оценкам ученых черепам, найденным в «Пещере с костями» (Pestera cu Oase), около 37 800 лет. Эти останки подтверждают, что древние люди, жившие в этих землях много тысяч лет тому назад, скрестили свой вид с неандертальцами, которые жили здесь еще до пришествия гомо сапиенса. Однако похоже, что предки не позволили неандертальцам повлиять на нашу природу, поскольку следы ДНК неандертальцев встречаются в крови современных европейцев не чаще, чем у других людей, мигрировавших в Европу намного позже. Их генетическое наследие практически исчезло с лица Земли.

Изначально исследователи предполагали, что маршрут, по которому разумные люди проникли в Европу, следовал через земли современного Ближнего Востока и сегодняшней Турции. Но более свежие данные указывают на то, что настоящий путь исхода гомо сапиенса из Африки был совершен через российские границы. Останки 36 000-летнего «человека разумного» были обнаружены на западе России, и именно эта находка генетически ближе всего к виду современных европейцев. Более того, некоторые каменные и костяные артефакты были раскопаны всего в 400 км к югу от Москвы, и они датируются возрастом около 45 000 лет. Среди этих археологических находок были обнаружены иглы из человеческой и слоновой кости, что указывает на то, что эти люди использовали животные меха для выживания в суровом северном климате. Также они разнообразили свой рацион употреблением в пищу мелких млекопитающих и рыбой, используя в охоте всевозможные ловушки и силки. Все это дало гомо сапиенс значительное преимущество в выживании так далеко к северу от родины африканских праотцев, чего нельзя было сказать о неандертальцах.

9. Неандертальцы и их обычаи

Неандертальцы были представителями человеческого рода, которые жили на территории почти всей Европы и западной Азии, но потом вымерли примерно 40 000 – 28 000 лет тому назад. И это совсем не совпадение, что исчезновение этого вида пришлось на появление в этом регионе человека разумного, а также на начало серьезного похолодания в северном полушарии. Предполагается, что последние члены неандертальских племен, постепенно оттесняемых к краю континента новыми обитателями Европы, вымерли в районе южной Испании. Эти два вида людей произошли от одного общего предка – гейдельбергского человека (homo heidelbergensis) еще 600 000 – 400 000 лет тому назад. Впоследствии современные люди, за исключением народов, обитающих в Африке к югу от Сахары, появились в результате кровосмешения представителей гомо сапиенса и неандертальцев.

Археологические свидетельства указывают на то, что помимо умения вытачивать из камня орудия труда, неандертальцы также практиковали погребение своих умерших сородичей и проводили в пещерных гробницах религиозные . Кроме того самые древние намеки на возведение жилищ, обнаруженные во французской пещере, и которым по оценкам ученых около 175 000 лет, принадлежали именно неандертальцам. Еще более недавние находки указывают на то, что люди этого вида практиковали каннибализм, особенно во времена голода или очень скудного питания. В пещерах Goyet и El Sidrón на территории современных Бельгии и Испании соответственно были обнаружены останки неандертальцев, по которым можно сделать вывод, что этих людей освежевали, а из их костей высосали весь костный мозг. Эти кости потом использовали для изготовления всевозможных орудий труда и инструментов. В этих же целях древние неандертальцы использовали кости лошадей и оленей, которые также были найдены в упомянутых пещерах.

8. Доггерланд

Доггерланд (Doggerland) – это земли между современной Англией и Данией, которые еще иногда называют «Британской Атлантидой». Такое прозвище Доггерланд получил за то, что это место находится на дне Северного моря, и некогда оно было обитаемым. В конце последнего ледникового периода примерно в 6 300 году до нашей эры началось активное таяние ледников, из-за чего уровень мирового океана поднялся примерно на 120 метров, затопив много прибрежных территорий Европы. Это событие, скорее всего, описывается в известной легенде о Всемирном потопе.

В доисторический период нынешние британские острова были частью единого европейского континента, и на затопленных сегодня территориях обитали племена, как неандертальцев, так и предков современных людей. Ла-Манш (пролив между Францией и Англией) в то время тоже был сушей. Ученые полагают, что здесь была речная долина, где современные Темза, Рейн и Сена сливались в единую масштабную речную систему.

Кроме множества останков мамонтов, которых вылавливали рыбаки, промышляющие в водах современного Северного моря, здесь также находили каменные инструменты древних людей. Среди находок были и останки оленьих рогов, вероятно использовавшихся в качестве гарпуна. Артефакт датируется 10 000 - 12 000 годами до нашей эры, когда это место было тундрой Доггерланда. В 16 км от датского побережья археологи также обнаружили фрагмент неандертальского черепа возрастом в 40 000 лет, а неподалеку от британских берегов были найдены останки целого древнего поселения. С началом климатических перемен уровень моря уверенно рос на 5-10 м каждые 100 лет, постепенно затапливая местные склоны, холмы и равнины. Медленно, но уверенно, поэтому обитатели этих земель были вынуждены переселиться в район песчаной отмели Доггер-Банк (Dogger Bank), высшей точки в округе, которая оставалась островом до 6000 года до нашей эры, пока также не оказалась полностью под водой.

7. Оползень Стурегга

Это происшествие можно сравнить с апокалипсическим событием библейских масштабов, но произошло оно не так давно, как некоторые истории про сыновей Адама и Евы. Речь о крупнейшем оползне в истории человечества – Стурегге (Storegga Slide), которое произошло где-то 8 400 – 7 800 лет тому назад в 97 км от норвежского побережья. От континентального шельфа Европы откололся огромный кусок суши, и потонул в бездонных глубинах Северного моря. Оползневые останки покрыли дно площадью в 95 000 кв км. По оценкам геологов под водой образовался «рубец» из 3500 кубических км осадочных пород. Такой объем мог бы покрыть всю Исландию 34-метровым слоем почвы.

Вероятнее всего, причиной катастрофы стало землетрясение, которое спровоцировало мощнейший выброс гидрата , ожидавшего свое освобождение из-под океанической коры. Все это дестабилизировало часть прибрежной суши, которая и откололась от материковой толщи, погрузившись в морские воды. Затем последовало крупнейшее цунами, которое на долгое время опустошило сушу, находящуюся поблизости от апокалипсического оползня. Остатки оползневых пород Стургетта были обнаружены в глубине материка на расстоянии 80 км от побережья и на 30 км выше уровня прилива. Памятуя о том, что в те времена уровень моря был ниже на 14 м, чем сегодня, можно предположить, что высота волн в некоторых местах превышала 24 м.

Современные Шотландия, Англия, Норвегия, Исландия, Гренландия, Ирландия, Голландия, Фарерские, Оркнейские и Шетландские острова очень сильно пострадали от этого катастрофического оползня и мощного цунами. Больше всех влияние землетрясения прочувствовал на себе долина Доггерланд, которая по мнению ученых была в одночасье полностью затоплена. В один момент все живое на острове Доггер-Банк было смыто в море.

Сегодня некоторые ученые переживают, что деятельность нефте- и газодобывающих компаний может представлять серьезную угрозу для региона, и им стоит проводить более тщательную разведку дна, чтобы не вызвать новую катастрофу. Оползень Стурегга не был единственным в этом районе, предположительно он был лишь частью целой серии оползней, произошедших здесь 50 000 – 6 000 лет тому назад.

6. Первые европейцы в Северной Америке

Сегодня уже почти всем известно, что первыми европейцами в Северной Америке были не испанцы под началом Христофора Колумба в конце 15 века, а скорее викинги во главе с Лейфом Эрикссоном (Leif Eriksson), побывавшие там на 4 столетия раньше. Но еще более свежие находки указывают на то, что даже скандинавские воины не были первыми посетителями Нового света. Люди эпохи каменного века, обитавшие на территории современных Франции и северной Испании, опередили всех остальных. Солютрейская культура (Solutreans) впервые достигла берегов Северной Америки где-то 26 000 лет тому назад во время периода великого оледенения, когда арктические льды практически соединили 2 материка. Вероятно, древние европейцы путешествовали на лодках вдоль льдин, охотясь на тюленей и птиц. Их потомками предположительно являются современные инуиты и эскимосы.

Первые доказательства этой теории были обнаружены в 1970 году, когда в 97 км от побережья Виржинии рыболовный траулер поднял со дна моря 20-сантиметровый каменный клин, клык и передний зуб древнего мастодонта возрастом в 22 700 лет. Что было самым интересным в каменном лезвии – так это техника, с помощью которой он был изготовлен. Она отличалась поразительным сходством с методами обработки породы, используемыми солютрейскими племенами доисторической Европы.

После этого случая было обнаружено еще несколько других артефактов в 6 других районах вдоль всего Восточного побережья Северной Америки. Редкость подобных находок объясняется тем, что в древние времена уровень моря был намного ниже, а люди каменного века предпочитали селиться на побережьях. Именно по этой причине так мало археологических находок совершается на суше. И хотя это все еще не до конца доказано, и существует множество пробелов, но ученые все больше склоняются к гипотезе о солютрейском происхождении скелета, найденного в районе Флориды. Останкам предположительно 8 000 лет, а генетические маркеры указывают на родство только с европейцами, в то время как причастность к азиатским народам обнаружена не была.

Вдобавок некоторые коренные племена Северной Америки разговаривают на языках, не имеющих ничего общего с индейцами, у которых обнаружены азиатские корни.

5. История голубых глаз и светлой кожи

Ученые пришли к мнению, что голубые глаза берут свое происхождение где-то на севере Черного моря, а дети с таким цветом глаз впервые начали появляться на свет 10 000 лет тому назад. До тех пор все люди были кареглазыми или черноглазыми. Самые древние останки человека с голубыми глазами насчитывают 7 – 8 000 лет, и были обнаружены на северо-западе современной Испании в пещерной системе неподалеку от города Леон. Согласно анализу ДНК у обнаруженного 30-35-летнего мужчины были голубые глаза, но все еще темная кожа, почти такая же, как у современных жителей Африки к югу от Сахары. ДНК этого мужчины сравнили с анализами древних останков, обнаруженных в Швеции, Финляндии, Сибири и с ДНК 35 современных европейцев. Результаты показали, что эта доисторическая культура, распространившаяся по материку от Испании до Сибири, известная также захоронениями людей с фигурками «Палеолитической Венеры», отчасти является предком многих современных европейцев.

Дальнейшие исследования, проведенные на 800 голубоглазых человек по всему миру от Турции и Дании до Иордании, указали на то, что этот признак можно отследить вплоть до одного конкретного человека. О кареглазых людях так не скажешь. Причина, по которой европейцы из полностью кареглазых стали на 40% голубоглазыми всего за 10 000 лет, до сих пор остается для генетиков загадкой. Лучшая версия гласит, что мутация в ДНК голубоглазых европейцев повлияла на их популярность и впоследствии плодовитость. Голубоглазые мужчины и женщины чаще избирались в партнеры, потому что казались более привлекательными для спаривания.

Подобно цвету глаз, цвет кожи немалой части людей также поменялся именно в Европе, но несколько позже. Гены, ответственные за более светлый оттенок кожи, берут свое начало на Ближнем Востоке. Европейцы стали походить на современных светлокожих людей всего 5 800 лет тому назад. Оба этих новых физических качества стали явным преимуществом для проживания в более удаленных от экватора широтах, где солнце светит не так жарко, как в тропиках. Кроме того светлый цвет кожи позволяет увеличить потребление витамина D. В то время как темная кожа и карие глаза защищают человека от сильного ультрафиолетового излучения за счет высокого содержания меланина, они представляют собой явный недостаток в условиях широт, где солнце не такое активное.

4. Кукутень-Трипольская цивилизация и первое колесо

Во времена, когда европейцы жили за счет охоты и собирательства и использовали в качестве орудий труда и оружия камни, в районе современных Молдовы, Украины и Румынии уже на протяжении 3 000 лет процветала энеолитическая археологическая цивилизация. Где-то в 5 500 – 2 750 г.г. до нашей эры народ кукутень создавал крупнейшие для своего времени общины, в которых проживало до 15 000 человек одновременно, построивших около 2 700 зданий. Они населяли территорию площадью в примерно 360 000 кв. км и рассредоточивались по своеобразным конфедерациям на расстоянии 3-6 км одна от другой. Вероятнее всего это было матриархальное общество. Румынские археологи совсем недавно совершили ряд любопытных находок, в числе которых – огромный храмовый комплекс. По мнению ученых ему уже 7 000 лет. Старинное строение занимает 994 кв. м и является частью не до конца раскопанного поселения, площадь которого охватывает предположительно 250 000 кв. м. Это крупнейшая археологическая находка в своем роде, и ученым еще предстоит немало работы по ее изучению.

Доисторическое общество кукутень-трипольцев сильно зависело от сельского хозяйства и животноводства, но оно также практиковало и обычную охоту. Археологические свидетельства указывают на то, что эти люди также были очень искусными гончарами, ювелирами и текстильщиками. Изображения свастики и символов инь-ян появились на их изделиях за 1000 лет до того, как эти начертания стали культивироваться индийской и китайской цивилизацией соответственно. Около 70% неолитического наследия керамических изделий берут свое начало именно здесь – в районе восточной Европы. Ученые также обнаружили, что многие кукутенские поселения имели «двойное дно». Похоже, что у этой цивилизации был обычай сносить свои поселения раз в 60-80 лет, чтобы потом вновь отстраивать свои городища на том же месте. Предположительно это было частью ритуала в честь цикла смерти и возрождения, а также своеобразной религиозной жертвой духам.

Возможно, именно кукутень-трипольская цивилизация ответственна за изобретение колеса. Раньше считалось, что старейшему колесу 5 150 лет, и оно было найдено в Словении. Однако в Украине был обнаружен артефакт, возможно, опровергающий словенское авторство колеса. Как оказалось, древняя трипольская культура лепила глиняные игрушки в виде быков на колесах на несколько веков раньше. Пока что это не является достоверным доказательством, но шансы того, что именно кукутень изобрели колесо, довольно велики.

Теория, объясняющая их исчезновение, ссылается на то, что аграрная цивилизация сильно пострадала от губительных климатических перемен.

3. Культура Турдас-Винча и древнейшая письменность в мире (протописьмо)

Культуру турдас-винча (Turdas-Vinca), кукутень-трипольскую цивилизацию и еще несколько других народов чаще всего объединяют в цивилизацию Подунавья, поскольку все они селились на плодородных землях вблизи великой реки Дунай. Кукутень жили дальше на севере, а культура винча распространила свое влияние на территориях современных Сербии, некоторых частей Румынии, Болгарии, Боснии, Черногории, Македонии и Греции в период 5 700 – 3 500 г.г. до нашей эры.

Их иерархическая система остается неизвестной, и вполне возможно, что они не были политическим объединением. В то же самое время эта цивилизация отличалась высокой степенью культурного единства, распространившегося на довольно обширные территории.

Как кукутень, так и турдас-винча был очень развитым для своего времени народом. Это именно они впервые создали медные инструменты, прядильные станки и начали конструировать мебель. Однако принадлежащие этой культуре артефакты все еще являются предметом споров, поскольку некоторые археологи усматривают в следы анатолийского влияния. Другой лагерь исследователей полагает, что винча стали преемниками жившей здесь же старчево-кришской цивилизации (starcevo). В любом случае они лепили удивительные керамические изделия, которые потом находили по всей территории их поселений.

Некоторые исследователи полагают, что винча даже были изобретателями первой письменности. В 1961 году на территории современной Трансильвании (Румыния) были найдены 3 небольшие таблички, датируемые примерно 5 500 годом до нашей эры. Специалисты по месопотамской культуре не признают эти таблички и их отчетливые символы примером письменности, заявляя, что на артефактах выгравированы простые узоры, несущие сугубо декоративную функцию.

Но многие другие ученые и лингвисты не разделяют этот скептицизм, и верят, что первое в мире протописьмо появилось именно здесь, на Балканах, почти за 2000 лет до шумерской клинописи. На сегодняшний день ученые различают 700 отдельных символов, принадлежащих письменности Подунавья, что сравнимо с числом иероглифов, которые использовали древние египтяне. Если эта теория будет оправдана, можно будет смело заявлять, что колыбелью современной европейской цивилизации является не Месопотамия, а Балканы.

2. Скелет из Варны и богатейшая доисторическая гробница

Во время раскопок 1970-х годов неподалеку от портового города Варна на востоке Болгарии археологи наткнулись на масштабный некрополь, датируемый 5 тысячелетием до нашей эры. Когда они добрались до могилы № 43, ученые осознали, что они открыли самую богатую доисторическую сокровищницу. Клад состоял из 3 000 золотых артефактов, общий вес которых составил 6 кг драгоценного металла. В других могилах также были найдены предметы из золота, но там их было значительно меньше.

Это место отличается еще и тем, что здесь было обнаружено старейшее захоронение мужчины из привилегированного сословия. Патриархат в Европе тогда только зарождался, и до этих пор тщательно продуманных и украшенных могил удостаивались только женщины и дети.

Варнийская цивилизация достигла своего расцвета в период с 4 600 по 4 200 год до нашей эры, когда это народ первым начал создавать изделия из золота. Поселившись на берегу Черного моря и обладая очень ценными для торговли товарами (золото, медь, соль), варнийцы очень быстро разбогатели. Археологические свидетельства указывают на то, что эта древняя культура отличалась продуманным иерархическим устройством, и именно здесь зародились первые основы монархического общества, в котором уже тогда быстро накаливаемые блага распределялись между его членами довольно неравномерно.

Закат варнийской цивилизации произошел также скоропостижно, как и ее расцвет. Несметные сокровища и завидное процветание варнийцев привлекло внимание степных воинов и кочевников. Свидетельство о появлении первого оружия, созданного не против животного, а против человека, также было обнаружено именно в болгарских захоронениях. Именно тогда и начались первые масштабные войны, связанные с борьбой за материальные выгоды. Вкупе с климатическими переменами это привело к быстрому обеднению некогда процветающей цивилизации.

1. Приручение собаки

Этот список мы решили закончить историей про лучшего друга человека и про то, когда эта дружба началась впервые. Пока что ученые и археологи заявляют, что одомашнивание собаки произошло в разных частях света почти одновременно, и в зависимости от региона проживания приручали мы довольно разные виды волков. Люди одомашнивали не только волков, но ни одно другое животное не приняло нас так быстро и дружелюбно, как нынешние собаки. Мы приручили много разных зверей, начав обзаводиться скотом, когда выбрали оседлый образ жизни, но собаки были нашими помощниками еще со времен охоты и кочевничества.

Самое удивительное то, как рано человеку удалось приручить дикого волка. Прошлые оценки экспертов основывались на обнаружении волчьих останков, которым было 14 000 лет. Но более недавние находки собачьих останков, как на территории современной Бельгии, так и в центральной России, подтверждают факт одомашнивания представителей семейства псовых еще 33 000 и 36 000 лет тому назад. Это открытие поразило археологов, поскольку оказалось, что человек подружился с собакой на 20 000 лет раньше, чем это предполагалось.




Европейская цивилизация уникальна тем, что она единственная цивилизация, оказавшая основополагающее влияние на мир. Она сумела этого добиться с помощью завоеваний и переселений; благодаря экономической мощи и силе идей; а также потому что оказалась в состоянии предоставить то, что хотели получить все. Сегодня все страны мира пользуются научными достижениями и разработанными с их помощью технологиями, а ведь наука – это европейское изобретение.

В основе европейской цивилизации лежат три следующих элемента:

1. Культура Древней Греции и Древнего Рима.

2. Христианство, которое само по себе является ответвлением иудаизма, религии иудеев.

3. Культура германских племен, вторгшихся в Римскую империю.

Таким образом, европейская цивилизация представляет собой смесь разнородных элементов. Почему это так важно, мы узнаем из дальнейшего.

* * *

Если мы задумаемся об истоках нашей философии, нашего искусства, нашей литературы, нашей математики, нашей науки, нашей медицины и нашего понимания политики, нам придется признать, что всеми этими интеллектуальными достижениями мы обязаны Древней Греции.

В период своего расцвета Древняя Греция не была единым государством; она состояла из маленьких государств, или «городов-государств», как мы их сейчас называем. Каждое из таких государств представляло собой отдельный город с окружающими его землями, который можно было обойти за день. В некотором смысле греки принадлежали тому или иному государству, как мы являемся членами того или иного клуба. Именно в этих маленьких государствах впервые возникло понятие демократии. Это была не представительная демократия, как сегодня – никто никого не выбирал членом парламента. Все мужское население города собиралось в определенном месте и обсуждало общественные дела, принимало голосованием законы и решало политические вопросы.

По мере роста населения города-государства основывали колонии в других частях Средиземноморья. Греческие поселения возникли на территории современной Турции, вдоль побережья Северной Африки и даже вдоль берегов современной Испании, южной Франции и южной Италии. И именно в Италии римляне, бывшие в период истории довольно отсталым народом и жившие в городе-государстве, центром которого был Рим, впервые столкнулись с греками и многое позаимствовали у них.

Древнегреческие города и колонии. Древнегреческая цивилизация представляла собой города и колонии, занимавшиеся торговлей и сельским хозяйством и расположенные на побережье Средиземного и Черного морей

Со временем римляне создали огромную империю, включившую себя и Грецию и греческие колонии. На севере границы империи проходили по двум большим рекам, Рейну и Дунаю, хотя иногда эти границы расширялись. На западе естественной границей служил Атлантический океан. Англия входила в Римскую империю, но Шотландия и Ирландия находились уже за ее пределами. На юге простирались пустыни Северной Африки. Самой неопределенной была восточная граница, потому что там существовали соперничающие с Римом империи. В целом Римская империя окружала Средиземное море и включала в себя не только часть нынешней Европы, но и территории, лежавшие за пределами Европы: Турцию (Малую Азию), Ближний Восток и Северную Африку.

Римляне воевали искуснее греков. Они лучше составляли законы, с помощью которых управляли своей империей. Они превосходили греков в строительстве и в инженерных сооружениях, полезных как для войны, так и для мирной жизни. Но во всем остальном они признавали авторитет греков и рабски копировали их достижения. Типичный представитель римской элиты говорил на двух языках: на греческом и на латинском (языке древних римлян); он посылал своих сыновей в афинскую школу или нанимал раба-грека для обучения детей на дому. Поэтому когда мы говорим о «греко-римской» культуре, мы так поступаем вслед за самими римлянами.

Территория Римской империи в I в.

Самой наглядной демонстрацией острого ума греков служит геометрия. Многие наверняка забыли, что это такое, поэтому начнем с азов. Геометрия устроена точно так же – она начинает с наиболее простых определений, служащих основанием дальнейших рассуждений и выводов.

Отправная точка – это точка, которую греки определяли как имеющую положение в пространстве, но не имеющую величины. Конечно, на этой странице она имеет определенную величину, но речь идет об идеальном случае, относящемся к царству чистых идей. Второе определение: линия имеет длину, но не имеет ширины. Далее, прямая линия – это кратчайшее расстояние между двумя точками.

На основе этих трех определений можно дать определение окружности: прежде всего, это замкнутая линия, образующая некоторую фигуру. Но как дать определение «округлости»? При здравом размышлении сделать это довольно трудно, хотя и возможно. Чтобы не мучить вас, сразу скажу, что окружность – это такая фигура, внутри которой есть точка, обладающая определенным свойством: отрезки прямых линий, проведенных от этой точки до любой точки на окружности, будут равной длины.

Кроме окружностей геометрия рассматривает и параллельные линии, которые никогда не пересекаются, и треугольники во всем их разнообразии, и квадраты, и прямоугольники, и другие фигуры.

Все они образованы линиями и имеют собственные свойства, все они строго определены, как и их пересечения и сочетания. Все доказывается с помощью описанных выше положений.

Например, с помощью свойств параллельных линий можно доказать, что сумма углов в любом треугольнике равна 180 градусам.

ГЕОМЕТРИЯ В ДЕЙСТВИИ

Параллельные линии не пересекаются. Из этого определения следует, что другая линия будет пересекать их под равными углами. Если бы эти углы не были равными, то параллельные линии сходились бы или расходились, и тогда они уже не были бы параллельными. Для обозначения углов мы используем греческие буквы, напоминающие нам об истоках геометрии. Здесь использованы три первые буквы греческого алфавита: альфа, бета и гамма, и на рисунке слева буквой? обозначены два равных угла.

На этом основании можно вычислить сумму углов треугольника. Треугольник ABC на рисунке справа заключен между двумя параллельными линиями; вообще, опираться на известное – это основной способ, каким в геометрии узнают неизвестное. Угол α у точки А равен углу α у точки В, поскольку это противоположные углы, образованные линией, пересекающей параллельные линии. Точно так же угол γ у точки С равен углу γ у точки В. Таким образом, вдоль верхней параллельной линии расположены три угла: α + β + γ. Вместе они образуют прямую линию, равную 180 градусам.

Итак, α + β + γ = 180 градусов. Как мы уже показали с помощью параллельных линий, сумма внутренних углов треугольника равна α + β + γ. Следовательно, сумма внутренних углов треугольника равна 180 градусам.

Так мы использовали свойства параллельных линий для доказательства некоего свойства треугольников.

Геометрия – это не только простая, элегантная и логическая, но еще и красивая система. Но что значит «красивая»? Красивой ее находили греки, и это многое объясняет в их понимании мира. Греки занимались геометрией не только для гимнастики ума, как это мы делаем в школе, и не только в практических целях, таких как измерение площади поля или навигация. Они воспринимали геометрию как средство объяснения основополагающих законов мироздания. Если посмотреть на все, что нас окружает, можно поразиться удивительному разнообразию мира: самые разные формы самых разных цветов и размеров. На первый взгляд кажется, что одновременно происходит великое множество разных событий, причем бессистемно и хаотично. Греки же верили, что всему можно найти простое и логичное объяснение. В основе всего сущего должно лежать нечто простое, регулярное и логичное. Нечто вроде геометрии.

Греки не занимались наукой в том смысле, в каком ею занимаемся мы, то есть выдвигая гипотезы и ставя эксперименты. Они считали, что если напрячь ум и хорошенько подумать, то можно прийти к правильному ответу. Поэтому всю их науку можно назвать системой вдохновенных догадок. Один греческий философ сказал, что все в мире состоит из воды, и это показывает, насколько отчаянно греки стремились свести все к простому объяснению. Другой философ сказал, что все состоит из четырех элементов: земли, огня, воздуха и воды. Еще один философ говорил, что все состоит из мельчайших частиц, которые он назвал атомами – и, как выяснилось впоследствии, оказался прав. Он высказал вдохновенную догадку, к которой мы вернулись только в XX веке.

Когда лет четыреста назад, через две тысячи лет после древних греков, появилась наука в современном понимании, она начала ставить под сомнения главные постулаты древнегреческой мысли, пользовавшиеся до тех пор авторитетом. Но при этом она не отказалась от стремления древних греков находить простые, логические и математические объяснения. Ньютон, величайший ученый семнадцатого столетия, и Эйнштейн, величайший ученый двадцатого столетия, утверждали, что ближе всего к правде самые простые ответы. Оба они умели выражать свои теории в математических формулах, описывающих состояние и движение материи.

Древние греки часто ошибались в своих предположениях, причем довольно сильно. Их предположение, что в основе всего лежат логические и математические объяснения, тоже могло оказаться ошибкой, но оказалось правдой. Это величайшее наследие древних греков, которые они передали европейской цивилизации.

Можно ли объяснить, почему древние греки оказались настолько умными и проницательными? Вряд ли. Предполагается, что историки должны объяснять исторические факты, но когда дело доходит до самых общих фактов – например, почему именно в маленьких городах-государствах родились великие мыслители с таким логичным и проницательным умом – они не могут предложить убедительных объяснений. Историкам, как и всем остальным, остается только удивляться.

Вот вам еще одно чудо. Мы подходим ко второму элементу европейской смеси. Древние евреи верили в существовании только одного Бога. Для той эпохи это было необычное воззрение. Древние греки и римляне верили в существовании целого множества богов. Евреи к тому же считали, что один-единственный Бог заботится прежде всего именно о них и что они принадлежат к богоизбранному народу. В обмен на такую привилегию евреи были обязаны соблюдать закон Божий. В основу этого закона были положены десять заповедей, данных евреям Моисеем, который вывел их из египетского плена. Христиане сохранили эти десять заповедей, которые оставались главным моральным критерием западного общества вплоть до недавнего времени. До сих пор можно услышать, как о человеке говорят, что он, допустим, никогда не нарушит восьмой заповеди, но иногда нарушает седьмую.

Вот эти десять заповедей, как они перечислены в Библии, в главе 20 Книги Исход:

И изрек Бог все слова сии, говоря:

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. <...>

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его.

Шесть дней работай, и делая всякие дела твои. <...>

Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Эти десять заповедей были лишь первыми из огромного множества моральных предписаний. У евреев была очень сложная система законов и правил, которые касались не только областей, обычно регулируемых законами – преступлений, имущества, наследства, брака, – но также и питания, соблюдения чистоты, управления хозяйством и принесения жертв Богу в храме.

Хотя евреи и считали себя избранным народом, жизнь их была далека от идеальной. С ними часто случались различные бедствия; их завоевывали и брали в плен; но при этом они не только не сомневались в существовании Бога, но и в том, что он о них заботится. Каждый раз, как случалось какое-нибудь несчастье, они приходили к мысли, что это кара за то, что они разгневали Бога, не выполняя как следует его законы. Поэтому в иудаизме (еврейской религии), как и в христианстве мораль и религия тесно переплетены, что наблюдается далеко не всегда.

Боги греков и римлян не останавливались перед безнравственным поступком, они вступали в незаконные связи и плели друг против друга интриги. В римской религии боги тоже могли наказывать людей, но не потому, что те поступали безнравственно, а потому, что не приносили им жертвы как следует или приносили, но недостаточно часто.

Иисус, основатель христианства, был иудеем, и все его последователи тоже были иудеями. В то время, когда он проповедовал свое учение, иудеи сами не распоряжались своей страной; Палестина была провинцией Римской империи. Некоторые из последователей Иисуса надеялись, что он возглавит восстание против римлян. Противники Иисуса пытались заставить его открыто признаться в этом. «Должны ли мы платить подать римлянам?» – спрашивали они его. «Покажите мне монету», – говорил он. – «Чье это изображение?» «Кесарево», – отвечали они ему. «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу», – говорил Иисус.

Иисус очень хорошо знал иудейский Закон и предание иудеев; на них основывалось и его собственное учение. Отчасти оно подводило краткий итог всей этой идеологии и обращало внимание на ее главные положения. Вот одно из его заповедей: «Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим <...> возлюби ближнего твоего как самого себя».

Непонятно, хотел ли Иисус сказать, что можно взять только суть и отбросить детали, или детали для него были тоже важны – подробности о том, как соблюдать чистоту, приносить жертвы и тому подобное, – но все же основное внимание он уделял именно общему, а не частностям.

Ученые спорят, оставался ли Иисус в рамках иудаизма или отходил от него. Но ясно одно: он расширял древние моральные предписания, делал их очень требовательными и, казалось бы, почти невозможным для исполнения. Подумайте только о том, что он говорил о любви к врагам в Нагорной проповеди, как записано в пятой главе Евангелия от Матфея:

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари [ненавистные сборщики римских податей]?

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.

В данном случае Иисус расширил иудейское предписание до понятия всеобщей любви.

Иисус был не единственным учителем и пророком той эпохи. Все эти проповедники возбуждали подозрения первосвященников еврейского народа, и в случае с Иисусом, религиозные предводители евреев вместе с римлянами договорились о его казни. Но от всех других учителей Иисус отличается тем, что ожил после своей смерти – по крайней мере, так считают его последователи. Так что он не был всего лишь учителем, пророком или просто хорошим человеком, как, пожалуй, считают многие из посещающих церковь в наши дни. Последователи Иисуса верили, что он был сыном Бога и что при его распятии случилось нечто, имеющее вселенское значение. Бог пожертвовал своим сыном ради спасения человечества от проклятия, последствия первородного совершенного человеком греха, из-за которого в мир пришло зло. Они утверждали, что если поверить в Христа, то можно спастись, и после смерти человек не будет приговорен к мучениям в аду, а будет находиться вместе с Богом на небесах.

Предназначалась ли эта религия для всех или только для евреев? Мнение учеников Иисуса по этому поводу после его смерти разделилось. Приверженцы традиции утверждали, что христианином можно стать только став сначала иудеем, соблюдающим все строгие предписания Ветхого Завета. К ним причислялось и обрезание, довольно болезненная процедура для взрослых мужчин. Если бы победили сторонники этой точки зрения, христианство осталось бы немногочисленной сектой иудаизма и, возможно, давно бы исчезло или не привлекало бы к себе особого внимания. Но победила другая точка зрения, согласно которой это была совершенно новая религия. Не обязательно сначала быть иудеем, чтобы стать христианином; все строгие предписания не имеют значения, потому что Христос освободил нас от них; его учение о любви превосходит все ограничения закона. Такого мнения придерживался Павел, великий апостол и, как считают некоторые, основатель христианства как религии, потому что непосредственно после смерти Иисуса христианство считалось делом лишь одних иудеев. Иисус был иудеем, его последователи были иудеями и некоторые из них хотели, чтобы все это так и оставалось. Именно Павел четко сказал, что религия должна быть для всех, так что с этого момента христианство (пусть поначалу и в теории) стало всемирной религией. Через триста лет оно распространилось по всей Римской империи.

Третья составляющая европейской смеси – это германские племена, вторгшиеся в Римскую империю. Они жили у северных ее границ и пересекли их около 400 года. К 476 году они разрушили западную часть империи. Именно здесь, во Франции, Испании и Италии, впервые оформилось то сочетание различных культур, которому предстояло стать европейской культурой.

Германские народности поначалу не имели письменности и не оставили письменных памятников своей древности; о них имеется чрезвычайно мало сведений до их вторжения. Лучший письменный источник их истории, хотя и опосредованный – это сочинения римского историка Тацита, жившего в I веке. Он описывал вождей варваров и их товарищей, которые жили и сражались вместе, находя смысл жизни исключительно в битвах:

Если дело дошло до схватки, постыдно вождю уступать кому-либо в доблести, постыдно дружине не уподобляться доблестью своему вождю. А выйти живым из боя, в котором пал вождь, – бесчестье и позор на всю жизнь; защищать его, оберегать, совершать доблестные деяния, помышляя только о его славе, – первейшая их обязанность: вожди сражаются ради победы, дружинники – за своего вождя. Если община, в которой они родились, закосневает в длительном мире и праздности, множество знатных юношей отправляется к племенам, вовлеченным в какую-нибудь войну, и потому, что покой этому народу не по душе, и так как среди превратностей битв им легче прославиться, да и содержать большую дружину можно не иначе, как только насилием и войной; ведь от щедрости своего вождя они требуют боевого коня, той же жаждущей крови и победоносной фрамеи; что же касается пропитания и хоть простого, но обильного угощения на пирах, то они у них вместо жалованья. Возможности для подобного расточительства доставляют им лишь войны и грабежи. И гораздо труднее убедить их распахать поле и ждать целый год урожая, чем склонить сразиться с врагом и претерпеть раны; больше того, по их представлениям, потом добывать то, что может быть приобретено кровью, – леность и малодушие .

Через триста лет эти воины завоевали Римскую империю.

Итак, мы рассмотрели все три элемента. Давайте подведем итоги.

Греки считали, что мир прост, логичен и объясняется математическими формулами.

Христиане верили, что мир порочен и что спасти человечество может только Христос.

Германские воины находили смысл жизни и удовольствие в битве.

Из такой неоднородной смеси и возникла европейская цивилизация.

Но как эти три элемента слились вместе? Рассмотрим для начала связь христианства с греко-римским миром. Римские власти периодически пытались искоренить христианство. Они отбирали священные книги и имущество церквей, бросали христиан в темницы и пытали их; тех, кто не соглашался отречься от Христа, они подвергали жестоким мучениям.

Обычно римляне были веротерпимы. Они управляли империей, которую населяли разные народности, придерживавшиеся разных верований. Если какие-то племена или народы не доставляли неприятностей и не бунтовали, то римляне позволяли исполнять им свои ритуалы и заниматься своими внутренними делами. Можно было исповедовать любую религию, но только при одном условии: приносить подношения императору. Да и подношения эти были чисто символическими. Обычно перед портретом или статуей императора возжигали огонь, в который бросали щепотку соли. Пламя вспыхивало, и этого было вполне достаточно. Это все равно что в наши дни отдавать салют флагу или исполнять государственный гимн. Но христиане этого не делали, потому что, как и иудеи, они утверждали, что поклоняться нужно только одному-единственному Богу, а император никоим образом им не является. Иудеев обычно освобождали от необходимости отдавать почести императору; римляне считали иудеев беспокойными чудаками, но, тем не менее, для них это был древний народ, со своими традициями, со своим богом и проживавший на определенной территории. Христиане же исповедовали новую религию и могли оказаться везде. Для римлян это были бунтовщики, которых следовало уничтожить. И они преуспели бы в этом, если бы последовательно их преследовали.

Затем произошло чудо. В 313 году император Константин стал христианином, или, по крайней мере, начал оказывать официальную поддержку христианской церкви, придя к мнению, что бог христиан поможет ему управлять империей гораздо лучше всех других богов. Тогда христиане еще не составляли большинства населения империи, но правитель государства давал деньги христианским церквам и подтверждал власть епископов. Еще пятьдесят лет спустя другой христианский император запретил все остальные религии. Через четыреста лет, после того, как Иисус начал читать свои проповеди в беспокойной отдаленной провинции Римской империи, христианство стало официальной и единственной религией государства. Теперь большую власть в городах и селениях получили священники и епископы, принявшиеся разрушать языческие храмы. И это первая связь между разнородными элементами: Римская империя становится христианской .

Константин (272 – 337), римский император, официально признавший христианство в 313 году

К тому времени церковь уже отличалась от той, какой она была в первые годы после своего возникновения. Поначалу христиане встречались группами в частных домах. Через три-четыре века существовала уже целая иерархия церковных сановников: священники, епископы и архиепископы. Одному из епископов, епископу Рима, удалось стать папой, управляющим всей церковью. У церкви появилась своя система законов, свои собственные суды и тюрьмы. Не говоря уже о церковных делах, церковь заведовала такими важными вопросами как брак и наследство. Церковь устанавливала и взимала свои налоги, которые должны были выплачивать все, поддерживая таким образом господствующую религию.

После распада Римской империи церковь выжила, поскольку представляла собой своеобразное государство в государстве. Римский папа правил параллельно с императором, контролируя всю иерархию нижестоящих церковных постов. Вот и вторая связь между элементами: церковь становится римской .

После распада империи церковь сохранила греко-римскую ученость. И это довольно удивительно, потому что все писатели, философы и ученые античной эпохи были язычниками, а не христианами. Зачем же христианской церкви было заботиться о наследии древних? Внутри церкви действительно была группа лиц, настроенных против древней учености и утверждавших, что все написанное в древности – ложь, а единственная истина это Христос. «Что общего между Афинами и Иерусалимом?» – вопрошал Тертуллиан. Но эта точка зрения не победила.

Христиане не разрабатывали своей системы образования, поэтому церковь полагалась на образованных людей, придерживавшихся греко-римской традиции, когда, став сложным организмом, ей пришлось упорядочивать и систематизировать свои правила и идеи. Для объяснения и защиты основных постулатов христианства ученые люди опирались на греческую философию и греческую логику. Христианские учителя считали, что великие философы и моралисты Греции и Рима тоже были в чем-то правы, хотя, конечно, непреложной истиной для них обладало лишь христианство. Учение древних философов можно использовать как путь продвижения к истине и как способ рассуждения об истине. Поэтому церковь и сохраняла сочинения древних, несмотря на то что считала их языческими. Это третье связу ющее звено между разнородными элементами: церковь сохраняет греко-римскую ученость .

Германские племена, наводнившие Римскую империю, вовсе не собирались ее разрушать. Они приходили за добычей, за лучшими землями, на которых можно было бы поселиться и наслаждаться хорошей жизнью. Многие из них охотно признавали власть императора. Но проблема заключалась в том, что к IV веку германцев стало так много и они заняли так много земли, что император почти полностью лишился подконтрольных ему территорий. По сути, Римская империя прекратила свое существование как раз из-за того, что не оставалось ничего, чем можно было бы править.

С другой стороны, германские воины обнаружили, что они должны были хоть как-то управлять обществом, в котором обосновались, а это вовсе не было их изначальной целью. Поэтому германцы сами оказались в довольно трудном положении. Германцы были неграмотными, остатки римской администрации исчезли в хаосе, который они сами же и породили, торговля и города постепенно приходили в упадок. Вожди воинов провозглашали себя королями маленьких королевств, воевали с другими королевствами, расширяя свои земли или теряя их. И только по прошествии нескольких столетий начали формироваться границы таких современных западноевропейских государств, как Франция, Испания и Англия.

Центральная власть при подобных обстоятельствах была чрезвычайно слабой, настолько слабой, что даже не могла взимать налоги. (Для нас это кажется противоречием – власть, которая не взимает налоги.) Германский вождь стал королем, который наделял землями своих ближайших соратников, превратившихся в знать; если вдруг королю требовалось войско, то обеспечить его должны были представители знати. Но они теперь рассматривали выданные им земли как свою собственность и поэтому сами решали, сколько и каких воинов посылать королю, и на какие цели.

В наши дни главы государств иногда принимают парады и инспектируют войска. Они проходят вдоль шеренг, делают вид, что внимательно рассматривают солдат, возможно даже, делают им пару замечаний. Это остатки средневекового обычая, когда король действительно устраивал смотр присланному ему войску и думал: «Какой же сброд мои подданные прислали на этот раз?»

Короли долго боролись за упрочение личной власти: им хотелось править без опоры на знать, установить свою систему сборов налогов, содержать собственную армию и собственный штат чиновников. Но поскольку позиции королей оставались весьма шаткими, некоторые институты они так и не посмели поставить под сомнение. Частная собственность осталась неприкосновенной; землевладельцы превратили земли, которыми они владели на определенных условиях, в свою непререкаемую собственность. И этот факт всегда ограничивал притязания центрального правительства, поэтому европейские короли так и не стали подобием восточных деспотов, даже упрочив свою власть. Если деспоту что-то требовалось, он просто захватывал чью-либо собственность или посылал воинов на базар взять необходимые ему товары. В европейских же монархиях, даже когда они назывались «абсолютными», такого никогда не было. Фраза «Не все принадлежит королю» как нельзя лучше выражает европейское отношение к власти. На основе права собственности выросло представление о правах человека, основополагающее европейское понятие. Убеждение, что власть центрального правительства должна быть ограничена, происходит из того, что когда-то власть правителей действительно была ограниченной.

Ограничение власти сказалось и на экономическом развитии. Уверенность торговца в том, что его товары не отберут, в немалой степени способствовала росту экономики Европы до невиданных в других частях света высот.

Теперь, зная о германских воинах и об их образе жизни, мы не удивимся, узнав, что вскоре после вторжения в империю они приняли христианство. Церковь оставалась единственным институтом, пережившим падение Римской империи. Встречать очередной отряд воинов, пришедших за добычей, часто выходил местный епископ. И именно епископ говорил: «Вы можете получить землю на этой стороне реки, но прошу вас, оставьте нам остальное». Он указывал на дворец бывшего римского наместника, который, вне всяких сомнений, присваивал себе военный вождь, и добавлял, что вождь может в любое время обратиться к нему за помощью в управлении. Вскоре епископы убедили военных вождей, что они полу чат больше добычи и убьют больше врагов, если призна ют христианского бога. Это были завоеватели особого рода: завоеватели, принявшие веру завоеванного населения. Церковь совершенно четко дала понять, что новые правители, короли и знать, должны стать заступниками христианской веры. Вот и последняя связь: Германские воины поддерживают христианство .

Если теперь мы перечислим все эти связи:

то придем к следующему заключению:

Очень странное сочетание, не правда ли? Но германцы были вовсе не прирожденными союзниками, поэтому сочетание и оставалось нестабильным. Время от времени оно давало трещину, хотя и продержалось около тысячи лет – примерно с 476 года, когда окончательно пала Римская империя, до примерно 1400 года. Этот период историки называют Средними веками, или периодом Средневековья.

Многие исследователи, рассматривающие историю наиболее широко, считают, что именно в XV веке берет начало современность. Таким образом, мы имеем три эры европейской истории: древняя (античная), средневековая, современная.

На протяжении Средневековья указанные выше элементы составляли единое целое, хотя внутренне они могли изменяться. Возьмем для примера христианство. Чем-чем, а воинственной религией его никак не назовешь. Иисус сказал: «Любите врагов ваших». Первые христиане отказывались поступать на военную службу, и это была одна из причин, по каким римляне относились к ним с подозрением. Но вот христиане заключили союз с германцами, и эти закаленные в битвах воины поддерживали учение, призывавшее подставлять вторую щеку, если тебя ударили по первой щеке. Что это за противоречие? На самом деле оно не настолько велико, как кажется. После того как император Константин принял христианство и сделал его официальной религией, христианству неминуемо пришлось изменить свои взгляды на насилие. Любое государство должно защищать себя, и если церковь хочет найти у государства поддержку, она должна признать его право хотя бы на справедливую войну.

И все же, когда церковь приняла в свое лоно германских воинов, полностью их взгляды она не признала. С течением столетий воины превратились в рыцарей. Рыцарь находил удовольствие в битвах и гордился своей военной доблестью, но сражался он по благородным причинам. Церковь побуждала его сражаться с иноверцами, и он считал это весьма благородной причиной. Церковь поддерживала крестовые походы в Святую Землю, попавшую в руки арабов-мусульман, и даровала некоторые привилегии тем, кто отправлялся туда с мечом.

Король франков Карл Великий крепит меч к поясу Роланда, который, согласно легенде, погиб, сражаясь с мусульманами-сарацинами в Испании

Рыцарь также защищал слабых, особенно благородных дам. Теперь, когда воин руководствовался определенными моральными принципами, посвящение в рыцари происходило в ходе своего рода религиозной церемонии. Его меч клали на алтарь христианской церкви, а затем даровали рыцарю, который после этого должен был отправиться совершать подвиги.

Представление о том, что женщин нужно защищать и уважать, пустило в европейской культуре глубокие корни. После исчезновения рыцарства такое поведение стало считаться обязанностью «джентльмена», наследника христианских рыцарей. Джентльмен должен был демонстрировать свое уважение к дамам, вставая, когда они входили в помещение, не позволять себе садит ься рядом с ними и приподнимать шляпу в знак приветствия. Даже меня еще учили этому в школе, и забыть эти правила поведения весьма трудно. Таким обра зом, меня можно назвать реликвией эпохи Средневековья.

В последние десятилетия женщины пытаются бороться с таким отношением к себе. Они не хотят, чтобы их ставили на пьедестал; они хотят быть равными. Но они часто забывают, что в этой борьбе они изначально обладают преимуществом: легче бороться, находясь на пьедестале, нежели под пятой на земле. Именно потому что к женщинам в Европе испытывали определенное уважение, феминизм и нашел здесь широкую поддержку.

В других культурах дело обстоит иначе.

Рассмотрим теперь другой источник напряжения в этом союзе разнородных элементов.

Христианская церковь, как мы уже говорили, сохраняла греко-римскую ученость. И это был достаточно активный процесс; церковь не просто ставила древние книги на полку и благополучно забывала о них.

Эти книги дошли до наших дней (и мы можем их читать сегодня) только потому, что церковь делала с них копии на протяжении всех Средних веков. Книгопечатания тогда не существовало, книги ветшали и погибали. Именно монахи в монастырях, часто сами не зная, что они переписывали (отсюда и много ошибок), сохранили для нас большинство культурных сокровищ Древней Греции и Древнего Рима.

Монах-переписчик из Лакруа за работой. Христианская церковь стала хранительницей греко-римской литературы и использовала ее для поддержки своего вероучения

Если воспринимать эту литературу в буквальном смысле, можно прийти к выводу, что она излагает философию, систему ценностей и отношение к жизни, в основе своей не-христианские, языческие. Но церковь в Средние века обладала такой интеллектуальной властью, что никто и не думал воспринимать буквально все, что написано в книгах. Церковь заимствовала из них самое необходимое, переставляла избранные фрагменты по своему усмотрению, совмещала их с отрывками из Библии.

Так возникла христианская теология, то есть описание Бога, Божьего мира и его плана спасения человечества. Таким образом, древнегреческая философия, древнегреческая ученость и древнегреческая логика поступили на службу христианству. Открытие ранее неизвестных текстов не доставляло беспокойства христианским ученым; они переплетали их с уже имеющимися отрывками и составляли новую версию своей теологии.

Давайте подведем итоги всего, что происходило в Средние века. Воины становятся христианскими рыцарями , а греко-римская ученость поддерживает христианство .

В центре этих процессов находится церковь, на которую и опирается вся конструкция. Ученость стала христианской, рыцари стали христианскими, весь мир стал христианским.

Примерно после 1400 года этот странный союз начинает разваливаться, и зарождается то, что историки называют современностью.