Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Черты романтизма в поэме мцыри кратко. В помощь школьнику. Композиционное построение поэмы

«Мцыри» — поэма романтическая. В ней необычно все: обстановка, в которой происходит действие, само действие и, конечно, герой.

Герой поэмы — Мцыри, неслужащий монах. Шес-тилетним мальчиком попадает он в монастырь, где и проходит вся его жизнь, вдали от дома, от близких, от мирских удовольствий. Так Лермонтов создает ис-ключительные обстоятельства, в которых живет его герой. Душные кельи, постоянное одиночество — все это хорошо знакомо Мцыри. Необычно не только то, что местом действия поэт выбрал монастырь, но и то, где этот монастырь находится. Лермонтов рисует Гру-зию, цветущую «в тени своих садов». Величественные горы и окружающий их лес — картина действительно романтическая.

Сбежавшему из монастыря Мцыри открывается мир во всей его полноте и красе. Он наконец попадает в «чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Воображение Героя поражают пышные поля, обрамленные лесами холмы, «грудь темных скал», горные хребты, курящиеся «в час утренней зари». Мастерски созданный Лермонтовым романтический пейзаж помогает лучше постичь чувства героя, после долгих лет заключения увидевшего эту красоту.

С огромной тоской вспоминает Мцыри свое отечество: аул, возвращающиеся с пастбищ табуны, убеленных сединой важных старейшин, блеск кинжалов, горную речку. Поэтично нарисованная картина кавказского быта также говорит о романтизме поэмы. Лермонтов, хорошо знающий Кавказ, создает в поэме образ молодой грузинки и «обряжает» ее, христианку по вере, в чадру. Ведь так она выглядит куда более загадочно и романтично.

Во многом способствует созданию романтической обстановки и введение в поэму боя с барсом. Лермонтов заимствовал этот эпизод из грузинского фольклора. Победа Мцыри, конечно, гиперболизирована, но описание битвы выглядит в общем контексте произведения очень органично.

Герой поэмы, полный пламенных страстей, обнажает свою душу исповеди. Исповедь Мцыри - это большая часть поэмы, и именно она способствует созданию такого яркого романтического образа. Используя форму откровения, поэт стремится глубже «рассказать душу» героя, и поэма приобретает необыкновенную психологичность. Лермонтов детально изображает все переживания Мцыри. Для этого он щедро использует многочисленные художественные приемы.

За несколько глотков свободы герой готов отдать две жизни в монастыре. Покой и тишина не могут заменить ему красоту мира и разрушенные юношеские мечты. Он одинок и стремится к жизни, полный «тревог и битв», стремится познать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы». Тюрьма для Мцыри не только монастырь, но и весь тот уклад спокойной и размеренной жизни, который несовместим с пред-ставлениями о ней пылкого и страстного юноши. Стремясь к своей цели, герой мужественно превозмо-гает многие трудности. Он переносит страдание голо-да, смело бросается в бой со зверем, пробирается сквозь колючий терновник. В трудную минуту Мцы-ри не ищет людской помощи. Он считает себя чужим для всех. «И если б хоть минутный крик мне изме-нил — клянусь, старик, я б вырвал слабый мой язык», — признается герой.

Высоко оценивал образ Мцыри В. Г. Белинский. «Что за огненная душа, что за могучий дух» что за ис-полинская натура у этого мцыри!» — писал он. Кри-тик считал героя поэмы идеалом Лермонтова, «отра-жением в поэзии тени его собственной личности».

Поэма заканчивается, как и положено романтиче-скому произведению: Мцыри находится на пороге смерти. Он завещает похоронить себя там, откуда ви-ден Кавказ. Герой не раскаивается в содеянном и не отступает от своих мечтаний.

М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина. Однако, по словам Белинского, он внес в национальную литературу не-что особенное, оригинальное, так называемый «лер-монтовский элемент». «Все дышит самобытною и творческою мыслью», — писал критик о его поэзии.

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Романтизм как литературное направление сложился на рубеже XVIII и XIX вв. Фундаментом для его становления послужило предшествовавшее ему течение – сентиментализм. Именно его основные принципы были заимствованы, а в дальнейшем получили развитие в романтизме. Говоря об этом направлении, нельзя не упомянуть о "мастерах"романтиках, таких как В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. Романтические мотивы нашли отражение даже в литературе XX в. – у А.М. Горького в "Старухе Изергиль". Произведения всех авторов этого направления объединены несколькими общими положениями, без которых романтическое творчество невозможно: во-первых, автор такого произведения концентрирует внимание на главном герое, его внутреннем мире, переживаниях, и внешний мир читатель видит глазами этого героя; во-вторых, существуют определенные черты характера, присущие романтическому герою; в-третьих, для произведений этого направления характерно изображение ситуаций нереальных, выдуманных, слишком отдаленных от действительности, и главному герою обычно приходится делать сложный нравственный выбор; также, углубляясь в описание чувств, автор мало обращает внимание на факты.

Все эти принципы можно с легкостью обнаружить в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри", которая наряду с его "Демоном", стихотворениями В.А. Жуковского, помой А.С. Пушкина "Кавказский пленник", а также некоторыми другими произведениями признана истинным образцом романтического творчества.

Доказательство того, что "Мцыри" – романтическая поэма, стоит начать с образа главного героя. Его биография до времени повествования отличается краткостью и некоторой сентиментальностью: его, шестилетнего, захватили в плен, но он "занемог" и, будучи при смерти, был оставлен в монастыре, на попечение монахов; на первый взгляд, юный пленник привык к своим "оковам" - он даже собрался принять монашеский обет, но однажды исчез, был найден через три дня израненный. С предсмертной исповеди фактически и начинается поэма. Такая ситуация действительно в некоторой степени надуманна, хотя история и отмечает подобные случаи, когда детей горцев захватывали в плен, но по состоянию их здоровья, из жалости или вследствие ненужности оставляли в монастырях. Мцыри, которому в момент повествования едва ли есть двадцать лет, приходится выбирать: остаться ли жить в монастыре и принять непонятное и вызывающее его насмешку христианство или бежать, оставить тоскливые стены. Но куда ему бежать? Ведь он фактически не существует для своих родных – они давно оплакали и забыли, и в монастыре он жить не может – тишина в его стенах давит на юного пленника. Почему он не может выносить душную атмосферу кельи, думается, точно не понимает и он сам. В шестилетнем возрасте он вряд ли мог многое запомнить, вольная жизнь ассоциируется у него с родителями, лица которых он также, скорее всего, не помнит – лишь смутные образы, соотносящиеся с какой-то лучшей жизнью, по определению романтиков – жизнью "там". Таким образом, причину его бегства можно назвать не порывом куда-то, а стремлением откуда-то, то есть из монастыря. Это движение скорее инстинктивно и некоторым образом напоминает несознательное желание зверя вырваться из клетки. Мцыри – как истинно романтическому герою – присущ так называемый романтический максимализм, для него существует разделение мира только на "черное" и "белое", поэтому и жизнь, по его убеждению, возможна только на свободе.

Вообще, говоря в свободе, нельзя рассматривать ее однозначно. Это понятие глубоко личное, и порой оно может принимать значение, противоположное общепринятому, что можно доказать на примере поэмы В.А. Жуковского "Шильонский узник". Человек, почти всю свою жизнь проживший в темнице, через много лет выпущенный на так называемую свободу, с сожалением "вздыхает" о своей тюрьме; для него как раз родился парадокс: его свобода – в тюрьме. Таким образом, вопрос о том, что есть для Мцыри свобода, спорен. В поэме есть факт, указывающий на родственное с Шильонским узником толкование этого термина, – Мцыри, побыв вне монастыря несколько дней, умирает и, умирая, оказывается в той самой келье, из которой бежал. Это говорит о том, что сама природа препятствовала его вольному порыву, что он был противоестественным.

Однако побег совершен. Мцыри оказался на лоне дикой природы, которую ранее он видел лишь из окна кельи, и она предстает перед читателем вкупе с новыми, пробуждающимися чувствами героя. Горные хребты навевали ему образ отцовского дома, сестер, качавших его колыбель… Каждое дерево, птица, каждый звук и запах возбуждали непонятные, щемящие сердце ощущения, тоска достигла своей высшей точки после того, как Мцыри увидел молодую грузинку с кувшином. Конечно, она не была одной из его сестер, но, вероятно, именно пригрезилась ему в незнакомке.

После "взрыва" чувств произошел "взрыв" силы духа – борьба с барсом. Поединок человека со зверем не стоит воспринимать буквально: он, как и вся поэма, символичен. Это не только противоборство могучего духа и физической силы; это картина души Мцыри, где ведут борьбу два начала: инстинктивное стремление к свободе и привычка выросшего в темнице "цветка". Мцыри обладает врожденным и усилившимся в период заточения мятежным духом; он, пленник, ищет общения, его тянет к молодой грузинке, к далекому курящемуся аулу.

Не стоит считать, что его попытка контакта с окружающим миром провалилась. Он нашел общий язык – с собой, он понял, испробовал жизнь; его смерть оказывается в некотором смысле и победой – он все-таки вырвался из мира "келий душных и молитв". И, хотя, в принципе, он побежден, победителя нет – монастырский уклад пошатнулся из-за возможности бежать из заточения. Довольно интересно, что поэма открывается изображением разрушенного, опустевшего монастыря. Таким образом, противоборство двух миров – мира "келий душных и молитв" и чудесного мира "тревог и битв" – противоборство, заканчивающееся ничем, является центральным действием в поэме, и Мцыри рассматривается не в качестве конкретного героя, но как любой человек вообще; монастырь, куда не проникают солнечные лучи, представляется, разумеется, не просто зданием, но символом неволи в широком понимании, его стены закрывают мир человеческой души от природы. Если сам монастырь еще может выпустить Мцыри (ведь в любом монастыре есть двери), то старик монах как бы дополняет темницу, делая ее грозным, последним пристанищем вошедшего. Именно против этого поднял бунт Мцыри – против царящего безмолвия, ведь даже монах, как и камни монастыря, хранит молчание и не дает мятежному духу героя вырваться на "родину", найти утраченный "рай".

Это стремление из неестественности к естественности есть одна из основных черт романтизма. Подчеркивая природное начало человека, романтики утверждали, что родившаяся на воле душа не может терпеть никакого ограничения своего полета; отсюда и такая неприязнь писателей (соответственно, и их героев) ко всему, что делает личность человека зависимой от чего-либо, будь то общество или обыденная жизнь.

В поэме Лермонтова "Мцыри" как романтический герой показан юноша, сбежавший из монастыря. Автор развивает в своем произведении идеи протеста и мужества. Михаил Юрьевич практически полностью исключил из своего творения любовный мотив, который играл большую роль в его поэме "Исповедь". Этот мотив в "Мцыри" отразился только в мимолетной встрече главного героя с грузинкой, произошедшей у горного потока.

Побеждая порыв своего молодого сердца, Мцыри ради идеала свободы отказывается от личного счастья. В поэме патриотическая идея неразрывно связана с темой свободы. Это наблюдается и в творчестве поэтов-декабристов. Михаил Юрьевич эти понятия не разделяет. В его произведении в "пламенную страсть" сливаются жажда воли и любовь к Отчизне. Очень привлекателен Мцыри как романтический герой. План анализа этого персонажа должен включать в себя его отношение к монастырю. Об этом мы сейчас и поговорим.

Отношение Мцыри к монастырю

Монастырь для нашего героя является тюрьмой. Ему кажутся душными кельи, а стены - глухими и сумрачными. Стражи-монахи представляются главному герою жалкими и трусливыми, а сам он - узником и рабом. Порывом к свободе обусловлено его стремление узнать, для чего мы родились на свет, "для воли иль тюрьмы". Для юноши волей оказываются несколько дней, проведенных им в мире после побега из монастыря. Вне глухих стен он жил полной жизнью, а не прозябал. Герой называет время. Именно в дни, проведенные на свободе, раскрывается в полной мере образ Мцыри. Как романтический герой он проявляет себя за стенами монастыря.

Патриотизм главного героя

Меньше всего свободолюбивый патриотизм главного героя похож на любовь к дорогим могилам и красивым родным пейзажам, хотя Мцыри и тоскует о них. Он истинно любит свою Отчизну, желает сражаться за обретение ею свободы. С несомненной симпатией Михаил Юрьевич воспевает эти юношеские мечты. Произведение не раскрывает стремлений главного героя до конца, однако в намеках они вполне ощутимы. Юноша вспоминает о знакомых и своем отце главным образом как о воинах. Этому герою не случайно снятся битвы, в которых он оказывается победителем. Недаром в мир битв и тревог влекут его мечты.

Характер главного героя

Мцыри как романтический герой показан храбрым и мужественным. Сам он убежден, что "в краю отцов" мог бы быть одним из "удальцов". И хотя изведать упоение сражением этому герою было не суждено, он настоящий воин по складу своего характера. Еще с юных лет Мцыри отличался суровой сдержанностью. Гордясь этим, герой говорит, что никогда не знал слез. Только во время побега юноша дает слезам волю, так как их не видит никто. Волю главного героя закалило одиночество в монастырских стенах. Не случайно именно в грозовую ночь Мцыри решился на побег: боязливых монахов пугал разгул стихии, но только не этого юношу. К грозе у него возникало лишь чувство братства.

Стойкость и мужественность юноши

Стойкость и мужественность Мцыри проявляется с наибольшей силой в эпизоде битвы с барсом. Могила его не пугала, так как он понимал, что возвращение в монастырь будет продолжением страданий. Созданный автором трагический финал показывает, что дух героя не ослабевает из-за приближения смерти. Его вольнолюбивый патриотизм перед ее лицом не исчезает. Мцыри не заставляют раскаяться увещевания монаха. Он говорит, что променял бы вновь вечность и рай на несколько минут, проведенных среди близких. Нет вины Мцыри в том, что обстоятельства нельзя было преодолеть, и он не смог попасть в ряды бойцов. Герой напрасно пытался спорить со своей судьбой. Он оказался побежден, но внутренне не сломлен. Мцыри является положительным героем русской литературы. Его цельность, мужественность, смелость были укором бездеятельным и боязливым представителям дворянского общества, современного Лермонтову.

Роль пейзажа в раскрытии характера

Кавказский пейзаж служит для раскрытия образа юноши из поэмы "Мцыри". Как романтический герой, презирая окружение, он ощущает родство лишь с природой. Выросший в стенах монастыря, он сравнивает себя с тепличным листком. Вырвавшись на свободу, он поднимает свою голову вместе с цветами на восходе. Будучи дитем природы, Мцыри припадает к земле и, подобно герою сказок, узнает тайну вещего щебетания птиц, загадки их песен. Ему понятна дума жаждущих встречи разъединенных скал, спор с камнями потока. Обострен взор юноши: он замечает, как шерсть барса отливает серебром, как блестит чешуя змеи, видит бледную полосу между землей и небом и зубцы далеких гор. Мцыри как романтический герой поэмы думает, что сквозь синеву неба он мог бы разглядеть полет ангелов.

Традиции романтизма и новые черты поэмы Лермонтова

Безусловно, поэма Михаила Юрьевича продолжает традиции романтизма. Об этом говорит, в частности, центральный образ произведения. Полный пламенных страстей Мцыри как романтический герой, одинокий и сумрачный, в рассказе-исповеди раскрывает свою душу. В этом Михаил Юрьевич следовал традиции. Все это типично для романтизма. Тем не менее Лермонтов, который писал свою поэму в годы, когда работал над реалистическим произведением "Герой нашего времени", в "Мцыри" внес черты, не свойственные более ранним его поэмам. Действительно, прошлое героев "Боярина Орши" и "Исповеди" остается неизвестным нам. Мы не знаем, какие социальные условия повлияли на становление их характеров. А в произведении "Мцыри" мы находим строки о том, что детство и отрочество главного героя были несчастливыми. Это помогает нам глубже понять его мысли и переживания. Следует отметить и то, что форма исповеди, столь характерная для поэм в стиле романтизма, связана с желанием "рассказать душу", то есть максимально глубоко раскрыть ее. Такая детализация переживаний, психологизм произведения естественны для Лермонтова, поскольку он создавал одновременно и социально-психологический роман.

Сочетание в исповеди многочисленных метафор, имеющих романтический характер (образы пламени, огня), с поэтически скупой и точной речью вступления, свойственной реализму, весьма выразительно. Поэма начинается строками: "Однажды русский генерал..." Произведение, романтическое по своей форме, свидетельствовало о том, что в творчестве Лермонтова становились все более отчетливыми реалистические тенденции.

Новаторство Лермонтова

Итак, мы раскрыли тему "Мцыри как романтический герой". Лермонтов вошел в отечественную литературу как продолжатель поэтов-декабристов и традиций Пушкина. Однако он внес и новое в развитие русского художественного слова.

Белинский говорил о том, что можно вести речь о так называемом лермонтовском элементе. Критик пояснял, что под ним подразумевается прежде всего "самобытная живая мысль". Безусловно, она ощущается и в создании такого образа, как Мцыри. Как романтический герой, кратко этот юноша был охарактеризован нами. Вы увидели, что в произведении имеются и некоторые реалистичные черты.

Арсланова Анжела
Конспект урока для средних школьников «Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Тема : «Черты романтизма в поэме М . Ю. Лермонтова «Мцыри »

Цель :

Ученики должны доказать, что поэма «Мцыри » -романтическое произведение , научиться характеризовать Мцыри как героя романтического произведения

Задачи :

1. Актуализировать знания о романтизме , особенностях романтического характера . Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме .

2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.

3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.

Универсальные учебные действия : работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна.

Метапредметные ценности : развитие ценностных представлений (свобода – неволя, сила духа) .

Планируемые результаты

Ученики научатся :

Характеризовать образ юноши-мцыри , привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

Комментировать иллюстрации к поэме , созданные разными художниками;

Использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

Извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму) ;

Координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.

Тип урока : урок формирования знаний .

Вид урока : урок -диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, групповая.

Оборудование : текст М. Ю. Лермонтова «Мцыри » ,схема «фишбоун» ,компьютерная презентация,запись фрагментов из произведений Ф. Шопена, Н. Паганини, рок-группы «Ария» ,иллюстрации к картинам К. Брюллова, И. Айвазовского.

Ход урока:

Так живо выхватил он из ребр Кавказа

одну из разительных сцен и облек ее в

живые образы перед очарованным взором.

А. Муравьев

1. Оргмомент. (Учитель проверяет готовность к уроку и настраивает учащихся на работу)

2. Актуализация знаний.

а)реализация домашнего задания. (Беседа по вопросам)

Учитель :1. С произведениями какого автора мы познакомимся уже который год?

(Дети зачитывают синквейны о М. Ю. Лермонтове ,составленные дома)

2. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку ;о каком произведении Лермонтова писал поэт и мемуарист А. Муравьев эти строки?

3. В чем особенность создания этого произведения?

4. Какое значение слова «мцыри » больше подходит нашему герою : послушник, неслужащий монах или чужеземец? Почему?

5. А теперь проверим,как внимательно вы читали текст : я предлагаю вам прослушать фрагменты музыкальных произведений Шопена, Паганини и рок-группы «Ария» и соотнести их с эпизодами из поэмы . (учащиеся прослушивают фрагменты и называют эпизод,с которым они соотносят этот фрагмент)

6. Обратите внимание на репродукции на доске, кто знает, как называются эти картины и кто их авторы (И. Айвазовский «Девятый вал» , К. Брюллов «Последний день Помпеи» )

7. Как вы думаете,почему я выбрала произведения именно этих художников и композиторов (и композиторы,и художники-романтики )

б) целеполагание.

1. Проблемный вопрос : как вы думаете, почему я объединила на нашем уроке композиторов- романтиков , художников-романтиков и поэму М . Ю. Лермонтова ?

2. Как вы считаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке ?

Итак,сегодня на уроке мы должны будем выявить черты романтизма в поэме и доказать ,что она является романтической .

3. Работа по теме урока .

а)А для начала давайте вспомним, что за направление романтизм , где и когда оно зародилось, кто является основоположником этого направления в России, а кто последователем (учащиеся отвечают на вопросы)

б)Назовите основные черты романтизма . (учащиеся перечисляют)

в)Выявление черт романтизма в поэме .

А теперь давайте постараемся выявить черты романтизма в поэме . Для этого я предлагаю использовать новую интересную диаграмму, которая называется «фишбоун» . Придумана она профессором Кауро Ишикава. Этот прием позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуально она похожа на скелет рыбы (отсюда и название) В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки» , на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Для этого нам надо разбить вас на группы,каждая группа получает схему и начинает работать.

Каждая группа имеет заготовку «фишбоуна» . Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т. е. признаки,характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально, а на нижних «косточках» каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов.

После окончания работы и обсуждения делаем вывод. (учащиеся выполняют работу в группах,подбирая цитаты из текста)

г)Обобщение.

Каждая группа заполнила поля,подбирая аргументы,а теперь мы проверим,как вы справились с работой. (учащиеся зачитывают причину и аргументы к ней)

Исходя из перечисленного вами,давайте сделаем вывод : поэма М . Ю. Лермонтова «Мцыри » -романтическая .

Давайте подведем итоги нашего урока :я предлагаю составить синквейн,в котором вы должны отразить особенности поэмы ,сделав акцент на том,что эта поэма романтическая , или используя образ Мцыри как романтического героя . (учащиеся составляют синквейны)

Зачитываются синквейны,учитель выставляет оценки,аргументируя их.

5. Рефлексия.

Понравился ли урок ? Что нового и интересного узнали?

6. Домашнее задание

Мы продолжим на следующем уроке работу над поэмой и вашим домашним заданием будет проанализировать поэму с точки зрения художественных средств выразительности . Заданием для сильных учащихся будет работа со всей поэмой ,а учащиеся послабее работают с карточкой,в которой есть наводящие вопросы.

Публикации по теме:

Фруктово-огородное шоу «Арбузник» для школьников средних классов «Арбузник». Фруктово-огородное шоу "Арбузник" для школьников средних классов Цель: расширить знания детей о фруктах и овощах, развивать.

Конспект игрового занятия для школьников «Ценности жизни» Цель: формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности. Задачи: 1. Сформулировать.

Конспект игрового классного часа для школьников «Законы писаны для всех» «Законы писаны для всех» Мы знаем о законе мало, не больше всех иных, Мы знаем, делать нужно то, что благо для других. Не нужно думать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для средних групп по плаванию